На расширенном заседании коллегии Минпромторга 16 апреля обсуждались итоги работы министерства в 2018 году и задачи на 2019 и последующие годы.
О том, как связана диверсификация ОПК с национальными проектами, а национальные проекты – с ростом промышленного производства, рассказывает портал profiok.com.
ОПК: диверсификация, перевооружение и участие в нацпроектах
Диверсификация оборонных предприятий – одна из ключевых стратегических задач Минпромторга.
По его словам, во многих отраслях оборонки продолжается плановый рост. Это промышленность обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии, судостроение и радиоэлектронная промышленность. В авиационной и ракетно-космической промышленности наблюдается некий спад, как пояснил Борисов, за счёт снижения объёмов ГОЗ.
Оборонная промышленность развивается в соответствии с государственной программой развития ОПК на период до 2027 года. Цель этой программы – обеспечение готовности оборонщиков к выполнению госпрограммы вооружений. В ходе реализации программы развития ОПК должно быть преодолено имеющееся технологическое отставание от ведущих мировых держав, сокращена зависимость от иностранных технологий и комплектующих, в том числе электронно-компонентной базы, увеличена доля инновационной и экспортной составляющей в продукции ОПК, в том числе за счёт технического перевооружения предприятий.
К основным достижениям Минпромторга за 2018 год Юрий Борисов отнёс начало испытаний магистрального самолёта МС-21-300, серийные поставки которого планируется начать в 2021 году, и продолжение строительства верфи «Звезда» в Приморском крае, на которой будут строиться крупнотоннажные суда и объекты морской техники.
Что касается проблемных вопросов, то тревогу у вице-премьера вызывает прежде всего радиоэлектронная отрасль, где «есть ряд проблем системного характера».
«Несмотря на то что ежегодный темп прироста составляет около 10 процентов, этого недостаточно, – заявил Юрий Борисов. – Во-первых, по настоящему конкурентоспособны только отдельные направления военного и специального сегмента отрасли. Во-вторых, радиоэлектронная аппаратура российского производства практически отсутствует не только на внешних, но и на внутреннем рынке».
Вице-премьер напомнил об утверждённом ранее плане развития гражданской электронной промышленности. Согласно этому плану, доля отечественных радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке к 2025 году должна вырасти в 1,5 раза, объём экспорта – в 3,5 раза. Для решения этих задач на площадке зеленоградского АО «Ангстрем-Т» будет развёрнуто микроэлектронное производство. Юрий Борисов подтвердил, что по этому вопросу «все решения приняты, деньгами всё обеспечено, теперь нужно только реализовать эти планы, чтобы уйти от зависимости в этой чувствительной области».
Процесс диверсификации российских оборонных предприятий, если верить статистике, идёт с опережением: доля продукции гражданского назначения в общем объёме продукции, выпускаемой организациями ОПК, по итогам 2018 года составила 20,7 процента. Однако, по словам вице-премьера, есть вопросы, которые нужно решать без промедления. Например, увязать процесс диверсификации с реализацией национальных проектов.
«Министерству необходимо сосредоточиться на завершении работ по формированию перечня техники, технологий и оборудования, необходимых для продвижения отечественной продукции в рамках реализации нацпроектов, – подчеркнул Борисов. – Сегодня мы уже теряем время: по многим нацпроектам деньги направлены в регионы. Мы должны успеть в этот уходящий поезд, в противном случае регионы купят импорт, который могла бы произвести наша оборонная промышленность».
Нацпроекты: не только госзаказ, но и драйверы роста
Как показал в своём докладе глава Минпромторга Денис Мантуров, каждый из национальных проектов так или иначе будет охвачен деятельностью министерства.
Однако ведомство Мантурова смотрит на участие промышленности в нацпроектах не как на необходимость, а как на дополнительную возможность для развития. В Минпромторге считают, что созданные для реализации национальных проектов новые технологии, решения и услуги помогут России завоевать новые позиции на внешних рынках и повысят конкурентоспособность отечественной промышленности в целом.
«Предлагаю рассматривать национальные проекты не только как долгосрочный государственный заказ, который мы должны выполнить, но и в качестве драйверов для технологического роста отраслей и создания новых индустрий», – заявил Денис Мантуров.
