Правительственный час в Госдуме с участием министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова прошёл не совсем обычно. Несмотря на обилие достижений в области построения в России информационного общества и удовлетворённостью большинства парламентариев работой Минкомсвязи, остался целый ряд претензий к редакционной политике СМИ и медиа. Николай Никифоров подчеркнул, что его ведомство отвечает в большей степени за технологическую составляющую, то есть претензии прозвучали не по адресу. Вопросы, касающиеся контента СМИ, повисли в воздухе. Появятся ли ответы?
На пути к технологическому лидерству
Доклад главы Минкомсвязи, прозвучавший 11 мая 2016 года в Государственной Думе, всерьёз впечатлил перечнем реальных достижений. Даже замечания Счётной палаты касались, в основном, организационных моментов, но об этом ниже.
«Мы на огромной скорости движемся в сторону информационного общества», – заявил Николай Никифоров. По его мнению, есть возможность за 3-5 лет вернуть России упущенное за последние пару десятилетий технологическое лидерство, задел для этого есть и важно его не растерять.
Успешно реализуется программа, в рамках которой 97% населения России получит возможность подключаться к интернету на высокой скорости. Это значит, что практически всем жителям нашей страны в обозримом будущем будут доступны электронные госуслуги, телемедицина, дистанционное образование и большие объёмы информации, содержащиеся во всемирной сети. В настоящее время по стране прокладываются сотни тысяч километров волоконно-оптических линий связи в 65 субъектах РФ, завершается прокладка кабеля от Якутска до Мирного, тянутся по дну океана кабели от Сахалина до Магадана и Камчатки. Более 60% жителей России обеспечены мобильным доступом в интернет по технологии LTE. По объёму доступности широкополосного доступа и скорости соединения Россия уже обгоняет целый ряд европейских стран. Отменено так называемое «мобильное рабство», теперь любой пользователь сотовых сетей может сменить оператора без потери телефонного номера.
Развиваются электронные госуслуги. Согласно майским указам, к 2018 году не менее 70% государственных услуг должно предоставляться в электронном виде. По результатам 2015 года, по словам Никифорова, достигнута цифра 39,6%, и реализация проекта идёт уверенно и последовательно. Активно движется работа по развёртыванию совместной информационной системы Минкомсвязи и Минстроя – ГИС ЖКХ.
В области информационных технологий самым заметным новшеством стало создание реестра отечественного программного обеспечения, благодаря которому государственных заказчиков обязали преимущественно использовать российские продукты, а не их зарубежные аналоги. Кстати, отечественные разработчики, как выяснилось, в состоянии создавать продукты и услуги, востребованные не только на внутреннем рынке: экспорт российских ИТ-продуктов и услуг в 2015 году составил 7 миллиардов долларов. Столь интенсивно ИТ-отрасль развивается во многом благодаря государственной поддержке – например, введению льгот по страховым взносам для разработчиков программного обеспечения.
«Хочу отдельно подчеркнуть, что за четыре года работы в министерстве нами не был заказан ни один зарубежный космический аппарат с точки зрения спутников связи. Хотя раньше такой опыт был», – похвастался Николай Никифоров, добавив, что считает необходимым продолжение последовательного проведения политики по поддержке отечественных производителей.
Особенно много на заседании говорилось о «Почте России», одно лишь упоминание которой ещё несколько лет назад вызывало отвращение у любого жителя нашей страны. Сейчас многое изменилось: поменялось руководство компании, выработана и реализуется стратегия развития, полностью перестроена логистическая инфраструктура предприятия. Как результат – в 2015 году без задержек, полностью в рамках нормативных сроков было обработано 128 миллионов посылок. При этом, подчеркнул министр связи, предприятие полностью самоокупаемо, а значит, повышение зарплаты может быть достигнуто только за счёт повышения выработки и выручки на одного сотрудника за счёт оптимизации издержек. На многочисленные вопросы из зала о низких, в пределах пяти тысяч рублей, зарплатах почтальонов Никифоров ответил, что таких зарплат за полный рабочий день на «Почте России» нет – возможно, речь идёт о сдельной или повременной оплате почтальонов в удалённых регионах.
Николай Никифоров сообщил также, что в России ведётся разработка так называемых альтернативных моделей управления интернетом, поскольку до сих пор интернетом управляют не международные организации, как давно уже было задумано, а одна страна – США. На случай непредвиденных ситуаций в нашей стране разрабатывается «дублирующая инфраструктура», а также ведутся переговоры с зарубежными партнёрами – например, в рамках БРИКС.
