Запуск космического корабля Crew Dragon, состоявшийся 30 мая, безусловно, стал серьёзной вехой в развитии мировой космонавтики. Однако в современном мире не приходится рассчитывать на наличие свободных от идеологии пространств.
Во второй половине прошлого века, несмотря на непростые отношения Советского Союза и США, программа «Союз – Аполлон» реализовывалась вне политического поля. Сейчас, к сожалению, всё не так, и технологический прорыв Илона Маска моментально стал если не инструментом в политической борьбе, то поводом для политических высказываний.
Либералы ликуют: наконец-то США указали России на её истинное место. Они уверены, что теперь, лишившись дохода от доставки американских астронавтов к МКС, отечественная космонавтика и вовсе отстанет в развитии. И только ленивый не припомнил главе Роскосмоса Дмитрию Рогозину давнюю шутку про батут – возможно, не самую удачную, но остававшуюся актуальной на протяжении целых семи лет.
Означает ли успешный полёт Crew Dragon, что Россия безнадёжно отстала в космической сфере? На какой стадии сейчас находится разработка отечественного многоразового пилотируемого космического корабля? Стоит ли стремиться первыми приземлиться на Луне? Об этом – в материале profiok.com.
Запуск Crew Dragon глазами Роскосмоса
В июньском номере журнала «Русский космос» (электронную версию можно скачать на сайте Роскосмоса – прим. profiok.com) запуску корабля Илона Маска Crew Dragon посвящена объёмная статья под названием «Красота по-американски». В этом материале подробно разбирается история создания корабля, перечисляются его достоинства и недостатки.
После прекращения полётов космических кораблей системы Space Shuttle Америка осталась без возможности самостоятельно отправлять граждан США в космос. Для одной из ведущих космических держав отсутствие подобной транспортной системы – неприятная ситуация, так что над выходом из неё страна работала довольно усердно. Однако столь сложные задачи быстро не решаются: возвращение в космос, изначально запланированное на 2015 год, состоялось на пять лет позже.
Испытания шли непросто. Первый демонстрационный запуск был успешным, но в апреле 2019 года лётный образец взорвался при испытаниях системы аварийного спасения. После этого создателям корабля пришлось изучать и устранять причины аварии, а также проводить серию дополнительных испытаний. Пилотируемый запуск, назначенный на 27 мая 2020 года, пришлось отложить из-за неблагоприятных погодных условий.
В итоге пуск состоялся 30 мая. Всё прошло штатно: первая ступень ракеты успешно приземлилась на морскую платформу, вторая – вывела корабль на нужную орбиту. Экипаж опробовал управление в нескольких режимах и протестировал ряд служебных систем, после чего успешно пристыковался к МКС.
В итоге, как отмечают авторы статьи, США получили то, к чему стремились на протяжении девяти лет: собственную надёжную, компактную и сравнительно дешёвую в эксплуатации пилотируемую ракетно-космическую систему. Важно, что основная часть корабля - многоразовая. К тому же она оборудована системой аварийного спасения, которая должна гарантировать экипажу безопасность на всех участках выведения – от старта ракеты-носителя до отделения последней ступени.
Отныне Америка ликвидировала зависимость от России (которую, как напоминают эксперты Роскосмоса, ей никто не навязывал). Теперь США смогут доставлять на МКС своих партнёров, в том числе россиян. Как говорится в статье, процесс обмена станет взаимно безвозмездным: американские астронавты по-прежнему смогут летать к МКС на «Союзах». Теперь обе страны смогут как расширить собственное присутствие на МКС, так и заняться предоставлением услуг – например, в сфере космического туризма.
Российские специалисты не могли не обратить внимание и на некоторые, скажем так, странности в конструкции корабля Crew Dragon. Во-первых, корабль явно переразмерян для решения текущих задач: кабина рассчитана на семерых астронавтов, в то время как доставка к МКС более четырёх человек сейчас не требуется. Зато спускаемый аппарат, конечно, намного просторнее «Союза». Не обошли вниманием авторы статьи и некомфортный санузел. Он располагается за символической ширмой, на что жаловались ещё астронавты, летавшие на шаттлах. Прошли годы – ширма осталась. Впрочем, экипаж нового корабля отрапортовал, что туалет работает отлично.
