В прошлую среду, 6 марта, в Госдуме прошёл, пожалуй, самый необычный «правительственный час» за всё время существования российского парламента. Министр экономического развития РФ Максим Орешкин должен был рассказать парламентариям о приоритетах социально-экономического развития страны. Обычно подобная процедура происходит по давно отработанному сценарию: доклад министра, замечания Счётной палаты, вопросы и критика депутатов, обещание всё исправить, взаимные призывы работать сообща и общаться чаще и плодотворнее. Но на этот раз всё пошло не так. Что не устроило депутатов Госдумы в докладе министра Орешкина? Подробности – в материале profiok.com. О чём успел рассказать Орешкин?
Как сообщил Орешкин, рост ВВП по результатам 2018 года составил 2,3 процента. Правда, министр тут же оговорился: этот рост обеспечен пока лишь разовыми факторами и не сопровождается увеличением реальных располагаемых доходов граждан. «Говорить о выходе на требуемую траекторию роста инвестиционной активности пока не приходится», – признал Максим Орешкин. Что касается текущего года, то прогноз Минэкономразвития изначально предполагал низкую динамику – в частности, из-за повышения НДС. Опасения подтвердились: в январе рост замедлился до 0,7 процента. Зато с бюджетом в начале года всё в порядке, потому что расходы по нацпроектам сдвинуты на второе полугодие. «У нас хорошее исполнение бюджета, но пока негативное влияние на экономику», – обрисовал ситуацию Орешкин.
Чтобы добиться повышения темпов экономического развития, Минэкономразвития подготовило «факторный план», содержащий ключевые показатели эффективности для отраслей и регионов. Орешкин подчеркнул, что важная роль в достижении требуемых результатов принадлежит регионам. Поэтому сейчас пишутся «стратегии региональных действий по достижению целевых показателей экономической динамики». Помимо этого, министерство, по словам Орешкина, занято сохранением устойчивости макроэкономической конструкции», а именно работает над снижением административных барьеров, занимается улучшением инвестиционного климата и повышением эффективности инвестиций в инфраструктуру. Орешкин напомнил, что год назад на правительственном часе в Госдуме парламентариев возмутила ситуация с выделением субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства. Тогда аудиторы Счётной палаты выяснили, что субсидии регулярно получают одни и те же компании. «Сейчас вся система переработана», – заверил министр. Максим Орешкин также упомянул национальный проект «Производительность труда», где уже есть первые результаты. По итогам 2018 года 70 процентов предприятий, вошедших в проект, увеличили производительность труда на 10 процентов. Количество таких предприятий в 2019 году должно «приблизиться к тысяче», обрисовал масштаб достижений министр, добавив, что сейчас рассматривается расширение этого проекта в части внедрения принципов бережливого производства в социальную сферу и государственное управление. Закончив доклад, Максим Орешкин собрался было освободить трибуну для следующих выступлений, однако спикер Госдумы Вячеслав Володин попросил его «на минуточку задержаться». Что не понравилось Володину в докладе Орешкина?
«Думаю, всем нашим коллегам сегодня хочется от вас услышать, что делает министерство для того, чтобы наша экономика развивалась, причём не анализ ситуации «в общем», а конкретные шаги», – резонно предположил парламентарий. Для начала Володин решил уточнить, сколько средств уже направлено в регионы для реализации национальный проектов и государственных программ. Как выяснилось, пока речь идёт только о заключении соглашений с регионами, а ресурсы выделены только по некоторым программам. «Какой объём средств будет направлен на реализацию госпрограмм и национальных проектов в соответствии с Посланием президента в этом году?» – вновь попытался получит конкретный ответ Вячеслав Володин. Оказалось, что в цифрах министр путается. Он начал рассказывать что-то про «несколько сот миллиардов рублей», в то время как председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил, что говорить следует о триллионах рублей. Пытаясь выкрутиться, Максим Орешкин лишь подлил масла в огонь. Он начал объяснять что-то про проекты и программы, про то, что к каждому проекту привязаны отдельные ресурсы, что цифры, фигурирующие в нацпроектах, связаны не только с федеральными, но и с региональными деньгами.