Предсказуемо много вопросов вызвало развёртывание телевещания. Как известно, в так называемый первый мультиплекс, содержащий десять обязательных каналов и утверждаемый президентом страны, попадают только федеральные каналы. Во второй пакет входят программы, прошедшие конкурсный отбор и самостоятельно финансирующие своё вещание. Цена вопроса, по словам Никифорова, составляет около одного миллиарда рублей в год. В итоге во второй мультиплекс не попадают региональные каналы. Как пояснил Николай Никифоров, технических проблем с запуском третьего мультиплекса нет, проблема только в экономике – непонятно, кто будет оплачивать вещание, поскольку региональные каналы не в состоянии это сделать. В качестве компромиссного решения министерство отменило предельные сроки для аналогового вещания. Как вариант – готовится законопроект о «21-й кнопке» для региональных каналов.
Мельком был затронут вопрос кадрового обеспечения ИТ-отрасли. Никифоров сообщил, что в период с 2012 по 2015 год количество бюджетных мест в вузах по специальностям, связанным с информационными технологиями, выросло с 25 до 42 тысяч. По словам министра связи, квалифицированные программисты нужны не только в ИТ-компаниях, но и во всех отраслях народного хозяйства.
Когда все поставленные задачи по инфраструктурному развитию будут реализованы, подчеркнул Николай Никифоров, Россия станет «сильным, конкурентоспособным, технологически развитым государством».
Проблемы – экономические и управленческие
Критика в адрес Минкомсвязи со стороны Счётной палаты касалась, в основном, управленческих проблем. Заместитель председателя Счётной палаты Вера Чистова отметила недостаточное качество внутриведомственного финансового контроля, «полный дисбаланс организационных вопросов» в реализации госпрограммы «Информационное общество» и «нарушения бухгалтерского учёта» практически во всех проверенных СМИ. Иными словами, в подотчётных структурах не хватает порядка в документообороте. Например, в плане министерства могут фигурировать одни показатели, в отчёте о выполнении госпрограммы – другие, в распоряжении правительства, утверждающем соответствующий план работ – третьи. Кроме того, в Счётную палату поступают жалобы на неоправданный рост управленческого аппарата «Почты России». Правда, уточнила Вера Чистова, компанию мы ещё не проверяли.
Множество вопросов было задано по поводу качества и стоимости услуг операторов сотовой связи. Представитель ЛДПР Михаил Дегтярёв резюмировал впечатления от прохождения по стране партийного агитпоезда: «Сотовая связь отвратительная, доходы сотовых операторов – космические». «Почему нельзя повесить ретрансляторы на столбах РЖД?» – поинтересовался его коллега по партии Вадим Деньгин. «Почему если строится дорога, там сразу не проводится волокно? – возмутился эсер Олег Нилов. – Если нужен закон – давайте примем».
«Отрасль развивается на рыночных условиях, – охладил пыл депутатов Николай Никифоров. – Страна огромная, и мы не можем обеспечить услугу в каждой точке, если для этого нет объективных экономических обоснований».
К кнопочкам претензий нет
Помимо качества и стоимости услуг связи, многих депутатов интересует содержание передач, транслируемых отечественными телеканалами, и контента, распространяемого через интернет. Они сетовали на недостаточное количество просветительных, образовательных и патриотических программ (Виктор Шудегов, «Справедливая Россия»), обращали внимание на неконтролируемый рост «серого» сегмента интернета, призывали «навести порядок» на федеральных каналах, закупающих западные фильмы, где «русские выставляются дураками и пьяницами» (Андрей Свинцов, ЛДПР).
То, что подразумевается под «наведением порядка», по мнению Никифорова, называется словом «цензура». «Ни наше министерство, ни другие органы власти не вмешиваются в редакционную и контентную политику. Никакой цензуры нет и быть не может», – подчеркнул глава Минкомсвязи, напомнив, что существуют процедуры, позволяющие «быстро и жёстко» реагировать в случаях конкретных нарушений медиакомпаниями действующего законодательства – например, обращение в прокуратуру.
В остальных случаях, отвечая на неудобные вопросы, Николай Никифоров оперировал двумя тезисами. Во-первых, находящаяся в его ведении отрасль развивается по законам рынка. Во-вторых, «наше министерство – технологическое», т.е. Минкомсвязь курирует не столько контентную составляющую, сколько развитие технологий и инфраструктуры.