Пожалуй, самая тревожная особенность Crew Dragon, по мнению экспертов Роскосмоса, состоит в том, что жидкостные двигатели системы аварийного спасения установлены прямо за стенкой кабины. Специалисты Роскосмоса считают небезопасным «соседство экипажа и пары тонн токсичных компонентов, подаваемых под давлением в двигатели системы аварийного спасения». К тому же «четырёхокись азота и монометилгидразин – это всё-таки не вода и даже не перекись водорода». Эксперты считают, что прошлогодний взрыв в ходе наземных испытаний делает эти сомнения небеспочвенными.
Из статьи также следует, что Илон Маск соревновался вовсе не с Россией, у которой давно уже есть работающее и надёжное средство доставки экипажей к МКС. Соперничество шло с кораблём-конкурентом Starliner от Boeing, и поначалу этот корабль уверенно лидировал в испытаниях. Всё изменилось после неудачной попытки его стыковки с МКС в декабре 2019 года. Второй экземпляр Starliner теперь также будет беспилотным и отправится к МКС осенью 2020 года, причём уже не за счёт средств NASA, а на собственные деньги «Боинга».
Таким образом, компания SpaceX вырвалась вперёд. Если всё пройдёт без неожиданностей, Crew Dragon вернётся на Землю в конце июля 2020 года, а в августе к МКС отправится следующий корабль с тремя американскими и одним японским астронавтом. Более того, на вторую половину 2021 года уже запланирован полёт Crew Dragon с одним профессиональным командиром и тремя туристами на борту. Согласно планам компании Axiom Space, которая собирается заняться организацией туров на МКС для частных клиентов, подобные полёты будут в дальнейшем проходить дважды в год.
«Это их война, а не наша». Так называлась статья Дмитрия Рогозина в русскоязычной версии Forbes. Звучит обнадёживающе: пока американские компании разбираются между собой и решают проблемы, которые США следовало решить много лет назад, Россия концентрируется на своих собственных задачах.
Когда взлетит «Орёл»?
Россия ведёт разработку собственного пилотируемого многоразового корабля с 2009 года. Сейчас он называется «Орёл», до этого был известен под названием «Федерация».
В начале мая 2020 года главный конструктор Евгений Микрин, руководивший разработкой «Орла», умер после заражения вирусом COVID-19. С 20 июня разработку корабля «Орёл» возглавляет Игорь Хамиц, с 2007 года руководивший Центром проектирования космических пилотируемых комплексов и транспортных систем РКК «Энергия». Через несколько дней после назначения в интервью РИА «Новости» Хамиц рассказал о том, в каком состоянии находится разработка корабля нового поколения.
По его словам, сейчас идёт изготовление и отработка отдельных корпусных элементов, приборов и узлов корабля, а в параллель заканчивается выпуск рабочей конструкторской документации.
«Орёл» создаётся для работы в дальнем космосе. Начало его лётных испытаний запланировано на 2023 год. Он будет запущен с космодрома Восточный в безэкипажном варианте. Но уже в 2025 году планируется полёт «Орла» к МКС с космонавтами на борту. Времени остаётся совсем немного.
«Конечно, темпы работы надо максимально ускорять, – признаёт Игорь Хамиц. – При этом производственный цикл никто не отменял, нам необходимо провести полноценную экспериментальную отработку изделия. Без этого ни о каком пилотируемом запуске речь, конечно, не пойдёт. Нельзя рисковать людьми».
В статье, вышедшей 19.06.2020 в газете «Труд» под названием «Батут не работает», утверждается, что сроки по разработке «Орла» весьма сомнительны. «Никакого «Орла» не существует, – цитирует газета космонавта Фёдора Юрчихина. – Любой эксперт вам подтвердит, что на создание космического корабля уходит не меньше пяти-шести лет, а в реальности – в два раза больше. На сегодня отсутствует утвержденная заказчиком конструкторская документация на производство нового транспортного корабля. И сколько времени уйдет на утверждение этих бумаг, никто не скажет. Ведь даже на сборку «Союза» уходит два года при наличии всей базы – от документов до персонала. И что Россия в этом случае намерена запускать в 2023 году? Габаритно-весовой макет? Производство не только не началось, но даже утверждённого чертежа нет».
Что ж, своевременная и справедливая критика – дело полезное. Однако здесь, пожалуй, уместно вспомнить оптимиста и пессимиста, рассматривающих наполовину наполненный водой стакан.
Игорь Хамиц – оптимист. Собственно, с иным подходом и не стоило браться за амбициозную задачу. По словам конструктора, первый корабль, который взлетит в 2023 году, не будет макетом. Более того, на него не только поставят все необходимые штатные системы, но и разместят дополнительное оборудование, которое даст возможность расширить базу экспериментальных данных для моделирования дальнейших полётов. Хамиц утверждает, что до 2025 года будут проведены все необходимые испытания, включая специальные пуски для испытания системы аварийного спасения.
