На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Малый бизнес: крик отчаяния

Экономисты подтвердят: малый бизнес – неотъемлемая часть экономической системы. Пожалуй, жизненно важная. Это не только рабочие места и налоги, но и развитие социальной сферы, а значит, нередко напрямую связано с качеством жизни и социальной стабильностью. И тем не менее именно малый бизнес в нашей стране ещё жив скорее вопреки, чем благодаря государственной поддержке. «Вы на нас плюёте, а мы вас ненавидим», – обратилась к властям основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова с трибуны Петербургского международного экономического форума. Услышали? Конечно. Прислушаются ли? Вряд ли. Об этом – в материале profiok.com.

Выступление Анастасии Татуловой сразу же разобрали на цитаты. Любой представитель малого бизнеса подпишется под каждым её тезисом. Так бывает всегда, когда слово берёт профессионал, знакомый с ситуацией глубоко и изнутри.

Малый бизнес: крик отчаянияПо словам Татуловой, государство напрасно считает, что предпринимателей всерьёз занимает простота и доступность мер поддержки. На самом деле любого предпринимателя занимают в первую очередь два вопроса: это эффективность и безопасность его бизнеса. Когда человек, ведущий бизнес, понимает правила игры и имеет возможность заниматься своим делом без риска прогореть или попасть за решётку, его совершенно не волнует опека со стороны государства. А меньше всего, как верно подметила Анастасия Татулова, ему нужны форумы, где обсуждаются эти самые меры поддержки. Как ни удивительно, Татулова констатировала, что слов «безопасность» и «эффективность» нет ни в одном стратегическом документе, посвящённом малому и среднему бизнесу. Зато эти стратегии, концепции и программы пестрят словами «генерация», «акселерация» и «цифровизация».

По мнению Татуловой, институты развития нужно упразднить, а средства направить на что-то более полезное и близкое к реальности. «Бюджеты этих институтов равны годовой помощи, оказанной предпринимателям, – подчеркнула омбудсмен. – Не надо нам, пожалуйста, институтов, которые нас развивают». Это же касается обучения, которое, по мнению государства, необходимо представителям бизнеса. «Мы со своим обучением разберёмся сами, – заявила Татулова. – Ни меня, ни моих коллег ничему не может научить человек, который не занимался бизнесом».

Пока же, как утверждает Анастасия Татулова, любое «государственное телодвижение» приводит к усложнению работы добросовестных участников рынка, заставляя их сдвигаться в сторону теневого сектора, который в создавшихся условиях получает явные конкурентные преимущества. И тяжёлый ковидный год привёл именно к тому, что рынок явно и заметно «посерел».

«Административное давление и несоразмерные штрафы вынуждают бизнес уходить в тень», – пояснила Татулова. «Чёрные» компании никто не видит, «серые» беспокоят по минимуму, а вот добросовестных бизнесменов, которые пытаются строить бизнес в соответствии с законодательством, душат буквально со всех сторон.

Одна из серьёзнейших проблем – налог с фонда оплаты труда. Сейчас по официальным данным отмечается рост занятости населения, однако Татулова объясняет его тем, что в период ограничений, связанных с пандемией, предприятиям давали льготные кредиты на зарплату. Как только это закончится, всё вернётся на свои места, уверена омбудсмен.

Малый бизнес: крик отчаяния«Невозможно платить такие суммы в человекоёмких отраслях: в фитнесе, в гостиницах, в ресторанах и на ручных производствах», – считает Анастасия Татулова. На сегодня предприниматель платит 43 процента с зарплаты своих сотрудников, то есть чтобы платить зарплату «по-белому», приходится тратить в полтора раза больше. Конечно, для малых предприятий это практически непосильная нагрузка.

Объявленное двукратное понижение страховых взносов – скорее психологическая, чем экономическая мера. «Давайте по-честному: не было никакого двукратного снижения, оно есть только на бумаге», – заявила Татулова. Действительно, объём взносов снизился с 30 до 15 процентов, но речь идёт только о сумме, превышающей МРОТ. Таким образом, средняя зарплата сейчас облагается налогом около 23-24 процентов. Иными словами, сумма снизилась не вдвое, а всего лишь с 30 до 24 процентов.

В то же время неналоговые платежи постоянно растут. К примеру, Росреестр, который Татулова назвала коррупционной организацией, только за прошедший ковидный год повысил пошлину за регистрацию дополнительного соглашения в 22 раза. «Может быть, можно просто это ведомство убрать?» – поинтересовалась Анастасия Татулова.

Сумма штрафов, полученная от малых и средних предприятий, с 2017 по 2019 год выросла втрое. Татулова привела в пример предпринимателя, которого оштрафовали на 200 тысяч рублей только за то, что спецодежда была выдана людям с неправильно оформленной сопроводительной документацией. И таких примеров любой из читающих этот материал приведёт сколько угодно. О каком развитии и даже выживании бизнеса можно говорить, когда предпринимателя могут оштрафовать в любой момент и практически на любую сумму?

