На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Экономика с точки зрения программиста. Взгляд изнутри... Часть 3

Продолжение. Предыдущую часть можно найти по ссылке:

https://вперёдроссия.рф/blog/43868799517/Ekonomika-s-tochki-...

Теперь рассмотрим, как формируется на рынках цена на товары и услуги. Можно выделить три основных типа ценообразования:

1. Регулируемая цена. Задается потолок или коридор цен, как правило, государством или путем разного рода договоренностей между отдельными участниками.

2. Разновидность регулируемой цены. Цены на внутреннем рынке определяются путем выравнивания, подтягивания их к ценам на тех или иных внешних по отношению к стране рынках. Мне кажется, обычно это крупные объемы либо сложных высокотехнологичных (хотя и не обязательно) товаров, либо сырьевых, имеющих высокий спрос на внешних рынках. Особенно забавляет, когда одна госкомпания продает другой такой же госкомпании внутри страны свою продукцию, предназначенную для реализации внутреннему потребителю, по ценам, сформированным где-то очень далеко и в совершенно других условиях.

3. Нерегулируемый тип ценообразования (рыночный). В этом случае на цену снизу давят затраты и желание заработать (продавцом), а сверху все это ограничивает покупательская способность потенциальных покупателей из числа тех, на кого рассчитан данный конкретный товар. Все другие формы ценообразования отталкиваются именно от него, ориентируются или, так или иначе, учитывают его. Поэтому есть смысл рассмотреть его поподробнее.

Итак. Покупательская способность населения зависит от степени участия его (населения) в процессах производства ВВП, эффективности этого участия, а также от качества экономики и особенностей распределения результатов работы экономики внутри всего сообщества страны – равномерности распределения ВВП на душу населения.

Это, кстати, очень интересный момент. Если ВВП – стоимость, как ее можно распределить на душу населения? В чем ее физический смысл? В том, сколько продукция стоит для населения? То есть, за сколько нам продадут наш же продукт – ВВП (ну, или чужой – завезенный к нам импортный)? Так, что ли? Или - какую цену заплатило население, чтобы оно могло пользоваться продуктами своего же труда? Или же - какими побрякушками из импорта можно соблазнить его отдать то, что у него есть ценного? Так? Или нет?

Далее. Желание заработать зависит от уровня цен (стоимости затрат) и характера взаимоотношений в том окружении (среде), в котором находится данный продавец (с другими продавцами, покупателями, разного рода службами - официальными и не очень), и, пожалуй, от его амбиций.

Все три составных элемента – платежеспособный спрос, желание заработать и затраты - тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Они же в совокупности и образуют ту самую социально-экономическую среду. При этом, очевидно, что сумма затрат производителей и торговцев в данной среде в целом - это ключевой параметр - он задает нижнюю планку цен. Остальные – зависят от него в той или иной степени, являются производными от него. В затратах следует различать две отдельные составляющие:

1. Стоимость затрат.

2. Количество (физический объем) этих затрат;Т здесь могут наблюдаться два тренда, причем иногда одновременно:

2.1. Рост затрат при развитии (модернизации или расширении) производства;

2.2. Рост затрат, связанный с деградацией (снижением культуры и организованности, износом основных фондов) производства.

Стоимость затрат зависит от внешних относительно производителя или торговца факторов – особенностей местных условий ведения бизнеса и общей экономической политики, проводимой государством, включая тарифы, налоги и сборы. И рост тарифов и налогов – это вредно, плохо и опасно для экономики, поскольку влечет за собой рост стоимости непроизводительных затрат во всей экосистеме, включая самих производителей сырья и ресурсов, на которые устанавливаются тарифы, и у государства и у потребителей и у всех прочих участников экономической деятельности. У всех сразу и одновременно, пусть и с учетом неравномерности, но по всей стране! Здесь надо понять и неукоснительно исполнять одну простую вещь. Стоимость комплектующих и средств производства растет, потому что растут тарифы. А не тарифы растут, потому что растет стоимость комплектующих, как нас тут иной раз пытаются уверить некоторые типа "гуру" от экономики. Если говорить о высокой стоимости импортного оборудования, то и здесь все пляшет от тарифов, прежде всего, на энергию. Чем выше тариф, тем больше падает курс. Чем больше падает курс, тем выше стоимость импорта. А у нас тарифы росли несколько десятилетий подряд - по каждому поводу и без оного, по праздникам и в обычные дни, и незаметно и скачками, иной раз голову не успеешь повернуть - а тарифы опять подскочили. Прям кролики бешеные какие-то, а не тарифы. Какое это имеет отношение к нормальному управлению экономикой? Да никакого! Зачем я написал такие слова? Да затем, чтобы было предельно понятно, насколько далеко наша страна зашла по этому пути и насколько сильно оказались перекошены стоимостные балансы в экономике...

Сами затраты, их физические (количественные) объемы, зависят от внутренней эффективности – качества технических средств и процессов, проходящих внутри производства, а также от сложности производства. И здесь надо отличать рост затрат, связанных с развитием производства от роста затрат, связанных с его нарастающей деградацией. Развитие характеризуется процессами обновления (модернизации) и расширения производства, привлечения более высококвалифицированного персонала, ростом объема и качества выпускаемой продукции. Деградация, соответственно, – износом оборудования и других основных фондов, высокой текучестью кадров и общим снижением качества человеческого капитала на производстве со всеми вытекающими последствиями, включая сюда и снижение их покупательского спроса за пределами производства. При этом развитие должно происходить в увязке с выпускаемой продукцией – если вы расширили выпуск никому не нужной продукции и сбыта нет или если ранее имевшая спрос продукция вдруг начинает терять свою былую привлекательность – это тоже будет рост затрат с отрицательной эффективностью.

Таким образом, можно сказать: только развитие производства, в процессе которого происходит увеличение физического объема товаров и услуг, при постоянном и непрерывном повышении их качества и востребованности и/или привлекательности и одновременном снижении их стоимости, в том числе, и за счет снижения стоимости затрат, ведет к росту объема и качества ВВП. Все остальные факторы будут всегда работать только на усиление инфляции, даже если поначалу и покажется, что у вас происходит всеобщий рост.

Теперь возьмем все ранее рассмотренные определения и попробуем их переформулировать. И начнем с определения экономики. Приведу его еще раз:

«Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости». Конец цитаты.

Надеюсь, скромно добавленный едва заметный акцент в определении - "с позиции понятия стоимости" - теперь уже не кажется чем-то случайным, непредумышленным или просто излишне надуманным? Похоже, кто-то преднамеренно обеспечил искажение понимания с какой-то вполне определенной целью. Вместе с тем, в остальном у меня к нему нет особых замечаний, кроме того, что оно уж слишком обобщенное. Точнее, мне не нравится направленность действий, к которым оно обязывает. Это предельно (исходно) важное определение. Как я уже говорил, именно от него отталкиваются понимание, логика и направленность всех последующих действий. Попробуем теперь сформулировать понятие "экономика" немного по-другому, с учетом всего того, что было сказано выше по тексту:

Экономика страны в современном мире – это совокупность хозяйствующих субъектов и система их взаимоотношений – на территории государства и в едином правовом поле – рассматриваемые с позиции конечных результатов деятельности, как в целом данной системы, так и каждой по отдельности ее составляющих, а также их ценности для конечного потребителя и общества в целом.

При этом считаю нужным отметить, что верное определение экономики должно давать понимание результата ее работы как нечто цельное, которое можно оценить, в том числе, и с точки зрения привлекательности, достаточности (полноты), приемлемости, нужности. И важное, чего нужно достигать в процессе выстраивания экономики – это цельности и завершенности объектов, процессов и результатов. Вот на что должно нацеливать правильное определение. Следует также замерять и учитывать и влияние этой деятельности и продуктов деятельности одних субъектов на другие – как позитивные, так и негативные. Позитивные следует поддерживать и культивировать, негативные, соответственно, нивелировать, устранять, не допускать или даже пресекать.

Что следует понимать под термином "хозяйствующие субъекты" мы уже выяснили в самом начале – это люди и различные формы, способы их объединений, начиная от самых небольших и заканчивая крупными и крупнейшими макро-объединениями. При этом одни субъекты входят в состав других, более крупных. Страна, соответственно, также является цельным хозяйствующим субъектом.

Под взаимоотношениями будем понимать также совокупность процессов перемещения материальных, энергетических и информационных потоков, по мере продвижения которых происходит их преобразование. Причем преобразование должно происходить только в установленных для этого соответствующей технологией местах. Понятно, что собственно в пути никаких преобразований (или потерь), как правило (или в идеале), происходить не должно.

Любой процесс имеет начало и окончание. Каждый из них где-то начинается и где-то заканчивается, независимо от того, хотите вы этого или нет. Вместе с тем, любой процесс из чего-то проистекает, развивается по своим внутренним законам в соответствии с теми условиями, которые собственно и обеспечивают его протекание, и куда-то втекает. Если смотреть пространственную структуру, то следует говорить о цикличности процессов, происходящих в материальных объектах и между ними. Если во времени - то о событиях, их повторяемости, вариативности, причинно-следственных связях. Каждый вновь начинаемый процесс в цикле будет так или иначе отличаться от предыдущего. Можно говорить о похожести. Два разных процесса могут развиваться по одним и тем же законам. Тогда мы говорим о схожести или аналогичности.

Конечный результат работы экономики - это, прежде всего, продукт - ВВП. Выражаться он должен через затраченные материалы, энергию и трудовые затраты. При этом следует учитывать износ фондов, вложенные инвестиции, эффективность производственной деятельности и уровень удовлетворенности внутренних рынков, который косвенно можно определять по разнице остатков на складах на границах установленного периода времени (для материальных товаров и с учетом динамики их движения в периоде). Также следует учитывать степень участия населения в производстве относительно общей численности населения, эффективность этого участия (производительность), ну и конечно, как итоговая оценка деятельности страны, показатель инфляции - положительная (регресс/деградация) или отрицательная (развитие/прогресс) и т.д.

