На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Тигр готовится к прыжку – Кудрин о новом курсе правительства

На деловом завтраке Сбербанка на полях ПМЭФ-2018 обсуждались меры по ускорению экономического роста. Тема беседы звучала так: «Новая экономическая повестка (НЭП): что, как, кто?». И если с «кто» уже появилась ясность – состав правительства определён, то по поводу «что» и «как» всё далеко не так однозначно. Как выяснилось, единого и чёткого плана действий у лиц, принимающих решения, пока нет.

Портал profiok.com рассказывает о том, какие реформы нас ждут в ближайшее время, кто за это будет отвечать, от чего зависит структура экономики, при чём тут тигр и зачем на столе должна быть чья-то шкура.

Достижимы ли цели, поставленные в майском указе?

Вопрос о достижимости целей, согласитесь, звучит странно: президент же не дурак и вряд ли брал цифры для указа с потолка. Предлагая кандидатуру Медведева на пост главы кабмина, Владимир Путин, комментируя поставленные цели, несколько раз повторил: «Мы всё посчитали, это не просто слова».

Тем не менее, именно так поставил вопрос глава Сбербанка Герман Греф, модерировавший дискуссию. И именно в таком ключе обсуждали его члены нового кабмина и эксперты – то есть именно те люди, которые готовили аналитику для указа и давно всё посчитали.

По словам Германа Грефа, МВФ прогнозирует для России низкие темпы роста ВВП. Самая оптимистичная цифра – 2,5 процента в год. «Это заключение практически всех независимых экспертов», – объяснил Греф. Однако в майском указе в качестве цели обозначены темпы роста «выше мировых». Это значит, что рост должен составлять минимум четыре процента в год.

Возможен ли рывок, при котором получится «перепрыгнуть» прогнозируемые значения? Теоретически – да. Герман Греф привёл в пример Турцию, где в прошлом году рост ВВП составил более семи процентов вместо прогнозируемых четырёх.

Правда, вслед за ростом государственных гарантий, то есть долга, в Турции произошла девальвация лиры, а темпы роста резко снизились. «Нам такой рост не нужен», – заявил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. «Сбербанку надо усилить аналитическое направление. Приводить в пример Турцию, где валюта дешевеет на 10 процентов, – это странно», – поддержал коллегу министр экономического развития Максим Орешкин.

Итак, равняться на Турцию и интенсивно наращивать госдолг мы не будем (хотя Кудрин уверен, что долговые ресурсы можно использовать даже на финансирование текущих расходов – прим. profiok.com). Но сами по себе темпы роста тоже не увеличатся – значит, нужно что-то в корне поменять. И откуда всё-таки возьмутся пресловутые восемь триллионов рублей, которые, как заявил президент, потребуются на достижение поставленных целей?

Кстати, днём ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на ПМЭФ, выразила сомнение как в том, что получится найти эти средства, так и в том, что они поспособствуют экономическому росту: «Здесь пока для нас есть неясности. С одной стороны, по источникам финансирования этих восьми триллионов рублей, второе — по тому, насколько эффективно и на какие направления эти расходы будут направлены, насколько они смогут повлиять на потенциальные темпы экономического роста». По словам Набиуллиной, вливание дополнительных денег без проведения структурных реформ приведёт к «перегреву экономики», и вслед за резким ростом последует столь же резкое падение (пример Турции? – profiok.com).

Тигр готовится к прыжку – Кудрин о новом курсе правительства«К сожалению, все вопросы сводятся к тому, где взять восемь триллионов, а не к тому, что на самом деле надо сделать, – посетовал глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров. – Добавив в неэффективную систему денег, мы лишь дадим возможность более эффективно их воровать».

«Наращивать ВВП темпами выше мировых в принципе достижимо, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. – Вопрос в том, какие реформы мы готовы для этого проводить». По мнению Гурвича, поставленные президентом цели и задачи требуют выхода из комфортного режима, сверхусилий и «гораздо более радикальных реформ, чем мы видели в последнее время».

Тигр готовится к прыжку – Кудрин о новом курсе правительства«Нужно говорить не столько о реформах, сколько о выполнении закона о стратегическом планировании», – возразил советник президента РФ Сергей Глазьев. По его мнению, ресурсных ограничений для роста у российской экономики нет, нужно лишь провести модернизацию производства, углубить переработку ресурсов, загрузить простаивающие производственные мощности и изменить систему управления, сориентировав её на долгосрочное развитие. Впрочем, Глазьева даже не включили в состав основных спикеров мероприятия: ему пришлось тянуть руку и просить слова уже после того как все выступили.

