Ян Валентинович Новиков, возглавляющий АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», считает, что инновационные сдвиги в отечественной экономике невозможны без появления новых форм организации системы стратегического планирования в масштабе государства.
Об эффективности и ответственности: диагноз
Система управления, по мнению Яна Новикова, базируется на ответственности за принятые решения и их реализацию. Наиболее эффективно этот механизм реализован в частных компаниях, где мерилом оказывается размер полученной прибыли. Собственники и руководители компаний стараются максимизировать прибыль, соответствующим образом выстраивая работу наёмных сотрудников, определяя их заработную плату и численность, контролируя продвижение по служебной лестнице. Ответственность каждого сотрудника определяется результативностью его работы, а зарплата на каждой позиции устанавливается такая, чтобы можно было привлечь и удержать специалистов достаточно высокой квалификации.
В организациях, относящихся к госсектору, подобные экономические механизмы если и работают, то значительно слабее. К примеру, на предприятиях ОПК во главу угла ставится исполнение гособоронзаказа, а не полученная прибыль. В этой связи руководитель предприятия больше озабочен выполнением плана, чем эффективностью работников, численность и квалификация которых далеко не всегда оптимальна.
То же относится к органам госуправления: критерием оценки эффективности работы организации или ведомства до сих пор оказывалось не состояние отрасли в целом, а достижение плановых показателей. При этом ответственность за невыполнение плана была вполне серьёзной: директора компании и даже стоящего «над ним» чиновника, не справившихся с выполнением плана, вполне могли уволить.
Следовательно, руководители предприятий были заинтересованы, с одной стороны, в минимизации планов, с другой – в неукоснительном их выполнении. При этом механизм ответственности работал, тогда как предприятия далеко не всегда были экономически эффективными.Переход отечественной экономики к рыночным методам управления повлёк за собой ликвидацию планов и контрольных цифр. Но действенную систему управления нельзя построить без новых индикаторов, по которым можно было бы оценивать эффективность работы органов управления и предприятий.
«Управление в ручном режиме может быть вынужденным в экстраординарных ситуациях, но никак не в длительной перспективе», – заключает Ян Новиков.
О реформах: ретроспектива
Гендиректор концерна ВКО «Алмаз-Антей» вспоминает, что на первых порах попытки изменения системы госуправления делались столь часто, что ведомства иногда не успевали полностью перестроить свою деятельность в соответствии со свежими изменениями: «Министры менялись чуть ли не каждый год, на ответственные должности иной раз назначались случайные некомпетентные люди». Неудивительно, что за это время эффективность системы государственного управления окончательно снизилась. Кроме того, за введением новых механизмов не успевало законодательство, поэтому, как пишет Ян Новиков, зачастую даже на федеральном уровне руководство в 1990-е годы осуществлялось «по понятиям».
Затем ситуация постепенно стала выправляться. Например, в 2008 году была принята концепция долгосрочного развития России на период до 2020 года, в соответствии с которой, в частности, планировалось к 2012 году обеспечить рост ВВП на 37-38 процентов, а увеличение реальных доходов населения – на 53-54%. Однако эти показатели не были достигнуты, напоминает Ян Новиков. В качестве причины эксперт упоминает начавшийся в то время экономический кризис.
Следующий вариант основополагающего стратегического документа на период до 2020 года был разработан в 2011 году, но правительство страны его так и не утвердило. Сейчас, пишет Ян Новиков, министерство экономического развития занято разработкой Стратегии-2030.
Понятно, заявляет эксперт, что отсутствие плановых показателей вполне устраивает органы государственного управления: работа в таких условиях «более чем удобна, поскольку не сопряжена с конкретной ответственностью». Но нельзя не признать, что эффективное развитие страны в таких условиях попросту невозможно.
О стратегическом планировании: реальность и прогноз
По мнению Яна Новикова, разработка системы контрольных цифр и индикаторов для органов исполнительной власти – серьёзная и непростая аналитическая задача, требующая как детальной, так и комплексной оценки ситуации в различных отраслях, а также развитых систем прогнозирования.
Рамочный документ, контурно определяющий пути решения этой проблемы, в России уже есть: это федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», принятый в 2014 году. Согласно этому закону, уже к началу текущего года должна была быть подготовлена вся нормативная база, регулирующая порядок создания документов стратегического планирования и контроля их реализации. К концу 2016 года должны появиться и сами эти документы: прогнозы социально-экономического развития РФ на долгосрочный и среднесрочный периоды, прогноз научно-технического развития РФ, стратегический прогноз РФ, различные государственные программы и так далее.