ВВП, еще раз повторюсь, - объем конечных товаров и услуг, произведенных экономикой - это величина абсолютная. А стоимость - величина относительная и зависящая от набора самых различных факторов. Естественно, что когда вы продаете товары за границу, вы заинтересованы продать меньший объем за большие деньги и это нормально и, в общем-то, отвечает интересам страны и экономики. По крайней мере, пока нет скатывания к действиям, способным уронить имидж страны на мировой арене. Однако внутри экономики это не имеет смысла, здесь все должно происходить наоборот – физический товарооборот и объемы продаж должны расти на фоне и за счет снижения стоимости, а значит, их доступности. При этом при постоянной численности населения в какие-то моменты наступают пределы насыщения, которые преодолеваются скачком развития науки и техники, по итогам которого происходит миниатюризация размеров производств, товаров и, соответственно, расходов сырья и материалов на единицу продукции. Одновременно здесь же опять должно происходить снижение стоимости, что еще более увеличивает доступность.

Строго говоря, предприятие не должно уменьшаться. Растет производительность, увеличиваются объемы продаж, значит, должны происходить процессы расширения, но сначала будет происходить более рациональное использование пространства, в том числе и за счет применения более компактного и более производительного оборудования. Это значит, что внешне предприятие может не меняться более продолжительное время, чем можно было бы предположить, прочитав предыдущие строки. Здесь следует полагаться, прежде всего, на качество и динамику изменений качества внутренних процессов, не забывая оценивать, в какую оболочку, или в какую форму они облечены.

Занимаясь экономикой внутри страны, надо понимать еще одну простую вещь. Конечный итог деятельности всей страны складывается из общих усилий каждого отдельного члена общества этой страны. Из первоначального (общего) определения экономики можно сделать ряд выводов. Например, независимо от того, будет ли существовать государство или нет, будет ли государство заниматься экономикой или нет, правильно ли государство воспринимает и понимает законы экономики или нет, но люди всегда будут заниматься той или иной деятельностью, которую можно в той или иной степени назвать хозяйственной. Она есть производная от жизнедеятельности населения в целом – чем более активны люди, больше степеней свободы по отдельным категориям и направлениям деятельности и больше допустимых и проработанных возможностей, по которым можно направить свою активность и энергию каждому человеку, тем более внушительным будет вклад каждого из них в общий итог деятельности.

Если рассматривать экономику (как деятельность людей) с точки зрения побудительных мотивов, то условно ее можно разделить на две отдельные составные части - деятельность, рождающая спрос и деятельность, рождающая предложение. Спрос, по сути, - это потребность экономических участников в тех или иных товарах и услугах в процессе их экономической деятельности и жизнедеятельности, за которую они готовы отдать ту или иную часть результатов уже своей деятельности, приведенной в тот или иной определенный товарный вид (http://www.mnogo-otvetov.ru/finansy/chto-takoe-spros-i-predlozhenie-v-ekonomike/ ). Чтобы купить что-то ненужное, надо продать что-то ненужное, помните? Вот и получается, что производитель, осуществляя свою деятельность, рождает спрос, а потребитель, чтобы удовлетворить свою потребность, прежде должен сам создать востребованное на рынке предложение. Все вместе - как Инь и Ян в китайской философии, с той только разницей, что здесь еще есть и вход и выход. На входе - исходное сырье, на выходе - конечный продукт и отход. А чтобы обеспечивалось развитие всей системы и отдельных ее элементов в целом – должно быть постоянное движение. Потребители должны больше двигаться, деятельность должна быть все более осмысленной и производительной и все более усложняющейся. Предложение в свою очередь - более совершенное, сложное и качественное. И одним из важнейших факторов обеспечения этого движения является наличие возможностей избавления от устаревающих и изнашивающихся средств осуществления своей деятельности – их своевременной замены. В масштабах страны, чтобы обеспечить рост качества в ее пределах, надо выводить из нее все некачественное и ненужное, и тогда, после того, как качество продукции внутри страны превысит качество аналогичной продукции во внешней экономической среде, тогда все, что вы будете продавать за пределами страны, даже некондиция, будет вызывать повышенный спрос. Примерно, как Украина закупает всякий хлам за границей и радуется этому, потому что это типа европейское или американское и имеет для них априори повышенную ценность. В нашем случае поступать следует с точностью до наоборот - как в колодце, чтобы вода была всегда чистая и свежая, надо постоянно ею пользоваться, выбирать ее оттуда. Понятно, что сначала вода идет мутная, но, по мере стока, будет очищаться. Почему бы не взять на вооружение знание подобного рода психологии? Сначала вы находите сбыт внутри страны, достигаете устойчивости процесса, по мере роста качества начинаете сбывать это в более отсталые страны, затем она начинает привлекать внимание и интерес все более развитых. Магазины секонд-хенд видели? Как думаете, зачем их создавали?

Существуют еще циклы потребления, определяемые сроками службы конкретных изделий, их моральным и/или физическим износами либо другими факторами. Жилье, к примеру, мы меняем 1-2, реже 3 раза в жизни, ремонт делаем раз в 2-3, может 5 лет (в зависимости от возможностей и внутренних установок), хорошая мебель может служить и 10 и 20 лет, а вот носки, рубашки, платки мы меняем раз в год-два, периодически пополняя сменный запас.

Аналогично дело обстоит и на производстве – периодически обновляется инфраструктура и основные фонды в зависимости от сроков окупаемости, сроков службы, морального и физического износа. Но здесь большое значение приобретают способы ведения и организации производства. Универсальная для любой области экономики формула, ведущая к росту и развитию – минимизация системы управления, контроля и отчетности, оптимизация взаимосвязей (в самом широком смысле) при безусловном развитии сферы реальной экономики – в зонах осуществления производственных процессов, с использованием всех возможностей цифровых и информационных технологий в каждом отдельном случае и на каждом уровне. Но все ваши затраты должны быть применяемы относительно и с учетом влияния на конечную продукцию.

И от обратного, если вы совершенствуете качество выпускаемой продукции, значит, у вас на предприятии должно происходить обновление оборудования. Вы выпускаете продукт, постоянно анализируете продажи, покупателей, потребителей. Смотрите, что им не нравится, какие отдельные недостатки имеются в вашем продукте. Может быть, вы их и сами находите, тестируя в очередной раз свой продукт, сравниваете его с другими аналогами, желательно лучшими, стремитесь сделать его лучше. Сначала у вас накапливаются небольшие доработки, и вы слегка модифицируете свою продукцию. Затем у вас происходит более значительное накопление, и вы выпускаете обновленную версию. Но однажды накапливается критический объем изменений и у вас появляется возможность выпускать уже совершенно новый продукт, выполняющий те же функции или даже больше функций, но значительно более качественный. Соответственно, и с применяемым оборудованием - сначала вы его перенастраиваете, затем слегка модернизируете, и наконец, вы его меняете на что-то более современное и точное. Это нормальное поступательное развитие. Надеюсь, понятно, что речь идет о технической продукции? К продуктам питания это не относится. Здесь все должно быть максимально естественно.

У нас же сейчас по большей части принято купить оборудование и использовать его до упора, пока полностью не износится. Потом отремонтировать и снова до износа использовать. И так снова и снова, пока не рассыплется от ветхости. И то находят способы склеить и опять использовать. И что же в логике такого поведения ведет к росту, развитию и движению? Да ничего! Какой интерес в этом для экономики страны (региона) в целом? НИКАКОГО!

Как можно поступать? Сначала вы находите сбыт внутри страны - тренируетесь, набиваете руку себе и отдельным участникам экономической деятельности. Допустим, кто-то только начинает пробовать себя в новом деле. Возможно, закупка новейшего оборудования для него окажется непосильной либо не такой уж и нужной задачей. Он может закупить и воспользоваться тем, что высвобождается в процессе модернизации (легкой или полной) существующих устоявшихся (состоявшихся) предприятий. Если дело пойдет, впоследствии можно произвести и обновление - последовательно, либо сразу. По крайней мере, можно будет окончательно определиться с тем, что конкретно ему требуется для его конкретного производства (деятельности). После обновления, старое оборудование можно либо снова перепродать кому оно нужно, либо отправить в переработку. Чем короче циклы обновлений, тем быстрее происходит развитие, тем больше градаций возникает в структуре действующих и начинающих предприятий.

Когда в многодетной семье вещи кочуют от старшего к младшим, это ведь не вызывает недоумения или осуждения? Мелкому без разницы, какие ползунки портить, главное, что целые, сухие и чистые. Зато старшему, который уже начинает что-то понимать, можно купить и более качественные вещи, а шансы, что это доживет до самого младшего, возрастают. К тому же и вещей этих ему понадобится уже на порядок больше.

Здесь важно сохранять чувства целеполагания и меры. Тогда и действия регуляторов будут более мягкими, точными, своевременными и сбалансированными. Если вы открываете вентили в конце трубы, должны следить, чтобы давление в ее начале соответствовало водоотводу. Если вода в трубе долго стояла без движения, то первые сливы будут грязными. Если труба забита или дырявая – на выходе будет ноль. Если качество воды на выходе равно ее качеству на входе, но вода грязная - надо заниматься источником. И, наоборот, прежде чем подавать воду в систему - позаботьтесь о ее чистоте, а также чистоте источника - качестве его продукции. В данном случае под источником следует понимать производство средств производства - станков и другого сложного оборудования. И наконец, важно понимать, что движение создается разницей потенциалов - от большего потенциала к меньшему. Т.е., все сказанное не означает, что надо взять и бросить все силы на создание, скажем, рынков подержанных товаров – оборудования, а потом сидеть и ждать, что вот теперь-то, наконец, все будет пучком. Просто надо решать задачу повышения качества и объемов ВВП, попутно создавая дополнительные возможности и условия для ее решения, в том числе и путем отвода за рубеж уже ненужного или потерявшего для внутренних целей ценность оборудования и других товаров. Пусть даже и не за деньги.