Участникам делового завтрака предложили выбрать ключевой риск для развития отечественной экономики на ближайшие годы. Две трети из них считают, что таким риском являются не санкции и не снижение цен на энергоносители, а откладывание реформ. Вариантов из речи Глазьева вроде отсутствия долгосрочного планирования и стимулирования инноваций для выбора не было предложено в принципе. Результат опроса был предрешён – видимо, как и сам вопрос о проведении реформ.

Реформы: налоги поменяют, а потом зафиксируют

Тигр готовится к прыжку – Кудрин о новом курсе правительстваАнтон Силуанов заверил, что усилиями правительства создан некий базис, который «в меньшей степени зависит от внешних факторов», теперь осталось провести реформы, которые будут направлены на создание новых стимулов к развитию экономики.

По словам Силуанова, готовится «целый ряд структурных реформ и бюджетных манёвров». Расходы бюджета будут переструктурированы в пользу инфраструктурных задач. Налоговое законодательство изменится (в какую сторону – пока не объявили), зато потом не будет меняться в течение шести лет. Будут созданы стабильные условия для инвесторов – например, с помощью специнвестконтрактов. В результате «каждый рубль бюджета будет генерировать средства частных инвесторов». Будут запущены новые источники.

Большие надежды возлагаются на реформу социальной сферы. Как пояснила вице-премьер Татьяна Голикова, сейчас в России предоставляется больше трёхсот видов социальных услуг, не считая пенсий. Разумеется, большинство граждан даже не подозревают, что могут получать эти услуги. Всю эту систему предстоит упорядочить.

Или, к примеру, медицина: в отличие от социального или пенсионного страхования, медицинское страхование отдано на откуп регионам. Каждый региональный управленец «пасёт свою поляну», не допуская перетока средств из одного региона в другой, в результате чего снижается доступность медицинской помощи. По мнению Голиковой, логично перенести распределение средств на федеральный уровень.

Неизбежной структурной мерой и смелым шагом правительства глава Счётной палаты Алексей Кудрин назвал повышение пенсионного возраста – этот вопрос уже решён, обсуждаются только детали.

Тигр готовится к прыжку – Кудрин о новом курсе правительстваКакие же сферы будут стимулировать к развитию в первую очередь? На что будут направлены реформы? В ходе дискуссии выявилось серьёзное расхождение в понимании зон ответственности. Например, Максим Орешкин считает, что раз у нас экономика рыночная, а не плановая, то зоны роста должна определять банковская система (что-то мы уже слышали от молодых реформаторов в 1990-х про невидимую руку рынка – прим. profiok.com). Задача государства – создавать условия для развития промышленности и банковской системы, а также развивать образование, здравоохранение, инфраструктуру, то есть то, что нельзя переложить на частный сектор, полагает министр.

«Если мы хотим узнать, как будет выглядеть экономика через 3-6 лет, надо спросить, например, Сбербанк, какие отрасли экономики с точки зрения кредитной политики банка выбраны в приоритет, – сказал Орешкин. – У нас, конечно, есть таблички, где расписано всё по отраслям, где что будет расти (и правда посчитали? – прим. profiok.com), но банкам мы их показывать не будем, потому что банковская система должна делать выбор самостоятельно».

«Если вы будете ориентироваться на наши приоритеты, через шесть лет структура экономики останется примерно такой же, как сейчас, – парировал Греф. – Мы будем финансировать сектора, в которых всё в порядке с отдачей на капитал, и не будем финансировать цифровую экономику, потому что там непрогнозируемые денежные потоки и нечего взять в залог».

Как мы видим, реформы будут и очень скоро, а их последствия могут оказаться совсем не такими, какими их видят в расчётах чиновники. Рисовали на бумаге, да забыли про овраги – известная беда...

Тигр готовится к прыжку – Кудрин о новом курсе правительства«Президент задаёт планку, в майском указе даны очень амбициозные задачи, а правительство думает, как на них ответить, – обрисовал ситуацию Алексей Кудрин. – То есть сейчас это такой тигр, который готовится к прыжку. В ближайшее время мы увидим прорывные и продвинутые реформы».

