На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Земские школы: опыт, достойный изучения

В послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил развернуть программу «Земский учитель», в рамках которой учителя, желающие отправиться на работу в глубинку, получали определённую поддержку от государства.

И хотя к существовавшим в дореволюционной России земским школам эта программа не имеет никакого отношения, возможно, её запуск станет поводом обратиться к опыту «народного» образования в нашей стране. Несмотря на то, что прошло больше века, многое в нём заслуживает пристального изучения.

О том, чему, как и зачем учили детей в земских школах, рассказывает портал profiok.com.

Как появились земские школы?

До реформ Александра II образованием в России занимались государство и церковь. Соответственно, образовательные учреждения управлялись либо министерством просвещения (университеты, гимназии и начальные училища), либо духовными институтами (семинарии, церковно-приходские школы и так далее).

Земские школы: опыт, достойный изученияОднако во второй половине XIX века благодаря государственным реформам появились органы местного самоуправления, именуемые земствами. Учитывая, что поголовная неграмотность крестьянства воспринималась как государственная проблема, можно утверждать, что реформа начальной школы стала эволюционным шагом в развитии отечественной системы образования. В июне 1864 года появился документ под названием «Положение о начальных народных училищах». Согласно этому документу, к созданию этих самых «народных училищ» было решено привлечь органы общественного самоуправления, то есть земства. Забегая вперёд, отметим, что организация и развитие народного образования со временем стала одним из основных направлений деятельности земств.

Одновременно развивалась другая сюжетная линия, а именно – существенные изменения в общественном сознании. И серьёзная роль здесь принадлежит Льву Толстому, хотя его идеи воплотились в жизнь не совсем так, как он хотел. Дело в том, что в деле народного образования Толстого интересовала не столько грамотность, сколько просвещение, моральное совершенствование человека. В бесплатной школе, которую писатель построил в Ясной Поляне и в которой сам преподавал, дети учились не только чтению, но и истории, пению – вплоть до изучения сольфеджио, рисованию, математике и другим естественным наукам.

Земские школы: опыт, достойный изученияНесколько лет спустя Толстой наработал некий опыт, который тут же принялся обобщать. Он издавал педагогический журнал, писал статьи, а после реформ и сам стал мировым посредником и занимался открытием школ в своём уезде. Если упростить теорию Толстого, то основная мысль заключалась в том, что школы должны создаваться не государством «сверху», а самим обществом – «снизу», поскольку общество лучше понимает, какое именно образование ему необходимо. Кстати, Толстой переживал не только за организацию образовательного процесса, но и за его содержание. Достаточно вспомнить его «Азбуку» или «Русские книги для чтения».

И хотя сами земства как институт Льву Толстому решительно не нравились, его идеи, упав на благодатную почву, начали жить своей жизнью. По крайней мере, земские просветители именно ими и вдохновлялись. Образованные молодые люди буквально горели идеями народного образования: изучали народную литературу, рассылали книги в сельские библиотеки и читальни.

Развитие земских школ шло стремительными темпами. Если в начале XIX века начальные школы в России были, скорее, экзотикой, то сто лет спустя, в начале века двадцатого, школ стало так много, что в государстве стали задумываться о введении обязательного всеобщего начального образования. Летом 1917 года при участии Вернадского готовилась реформа образования: поскольку земские учебные заведения доказали свою эффективность, предполагалось полностью отдать начальное образование на откуп местному самоуправлению. Однако История решила всё по-другому.

Чему учили в земских школах?

Земские школы: опыт, достойный изученияФормально земствам были отведены финансовые и хозяйственные вопросы, а содержанием образования государство предпочитало управлять самостоятельно (как, собственно, и в наши дни – прим. profiok.com). Считалось, что нужно дать крестьянским детям минимум знаний, который необходим им для работы, а также научить почитать родителей, любить царя, Отечество и Бога.

Но стоит отметить две важные особенности земских школ. Во-первых, они находились всё-таки далеко от центра, и земства часто изменяли учебные программы в своих интересах: например, сокращая часы на изучение Закона Божьего и дополняя уроки преподаванием реальных знаний.

Второй момент: если в государственных школах преподавали «государевы люди», то есть чиновники, то в глубинку ехали настоящие энтузиасты, которых интересовала не зарплата (тогда сельским учителям тоже платили мало), а миссия, долг перед народом, желание просвещать и, как сегодня говорят, делать мир лучше. Таким образом, в земских школах преподавали лучшие учителя, которые в ходе работы пытались создавать новые методы обучения, искали подходы, пытались одновременно и расширить кругозор своих учеников, и приблизить обучение к реальной жизни.

Нужно учитывать, что из трёх лет, отведённых на обучение (кое-где был четвёртый год – «повторительный», для отстающих), крестьянские дети учились лишь половину отведённого на учёбу времени. Несмотря на то, что обучение в земских школах было бесплатным, дети могли ходить на учёбу только в зимний период: с мая по октябрь они были заняты работой по хозяйству. Поэтому земскую школу иногда называли не трёхлетней, а «трёхзимней». Учителям приходилось работать над оптимизацией учебной программы, чтобы уроки проходили максимально эффективно.

Земские школы: опыт, достойный изученияВ большинстве случаев школы были одноклассными: один класс, один учитель. Позже появились двухклассные школы, но они так и остались редкостью. Можно лишь догадываться, чего стоило учителю занятие с парой десятков учеников разного возраста и подготовки. Более того: ни о каких домашних заданиях речь, конечно же, не шла, то есть рассчитывать можно было только на то, что дети усвоили в классе.