В конце концов наводящими вопросами удалось добиться от Орешкина следующего. Из-за сложных бюрократических процедур фактически до регионов на сегодня доведено лишь 10 процентов средств, которые нужны им для реализации национальных проектов. «Последняя статистика есть только у министерства финансов», – пояснил министр. Иными словами, прошло три месяца, а полтора триллиона рублей просто лежат мёртвым грузом. И тут Вячеслав Володин не выдержал. «Если сегодня средства ещё не доведены, по опыту предыдущих лет они придут в регионы не раньше июля, – начал рассуждать вслух парламентарий. – Дальше будут проводиться конкурсы, эти конкурсы закончатся не раньше сентября. Затем начнется очковтирательство: спешка, штурмовщина, попытки вводить невведённые объекты. Эффективность реализации национальных проектов будет сведена до минимума. Мы не можем себе этого позволить». Максим Орешкин в ходе доклада не высказал никаких опасений по этому поводу, и именно эта беспечность возмутила Володина. «Понятно, Минфин средства доводит, но вы тогда скажите нам, что эта ситуация вызывает у вас тревогу, что вам необходима помощь парламента, – призвал он министра к конкретному и содержательному разговору. – Мы будем помогать, но вы должны нам сказать, в чём». Поскольку, по мнению Володина, министр оказался к такому конкретному разговору не готов, он предложил перенести правительственный час на другое время.
Трюк не удался. «Всё-таки за рост экономики в стране отвечает министерство экономики, – парировал Володин. – Вот и расскажите нам, что необходимо, чтобы рост обеспечить более быстрыми темпами, что нам нужно сделать в рамках дисциплины, реализации нацпроектов? Что вы понимаете под развитием, что необходимо сделать парламенту, чтобы это развитие было». На том и порешили: Максим Орешкин подготовится к разговору в новом ключе и снова придёт в Госдуму. Ориентировочно это случится в конце марта или начале апреля. Предварительно министр встретится с представителями думских фракций и профильных комитетов. Буря в стакане или тектонический сдвиг?После 6 марта эксперты увлечённо обсуждают, что последует за демаршем Володина и чем было вызвано нарушение сложившегося за долгие годы порядка. Кто-то считает, что Вячеслав Володин хочет усилить собственные позиции в качестве политического игрока, другие полагают, что он всеми силами пытается поднять на новый уровень политическую роль Государственной думы.
Однако вектор, как мне кажется, был задан президентом в его послании Федеральному собранию. Владимир Путин явным образом сказал: если кто-то не справляется с поставленными задачами или считает, что их выполнить нельзя, лучше сразу уйти и уступить место тем, кто хочет и будет работать. Можно сколько угодно рассуждать о политических интригах и о подводных течениях, видимым проявлением которых стало поведение Вячеслава Викторовича Володина. Но как показывает опыт, часто правильным оказывается самое простое объяснение. В том, что стране нужно выполнить национальные проекты, может быть, кто-то из граждан ещё сомневается. Но в том, что они не могут быть выполнены силами действующего правительства, пожалуй, не сомневается никто. И этого не могут не понимать ни в Кремле, ни в Госдуме. Именно поэтому Кремль так спокойно отреагировал на нестандартную ситуацию в Госдуме: может быть, хотя бы так получится заставить министров работать, а граждан – поверить в возможные перемены к лучшему? Так что, похоже, что-то в нашей стране начало меняться. И то, что мы сейчас наблюдаем, может оказаться проявлением структурных изменений и перестановки сил. Должен же когда-то прекратиться наглый саботаж, длящийся годами? Возможно, это та самая переправа, на которой, наконец, пришло время поменять коней».
Может быть, и хочет. И ничего плохого в этом нет: плох солдат, который не мечтает стать генералом. Только неплохо было бы для начала справиться с «солдатскими» обязанностями. «Мне до уровня президента как до Луны, – позже пояснил Орешкин в соцсетях, видимо, испугавшись волны публикаций о собственных карьерных амбициях. – Мне и на текущем рабочем месте надо работать гораздо лучше, чтобы заслужить звание «хорошего профессионального» министра и выполнить поставленные задачи». Золотые слова. Дело за конкретикой. Слишком уж хлестаковщина надоела. ![]() Для полноты картины читайте публикации profiok.com:
|
Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=8366#ixzz5hrrHGDrh
Свежие комментарии