При обсуждении реформ чаще всего звучит слово «радикальный», и от этого становится как-то не по себе. «Семь раз отмерь», – гласит народная мудрость… Кто будет виноват и что мы все будем делать, если этот тигр сиганёт не туда?

«У меня большая просьба к коллегам. Прежде чем прыгать, давайте сядем кружком и поговорим», – предложил мэр Москвы Сергей Собянин, призвав чиновников «соизмерять уровень своей активности» с возможностями регионов и муниципалитетов, чтобы не парализовать систему управления на местах. Но разве слушает кого-то тигр, если он уже начал подготовку к прыжку?

Государственное управление: чья шкура на кону?

Тигр готовится к прыжку – Кудрин о новом курсе правительства«В нашей стране никто не отвечает за результат, которого он должен был достигнуть», – так видит одну из основных проблем России Андрей Макаров.

Примерно о том же говорил Алексей Кудрин: «Мы о достижении стратегических целей практически не спрашиваем. Возьмите предыдущие майские указы: никто не обсуждает, что не достигнуты цели по темпам роста, по увеличению доли инновационной экономики. Мы должны всё время держать это в фокусе, вести диалог по целям, смотреть, выполняем или нет, почему, что нужно переструктурировать». По мнению Кудрина, современное госуправление также отличается чудовищной скоростью и качеством принятия решений.

По результатам голосования участников завтрака госуправление оказалось важнейшей сферой, требующей реформ, опередив цифровую трансформацию и инфраструктурные преобразования.

Антон Силуанов пояснил, что по ключевым направлениям, которые будут «работать на рост», вводится проектный формат управления. Это означает, что будут определены конкретные этапы и точки реализации этих проектов, а министры и вице-премьеры будут отвечать за результаты своей деятельности, то есть за достижение конкретных целей.

Кроме того, значительной частью реформы госуправления станет цифровизация. После оцифровки всех данных и переведения части процессов в цифровой формат можно будет сделать государственный аппарат «более компактным».

В заключение встречи Герман Греф процитировал Нассима Талеба, который недавно выпустил новую книгу под названием «Skin in the Game», дословно – «Шкура в игре». Талеб считает, что доверять людям, принимающим решение, можно только в том случае, если на столе лежит их шкура, то есть когда они отвечают за свои решения собственной шкурой.

Тигр готовится к прыжку – Кудрин о новом курсе правительстваЗаметим: впервые собрав 26 мая обновлённое правительство, Владимир Путин потратил значительное время на вводную часть. Он подробно объяснял солидным людям, насколько масштабны поставленные перед ними цели, почему важно работать чётко и с предельной отдачей, зачем нужно следить за ситуацией на местах и вести диалог с гражданами и общественными организациями. «Не должно и не может быть никаких ссылок на какие бы то ни было обстоятельства, которые помешают вам выполнить эту работу качественно, на высоком уровне и в поставленные сроки», – подчеркнул президент. Даже интересно, много ли «шкур» на самом деле поставлено на кон?

Юрий Смыслов«Деловой завтрак Сбербанка на ПМЭФ – всегда знаковое событие, – рассказал порталу profiok.com заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – С одной стороны, это неформальная расслабленная беседа в уютной обстановке, с другой – в мероприятии принимает участие вся «верхушка», имеющая отношение к разработке стратегии развития страны. Это значит, что тон и содержание дискуссии во многом определяют наше будущее. В этом году меня поразили два момента: отсутствие единодушия по ключевым вопросам среди людей, готовящих реформы, и абсолютная инертность зала. Из двухсот человек, присутствовавших в зале, несмотря на все призывы Грефа, не нашлось желающих ни выступить, ни задать вопрос министрам. Я понимаю, что Венедиктова или Собчак мало интересуют перспективы экономического роста. Но губернаторов-то должны интересовать, ведь не за круассанами же они пришли на этот завтрак! Отсутствие конкретных вопросов – тревожный симптом: похоже, чёткого плана действий на ближайшие годы у многих нет даже в проекте. Будем надеяться, что министр Орешкин в своих табличках нигде по-крупному не ошибся».

Фото: пресс-служба президента РФ, пресс-служба ЦЭРС.

Иллюстрации: трансляция делового завтрака Сбербанка на ПМЭФ от 25.05.2018.

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=6405#ixzz5GmUpT04O

Картина дня

наверх