Приходилось выкручиваться: одному давалась письменная задача, другому тут же объяснялся новый материал, после этого с третьим повторялось пройденное накануне… Поскольку все ученики находились в одном помещении, они слышали то, что происходит рядом. Многократное повторение позволяло им лучше запомнить пройденное. Другой распространённый приём для запоминания – повторение материала хором за учителем. Или, к примеру, арифметика: одну и ту же задачу могли дать детям разного возраста, одни решали её письменно, другие – устно. Впрочем, учителя старались, чтобы повторение ни в коем случае не приводило к механическому запоминанию: прочитанный текст требовалось пересказать, изученное природное явление – объяснить.

Помимо Закона Божьего, дети изучали чтение и письмо, арифметику, историю и географию. Были и так называемые «предметные» уроки по естественным наукам. Они проводились в виде беседы: учитель старался наводящими вопросами подвести своих подопечных к нужным выводам о законах природы.

При изучении арифметики детей старались обучать не столько письменному решению примеров, сколько устному счёту, поскольку этому навыку моментально находилось применение в домашнем быту.

Земские школы: опыт, достойный изученияЧто касается «реального» обучения, то при многих школах существовали ремесленные мастерские, фермы, сельскохозяйственные питомники, сады, огороды, пасеки и так далее. Девочек обучали рукоделию. Позже земства начали организовывать профессиональные школы с более продолжительным сроком обучения – например, сельскохозяйственные, ремесленные, ветеринарные и так далее.

Интересно, что воспитательная работа часто велась как бы «между строк». Многие отмечали, что обучение в школе облагораживает. Достигалось это не чтением нотаций, а за счёт продуманной системы поощрений и наказаний. Например, телесные наказания в земских школах были запрещены. Именно поэтому педагоги никогда не жаловались на учеников их родителям: в крестьянской семье ребёнка могли жестоко побить. В качестве наказания приветствовалось устное порицание, в крайнем случае ученика могли оставить в школе после уроков.

Здесь стоит отметить, что за низкую успеваемость никого не наказывали. Учитель старался делать всё для того, чтобы детям было интересно, пытался донести до них, что обучение нужно им самим. А плохие результаты учеников педагоги относили исключительно на свой счёт. Поэтому земский учитель постоянно находился в поиске, отрабатывал педагогические приёмы, подбирал методики. Этим опытом учителя обменивались с коллегами: для них проводились летние съезды – что-то вроде нынешних курсов повышения квалификации.

Как итог – ученики земских школ были привязаны к своему учителю, любили ходить в школу, хорошо запоминали материал.

Почему земские школы были эффективными?

Земские школы: опыт, достойный изученияОдин из факторов успеха земских школ состоял в том, что когда земство принимало решение о создании школы, оно точно знала, какая это должна быть школа, чему должны научиться дети, чтобы быть полезными общине.

Кроме того, у земских школ было гораздо лучше с финансами: деньги не «размазывались», как в случае с государственными дотациями, а тратились в точности на те цели, на которые были собраны. По закону строительство самой школы, обслуживание здания и прочие финансовые вопросы решались земством. Однако очень важную роль в развитии земских школ играли попечители из среды помещиков, фабрикантов или зажиточных крестьян. Яркий пример – сельская школа княгини Марии Тенишевой в селе Флёново неподалёку от Смоленска. Тенишева за свой счёт построила школу и бесплатно обучала в ней мальчиков и девочек из окрестных деревень и сёл. Детей учили читать, писать и считать, а также обучали садоводству, рыболовству, огородничеству и различным ремёслам. Слабых учеников не выгоняли, а старались научить чему-то полезному. Тенишева была глубоко убеждена, что «всякому человеку можно найти применение».

Наконец, земские школы – это первый опыт поистине народного образования. Гимназии, лицеи, кадетские корпуса – всё это было направлено на формирование элиты. А вот народным просвещением до появления земских школ толком никто не занимался.

Создание такой формы обучения позволило быстро и качественно решить задачу ликвидации безграмотности. В стране массово появились кадры, необходимые в эпоху индустриализации – умеющие обращаться с техникой, грамотные, способные к обучению. Словом, земские школы отлично справились со своей задачей.

Чему нас учат земские школы?

Земские школы: опыт, достойный изученияСейчас говорить о необходимости ликвидации тотальной безграмотности уже не приходится, хотя, впрочем, есть задача образования социально незащищённых слоёв, правового образования или, например, обучения граждан информационным технологиям. Здесь, думается, кое-что можно было бы позаимствовать в плане формирования особого типа школ для конкретных целей.

Важнейшей фигурой в земском образовании был учитель – подвижник, носитель высоких духовных идеалов. Он выполнял свою миссию, а не отрабатывал положенное количество часов, тем более – не оказывал образовательные услуги. Сейчас всё изменилось, и от сегодняшних школьных учителей не приходится ожидать столь бескорыстного служения и неиссякаемого энтузиазма. Возможно, программа «Земский учитель» отчасти поспособствует созданию нового типа педагога? Похоже, в нынешней школе мало кому интересно.

При подготовке материала использовались статьи Геннадия Аксёнова «Почему удались земские школы» и Анатолия Цирульникова «В учениках у реальности».

Иллюстрации: картины Н.П. Богданова-Бельского «Сельская школа», «У больного учителя», «У дверей школы», «В классе», «Ученицы», «Устный счёт», «Вдохновение» и В.Е. Маковского «В сельской школе».



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=8289#ixzz5guQrKHHh

Картина дня

наверх