Итак, ВВП – показатель, устанавливающий физический объем всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, но в зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства, включая оборудование, технологии, материалы, исходное сырье и человеческий капитал. Здесь красным выделены внесенные изменения.

Любое привлечение из внешнего мира является результатом работы другой экономики (это часть внутреннего продукта другой страны или региона), к рассматриваемой оно никакого отношения иметь не может.

При расчете ВВП следует отличать продукцию реализованную, или усвоенную, от продукции невостребованной. Если вы произвели продукцию, а потом вам пришлось ее выбрасывать из-за того, что она никому не нужна – это отрицательная эффективность, включая сюда рост затрат на дополнительную транспортировку и последующую переработку. Помимо невостреба, это и некондиция, и фальсификат, и испорченные товары. Если вы дали скидку и вышли на значения, ниже себестоимости, а затем отыгрались на производстве и/или работниках – это тоже отрицательная эффективность и т.д. Если в процессе реализации главной функции экономики на каком-то этапе продукция выпала из основного потока в осадок, потерялась или даже просто задержалась дольше заданных установленных значений - это тоже будет работа с отрицательной эффективностью.

Из определения понятно, что на первое место выходит точный подсчет итогового количества произведенных и усвоенных товаров и услуг на потребительских рынках за период времени в 1 год. Возвращаясь к примеру с яблоком, неважно, где вы продаете конкретное яблоко - продукт он и в Африке продукт и основных своих свойств от места реализации менять не будет. Однако, чем выше качество, тем выше его ценность и тем больше шансов его продать и больше выручить.

И только понимая все это, наши экономисты смогут выстроить свою логику, направленность действий и совместить их, наконец, с логикой реалий жизни. И только в этом случае вектора усилий и бизнеса и государства и населения начнут суммироваться, пропадет ощущение, что в этом мире каждый из них сам по себе, против всех и за счет остальных.

Стоимость (себестоимость) (единицы) ВВП – совокупный объем затрат на его производство, с учетом их стоимости, (на производство единицы продукции).

Можно определить (рыночную) стоимость как ценность произведенных товаров и услуг, выраженную в денежных единицах и определяемую путем предложения на соответствующем рынке, с учетом затраченных средств и усилий. Отмечу, что себестоимость производимых товаров, как правило, не должна быть выше их рыночной стоимости (ценности).

При этом под ценностью можно понимать отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным; объект, не удовлетворяющий требованиям, относится к плохим, или негативно ценным; объект, не представляющийся ни хорошим, ни плохим, считается безразличным, или ценностно нейтральным. (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1350 ). Не очень четкое определение, но примерно отражает суть вещей. При этом, чем больше товаров в линейке выпускаемой продукции (больше производителей типовых продуктов и больше разнообразие), тем ниже ценность, выраженной в денежных единицах, как самой этой линейки, так и единицы продукции в этой линейке и это нормально. Здесь главное, чтобы обеспечивался рост качества при соблюдении условий сохранения балансов между спросом и предложением. Еще есть минимальный объем продукции при заранее определенной цене, после реализации которого обеспечивается компенсация (возмещение) стоимости затрат, т.е., начинается рентабельность и окупаемость. Или, наоборот, определяется минимальная цена единица продукции при заданной мощности производства.

Если говорить о стоимости ВВП, то логично рассматривать ее применительно к внешнему окружающему экономическому миру, в данном случае - мировой экономике. Внутри одной экономической системы стоимости в ее обычном понимании нет, изначально все составляющие товара не стоят ничего, если они добыты (получены, произведены) внутри страны посредством технических средств внутреннего производства. Стоимость возникает, когда вы что-то приобретаете снаружи. Т.е., можно сказать, что стоимость ВВП - то, что вы привлекли из-за границы (из другой экономической системы) для его производства. Или можно рассматривать как его стоимость (ценность) в отдельные моменты времени по отношению к внешним сторонним ВВП - примерно как на рынке разница стоимости обычных товаров определяется путем их сравнения и сопоставления. Только здесь сравниваются параметры и характеристики отдельных экономик и их продуктов в какой-то общей для них системе мер. Можно отметить, что в современном мире они сравниваются через считающиеся эталонными, входящими в т.н. корзину, валюты. Я бы предложил экономистам подумать над понятием «идеальная экономика» (по типу идеальных понятий у физиков) с абсолютной эффективностью и абсолютным значением стоимости валюты. Вот ее-то и можно было бы рассматривать в качестве эталонной и ориентироваться в своем развитии именно на нее. В плане валюты здесь проблема заключается в том, что, как мы уже выяснили, любая стоимость - величина (и понятие) относительная. А если говорить о себестоимости валюты, то это будет объем затрат на ее производство, т.е., печатание денег.

При определении ВВП необходимо учитывать как степень участия внутреннего населения в его производстве, так и объем привлечений из внешнего мира различных средств, включая людские, материальные и/или финансовые. Последний пункт в определении нужен именно для этого - так вы сможете определить реальную стоимость вашего ВВП относительно внешнего мира. К тому же это позволяет понимать, насколько самостоятельна, независима, и развита ваша внутренняя экономическая система. Если вы вынужденно привлекаете что-то из внешнего мира, как правило, это означает, что какая-то часть вашей системы не работает – выключена из работы, отсутствует, или имеет разного рода затруднения. При этом привлечение внешних игроков на внутренний рынок при ослабленных или отсутствующих внутренних ничем не лучше, чем поощрение импорта готовой продукции. И в том и другом случае полученный ими доход будет стремиться наружу. Это не значит, что внешние привлечения не нужны, вредны или опасны. Все дело в соотношениях – либо это нормальная конкуренция, обеспечивающая нормальные здоровые условия развития, либо, как в 90-е, - засилье импорта и неспособность государства отстаивать собственные интересы, ну, и как следствие, инфляция, как обесценивание национальной валюты.

Инфляция – это рост затрат и/или их стоимости на производство единицы ВВП, приводящий к росту цен с последующим обесцениванием национальной валюты, в отсутствии резких колебаний (нарушений) балансов спроса-предложения.

В отдельные моменты времени могут возникать наложение различных причин, вызывающих инфляцию. Например, повышенный спрос на праздники может совпасть по времени с повышением тарифов на топливо и/или электроэнергию. Поэтому меры должны быть комплексными и влиять, прежде всего, на каждый из источников этих причин наиболее действенным способом. Иногда достаточно их просто не создавать.

Курс национальной валюты - показатель эффективности внутренней экономики относительно сравниваемой другой. Зависит в высокой степени от стоимости энергии, ставки ЦБ и налоговой политики - находится от них в обратной зависимости (чем выше стоимость внутри экономики, тем ниже курс).

Денежная масса и ее объем зависят от количества продукции, торговых и прочих операций и работ, требующих оценки стоимости. Нижняя планка зависит от стоимости энергии и объема продукции, участвующей в экономических отношениях. Верхняя - от эффективности экономики и характера взаимоотношений внутри экономической системы.

Для оценки потребной денежной массы следует учитывать рыночную стоимость всех участвующих в экономических отношениях товаров с учетом динамики их износа с течением времени (при этом для антиквариата или раритетов время служит фактором, повышающим их ценность). Стоимость товаров, в свою очередь, как я уже говорил, зависит по большей части от стоимости энергии (тарифов на электроэнергию, газ, топливо и пр.). Это означает, что для повышения эффективности использования денежной массы стоимость тарифов должна определяться на минимально необходимом низком уровне со скрупулезной точностью.

Вот таким (или примерно, таким) образом, разобравшись с основными понятиями и определениями и вытекающими из них формулами, придя к пониманию работы экономики, а также определившись с целями и задачами, стоящими перед ней, можно приступать к перенастройке всей экономической системы. Нужно устранить все сложившиеся перекосы, настроить систему формирования стоимости продукции, начиная с материальных ее основ, с тем, чтобы дать экономике/людям/стране встать на путь полноценного здорового развития. Берете каждую в отдельности из платформ, раскладываете ее на составляющие, проводите анализ, как это все работает, саму работу - набор объектов и взаимоотношения между ними, выстраиваете/корректируете/перебираете ее деятельность таким образом, чтобы все это работало максимально производительно, удобно, прозрачно, управляемо, быстро, адекватно и т.д., причем в разных разрезах - по муниципалитету, региону, на федеральном уровне. Сумма собираемых налогов/тарифов/сборов должна позволять работать им полноценно, безубыточно, а также обеспечивать возможность непрерывного (планового, проектного) развития. Наличие резервов при этом не противопоказано, но при условии, что это не просто тупая денежная масса, выключенная из оборота и лежащая без дела, а средства, не поддающиеся инфляции, не теряющие при хранении своей ценности и быстро конвертируемые при необходимости в средства оборотные.

Дополнительно отмечу, что все действия по перенастройке экономики должны производиться с учетом и применительно к ВВП - именно он, динамика его изменений, покажет, насколько правильно вы действуете. Но это мини-показатель. Макси - это мотивы и логика, характер поведения, а также динамика развития, всего населения и страны в целом.