Ян Новиков считает, что реализация этих действий могла бы стать ощутимым шагом вперёд по пути совершенствования системы госуправления. Однако, продолжает автор публикации, в полноценном исполнении положений закона «существуют серьёзные опасения», поскольку развернувшийся кризис может «стать аргументом в пользу невозможности» составления каких-либо прогнозов. «Это было бы очень печально, поскольку именно предвидение является важнейшим фактором минимизации кризисных потерь», – пишет Новиков.
Эксперт замечает, что прогноз научно-технического развития РФ поставлен в законе о стратегическом планировании на первое место среди всех документов. Однако, продолжает он, поскольку выводы учёных и аналитиков нередко расходятся с «ориентирами проводимой экономической политики», ценность подготовленного документа окажется «под большим сомнением». Стало быть, делает вывод Ян Новиков, необходима слаженная работа над подготовкой прогноза – как со стороны научного сообщества, так и со стороны чиновников. В пример Новиков приводит существовавший во времена СССР Государственный комитет по науке и технике (ГКНТ), отвечавший за организацию ключевых научно-технических исследований и разработок. Главное, что ГКНТ не только строил планы, но и имел инструменты и полномочия для их реализации. Так, своевременное внедрение научных разработок в ОПК обеспечило отрасли существенный задел на много лет вперёд.
«Особое значение прогноз научно-технического развития имеет для формирования Государственной программы вооружения, – подчёркивает Ян Новиков. – Современная военная техника может быть эффективной лишь в том случае, если она разработана с использованием самых передовых технологий и актуализированного научно-технического задела».
К сожалению, недостаточная эффективность существующих государственных программ видна невооружённым глазом, а ещё сильнее бросается в глаза низкий процент российской наукоёмкой продукции на мировых рынках и отсталый технологический уровень многих отечественных компаний.
По мнению автора, инновационные сдвиги не произойдут, пока не появятся новые эффективные формы организации системы стратегического планирования. Впрочем, это лишь необходимое, но не достаточное условие. Одновременно следует обратить внимание на борьбу с коррупцией, развитие науки, повышение качества подготовки инженерных кадров, ориентацию банковской системы на взаимовыгодную работу с предприятиями. «Всё это сопряжено с серьёзными затратами, – заключает Ян Новиков. – Но, как и в любом деле, прежде чем собрать урожай, необходимо его вырастить».
Статья генерального директора АО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“» Яна Новикова опубликована в журнале «Экономические стратегии» №4-2016 под заголовком «Ответственность в системе управления».
Комментарий profiok.com
«К описанному в статье Яна Новикова спектру проблем стоит добавить ещё одну, – комментирует директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – В новых экономических условиях предприятиям необходимы руководители нового типа, способные верно и всеобъемлюще оценивать ситуацию в отрасли и в экономике в целом, видеть основные мировые тренды, умеющие эффективно распределять и использовать ресурсы, организовывать работу с кадрами, выстраивать управленческие процессы и гибко реагировать на изменения среды. Некоторые руководители, даже очень опытные и профессиональные, порой оказываются настолько погружёнными в решение вопросов сегодняшнего дня, что просто не в состоянии «приподняться» над своим предприятием, расширить угол зрения.
Недавно обучение по программе спецкурса ИНЭС для руководителей и кадрового резерва предприятий ОПК «Стратегическое управление»проходил заместитель технического директора ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» Андрей Дмитриев. Человек знает своё производство, как говорится, «от и до»: его отец проработал на «Прогрессе» с 1960-х годов и прошёл путь от техника-технолога до генерального директора, а затем председателя совета директоров компании, сам Дмитриев начинал в 2000 году с должности обычного инженера-конструктора. Казалось бы, надо ли ему ещё чему-то учиться? Однако, как рассказывает Андрей Дмитриев, в работе удаётся эффективно использовать и знания, полученные на курсах бережливого производства, которые он проходил в Японии, и компетенции и навыки, полученные при обучении в ИНЭС.
Пора признать, что современному руководителю необходимо постоянно расширять собственные компетенции, иначе слишком легко упустить что-то важное, а рынок ошибок не прощает. Без постоянного повышения квалификации в наши дни невозможен не только профессиональный рост, но и эффективная работа на занимаемой позиции».
Фото: пресс-служба АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», пресс-служба ЦЭРС.
Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3327#sel=3:1:Dlh,17:28:fSa#ixzz4HZOfwm4m
Свежие комментарии