Участие в нацпроектах означает для российской промышленности создание новых лекарств и медицинского оборудования, оснащение учреждений культуры музыкальными инструментами, а спортзалов и стадионов – спортивными снарядами и инвентарём. Это оборудование и программное обеспечение для телемедицины, транспорт для скорой медицинской помощи, оснащение мебелью и оборудованием школ и детских садов, в том числе с расчётом на дистанционное обучение.
Промышленность – это новые материалы для строительства, лифты и оборудование по контролю расхода энергии и воды, это оборудование, связанное с переработкой отходов и решением других экологических проблем.
Деятельность Минпромторга напрямую связана с обеспечением связанности российских территорий за счёт организации транспортного сообщения. В планах ведомства – вывод в серию четырёх новых моделей региональных и среднемагистральных самолётов, развитие водного транспорта, а также ледоколов и газовозов для Северного морского пути.
«По всем направлениям промышленностью уже сформирован базовый задел, – сообщил Денис Мантуров. – Для его развития мы донастраиваем и унифицируем механизмы поддержки».
Как отметил вице-премьер Дмитрий Козак, для поддержки промышленного бизнеса, который берётся повышать конкурентоспособность своей продукции, выделены беспрецедентные ресурсы. При этом, хотя поставленные задачи напрямую касаются развития международной кооперации и экспорта, основная цель – повысить конкурентоспособность российской промышленности, модернизировать предприятия, создать новые производства, которые смогут достойно конкурировать на мировом рынке.
Для поддержки российских производителей у Минпромторга есть целый набор инструментов. Неделю назад правительством был внесён в Госдуму законопроект об обновлённых специнвестконтрактах – СПИК 2.0. Когда законопроект будет принят, а парламентарии уже пообещали с этим не затягивать, бизнес, готовый внедрять новые технологии, сможет получить существенные преференции.
По словам председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрия Мезенцева, для крупных проектов, рассчитанных на несколько лет, сложно переоценить роль Фонда развития промышленности (ФРП), программы которого с каждым годом расширяются. Эксперта поддержал глава РСПП Александр Шохин, заявивший, что ФРП уже сегодня можно считать платформенным решением для поддержки широкого круга промышленных проектов.
В настоящее время также идёт отбор организаций, которые собираются запускать корпоративные программы по повышению конкурентоспособности (КППК), то есть вкладываться в модернизацию производства и внедрять новые технологии.
Сейчас перед Минпромторгом стоят задачи увязки между собой всех мер поддержки и стоящих перед промышленностью задач, а также координации усилий производителей продукции и исполнителей нацпроектов. Если эти задачи будут выполнены, национальные проекты, по выражению Козака, станут катализатором спроса на промышленную продукцию отечественных производителей, а инструменты поддержки будут гармонизированы и сложатся в простую, доступную и эффективную систему поддержки промышленного производства.
Цифровизация – общий тренд
Денис Мантуров в своём докладе отметил, что дальнейшее развитие всех отраслей промышленности так или иначе связано с цифровизацией. Предприятия машиностроения переходят на цифровое проектирование и 3D-моделирование продукции, а также переводят в цифру все этапы жизненного цикла изделий.
Быстро внедряются цифровые решения в сфере торговли, чему в значительной степени способствует инициированная Минпромторгом маркировка товаров.
«Мы сформировали и направили в министерство цифрового развития перечень всех технологий, оборудования и решений, необходимых для цифровизации различных секторов экономики, – рассказал Денис Мантуров. – Это около 200 позиций, из них около 70 у нас уже производятся. Сейчас производим анализ их использования на предприятиях, формируя цифровые паспорта объектов».
Параллельно ведётся работа по стандартизации цифровой сферы. По словам Мантурова, в ближайшее время совместно с Росстандартом, Сколково и Минсвязи будет подготовлено более 70 документов по стандартизации в области интернета вещей, больших данных, искусственного интеллекта, умного производства и других направлений цифровизации экономики. Кроме того, остро необходима правовая база в сфере применения беспилотной техники. Одновременно создаётся технологическая база: в десятках российских городов внедряются интеллектуальные системы управления наземным и воздушным движением.
Денис Мантуров также сообщил, что к процессу внедрения цифровых решений и оборудования будут подключены инжиниринговые центры, которые создаются совместно с Минобрнауки на базе российских вузов. Помимо этого, с учёными прорабатывается возможность оборудования научно-образовательных центров суперкомпьютерами, которые будут созданы с использованием отечественного «железа» и программного обеспечения. У российских производителей есть для этого все возможности, уверен Мантуров.
Самое эффективное министерство
В репортажи большинства СМИ о прошедшей коллегии Минпромторга не вошли слова благодарности, которые звучали из уст каждого выступавшего в адрес Дениса Мантурова и его команды. Между тем говорить об этом важно, особенно с учётом наличия большого количества министерств, к работе которых и у парламента, и у реального сектора, и у общественности накопилось множество претензий.
Итак, Минпромторг – едва ли не самое эффективное министерство в современной России. Конечно, есть нерешённые задачи, где-то остаётся недопонимание или накопились противоречия, но вряд ли кто-то решится на полном серьёзе утверждать, будто Мантуров безнадёжно завалил всю работу.
«Компактный коллектив министерства решает очень сложные и многогранные задачи по поддержке российской промышленности, по функционированию сферы торговли, по техническому регулированию, и во всех этих направлениях есть ощутимые результаты», – считает Дмитрий Козак.
«Министерство является образцовым по сотрудничеству с бизнесом», – заявил Александр Шохин, пояснив, что и с министром, и с его заместителями, и с главами департаментов у РСПП сложились прозрачные и плодотворные отношения.
«Сложившаяся практика взаимодействия Совета Федерации с Минпромторгом –образцовая и содержательная», – подчеркнул Дмитрий Мезенцев, напомнив о том, что в рамках недавнего правительственного часа в Совфеде Денис Мантуров ответил в общей сложности на 64 вопроса российских сенаторов.
«Немного жаль, что на коллегии, видимо, из-за плотной проблематики, был обделён вниманием кадровый вопрос,– считает заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Я бы рассмотрел его с двух ракурсов. Во-первых, нужно в обязательном порядке направлять чиновников из других министерств на стажировку в Минпромторг. Мы ведь столько говорим о тиражировании лучших практик, а имея перед глазами образцовое министерство, даже не пытаемся «дотянуть» до его уровня другие ведомства.
Второй момент – ответственность руководства предприятий за то, чтобы их компании были охвачены деятельностью Минпромторга. Можно разработать сколько угодно мер поддержки, но если на предприятии о них по каким-то причинам не знают, оно эту поддержку заведомо не получит. Никто за руководителей оборонных предприятий не решит, как именно они собираются расширять продуктовые линейки, как будут модернизироваться, для чего и каким образом намереваются внедрять цифровые технологии и проводить цифровую трансформацию. Здесь важно не ударяться в погоню за модой и внедрять только то, что будет эффективно использоваться, при этом не забывая о безопасности и отказоустойчивости производственных систем. Например, думать о резервных каналах связи, чтобы при внезапном отключении интернета не было необходимости останавливать работу.
Чтобы принимать верные стратегические решения, сегодня нужно ориентироваться в отраслевых стратегиях, разбираться в цифровых трендах, понимать, что происходит в экономике в целом, как развивается промышленность за рубежом. Словом, решение стоящих перед промышленностью задач зависит не только от эффективности работы Минпромторга, но и от компетенций руководителя каждого предприятия».

Для полноты картины читайте публикации profiok.com:
- По итогам 2018 года по всем отраслям промышленности результат положительный – Мантуров
- От «одного окна» к «умной фабрике». Владимир Распопов о настоящем и будущем ГИСП
- ИНЭС: вооружаем оборонщиков компетенциями
- Оборонщики погружаются в процессы цифровой трансформации
- Польза от применения стандартов в экономике должна выражаться в конкретных показателях – Мантуров
- Мы не будем метаться от одной задачи к другой – Мантуров о стимулировании экспорта
- Минпромторг начал отбор производителей, которые реализуют программы повышения конкурентоспособности
Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=8754#ixzz5lrUNcica
Свежие комментарии