На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

«Наш ответ Беломайдану»: Минск меняет прибалтийские порты на российские

19 февраля 2021 г. Беларусь заключила с Россией межправительственное соглашение о перевалке на экспорт 9,8 млн. тонн белорусских нефтепродуктов через российские порты на Балтике в 2021-2023 годах, тем самым приступив к практической реализации обещания президента Александр Лукашенко полностью переориентировать поток белорусских экспортных грузов из портов Литвы в морские порты РФ в качестве ответных экономических мер в отношении спонсоров Беломайдана.

 

Как сообщает РИА «Новости», документ подписан в Москве министром транспорта РФ Виталием Савельевым и министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексеем Авраменко. Он предусматривает возможность перевалки предприятиями Белоруссии 9,8 млн. тонн нефтепродуктов в морских портах РФ на Балтике в 2021-2023 гг., в том числе 3,5 млн. в 2021 г., 3,2 млн. в 2022 г. и 3,1 млн. тонн в 2023 г. Речь идет о таких грузах, как мазут, бензин и масло.

«Соглашение подписывается на три года, но оно практически неограниченного действия, потому что оно предусматривает автоматическую пролонгацию. Российские порты сегодня готовы осуществить перегрузку белорусских нефтепродуктов в объеме 9,8 миллиона тонн. По нашей договоренности на текущий год мы определили 3,5 миллиона тонн, из них, учитывая, что год уже стартовал - около 2 миллионов тонн мы готовы перевезти вместе с белорусскими партнерами», - сказал В. Савельев.

Подписанное соглашение предусматривает заключение контрактов по принципу take or pay («бери или плати») - если грузоотправитель обеспечивает перевалку в объеме меньше согласованного, морской терминал в любом случае получает плату за весь согласованный объем. Эти минимально гарантированные объемы, согласно документу, стороны согласовывают на очередной год не позднее ноября предыдущего года. На 2021 г. согласован объем в 2 млн. тонн.

Как заявил А. Авраменко, уже планируется заключение контрактов с белорусскими экспортерами. «Я рад, что нам удалось договориться, соответственно планируется подписание соответствующих коммерческих контрактов. В первую очередь, это наши экспортеры, которые экспортируют нефтепродукты. Соглашение даст существенный толчок и даст дополнительные возможности по открытию альтернативного маршрута по доставке нефтепродуктов», - сказал А. Авраменко, добавив, что речь идет о «Белорусской нефтяной компании», «Новой нефтяной компании», «Мозырском нефтеперерабатывающем заводе» и предприятии «Нафтан».

В свою очередь, как отмечает агентство БелТА, нефтепродукты производства белорусских НПЗ будут перевозиться до портов РФ железнодорожным транспортом. Документом определены предельные ставки на подвижной состав и услуги по перевалке грузов в морских портах России. Стороны гарантируют отсутствие любого повышения тарифов, за исключением ежегодной общей индексации. Российская сторона гарантирует также предоставление подвижного состава для перевозки белорусских нефтепродуктов.

При этом министр транспорта России В. Савельев назвал подписание соглашения историческим событием. По его словам, цена на услуги для белорусских поставщиков в российских портах ниже, чем она была при перевалке через порты стран Балтии. «Все российские хозяйствующие субъекты пошли на существенные скидки, исходя из объемов, предложенных белорусской стороной», - сказал глава Минтранса России.

Кроме того, как сообщает агентство Sputnik Беларусь, не исключено, что в ближайшие годы будут переориентированы не только нефтяные белорусские потоки, но и начнется отгрузка калийных удобрений.

«Соглашение касается конкретно нефтепродуктов, но мы с Алексеем Авраменко продолжим работу. У нас есть еще возможности по другим продуктам, производимым в Беларуси. Например, калий. Калийные удобрения производятся в Беларуси на экспорт в объеме около 10 миллионов тонн - мы можем проработать условия, при которых Беларуси будет выгодно поставлять свой калий на экспорт через российские порты», - рассказал глава Минтранса РФ В. Савельев.