Выступавший от фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов напомнил присутствующим миниатюру Аркадия Райкина о неудачно сшитом костюме: «У нас узкая специализация! К пуговицам претензии есть?» Похожая ситуация, по мнению парламентария, складывается с Минкомсвязью: инфраструктура работает, «к кнопочкам претензий нет, а к тому, что через эти кнопочки льётся в эфир, претензии колоссальные». По мнению депутата, даже на государственных каналах «грязь и преступность перемежается с гламурными вечеринками», нет передач о «героических людях, трудягах и военных». Федеральные каналы с удовольствием отводят много времени проходящему в Стокгольме «Евровидению», но ни один из них не взялся освещать проходящий в Санкт-Петербурге фестиваль народного творчества «Добровидение», посвящённый российским традициям.
«Мы передаём эти вопросы через вас в правительство, – тут же пояснил Олег Нилов, избавляя главу Минкомсвязи от необходимости ещё раз повторить тезис о «технологическом министерстве». – Понятно, что вопросами идеологии и пропаганды должен заниматься если уж не первый человек в правительстве, то… уж точно не второй». По мнению парламентария, поскольку у Минкомсвязи достаточно инфраструктурных задач, следует продумать вопрос о создании специального министерства идеологии и пропаганды, которое могло бы уделять достаточно времени контролю за реализацией государственной политики в области СМИ и массовых коммуникаций.
Комментарий profiok.com
Один из мимоходом затронутых на встрече вопросов, на которые министр связи не ответил, касался повышения компьютерной грамотности населения. На наш взгляд, это чрезвычайно важный вопрос. Технологии развиваются настолько стремительно, что даже молодёжь не всегда успевает полностью освоиться в новой среде. Что уж говорить о пожилых людях, которым сотовые операторы нагло навязывают ненужные услуги, банки безнаказанно рассылают sms-сообщения о льготных кредитах, а СМИ беззастенчиво лгут пользуясь безоговорочным доверием старшего поколения к напечатанному или произнесённому в телеэфире слову. Выходов два. Первый – всерьёз заниматься образованием и повышать ИТ-грамотность (тут работы много, даже депутаты, задававшие вопросы Никифорову, «сложные» слова читали по бумажке). Второй – защищать граждан на государственном уровне. Очистить трафик от вирусов на уровне провайдеров, приструнить распоясавшихся сотовых операторов, обеспечить заполнение эфира качественным контентом, не позволяя телеканалам плодить низкопробный ширпотреб в угоду рынку. Если пресловутая свобода слова не даёт возможности запретить контент сомнительного качества – значит, нужно производить за государственный счёт такое же, если не большее, количество качественного медиаконтента.
«Технологически отдельный канал возможен, вопрос – кто это сделает и на какие средства. Мы сокращаем финансирование даже действующих программ, надо быть реалистами и сохранить то, что имеем», – так прокомментировал глава Минкомсвязи предложение создать федеральный образовательный канал для студентов и школьников. Конечно, на кризис можно списать любое бездействие. Однако ничего невозможного нет, о чём свидетельствуют статистические данные советского периода. Так, на XVIII съезде ВКП(б) в 1939 году нарком финансов А.Г. Зверев привёл ошеломляющие цифры: в период второй пятилетки на решение социально-культурных задач в РСФСР было потрачено более 60 (!!! – profiok.com) процентов ВВП республики. Напомним, что в этот период в СССР тоже, мягко говоря, не было лишних денег – полным ходом шла индустриализация и укреплялась обороноспособность страны. Тем не менее, задача повышения культурного уровня населения и ликвидации безграмотности осознавалась высшим руководством как не менее значимая и была успешно решена.
В целом «парламентский час» с Николаем Никифоровым оставил противоречивое впечатление. С одной стороны, успехи в развитии российской ИТ-отрасли и коммуникаций не вызывают сомнений и заслуживают похвалы и гордости. С другой – налицо управленческая несостоятельность либо команды ведомства, совсем упустившей серьёзную часть работы, касающуюся содержательного наполнения источников медиаконтента, либо российского правительства, оставившего без присмотра эту стратегически важную область. «Содержательные» вопросы были заданы в никуда: отвечать на них, похоже, некому.
Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3202#ixzz48X9Fbj70
Свежие комментарии