Кто и за что ненавидит СССР? Исчерпаны ли противоречия между красными и белыми? Почему интеллектуальная элита уверена, будто знает, что нужно народу? Редакторская колонка портала profiok.com посвящена анализу целесообразности открытого обсуждения болезненных тем в медиасреде. СССР как объект ненавистиСоветский Союз закончил своё существование 27 лет назад. Если старшее поколение нет-нет да и вспомнит советское прошлое в естественном желании использовать имеющийся опыт, то для молодёжи, выросшей в «путинские» 2000-е, это в некотором смысле такое же далёкое прошлое, как Владимирская Русь.Данные опроса ВЦИОМ двухлетней давности: люди, для которых СССР ассоциируется с лучшим периодом их жизни, до сих пор сожалеют о развале страны. Почти 80 процентов респондентов старше 60 лет говорят о том, что даже сегодня, если бы у них была такая возможность, проголосовали бы за сохранение Советского Союза. Что касается молодых людей, то для них всё далеко не так однозначно. Они что-то слышали от родителей, что-то видели в фильмах, что-то изучали в школе и даже наверняка гордятся великими достижениями этого периода, но каких-либо сильных эмоций в отношении СССР не испытывают. Это и понятно: очередная страница истории ушла в прошлое, нужно жить дальше. Казалось бы, темам, связанным с советским прошлым, давно пора покинуть информационное поле, оставив пространство для более актуальных и востребованных сюжетов. Однако снова и снова в СМИ, даже в федеральных, возникают дискуссии о Советском Союзе. Что особенно странно, в качестве экспертов приглашаются политики и деятели культуры, каждый из которых эмоционален, категоричен и полон желания извлечь из дискуссии пользу либо обратить её в пользу того, кто оплачивает этот балаган.
Поневоле задумаешься: если народу в общей массе уже не до этого, а тема, тем не менее, поднимается снова и снова, может быть, эта ненависть создаётся и подпитывается искусственно? А раз так, не породят ли подобные дискуссии новые конфликты? Красные и белые: кто за кого?
В Музее современной истории России недавно открылась выставка «Три цвета правды», посвящённая истории Гражданской войны. Организаторы имели в виду, что у каждой из сторон, оказавшейся втянутой в эту войну, была своя правда, и искать правых и виноватых уже бессмысленно. К открытию этой выставки ВЦИОМ приурочил очередной опрос. «Представьте, что вы оказались в России во времена Гражданской войны. Чью позицию бы вы поддержали?» – спрашивали российских граждан. Или: «На чьей стороне сегодня ваши симпатии?»
Национальный аспектДля чего за пределами России разжигается ненависть к СССР, понятно. И Гражданская война преподносится как национально-освободительная и антиколониальная ровно по тем же причинам. В любой из бывших союзных республик уровень жизни сейчас намного ниже, чем был во времена СССР. Чтобы объяснить молодёжи, зачем народы, у которых никогда не было национального государства, вдруг возжелали независимости и отделились от Советского Союза, возникают теории об их многовековой борьбе с Российской империей.
И чем мельче человечишка, тем больше он требует уважения к себе – зависть, комплексы, рефлексы… Пример из личного опыта: таксист, не москвич, крайне недоволен государством вообще и Путиным в частности. Во всём винит систему и режим. Начинаешь выспрашивать подробности – выясняется, что основная претензия к режиму состоит в том, что брат этого таксиста мечтает «встроиться» в некую криминальную схему, а ему не дают. Как с этим бороться? И можно ли это побороть? Так что от народов, строящих свою идентичность на отрицании советского прошлого, вряд ли стоит ждать благодарности за построенные заводы и фабрики, за систему образования, за развитие национальной культуры и так далее. Вопрос в другом: откуда появился у разных народов один и тот же образ врага в виде развалившегося Советского Союза?
При всей экстравагантности Владимира Жириновского сложно с ним не согласиться: может быть, действительно нужно было делить СССР на субъекты по территориальному, а не по национальному принципу? Жириновский утверждает: возможность дружбы, взаимопонимания и плодотворного сосуществования на одной территории самобытных народов, каждый из которых отчаянно лелеет свою идентичность, – утопия. Понятно, что любой народ имеет право сохранять свой язык и культуру, но фокусироваться на национальных вопросах в многонациональном государстве, возможно, и правда не стоит. Историю – историкам?Поколение, воспитанное на теории Маркса, склонно искать экономические причины явлений, определять движущие силы процессов и выявлять классовые противоречия. В этой парадигме получается, что и Гражданская война была неизбежной, и распада СССР миновать не вышло бы. Но исторический опыт говорит о том, что среди причин каждого такого потрясения значительное место занимает человеческий фактор – попросту говоря, корысть и амбиции отдельных людей и группировок. И к революции 1917 года, и к краху Советского Союза привела, по большому счёту, только жажда власти. А народ? И тут ничего нового: как сто лет назад, так и сейчас существуют технологии, позволяющие успешно манипулировать сознанием различных групп людей.
Ненависть – инструмент создания конфликта, а конфликт – страшная, бескомпромиссная, разрушительная сила. И пока обсуждение каких бы то ни было исторических событий не перестало расставлять нас по разные стороны виртуальных баррикад, пока те или иные вопросы остаются политизированными, не пора ли прекратить их открытое обсуждение? Ведь уживаются же как-то Англия, Франция, США со своей не слишком благостной историей? Может быть, оттого, что не поднимают на щит не самые презентабельные её страницы? А может быть, там просто нет проплаченных кем-то либералов, которые каждый день вспоминали бы Кромвеля да Робеспьера с Маратом, пытаясь взвинтить сторонников и противников, раздувая давно канувшие в Лету конфликты?
Пока страсти не улеглись, нескончаемые высказывания «интеллектуальной элиты» о том, на чьей стороне была правда, как следовало действовать и по какому пути идти, работают не на поиск истины, а, напротив, на поляризацию и раскол общества. Так что пусть профессиональные историки занимаются «разминированием» этих взрывоопасных моментов, то есть тщательным изучением документов и сопоставлением фактов. Всем остальным неплохо бы объявить мораторий на публичное обсуждение болезненных тем. Только так общество, не готовое пока к широкой дискуссии, успеет залечить раны. Сейчас никто не ломает копья, обсуждая, скажем, нужно ли было оставлять Москву перед приходом Наполеона. Придёт время, когда мы сможем спокойно обсуждать и более поздние события. Ходить бывает склизко ![]() История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:
|
Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=6635#ixzz5KwI0kLgs
Свежие комментарии