Затем, выстроив основы - перебрав фундамент и настроив экономику на адекватное и точное определение себестоимости продукции – вы развяжете руки и себе и экономическим силам в ней, ослабите путы и устраните препятствия для того, чтобы заняться уже средней ее частью, настраивая и обучая верхнюю работать в комплексе (в связке) синхронно со всей остальной экономикой (средней частью) и населением. Инфраструктура должна стать более гибкой, подтягиваться и подстраиваться под текущие и планируемые потребности остальной экономики – производственной, научной, социальной сфер. Она должна стать более трансформируемой – по мере необходимости и расширяться и сжиматься, становиться более компактной и выстреливать по линиям направлений развития (движений) экономики, а также оптимизироваться в своей уже существующей части. И заметьте, это путь быстрой и управляемой эволюции, здесь не надо ничего ни крушить, ни ломать. Здесь надо всего лишь эффективно распорядиться тем, что уже было создано, построено, из того, чем можно воспользоваться для дальнейшего развития.

Если изобразить графически динамику процесса развития экономики после проведенной перенастройки, то основные показатели примут вид, напоминающий экспоненты, – стоимость будет стремиться к нулю, не доходя до него, процессы производства и развития – вверх, сверху они будут ограничиваться количеством населения, национальная валюта будет демонстрировать устойчивый процесс укрепления - это показатель эффективности экономики. Такая динамика логична – сначала все будет происходить достаточно быстро, правильное решение накопившихся проблем позволит продвигаться достаточно быстро – эффект отложенных спроса и решений. Чем более совершенные формы будут принимать процессы в экономике, да и сама экономика в целом, чем больше проблем будет решено, точнее, чем меньше их будет оставаться, тем сложнее будет достигать следующей ступеньки. В таких случаях нелишне будет возвращаться назад и перебирать все с начала и по порядку каждую отдельную цепочку, чем бы вы ни занимались. Это позволяет увидеть упущенное или пропущенное, вилку или даже грозди неиспользованных возможностей или путей, а может быть даже, и незамеченные до того ошибки.

В настоящее время работает совершенно другая логика. Завышенная стоимость и другие многочисленные перекосы в экономике привели к тому, что производители оказались буквально зажаты между двумя основными параметрами – своими основными затратами, другими ограничениями и платежной способностью населения. Поэтому аферисты и мошенники всех мастей настолько вольготно чувствуют себя в нашей стране. У них нет таких проблем, их затраты гораздо меньше, получают они значительно больше – в силу характера, особенностей воспитания и, прежде всего, благодатной среды, которую создавало для них все эти годы само же государство. Честному человеку с ними конкурировать невозможно. Казалось бы, сколько денег требуется травинке, чтобы прорасти и вырасти? Или, - много ли денег съедает корова? И в том и другом случае ответ очевиден: да нисколько! Они растут согласно заложенной в них генетической программе. Просто экономическая система сейчас выстроена так, что без денег ты и шагу ни ступишь. Причем, чем больше ты двигаешься, тем больше денег тратишь - растет стоимость действий жителей, как экономических участников, и стоимость жизни для них. А должно быть все по-другому: чем больше движений, тем больше должен быть рост конечного продукта. Но эти движения всегда должны быть осмысленными и продуманными, тогда их будет меньше, а толку – в разы больше от каждого отдельного движения. Суммируясь, они должны приводить к созданию технически все более сложного и качественного продукта. Нормальными нужно считать условия, когда проще всего действовать законно и правильно, когда проще выращивать натуральные продукты, а не заниматься их фальсификацией, когда проще изготавливать по мере необходимости различные технические средства внутри страны, а не везти их из-за рубежа или экономить на них и т.д.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Здесь есть интересные последствия. При соблюдении вышеуказанной динамики и если результирующая деятельности экономики во взаимоотношениях ее с внешним миром будем направлена вовнутрь страны, в один, по-настоящему прекрасный момент, окажется, что производить требуемый населению/стране объем продукции можно гораздо меньшими усилиями. Это означает, что начнут накапливаться предпосылки для значительного уменьшения затрат рабочего времени – уменьшится продолжительность рабочего дня, возможно, из рабочей недели выпадет один день. Продолжительность общей установленной трудовой деятельности не должна превышать 20 лет. Однако достижение пенсионного возраста не будет означать прекращения рабочей деятельности, по крайней мере, для большинства людей - в силу интереса к активной рабочей жизни (а не потому, что на пенсию прожить невозможно). И, возможно, люди естественным образом придут к пониманию, что для организации производства и распределения производимых благ деньги не нужны вовсе, по крайней мере, для товаров повседневного спроса (представьте, что у вас роботы производят все, что вам нужно, а сами роботы не стоят практически ничего). Конечно, возникает вопрос мотивации и стимула людей к развитию. И вот здесь на первое место выходят воспитание и образование, формирование адекватного отношения к миру и людям, осознание своего места в этом мире, необходимость бережного отношения к нему. И заметьте, я сказал - воспитание, а не пропаганда. Пропаганда - это когда людей пытаются убедить в одном, а на практике, выходя из дома или школы, они видят совсем другое. Воспитание – это когда вы учите детей адекватно реагировать или не реагировать, ориентироваться в уже существующей социально-экономической системе государства. А ребенок должен учиться выявлять несоответствия в существующей реальности и приводить отдельные ее элементы в гармоничный вид, а также решать задачи наиболее естественным, с точки зрения природы, образом.

Что же касается образования…. Знаете, кажется, мне удалось нащупать еще одну проблему из разряда ключевых. Все дело в восприятии мира. Я имею в виду время. Каждый раз, когда мне приходится описывать временные процессы, я наталкиваюсь на сложность в изложении своих мыслей, ощущений или представлений из тех, что я считаю нужным (или, точнее, готов) озвучить. В русском языке временные формы глаголов предполагают только три формы времени – прошлое, настоящее и будущее. В английском языке, насколько я помню и понимаю, - это 9 форм, что расширяет возможности понимания времени, а также позволяет описывать процессы более точно или полно. Однако они (думаю) тоже предполагают раздельное восприятие времени. Сравнительно недавно прошел т.н. гайдаровский форум. Мне кажется весьма показательным в этом смысле выступление одной болгарской участницы. Достаточно неплохо изъясняясь на русском языке, в какой-то момент, переходя к описанию процессов временных, она просто вынуждена была перейти на английский язык, где ей удалось это сделать гораздо проще. Да и другие иностранные участники тоже достаточно легко оперировали временными понятиями и описаниями, пользуясь английским языком, в отличие от русскоговорящих, которые, на мой взгляд, весьма плохо себе представляли, о чем идет речь. Я бы посоветовал просмотреть тот день и оценить то, что и как говорилось, и то, что говорю или пытаюсь сказать я, еще раз и с этой точки зрения.

Исходя из личного опыта общения с людьми, могу сказать, что в нашей стране доминирует следующее представление. Оно лежит где-то в подсознании и формирует все представление о мире в фоновом режиме. Есть целиком и отдельно прошлое, есть существующая реальность, наполненная статичными материальными объектами, и есть какое туманное, зыбкое и непонятное будущее, которое, то ли есть, то ли его нет, то ли оно когда-то должно наступить. Это мышление исключительно в рамках стандарта "вчера/сегодня/завтра". Думаю, это последствия доктрины материализма, усиленно насаждаемого в стране еще в советские времена. Несмотря на то, что прошло уже несколько десятилетий, они никуда не делись и по-прежнему воздействуют на сознание обучаемых (равно как и обучающих) - передаются из поколения в поколение. Это и подача материала, и формирование текстов учебников, и составление задач, и многое другое. Язык задает установки и ограничения для сознания, а сознание, в свою очередь, использует привычный для себя словарный запас. Нет (я не вижу) понимания цельности процессов во времени. Зато вижу иногда примитивность изложений, суждений и бывает даже полный отрыв от реальности. Это как смотреть на слона, сидя у него на спине. Обернулись, посмотрели на его хвост и сказали: слон – это веревка. Потом перевели взгляд на его спину и сказали: да нет, слон – вот эта складка. Затем, перевели взгляд вперед, увидели хобот и сказали: нет, все-таки слон – это веревка. Или, к примеру, посмотреть на стадо слонов, стоящих в створе – друг за дружкой - стоя сбоку от них. Нет, знаете, оказывается, слон – это веревка с множеством болтающихся концов. В какой-то степени объективно это действительно так - у слона есть части тела, которые можно описать подобным образом. Загвоздка в том, что это не весь слон. Повторюсь, все дело в восприятии и оценке. Это привычка сознания все выхватывать кусками и собирать их не принципу цельности, а по принципу плоскости, в которой эта часть находится. И плоскость эта, как правило, - настоящее или прошлое. Вспомните, как работает зрение - в мозг поступает перевернутая картинка, а воспринимаем мир мы в его нормальном положении. В каждого из нас с детства заложено представление о времени как о некоей стреле, направленной из прошлого в будущее. В какой-то степени и это так и есть. Но не совсем.