При этом глава Минтранса Беларуси А. Авраменко подчеркнул, что сначала белорусские производители должны «обкатать» новый маршрут на нефтепродуктах, после чего возможен экспорт как калийных удобрений, так и лестных грузов и машиностроительной продукции.

«Мы готовы обсуждать эти вопросы с коллегами. Это могут быть не только калийные удобрения, но и лесные грузы, товары машиностроительного комплекса. Этот вопрос требует глубокой и детальной проработки как с точки зрения мощностей, так и портовой инфраструктуры. Я думаю, этим вопросом мы плотно займемся в ближайшем будущем», - заверил А. Авраменко.

Как известно, власти Белоруссии на протяжении последних лет неоднократно заявляли о необходимости переориентации транзита отечественных грузов в порты России. Однако главным препятствием на пути реализации данного проекта был вопрос экономической целесообразности: учитывая, что расстояние до портов в Прибалтийских странах в 2 раза короче, чем до портов РФ на Балтике, Белоруссия не спешила перенаправлять грузопоток.

Ситуация изменилась после состоявшихся 9 августа 2020 г. президентских выборов в Беларуси, победу на которых уже в первом туре одержал действующий глава государства А. Лукашенко: по данным Центризбиркома, его кандидатуру поддержали 80,10% избирателей, тогда как оппозиционный кандидат Светлана Тихановская получила 10,12% голосов.

После оглашения предварительных итогов голосования Беларусь захлестнули протестные акции оппозиции, обвинившей власти в фальсификации выборов, которые сопровождались столкновениями митингующих с правоохранителями, тогда как сама С. Тихановская покинула Беларусь и отправилась в Литву, заявив о непризнании официальных результатов выборов и провозгласив себя единственной «избранницей народа».

В этих условиях 14 августа 2020 г. главы МИД стран ЕС заявили о непризнании выборов в Беларуси и договорились ввести санкции в отношении белорусских чиновников. При этом 27 августа 2020 г. главы МИД Латвии, Литвы и Эстонии призвали Евросоюз ужесточить санкции против Белоруссии, после чего 28 августа 2020 г. санкционную политику против Беларуси поддержал МИД Украины, пообещав присоединиться к санкциям ЕС.

В ответ 28 августа 2020 г. президент Белоруссии А. Лукашенко пригрозил Литве ответными мерами, заявив о намерении отказаться от использования литовских портов для экспорта белорусской продукции. «Я поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», - сообщил он.

Именно это обещание и начал воплощать в жизнь президент Белоруссии в ответ на санкционную политику Прибалтийских стран, поручив организовать транзит отечественных нефтепродуктов через порты России, которая обеспечила выгодные условия для белорусской стороны посредством предоставления больших скидок по тарифам, чтобы стоимость транзита для Белоруссии была даже ниже, чем через порты Прибалтики.

Тем самым А. Лукашенко нанес болезненный удар по экономике Литвы, поскольку основной объем транспортируемых морским путем белорусских грузов переваливается в Клайпедском порту. По официальным данным, грузооборот в порту Клайпеды составляет около 40 млн. тонн в год, из них 8 млн. тонн приходится на калийные удобрения, поставляемые из Беларуси по железной дороге, и около 4−5 млн. тонн - на нефтепродукты.

В целом же Беларусь ежегодно экспортирует около 10,5 млн. тонн нефтепродуктов, в том числе около 6 млн. тонн - через порты стран Балтии - Клайпеду, Вентспилс и Ригу, которые после подписания межправительственного соглашения Белоруссии и России будут ежегодно терять более половины (или более 3 млн. тонн) объема транзита белорусских нефтепродуктов. Если же Москва и Минск договорятся о переориентации поставок на российские порты белорусских калийных удобрений, лестных грузов и машиностроительной продукции, то этот шаг еще более подорвет экономику проамериканских режимов в Прибалтийских странах, решивших использовать Беломайдан для дестабилизации внутриполитической ситуации в Беларуси с целью насильственного отстранения от власти президента А. Лукашенко и вовлечения Минска в орбиту геополитических интересов США.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх