На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светломир Пенев
    Вполне согласен,то же самое было и у нас,в Болгарии.Ужасы советского ...
  • Людмила
    так, киздуй в свою хохляндию и разуй СВОИ глаза, курица !  Это ты-то РУССКАЯ ?! Смешно !!!😂Это мы в нищете ж...
  • nyha
    Мудак! ты был им и СДОХНЕШЬРоссия резко вышл...

АЛЬТЕРНАТИВА ОЛИГАРХИЧЕСКОМУ КАПИТАЛИЗМУ

АЛЬТЕРНАТИВА ОЛИГАРХИЧЕСКОМУ КАПИТАЛИЗМУ

НАРОДНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МОГУТ СТАТЬ РЕАЛЬНЫМ ФАКТОРОМ В ИНТЕНСИВНОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В последнее время из уст членов правительства РФ и известных экономистов все пессимистичнее звучат прогнозы дальнейшего экономического развития страны.

Причем, цифры все время меняются и не в лучшую сторону.

Заметим, что это связано не только с политическими и экономическими санкциями, введенными недавно США и западными странами, но и со многими запоздалыми решениями по устранению ошибок, допущенных  при становлении у нас в стране рыночной экономики.

В 1990 годы, в период возникновения олигархического капитала в России, сложившаяся система несправедливого распределения национальных богатств и до сих пор является главной причиной откровенной материальной нужды и духовной нищеты для большинства наших граждан. Олигархи, их обслуга и многие чиновники, как правило, объясняют это отсутствием денег и средств для улучшения жизни народа, что не мешает им ежегодно вывозить на Запад миллиарды долларов США.

Но государство, не только по Конституции РФ, но и прежде всего, исходя из моральных и нравственных соображений, должно и обязано устранить это висящее над нами, как дамоклов меч, глубокое общественное противоречие. Все большее количество людей не может путем законного участия в рыночной экономике заработать достаточно средств для поддержания себя и своей семьи.

Известные американские ученые, супруги Келсо, в свое время обосновали и практически внедрили в экономику США альтернативный капиталистическому способ ведения предпринимательской деятельности –  акционерные общества, полностью или частично принадлежащие их работникам.

Таким народным предприятиям и акционерным обществам государство оказывает помощь в самом начале пути их становления. В нашей стране такие предприятия были явно недооценены. Являясь одновременно  и производителем, и акционером-совладельцем трудовой собственности, работник народного предприятия не только получает право участвовать в управлении и принятии решений, но и несет солидарную ответственность за производственные результаты.

Такой баланс прав и обязанностей – одно из главных преимуществ коллективных предприятий в конкурентной борьбе. Это подтверждает опыт более чем 70 стран мира, законодательство которых закрепляет наделение работников собственностью в таких предприятиях, созданных на принципах соединения труда и капитала. Особенностью коллективных предприятий является закрепление однородности социально-экономического статуса работников народного предприятия, ограничивающей количество акций, которыми может владеть один работник-акционер (5 процентами от общего количества акций), и их равные права при принятии решений общим собранием акционеров.

Находясь в собственности работников, народное предприятие позволяет последовательно реализовать коренные интересы трудящихся. Очень важно и то, что размер оплаты труда генерального директора не может превышать десятикратный средний размер оплаты труда работника за отчетный финансовый год. Для сравнения приведем результаты ежегодного рейтинга Forbes отдельных высокооплачиваемых руководителей российских компаний, представленных в госсекторе: $37 млн. – президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин; $25 млн. - глава «Газпрома» Алексей Миллер; $17 млн. - президент Банка Москвы Михаил Кузовлев; $16 млн. - глава Сбербанка Герман Греф и т.д. В совокупности 25 участников этого рейтинга, по оценке Forbes, заработали $291 млн., годом ранее суммарная компенсация этих же топ-менеджеров была на 7% меньше.

Результаты производственной деятельности большинства российских народных предприятий за годы, прошедшие после их образования, вполне обнадеживают. За прошедшие 15 лет со дня принятия федерального закона «О народных предприятиях» их основные производственно-финансовые показатели находятся на уровне или выше средних в целом по отрасли, а объем производства, производительность труда, рентабельность, реализация товарной продукции и зарплата увеличились в несколько раз.

Степень износа оборудования не превышает 40-50% (как исключение - до 60%). До 50% прибыли по решению трудовых коллективов ежегодно направляется на обновление основных фондов и технологическую модернизацию, составляя, как правило, 100% всех инвестиций. Активно развивается социальная инфраструктура (на балансе предприятий –   жилье, детские сады, ясли, поликлиники, ЖКХ и пр.). На социально-культурные нужды ежегодно направляется не менее 25% прибыли. Обязательный выкуп акций у работников, уходящих на пенсию, гарантирует им солидную прибавку к трудовой пенсии. Важно отметить, что именно средства акционеров (акции и нераспределенная прибыль) являются главным источником финансирования народных предприятий.

Подобная политика в немалой степени способствует росту чистых активов (собственного капитала), сокращению убытков и достижению финансовых показателей, характеризующих успешную рентабельную и хозяйственную деятельность предприятий. Собственность работников, владеющих контрольным пакетом акций, позволяет преодолеть противоречие между капитализируемой частью дохода и заработной платой. Наращивая стоимость основного капитала, способствуя развитию своего предприятия, работники тем самым увеличивают стоимость принадлежащего каждому из них пакета акций.