Как можно описать пространство? Для этого следует понимать, что такое плоскость, линия и точка. Представим себе абсолютно прозрачное стекло – лист, (почти) не имеющий толщины. Торец есть, но он абсолютно прозрачный. Если на этом листе нарисовать несколько линий фломастером, под разными углами, то посмотрев с торца, мы увидим одну сплошную, либо прерывистую, линию. При этом реальный размер можно увидеть только у той линии, которая проведена строго параллельно этому торцу. Какой бы длины ни были остальные линии, с торца мы увидим только их проекции, в зависимости от угла, под которым проведена та или иная линия. Так? Пространство – это множество листов, сложенных стопкой. Если мы соединим точки, лежащие на линиях на разных листах, то на торце стопки мы также увидим ее проекцию. Если линии на плоскостях расположены строго друг над другом – в одной вертикальной плоскости, то мы увидим ее реальный размер. Если же они разнесены в стороны, то проекция, которую мы увидим, по размеру будет меньше реальной линии. Если мы смотрим на продольный относительно времени торец - видим одну картину, посмотрев на поперечный торец - увидим совершенно другое. Возьмите какое-то здание со всем его объемом и содержимым и поместите его на то же самое стекло, только представьте, что это - время. Протяните логические линии, приведшие его в эту точку времени назад и вперед. Глядя на стекло сверху - вы увидите проекции этих линий на горизонтальной плоскости - их направленность и кривизну, посмотрите с торца - можете увидеть и сравнить их продолжительность. Теперь поворачивайте его вокруг оси таким образом, чтобы каждый раз после поворота видеть его отдельные аспекты. Это могут быть и материальные уровни - строение материи, компоновка, расположение, энергетические уровни - кабели, токи, поля, и эмоциональные - импульсы и направленные желания, волевые проявления, целеполагание и т.д. и т.п. Здесь можно увидеть линии-причины, которые привели его в эту конкретную точку, состояние, форму, положение. А можно увидеть, куда они ведут или в какой вид они его приведут.

Сами процессы в реальности не являются прямыми линиями, за редкими исключениями. Мы их видим таковыми, потому что оцениваем их с торца, однажды заставив себя и зафиксировав привычку видеть их проекции. Иногда это обосновано, иногда - нет. Чаще всего люди ощущают себя (живут) исключительно в пространстве, наполненном материальными статическими объектами - поперечном срезе времени. Между тем любой материальный объект, очевидно, является набором множества процессов, протекающих на разных уровнях и во времени, вся совокупность которых воспринимается нашим сознанием в той или иной, как правило, завершенной, форме. При этом не менее очевидно, что многие из этих процессов или объектов могут существовать или развиваться именно в этой или подобной форме. Форма может быть адекватной, не очень или совсем неадекватной. Наиболее подходящее слово для обозначения подобных форм - это "событие". Но не как единичный случай (казус), а именно как форма существования совокупности процессов во времени. У событий также есть начало и завершение, есть логика развития и пути завершения или исчерпания. Если вы видите начало события, то с полным основанием можете предположить, что где-то во времени существует его окончание, а также наличие пути, который к этому окончанию приведет. Или, наоборот, вам требуется поддерживать его существование как можно более продолжительное время. Причем путей бывает несколько, и существуют они все одновременно, но могут быть разной продолжительности. Иногда пути бывают доступными всегда, иногда вход в них открывается в определенные или неопределенные моменты времени, а иногда требуется создание тех или иных условий или усилий, чтобы развитие (ход) событий пошло по нужному руслу. Например, вы создаете материальный или же другой объект (или процесс), который может восприниматься сознанием как дискретный, но в процессе движения основного объекта, он, существуя на протяжении всего этого движения, задает то или иное ограничение, не позволяющее ему выйти за пределы устанавливаемых им параметров. События бывают вложенными друг в друга, последовательными или параллельными. Возьмем пример со зданием. Он одновременно и материальный объект, который мы наблюдаем в разные отдельные моменты времени его существования и в то же самое время - это событие. Оно начинается в тот момент, когда проектировщик получил побудительный мотив к его созданию. Если он получил соответствующую команду - началом условно можно считать момент принятия решения. Здание, таким образом, - это совокупность всех событий вложенных и проистекающих друг от друга в определенной последовательности вплоть до момента его разрушения и полного растворения в окружающем мире. С этой точки зрения, и клетка и живой организм и планета и звездная система и даже вся Вселенная являются одновременно и каждый сам по себе одним цельным событием и в целом одним событием, в которое вложены другие, и существовать может именно в таком виде или в таких вот рамках. Конкретное здание как событие может существовать только в рамках других событий - в рамках предприятия, которое его строит, в рамках экономической системы, мировоззренческих установок, уровня материального и технического развития и т.д.

Как выглядят временные пути примерно и отдаленно, можно посмотреть здесь -

.

За одним маленьким исключением. В ролике показаны траектории позади объектов, я же говорю о путях впереди них. Я не берусь судить по существу конкретно вопроса, затронутого в ролике, но ведь никто же не отрицает, что солнечная система вместе со всем своим звездным окружением вращается вокруг центра галактики, который в свою очередь, также, скорее всего, не стоит на одном месте. Сейчас я просто хочу, чтобы было понятно, насколько легко обмануть (или легко обманывается) сознание (ролик ведь говорит, в том числе, и об этом). И здесь можно вспомнить другой известный пример - вы сидите у окна в поезде на станции, а рядом стоит другой поезд. Не видя земли, относительно которой осуществляется движение, в момент начала движения достаточно сложно понять, какой именно из поездов пришел в движение на самом деле. Чем опасны ошибочные представления? Вы неверно планируете свои действия, не можете предсказать, как будет развиваться та или иная ситуация и/или не можете сделать правильный выбор. Представьте. Множество людей, исходя из ошибочных представлений, изо дня в день, из раза в раз принимают неверные решения - от самых, казалось бы, незначительных и мелких, до крупных и принципиально важных. Своими неверными и ошибочными действиями они создают новые пути, не видят самых оптимальных из них, действуют, выставляют приоритеты и расставляют акценты, исходя из неверных предпосылок. Эти пути множатся, распыляются, путаются и запутывают, начинают вести в тупики или вообще возвращают обратно. И вы вынуждены проходить одну и ту же ситуацию по нескольку раз. А теперь представьте, что они начинают мешать и друг другу. Как пример, мы выбираем род и место деятельности не по принципу, где смогли бы проявить себя наилучшим или полезным образом, а те, где, как считаем, сможем лучше заработать, или даже туда, куда просто удалось "воткнуться". Или другой пример, когда родители пытаются пристроить свое чадо на какое-то особенное, как им кажется, место, и тем самым ломают либо судьбу собственного ребенка, либо не позволяют или мешают занять это место тому, кому оно было предназначено естественным ходом событий. И это может означать, что исчезнет возможность возникновения последующего, какого-то особенно важного в каких-то рамках, события. Т.е., речь идет о каких-то упущенных (нереализованных) возможностях, либо о реализации нежелательных спектров последствий. Ну и третий очевидный пример, это когда на вашем пути оказывается хорошо замаскированная яма. Ваши глаза видят ровную поверхность, не отличающуюся от остальной местности, сознание считает, что проблем нет, можно идти, и только где-то в глубине души вы ощущаете холодок сомнения или даже громкий набат тревоги. Иногда события сообщают о своем приближении – звоночком, толчком, другими событиями и/или способами. А могут просто всплыть в самый неожиданный для вас момент. Хотя, вы, скорее всего, попросту «проморгали» его начало или неверно истолковали предупреждение. Время, очевидно, не является чем-то материальным, а сознание иногда имеет склонность не замечать очевидного.

А еще ролик говорит о том, насколько легко в сознании все встает на свои места, стоит только точно расставить все на свои места, разложить по полочкам и изобразить схематично или показать в действии. Возьмите мысленно кисточку, обмакните ее в жидкую краску, а затем тряхните ей в какую-то одну сторону. Вы увидите капли, летящие в воздухе в одном направлении, но спектром. Крупные капли будут лететь в основном впереди, а за ними будут лететь капельки поменьше, т.е., позади капель будет оставаться след, который летит вслед основным каплям. Остановите это движение на полпути, так, чтобы видеть картинку застывшей в движении. Теперь возьмите лист бумаги и поместите его на пути движения этих капель поперек. При этом представьте, что лист почти полностью проницаем для них, пройдя сквозь него, они не замедлятся, но рисунок оставят. Запустите движение, дождитесь, чтобы они прошли сквозь лист, остановите движение и посмотрите на него. Что вы увидите? Думаю, это будет аляповатый рисунок. Вполне возможно, можно будет даже найти в нем какой-то смысл. Если бы мы вздумали практиковаться в реальности, можно было бы даже добиваться особенно красивого или более осмысленного рисунка. А теперь представьте, что капли летят бесконечно долго, а вы переставляете этот лист также поперек их движения в разные места этой траектории. Ну, а теперь, представьте, что лист движется одновременно с ними – капли вращаются и летят, находясь в плоскости листа бумаги.

Можно применить и другой пример. Представьте большой принтер и полотно бумаги, которое последовательно проходит через печатающую головку, которая создает определенный рисунок. Неосторожное движение и лист сбивается, его надо периодически поправлять и направлять. Если собьетесь – бумага сдвинется, а рисунок начинает смазываться.

Ну и третий пример. Вам приходилось вязать? Свитер, например. У вас есть несколько клубков, есть уже связанная часть, есть текущий ряд, вы примерно понимаете, сколько вам еще придется вывязывать. Возможно, вы выводите какой-то определенный рисунок, можете рисовать, что вам приходит в голову в тот или иной момент времени, можете на общем фоне плести какие-то непрекращающиеся отдельные линии (косички, к примеру) на общем фоне полотна. Должно быть понятно, что вывязывать отдельные рисунки можно только в рамках и по ходу вязания, причем рисунок проявляется не сразу, а со временем, по мере вязания.

Каждый из этих примеров, на мой взгляд, в той или иной степени напоминает ход отдельных процессов, существующие и происходящие во времени, включая те, которые мы ведем сами.

Что такое совершенство формы с точки зрения времени? Это способность (или оно определяет способность) объекта или субъекта (автоматически определять направления движения и) двигаться во времени и пространстве по наиболее оптимальным маршрутам, ведущим к наилучшим результатам из возможных. Во времени сам результат не всегда представляет собой материальный объект. Точнее, полученный результат, как правило, важен не сам по себе. Зачастую задача состоит в получении такого результата, чтобы он смог влиться в другой процесс наиболее оптимальным образом. Текучесть! Вот что характеризует временные процессы наиболее хорошо. Соответственно, совершенство объектов или процессов, как правило, следует рассматривать в контексте условий, в которых оно будет двигаться или работать, а также с учетом требований того или тех процессов, для которых он собственно, предназначен. И еще - непрерывность. Если какой-то процесс выпал из поля вашего зрения, это не означает, что он завершился. Он может продолжать жить собственной жизнью, может слиться с другим, и вы сможете наблюдать его характерные проявления в составе уже другого процесса или события. При этом надо понимать, что результат, точнее, его образ, уже существует во времени. Сначала он создается в будущем, а потом уже материализуется (проявляется) в настоящем. Образ может формироваться, может быть расплывчатым или же отчетливым. Меняя условия в настоящем, вы меняете результат в будущем. Иногда можно мысленно коснуться такой линии-ниточки, скользнуть вдоль нее, прислушаться и попробовать понять, нравится ли вам то направление, в котором она ведет, или не нравится. Можно сосредоточиться и позволить образу проявится в реальности, а можно переключиться на что-то другое и оценить другие варианты, выборочно или путем перебора. При этом и сам образ и ниточки, образующие его, появляются во времени из тех, что произошли в прошлом или существуют в настоящем. В этом сложность понимания времени. Отдельные события могут появляться на траекториях путей времени с достаточно большой амплитудой, на промежутках до нескольких лет. Они отличаются каким-то особым весом, что ли, или вызывают особое характерное ощущение - мы сразу понимаем, что оно означает, что оно связано с предыдущим и можем понять, насколько оно видоизменилось, а также то, к чему оно ведет или же рискует привести.

Другая сторона медали заключается в том, что нельзя достичь невозможного результата. Мы, как правило, выбираем его из спектра возможных. Соответственно, и пути достижения уже существуют. Но, если вы выбрали путь, вы достигнете именно того результата, по направлению которого вы пошли. Это, к слову, не исключает появления или существования факторов (процессов) которые вы не смогли учесть и которые могут повлиять на конечный результат, причем, весьма кардинально. Или, допустим, можете сбиться. Впрочем, чаще мы их сами создаем, не осознавая последствий совершаемых непродуманных или неверно продуманных действий.

Совокупность людей во времени нужно рассматривать как один сложный субъект, но составной. В масштабах страны их представления, мировоззрение и вытекающее последующее поведение будет определять то, что принято называть ходом развития страны во времени. Это примерно как в поезде, который едет по воле пассажиров, которые, в свою очередь, не могут понять, а куда они собственно хотят приехать. Или едут, куда глаза глядят, не разбирая дороги.

При этом без сомнения, у людей есть органы чувств, с помощью которых они ориентируются во времени. Это и оценка продолжительности, и чувство направления, ощущение хода времени. Для более точной оценки продолжительности времени для собственного удобства мы используем различные системы мер, основанные или приближенные к единицам, соответствующим смене суток на планете, понимая, что это не есть само время.

Я, в общем-то, не собираюсь никому навязывать свою точку зрения или пытаться давать определения в области, в которой не являюсь специалистом. Но могу сказать, что являюсь сторонником (ну, или чаще склоняюсь к) той версии, которая гласит, что материя - это прошлое - застывшее время, пространство - это настоящее. Настоящее, в свою очередь, это поперечный срез всех процессов, которые протекают во времени в отдельный его момент. И вполне логичным кажется предположение, что во времени движется весь объем пространства. Получается, что любой объект в нашей вселенной движется одновременно в разных направлениях, являясь при этом цельным образованием. Чем важен момент "здесь и сейчас"? Очевидно, здесь происходит материализация и именно здесь происходит реальное изменение, оценка и выбор направлений из спектров возможных существующих. Думаю, можно сказать, что функция сознания - работа именно в пространстве.

Все понимание устройства мира, наши представления о нем, а также навыки действий в нем закладываются с самого раннего детства. Я бы предложил начинать обучение в начальных классах с демонстрации точных картин процессов, происходящих во вселенной, в дальнем и ближнем космосе, показал процессы взаимодействий, прежде всего, тонкие и сверхтонкие, когда материальные объекты взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга, не соприкасаясь – на значительном удалении друг от друга. К грубым можно относить столкновения - не стоит травмировать детскую психику. Дети должны видеть и понимать, как именно вещество, материя ведет себя в самых разных условиях, как происходит ее распространение в пространстве и времени; феномены черных и белых дыр, а также микромир, законы, по которым все это происходит и развивается. Прежде всего, закон подобия - принцип, согласно которому все, что происходит внизу - будет происходить и наверху, а также все возможные его проявления. Конечно, без заумных объяснений, достаточно просто и понятно - на пальцах, но обязательно с демонстрацией - минимум пустых слов, максимум достоверной и точной, я бы даже сказал, чистой, информации. Чем более точным будет демонстрация картинки реально существующих процессов, тем более точными будут и понимание этих процессов, и извлекаемые ими выводы. Они должны это просто наблюдать. Совсем необязательно делать на этом упор или заставлять их делать что-то, чего они не понимают или не хотят понимать. Аналогии проявляются на очень тонких уровнях и где-то на грани понимания и узнавания. Только представьте - ребенок приходит в класс, где ему показывают голографические динамические изображения далеких планет, звезд, систем и галактик. Не в очках, а позволяющие находиться внутри этой демонстрации, управлять самому, меняя масштаб, приближая и удаляя заинтересовавшие объекты, видеть и оценивать характер их взаимодействий. Лично я бы из такой школы да вообще бы не вылазил.

Мне приходилось видеть некоторые передачи из тех, которые показывают детям в западных странах - там, где какашки, писюны и прочая мерзость - показывают им (детям!) типа, как они должны себя вести. Так вот, думаю, что им преднамеренно преподают уроки именно грубых взаимодействий, побуждая их к таким же грубым проявлениям чувств, замарывая мозги грязью и делая недоступным и невозможным понимание и возможность высших проявлений в человеке. И наоборот, если детям показывать примеры тонких и сверхтонких взаимодействий с самого раннего возраста, можно ожидать от них соответственно восприимчивость и стремление к проявлениям высокого порядка - любви, нежности, самоотверженности, а также более точному и адекватному осознанию своего места и роли в мироздании, на планете, в обществе. Это первое.

Второе. Должен быть какой-то единый предмет, проходящий через весь курс обучения, связывающий все остальные предметы в единую стройную систему знаний, позволяющий видеть весь мир в его единстве, цельности и разнообразии, сам курс не набором отдельных независимых друг от друга предметов, а разными сторонами одного явления предмета мира в целом. Примерно как ствол дерева, на котором растут ветви и листья, прочной и надежной корневой системой - дошкольного образования и шикарной короной - высшего образования. Или как сад в голове у человека - ухоженный и заботливо взращиваемый. Это должен быть предмет, на протяжении всего школьного курса помогающий связать в сознании разрозненную обрывочную информацию из разных предметов, подвести под все предметы одну основу - в одну цельную структуру. Причем задача здесь не столько в том, чтобы создать единый предмет, а в том, чтобы сформировать у ребенка цельную картину мира и его изучение (познание) различными способами и методами.

Раньше я склонялся к предмету типа обще- или естествознания. Теперь мне кажется, стоило бы обратиться к квантовой физике - на мой взгляд, именно этот предмет способен выполнить данную задачу - подвести основу под знание и понимание мира во всем его единстве и разнообразии. Понятно, что младшие курсы должны получать знания в упрощенном виде, а с течением времени усложняться. И еще понятно, что другие преподаватели также должны быть в состоянии понимать и объяснять свой предмет с этой позиции. В противном случае возникнет риск, что ученики и учителя других предметов не смогут говорить на одном языке - перестанут понимать друг друга, причем ученики окажутся на голову выше своих учителей, а сами предметы они начнут понимать гораздо лучше своих учителей. Без должной подготовки учителей это будет происходить до тех пор, пока не произойдет смена поколений в учебных заведениях

Еще стоило бы ввести предметы логики и схемотехники. Они могли бы помогать ученикам самоорганизовываться и структурировать получаемые знания, а также задачи и способы их решения, проводить аналогии в принципиально разных областях и что еще более важно - учили бы наблюдать (иной раз надо просто знать, куда именно следует смотреть), анализировать и делать точные и верные выводы. Все мы в течение всей жизни решаем задачи разного характера, разной сложности и в разных сферах. Вот и надо давать понимание, что такое задача, как ее формулировать и как ее решать - способы и методы решений, варианты решений, определять и выявлять оптимальные. Навскидку и путем точных расчетов. Это должен быть навык, позволяющий выстраивать логику и ход решения, выявлять главное и отсеивать лишнее, но, не забывая, что для ребенка первоочередным является накопление информации и способность в ней ориентироваться, применять ее. Это смена и полнота впечатлений, не утрачивая чувство цели.

Совместно, эти предметы могли бы на каждом курсе и в течение каждого года обучения поддерживать высокий интерес к обучению, особенно, если будет достигнута высокая степень и точность визуализации при демонстрации примеров.

Думаю, что предмет логики все-таки больше подходит для учеников более старших классов. Для дошколят и младшеклассников я бы посоветовал сделать акцент на предмете (назовем так) интуитика. Это когда в легкой игровой форме детям предлагаются игры по типу "угадайка". Игры должны быть в достаточно большом количестве (разнообразные), но их нужно структурировать. По темам - цифры, буквы, цвета, изображения разного рода. Во времени. По способу угадывания - тактильно (путем прикосновений), дистанционно, в конверте, на компьютере. Как итог - повысить точность угадывания. Главное, не переутомлять детей и безо всякой здесь соревновательности. Это разнообразит учебный процесс, вызовет опять же интерес к учебе и, возможно, поможет снизить/облегчить нагрузку на них. Может быть, кто-то окажется успешней других. И как я уже говорил – покажите детям звезды. Возможно, это поможет вам лучше понять, кто из них на что способен.