Как верно отметила Татулова, суммы штрафов не только несоразмерны нарушениям, они просто несоизмеримы с прибылью бизнеса. Штраф 300 тысяч за то, что кто-то заметил в ресторане человека с ненадетой маской, нередко превышает месячную прибыль. «Я уже год думаю, кто придумывает эти суммы, – поделилась обмудсмен. – Я вам расскажу. Если у человека годовой доход 190 миллионов рублей, ему реально кажется, что 300 тысяч ― это не вопрос. Сытый голодного не разумеет, у нас так».

Как ни удивительно, ключевые показатели эффективности (KPI) надзорных ведомств напрямую связаны с количеством выявленных нарушений. Иными словами, чем больше они соберут штрафов, тем выше будет их премия. Татулова предложила либо честно признать, что это просто дополнительная доходная статья бюджета, либо связать KPI не со штрафами, а с отсутствием нарушений, и обязать их помогать предпринимателям обеспечивать все необходимые нормы. Никто не сгорел, не отравился, не травмировался – значит, система работает.

Малый бизнес: крик отчаянияВ сегодняшних условиях у малого бизнеса нет никаких стимулов к росту: «Как только ты становишься заметным, к тебе приходят и начинают проверять, как только переходишь [с упрощённой системы налогообложения – прим. profiok.com] на НДС, ты становишься минусовым».

По мнению Татуловой, налоги должны быть такими, чтобы предприниматель мог зарабатывать и инвестировать, чтобы развивалась страна. Для этого в налоговой системе нужен, например, отраслевой подход, чтобы разные предприятия могли конкурировать между собой.

Кроме того, омбудсмен предложила связать платежи с ФОТ с количеством рабочих мест: чем больше предприниматель создаёт рабочих мест, тем меньше, а не больше должен быть налог.

Татулова также заявила, что неплохо было бы запретить банкам вмешиваться в дела бизнеса: например, блокировать счета.

Наконец, основная проблема бизнеса, по мнению Анастасии Татуловой, заключается в том, что между властью и бизнесом нет доверия. «Вы на нас плюёте и разговариваете с нами, как с убогими, а мы вас ненавидим», – обрисовала проблему омбудсмен.

По мнению Татуловой, нужно непременно возвращать это доверие, а пока оно не вернулось, нужна «неизменность правового регулирования и стабильность правил игры», чтобы хотя бы это было для предпринимателей предсказуемо. «Мы не успеваем читать то, что вы пишете, остановитесь, не осчастливливайте нас», – попросила Татулова.

А вот все «хотелки» государства, включая, например, маркировку, по мнению омбудсмена, должны реализовываться за счёт бюджета, а не за счёт предпринимателей.

И самое главное. Анастасия Татулова предложила впредь обсуждать принимаемые законы с бизнесом. Причём не с большими деловыми объединениями, которые, по её словам, постепенно превращаются в чиновников, а именно с представителями бизнеса, с отраслевыми сообществами, с теми, кто ежедневно вращается в этой сфере. По словам Татуловой, необходимо сформировать экспертный совет, который реально транслировал бы интересы малого и среднего бизнеса.

Как сообщает ряд СМИ, Анастасия Татулова собирается баллотироваться в Госдуму от одной из непарламентских партий. Что ж, наверное, было бы неплохо. Если, конечно, получив депутатский мандат, она не начнёт стремительно превращаться в чиновницу.

Малый бизнес: крик отчаянияМежду тем складывается ощущение, что действия государства направлены вовсе не на поддержку, а, напротив, на ликвидацию малого бизнеса. Представителям МСП в России и так несладко. Они работают на грани рентабельности, без всяких «подушек безопасности». Если у бизнесмена помещение в собственности – всё не так плохо. Но когда он сталкивается ещё и с необходимостью платить аренду, он обречён, потому что любой более-менее продолжительный кассовый разрыв моментально приведёт его в глубокий минус.

Государство же то ли сознательно преследует предпринимателей, то ли просто, что называется, ищет под фонарём: отыгрывается на тех, кто на виду. Взять, скажем, ситуацию с электросамокатами. Несмотря на то, что проблема вовсе не в самокатах, а в тех, кто ими пользуется, все синяки и шишки достаются именно владельцам прокатов. О чём думает московский градоначальник, объявляя в праздничный день о нескольких последующих нерабочих днях «с сохранением заработной платы»? За чей счёт очередной банкет? Вопрос риторический. Зато в Минэкономразвития уверены, что малый бизнес станет одним из драйверов роста посткризисной экономики. Что ж, каков драйвер, таков и рост. 

 

 

Для полноты картины читайте публикации profiok.com:

 



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=14396#ixzz6yVZjndQY

Картина дня

наверх