Таким образом, в данной форме собственности заложена возможность осознанного регулирования самими работниками соотношения между индивидуальным доходом и накоплением с учетом, прежде всего, производственной целесообразности, поскольку и заработная плата, и накапливаемый капитал выступают как источники личного богатства работников.

К сожалению, этой формой хозяйствования в России охвачено пока незначительная часть предприятий. Для примера, в Китае, где закон «О коллективных предприятиях в городе и коллективных предприятиях на селе» действует с 1992 года, доля коллективного сектора в валовом объеме продукции  уже превысила 50 процентов. Есть и у нас в стране лидеры. Логичным итогом развития коллективных форм хозяйствования и формирования социально справедливых производственных отношений стала разработка и реализация в Липецкой области единственных пока в России программ - областной целевой программы «Развитие народных предприятий в Липецкой области на 2012—2014 гг.» и долгосрочной государственной программы «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», рассчитанной на 2014-2020 г.г. Последняя была утверждена в феврале текущего года. Ее финансирование из областного бюджета составит более миллиарда рублей. По мнению главы Липецкой области Олега Королева, коллективные формы хозяйствования – еще и лучший способ восстановить социальную справедливость.

Вполне естественно возникает вопрос: каким образом увеличить количество коллективных предприятий и обеспечить дальнейший экономический рост в стране? Достаточно ясный ответ дан в Послании к Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года Президента РФ В.В. Путина: «Главное сейчас – дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах – это лучший ответ, как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны, как экономически, так и политически, тем выше потенциал России». Требуется только подкрепить региональные целевые программы дополнительными источниками финансирования для создания и развития нового сектора в народном хозяйстве.

Что можно для этого использовать помимо целевого выделения средств из разных источников, в том числе, используя и личные накопления граждан? Не секрет, что утверждаемый ежегодно правительством РФ план приватизации госсобственности не выполняется, причем в этом списке фигурируют, как правило, еще вполне «живые» предприятия с основными фондами и развитой инфраструктурой. А сколько в стране заброшенных и уже почти разграбленных небольших предприятий, которые в лучшем случае используются для аренды индивидуальными предпринимателями?

Такое же положение и в сельском хозяйстве. Даже в регионах с развитым сельским хозяйством сегодня мы имеем массу невостребованных земель сельскохозяйственного назначения, а что уж тут говорить о неудобьях, где раньше можно было пасти скот и развивать прудовое хозяйство?

Видимо, назрела необходимость внести в федеральный закон о «Народных предприятиях» положение, отменяющее запрет на использование приватизируемой собственности для создания народных предприятий. На региональном уровне уже в ближайшее время должны быть представлены конкретные целевые программы по созданию и развитию коллективных предприятий и, прежде всего, исходя из потребностей выпуска в стране продукции импортозамещения  и местных условий.

Закономерен и вопрос, не лучше ли постепенно перейти при создании акционерных обществ с государственной поддержкой на прямое государственное инвестирование (кредитование) крупных объектов промышленности и агропромышленного комплекса при помощи легко контролируемых дирекций строящихся предприятий с последующим их акционированием после ввода предприятий в эксплуатацию? Почему мы должны  все время отдавать предпочтение частному капиталу и при этом забывать, что частные инвесторы сплошь и рядом используют государственные и зарубежные кредиты, объемы которых за последние несколько лет угрожающе увеличились, в т.ч. и с просроченной задолженностью.

Как один из альтернативных источников финансирования вновь создаваемых коллективных предприятий конечно можно рассматривать и возможный возврат легализированных капиталов в связи с предлагаемой президентом РФ проведением полной амнистии капиталов. Но это, скорее всего, путь для раскаяния и облегчения совести наших доморощенных олигархов за содеянные перед народом вольные или невольные прегрешения. Более правильным, вместо введения так долго обсуждаемого торгового сбора, было бы введение с собственников промышленных и агропромышленных объектов специального сбора на развитие территорий, в том числе и для создания народных предприятий.

Особое внимание при разработке целевых программ по созданию коллективных предприятий необходимо обратить на регионы с потенциальными и разведанными запасами золотосодержащих минералов. В условиях сокращения валютной выручки и угрозы введения дополнительных, более жестких санкций западными странами, вопрос резкого увеличения  золотовалютных резервов в нашей стране, как минимум, до 300-350 тонн ежегодно, особенно актуален. Уязвимость наших крупных частных золотодобывающих предприятий как раз и состоит в том, что они уже не обеспечивают быстро изменяющиеся потребности страны. Необходимо уже в ближайшие 5-7 лет создать мощный и конкурентоспособный сектор по добыче и переработке природного золота и лома драгоценных металлов, основанный на госсобственности с последующим преобразованием его в народные предприятия.

Несмотря на упущенные возможности, у нашей страны все же остается шанс выйти на ускоренные темпы социально-экономического развития. Но для этого необходимо  в промышленности и сельском хозяйстве утвердить известные принципы академика Федорова и практика Чартаева о функционировании народных предприятий, внести изменения в закон о приватизации, провести быстрый и беспристрастный аудит сомнительно приватизированных и неэффективных государственных и частных предприятий, создать условия для резкого роста в стране как количественного, так и качественного состава не менее 15 тысяч таких хозяйств.

Павел КУРКИН, председатель Комитета местного отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в Коминтерновском районе г. Воронежа, юрист

Ссылка на первоисточник
наверх