Третье. Перестаньте ломать детям мозги! Любой ребенок способен впитывать огромные объемы информации. Надо дорабатывать методики образования с учетом, что информацию человек воспринимает всеми органами чувств - объемной и подавать ее надо с учетом этого, но достаточно компактно, чтобы она легко и надежно усваивалась. Ребенок видит мир в объеме, а вы ему навязываете плоскостное мышление. Точнее, надо понять и понимать, как воспринимает ребенок мир и соответственно подгонять под него методики. Может, следовало бы начинать серьезное обучение с изучения геометрии Лобачевского, начинать с изучения мира и потом уже переносить его на плоскую бумагу? И уж точно, даже нанося изображение на бумагу - ребенок должен осмысливать объект, как существующий, как в объеме (пространстве), так и во времени. Это может быть навык, когда вы держите образ объекта в голове и можете оценивать его одновременно и многосторонне. Т.е., держите объект в уме, мысленно поворачиваете его вокруг определенной оси, помещаете его в определенные условия или смотрите, в каких условиях он будет работать, а затем оцениваете его поведение. Причем, в те моменты, когда он готов показать себя или когда созрела ситуация или когда вы готовы его увидеть. Напомню известный факт: кванты в присутствии наблюдателя меняют свое поведение.

Четвертое. Не могу не обратить внимания на еще один фактор - влияние архитектуры, архитектурных форм, на сознание. На мой взгляд, все, что связано с творчеством, развитием, все, что нацелено в будущее - ясли, сады, школы, центры развития творчества, институты, проектировщики/разработчики, все те, кто генерит идеи и оформляет их в техническую документацию, все эти люди, организации и компании не могут располагаться в квадратных угловатых зданиях и помещениях. Они должны иметь перед глазами примеры (находиться в окружении) лучших проявлений природы, лучших уголков планеты и даже космоса (вселенной).

Сейчас же происходит примерно следующее - выросшие в квадратном мире, зачастую в грязных, зловонных городах, наполненных выхлопными газами, в окружении болезненной угнетенной природы, в зданиях неэффективных, затрачивающих слишком много ресурсов... Сознание имеет обыкновение принимать ту форму, в котором оно постоянно находится. Те грубые поделки, которые так часто выходят из головы и рук наших инженеров и рабочих (за которые иной раз так и хочется отдельным исполнителям поотрывать то, чем они это сделали) - все это проявления сознания, выросшего внутри плоских и примитивных квадратных форм и представлений об окружающей действительности, а также привычка приводить реальность в соответствие со своими представлениями. Так что же вы от них ждете? Что они придумают вам что-то более лучшее, чем то, к чему они - мы все - привыкаем с самого детства? Если вы делаете прицел на лучшее будущее, то и помещать надо в соответствующие условия - здания футуристических форм, простота, удобство, энергоэффективность, которые настраивают сознание на соответствующий лад, где-то компактность и одновременно простор, как для тела, так и для мысли... Понятно, что сначала надо решать проблемы содержательной части, а затем уже облекать это в соответствующую форму.

Ну и пятое, обобщая. Проблемы и вопросы дисциплины ума, чувств и тела все это не отменяет. Умение работать с событиями, идеями, мыслями, интуицией, а также поощрение и развитие творческого подхода при решении любого рода задач, логика и методичность, сложные, но интересные, может даже захватывающие, игровые подходы в образовательном процессе и пр., требуют своего изучения, решения, развития и применения.

Рискну сделать здесь прогноз. Медицины в обычном ее понимании, скорее всего, не будет. Зачем медицина людям, которые сознательно или автоматически выбирают такие движения, маршруты, цели и пути к ним, на которых они не встретят ни болезней, ни несчастий, ни каких-то технических неполадок? Они их просто будут обходить или не создавать. Техника тоже будет изготавливаться, иметь устройство и действовать наиболее естественным и оптимальным, с точки зрения природы, образом, не вызывая сильных или критических возмущений, помех или искажений. Сам выбор будет происходить осознанно, точно или почти точно зная все или почти все его последствия. Чтобы это стало возможным, надо, как минимум, признать наличие и возможность их существования.

Возможно, кто-то сочтет все это очередной попыткой обосновать какой-то там утопический коммунизм, но, насколько я помню, коммунизм - это политическая система, я же говорю больше о системе экономической. Применительно к обывателю, принципиальной разницы между капитализмом и социализмом нет. Вопрос ведь упирается не столько в вопросы собственности, сколько в вопросы качества управления, сохранности, доступности, адекватности и/или, если хотите, справедливости. Я говорю о рациональности, объективности, экономической эффективности и целесообразности. Но говорить надо, прежде всего, о честности, открытости и прозрачности во взаимоотношениях между государством, обществом в целом и его гражданами. Какая по большому счету разница, кому принадлежит собственность страны - капиталисту или государству - если для простого человека нет возможности воспользоваться ею или повлиять на ситуацию? Вы хотите строить капитализм? - да, не вопрос. Но только сделайте тогда каждого человека капиталистом. Просто надо понимать - нельзя жить, проедая капиталы или разбазаривая их, но капиталы должны приносить доходы, которые уже можно тратить. Простейший пример - пенсионный капитал. У нас люди работают и по 40 и 50 и даже более лет. Неужели вы хотите сказать, что они не заработали себе на старость? Это ведь вопрос совершенно другого плана - а смогло ли государство обеспечить сохранность и накопление тех отчислений, которые эти люди вели на протяжении своей жизни в соответствии с теми условиями, которое само государство и определило? И если люди работали долгие годы, не разгибая спины, а ВВП от этого не изменился, разве это проблема этих людей? Разве это не государство подготовило и нацелило их на бесполезную, бесперспективную, и ни к чему не приведшую работу? И разве не государство берет отчисления с труда людей для организации своей и их деятельности? Я хочу сказать, что если говорить о пенсионной системе, то ее проблемы могут быть решены только во времени, когда в течении жизни человека накопления аккумулируются, участвуют в развитии экономики, принося ему доходы и увеличивая эти накопления, а после выхода на пенсию человек может позволить себе жить уже на эти доходы. Попытки же решить эти вопросы в рамках одного года, сваливая все и всех в одну большую кучу, обречены на провал изначально – этого не позволит сделать да хотя бы демографическая ситуация. Здесь должен работать принцип преемственности ответственности государства, взамен используемого сейчас принципа солидарности поколений, который является на самом деле попыткой перенести ответственность государства за свои предыдущие промахи и ошибки опять на людей и последующие поколения. Еще один применимый здесь принцип – преемственность (наследование) капитала. Это позволит формировать семейный или родовой капитал. Поскольку время в данной ситуации было упущено очень сильно, с каждым последующим годом возможности по вводу адекватной пенсионной системы резко сужаются. Это как двигаться в пространстве в неверном направлении - с каждым шагом вы все дальше удаляетесь от требуемой цели, и тем сложнее вам будет к ней вернуться, когда вы, наконец, это осознаете. При этом надо понимать, что вопросы пенсионной системы тесно взаимосвязаны с работой экономики в целом. Невозможно или очень сложно решить одно в отрыве от другого. В качестве иллюстрации: если у вас рубль реализует тенденцию непрерывного укрепления, то, если даже процент по вкладу будет равен нулю, все равно это будет выгодным вложением, поскольку ценность единицы вложения будет расти. И этого тоже не надо бояться - что люди будут делать накопления и сбережения - понесут их в банк. А что же еще они должны с ними делать? Закупать чужую валюту? Тратить все до копейки, покупая не нужные товары, к тому же по большей части привезенные из-за бугра? Ау, экономисты! Слушайте, а вы там точно нормальные люди? Задачей их вложения, применения и приумножения как раз и должны заниматься соответствующие структуры - банковская сфера. Если банки будут заниматься коллекционированием этих средств, никуда не вкладывая, выводить из страны или просто набивать собственные карманы - толков не будет. Если они будут вкладывать эти средства в решение сложных задач и проблем, отбирая самые актуальные и лучшие проекты - тогда экономика пойдет в гору. Тогда будет развитие территорий, на которые придут те же или другие люди, смогут производить больше продуктов, продавать их, получать доход и снова нести излишки в банк. И так снова и снова… А что касательно ваших беспокойств относительно того, что люди не будут покупать товары, здесь тоже все просто. Если товар нужен – люди в любом случае его купят. Если вариантов несколько – купят лучший из них – либо по цене, либо по качеству. Если денег мало – купят тот, что дешевле. А если у покупателей денег нет вообще, тогда точно ничего не возьмут. А насчет ненужных товаров, то это уже проблема производителей. Насколько точно они угадывают запросы потребителей, насколько в ногу с ним они идут, настолько больше будут продажи. Но с учетом предыдущих пунктов. Сейчас в основной своей массе люди объективно покупают только то, что дешевле и из того, что они могут себе реально позволить.

Отдельно отмечу, что человек на протяжении своей жизни проходит разные этапы. Чисто условно можно сказать, что примерно до 20 лет происходит становление человека, накопление теоретической информации, умения и навыки работы с ней, следующие 20 лет происходит реализация его накоплений и приобретается практический жизненный опыт, затем наступает этап, когда происходит кристаллизация и очищение этого опыта. Вот и получается, что 20 лет - наиболее оптимальная продолжительность трудового стажа, это время, за которое он должен успеть реализоваться и, работая на экономику, оставить в ней свой заметный и ощутимый след, обеспечить себя и свою семью для последующей, не менее активной, продуктивной и полноценной жизни. После этого человек лучше всего будет проявлять себя в качестве наставника, направляя и корректируя движения более молодых поколений, обучая их и передавая им свой опыт, знания, навыки и мастерство в той сфере, в которой он (они) является специалистом и если, конечно, есть, чем делиться. Думаю, оптимальный период деятельности таких людей не должен превышать десяти лет. За это время навыки подрастеряются, а экономика может шагнуть настолько далеко, что сами навыки потеряют свою прежнюю актуальность. После достижения возраста в 50 лет человек может заниматься уже внуками и правнуками, просто потому, что будет знать, чего не хватает в воспитании и образовании уже выросшего поколения и сможет давать недостающее - корректировать подготовку вновь нарождающегося поколения. Так сможет проявиться синергический эффект от слияния действий поколений, в т.ч., и в части развития экономики и страны, как единого субъекта.

Стоит отметить, что активная жизнь старших поколений для нормальной экономики не может быть обузой, но должна являться необходимым элементом экономической системы. Это и составная часть обеспечения высокого спроса и носители знаний и опыта и многое другое. В связи с этим хочу отметить еще одну закономерность. В детстве мы с удовольствием проводим время на земле, нас мало смущает грязь и капризы природы, мы воспринимаем ее всем своим существом, плаваем в речке, играем, строим замки из песка и т.д. Это продолжается примерно до 10-12 лет. Потом сфера интересов достаточно резко расширяется, к земле мы начинаем относиться более прохладно и равнодушно, нас захватывают учеба и отношения, новые и интересные знания, все больше с головой уходим в новую, обещающую множество приключений, жизнь. Но вот проходит n-ое количество лет, мы выдыхаемся, становимся более зрелыми, настраиваемся на более спокойный лад, меняется даже восприятие мира и реакции на него. И вот уже все чаще люди начинают тянуться обратно к природе, начинают применять свой прежний накопленный опыт относительно и применительно к работе на земле. Причем сама эта работа становится более продуктивной, а отдача выше, если сравнивать ее с проведением аналогичных работ в более молодом возрасте. Интересно, что и воспринимается она уже не как обременение, но с удовольствием и как способ активного отдыха. Сказывается эффект смены деятельности. Если государство начнет учитывать подобные особенности поведения людей, в том числе, и в различных периодах их жизни, тогда оно начнет действовать в унисон со своим населением, а не против его воли, желаний и потребностей. Я хочу сказать, что экономику надо выстраивать таким образом, чтобы первые 20 лет люди отрабатывали обязательно на страну в науке или производстве, а затем, в соответствии со своими предпочтениями и/или пожеланиями могли выбирать сферу дальнейшей деятельности с пользой и для себя и для экономики. Это вопросы эффективного управления временем работы людей. Они могут остаться и на своем предприятии, могут сменить деятельность, но с этого момента они должны делать это без оглядки на свое финансовое состояние.

В любом случае, государству, точнее, тем, кто осуществляет функции по управлению им, следует перестать нервировать собственное население, периодически вбрасывая в информационное поле сообщения в т.ч. о намерениях повысить пенсионный возраст. Лучше принять по-настоящему действенные меры по повышению, прежде всего, своей собственной эффективности, отладить работу организаций, осуществляющих управление социальными накоплениями, а также эффективность их использования в экономике.

Скажете - фантастика? Да? А по мне, так фантастика заключается в том, что можно надуть целую страну, остаться безнаказанным, да еще и продолжать жить за ее счет, хвастаясь своими немеряными доходами, пользуясь никому непонятной благосклонностью и снисходительностью со стороны государства. К тому же я вот знаю, по меньшей мере, один пример, где экономика выстроена примерно по таким принципам. Не могу сказать, что у них там нет никаких проблем, или, что они там все живут очень богато, но факт остается фактом - установленная продолжительность рабочего стажа в этой стране составляет именно 20 лет. Это Доминиканская Республика. Я был у них на отдыхе и во время экскурсии гид - наш, русский человек, преподаватель русского языка, переехал к ним со всей семьей - рассказывал устройство экономики в этой стране. У них пенсионные фонды существуют в виде дочек банков. Отработал 10 лет - заработал себе минималку. Работаешь 20 лет - полная установленная пенсия. Хочешь - работай дальше. Будешь получать и пенсию и зарплату. Площадь территории, чтобы было понятно, - порядка двух территорий Московской области. 80% населения живет в городах. Те, кто живут в селах, ведут, как правило, домашнее хозяйство. Мяса при этом столько, что они его даже экспортируют. И никто не использует никакой химии! Это вызывает у них недоумение - А ЗАЧЕМ??? Животных много, травы полно! Зачем тратить деньги, силы и время, если проще просто выгнать животину на пастбище??? Чтобы было понятна ситуация и отношение к продуктам и их производству, он нам рассказал историю - пытались там как-то туристы для похода в горы найти элементарное - тушенку. Так вот - они ее НЕ НАШЛИ! Ее никто не делает. Потому что незачем. Заходи в любое село, в любой двор - вам этого мяса дадут, причем свежего и самого высокого качества, столько, сколько унести сможете. Притом, что этот остров, насколько я понимаю, вообще-то вулканического происхождения, если вам это о чем-то говорит.

Слушайте, может, у них голова по-другому устроена или законы физики и экономики у них другие? Или они просто считать умеют и не только в свою пользу? Как думаете? А может они просто - СЧИТАЮТ, а математику знают не понаслышке или вообще - по памяти, что вот, дескать, была там, в школе, такая учительница странная?

Вообще, вопросы политики меня волнуют очень мало. Но если все же говорить о политической системе, она должна, конечно же, базироваться на сильной системе местного самоуправления. Будут ли это главы или всеми признанные и уважаемые старейшины родов, выборные старосты или что-то другое - не важно, главное, чтобы стартовые возможности были у каждого. Не так, что каждое новое поколение приходит и начинает все заново. А вот одним из показателей можно было бы считать возможность любому человеку в любой момент, по крайней мере, в экономическом плане, начать все сначала, с нуля, не имея ничего и преуспеть, успеть достигнуть достаточно высоких вершин, в каком бы направлении он не решил бы двинуться (в хорошем смысле). Самих направлений при этом должно быть множество. Начиная любую рабочую деятельность, каждый человек должен представлять себе, как он будет ее завершать. В данном случае, какой будет его пенсия и старость. Другой показатель - это когда действия каждого отдельного конкретного члена общества складываются и умножаются с усилиями остальных, когда бизнес, власти и общество действуют максимально разносторонне, но однонаправлено. Вектор усилий при этом должен вести вперед, в будущее, а не тянуть камнем вниз или назад, страна должна развиваться, а не топтаться на месте. Ну, а как следствие, должен происходить рост качества и объема ВВП, опять же - как продукта, а не как стоимости. Стоимость ВВП может расти на внешнем рынке, и то в разумных пределах, а вот внутри страны – только снижаться. Расти должна и привлекательность и притягательность для простых людей, в хорошем смысле, в том числе и за рубежом, и как ценность. Это тоже достаточно важно.

Даже если есть какие-то сомнения в том, смогут ли люди и их потомки справиться с изобилием легкодоступных товаров, свободного времени и наличия у всех и каждого достаточных размеров капиталов, почему бы не предоставить им возможность самим ответить на все эти вопросы и не позволить им самим найти ответы на них? Если бы наши предки лет сто назад рассуждали бы в таком вот духе, очень сомневаюсь, чтобы они смогли добиться и реализовать все те достижения, которыми мы сейчас по праву так гордимся. Наша же задача сейчас - организовать свою деятельность таким образом, чтобы, как минимум, наш труд не производился впустую, а как максимум, чтобы каждый человек видел, ощущал и мог пользоваться результатами своего труда. Возьмите систему премирования и оплаты труда. Оклад - это то, что вы заложили в себестоимость продукции, премия - начисляется из чистой прибыли от деятельности предприятия. Если вы в окладах уже заложили разницу в стоимости труда для разных профессий и должностей, ну так раздайте премию независимо от оклада - всем поровну, в зависимости от полноты отработанного времени или нормы выработки. Если вы считаете, что вот эта должность слишком незначительна и недостойна подобного поощрения, тогда сократите ее. Если вы можете ее сократить, и она действительно не нужна - это вопрос к менеджменту и организации производства - зачем вы все это время ее содержали и за что получали свои деньги, по меньшей мере, в этот период? Если же сократить не получится (а на данный момент в сфере производства сокращено все, что было можно и нельзя – по самое «не балуй», поэтому здесь возможности практически все исчерпаны, что позволяет мне писать эти строки без особых опасений за оставшиеся места) - значит, она все-таки нужна, и за эту выполненную работу должно следовать соответствующее вознаграждение. Здесь должен быть простой и понятный подход - на предприятии важен каждый человек. Из усилий и качества каждого из коллектива складывается конечный результат - выкинете одного нужного или же добавите лишнего – результат одинаково ухудшится. Вот вам и мотивация и способ привлечения (удержания) ценных и опытных кадров, признание их важности и нужности. А если говорить о повышении производительности за счет сокращения рабочих мест, могу дать простую подсказку - огромный потенциал здесь на данный момент - в сферах управления. Вот где заложен воистину неисчерпаемый ресурс повышения производительности труда, имея в виду верхние части структур существующих крупных организаций и предприятий, промежутки между самыми верхними частями и базовыми (низовыми) звеньями внутри этих структур, а также, безусловно, систему управления государством в целом.

Благодарю за внимание...

С дополнениями и изменениями, Москва, март 2018 г.

Адрес электронной почты: sergip@mail.ru

Картина дня

наверх