Согласно техническому заданию, «Орёл» создаётся для полётов на околоземную орбиту, а также на орбиту Луны. На околоземную орбиту он будет доставляться ракетой «Ангара», работы по интеграции с которой должны быть завершены уже в 2021 году, на лунную – ракетой сверхтяжёлого класса, разработку которой сейчас ведёт Роскосмос.
Сможем ли уложиться в срок? Оптимист Игорь Хамиц уверен: должны успеть. Пессимист Фёдор Юрчихин считает, что не сможем. Отстанем ли окончательно, если не уложимся? Космонавт Михаил Корниенко считает, что в ближайшие 7-10 лет никаких предпосылок для полёта на Луну нет вообще ни у кого («Место встречи» на НТВ от 02.06.2020 – прим. profiok.com). По его словам, от начала разработки до получения готового носителя сверхтяжёлого класса должно пройти не менее десяти лет. Так что заявленные сроки, наверное, стоит рассматривать как ориентир. Тот же Илон Маск должен был полететь к МКС ещё пять лет назад. Действительность такова, что сложные проекты требуют для реализации длительных сроков.
Нужна ли России космическая гонка?
Напряжение в советско-американских отношениях в своё время заставило СССР активно реагировать на американскую программу СОИ. На фантастическую идею, которая не была реализована, были выброшены колоссальные деньги. Об этом Дмитрий Рогозин в последнее время напоминает едва ли не в каждом интервью, поясняя, что больше втянуть себя в бессмысленную гонку мы не позволим.
Рогозин часто повторяет, что у нашей страны нет задачи оказаться на Луне первыми. Луна вообще для России не является конечной целью. Она интересует нас только как научный объект и в качестве экспериментальной площадки для работы по дальним планетам и астероидам.
Другое дело – вопросы национальной безопасности. Вполне возможно, что США всё-таки решатся размещать в космосе оружие, и к этому моменту у России обязательно должна быть своя ракета-носитель тяжёлого класса, иначе в обороне возникнет серьёзная брешь.
Не менее важный элемент национальной безопасности – наличие собственного космодрома. «Как только появляется зависимость даже от очень хороших друзей, эту зависимость немедленно начинают использовать», – констатирует ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт («Место встречи» на НТВ от 02.06.2020 – прим. profiok.com). Эксперт рассказал о сложностях с проведением запусков с советского космодрома Байконур, после распада СССР оказавшегося на территории другого государства. И даже при том, что отношения с Казахстаном у России в целом неплохие, по словам эксперта, был период, когда каждый пуск сопровождался скандалами вплоть до намеренного отключения электричества. А всё потому, что казахские коллеги почувствовали себя монополистами и всеми силами стремились получить дополнительные деньги. Как только Россия начала строить космодром Восточный, эти проблемы исчезли.
Не стоит забывать и о том, что транспортные услуги, с рынка которых, по мнению ряда экспертов, Россию вытесняет Илон Маск, составляют всего несколько процентов от рынка космических услуг в целом. Это и связь, и спутниковое телевидение, и дистанционное зондирование Земли – всё то, что давно стало привычным и существует как бы в фоновом режиме.
Ещё один важный аспект в реализации космических проектов – развитие технологий. Космические программы уже подарили человечеству кремниевую электронику, компьютерную томографию, целый ряд новых материалов, например, тефлон, новые технологии в медицине, связи, передаче энергии. Эксперты убеждены: если ставить серьёзные цели в освоении космоса и добиваться их достижения, попутно мы получим технологическое преимущество сразу в целом ряде сфер и направлений – в технологиях связи, энергетике, робототехнике.
Осталось сформулировать эти великие цели и закрепить их в Федеральной космической программе. Чтобы всем было понятно, почему и для чего во время экономического кризиса и не до конца справившись с последствиями пандемии коронавируса, Россия тратит деньги не только на решение текущих задач, но и на реализацию программ, ориентированных на будущее. В том числе – на освоение космоса.
Для полноты картины читайте публикации profiok.com:
- Ближайшие три года станут для Роскосмоса судьбоносными – Рогозин
- Стратегия развития Роскосмоса будет доработана
- Ситуация в Роскосмосе меняется в лучшую сторону – Путин
- Под контролем совести. Роскосмос сконцентрировался на качестве
- Роскосмос: есть ли почва для позитива?
- Оборонщики посетили музей РКК «Энергия»
Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=11938#ixzz6QqWwc6ty
Свежие комментарии