На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Среднее профессиональное образование: можем, когда захотим!

Похожее изображение

О том, как сборная России выступила на мировом чемпионате WorldSkills в Абу-Даби и почему эти результаты важны для развития системы среднего профобразования, – в материале profiok.com.

Ольга Васильева: «Ситуация выправляется»

В системе СПО в последнее время многое меняется, и лучшее свидетельство тому – предпочтения выпускников девятых классов. В этом году 59 процентов девятиклассников решили продолжать обучение в техникумах и колледжах. Скептики утверждают, что такая карьерная траектория – всего лишь способ обойти ЕГЭ, но масштаб явления заставляет усомниться в справедливости этой версии. Скорее всего, всё же вырос престиж рабочих профессий. Ещё несколько лет назад при слове «рабочий» воображение обывателя рисовало исключительно невзрачного человека с грязными руками и в промасленной робе. Между тем современного рабочего уже сложно отличить от инженера: сложная техника, нестандартные задачи, программирование станков с ЧПУ… С какого-то момента действительно почувствовалось, что такие специалисты нужны стране и будут востребованы ещё долгое время.

По всей стране множатся детские технопарки – «Кванториумы». Ещё недавно никто не слышал этого слова. Сейчас «Кванториумы» открыты в 36 российских регионах, а через год число таких субъектов удвоится. В детских технопарках школьники учатся программированию и прототипированию, осваивают управление беспилотниками, практикуются в командной работе и умении презентовать свои проекты. Важно, что каждый «Кванториум» ориентирован в первую очередь на направления, востребованные в конкретном регионе. Внимательный читатель может спросить, какое отношение имеют детские технопарки к системе среднего профессионального образования? Самое прямое! Они решают задачу профориентации, прививая школьникам интерес к техническим специальностям, создают среду, в которой молодые люди осознанно делают выбор в пользу действительно востребованных профессий.

Приносит свои плоды и работа предприятий и объединений работодателей, заинтересованных в привлечении на производство молодёжи. Например, СоюзМаш России уже несколько лет проводит совместно с ведущими машиностроительными холдингами акцию «Неделя без турникетов». В ходе этой акции школьники могут посетить ПО «Севмаш», корпорацию «Иркут», авиакомплекс им. С.В. Ильюшина и сотни других предприятий, ознакомиться с их историей и планами, задать вопросы сотрудникам, принять участие в мастер-классах. Акция охватывает уже 80 российских регионов.

Напомним, что перед системой образования стоит задача обеспечить к 2020 году как минимум в каждом втором российском колледже подготовку по наиболее перспективным профессиям в соответствии с международными стандартами. Список 50 наиболее востребованных и перспективных профессий был подготовлен министерством труда с учётом пожеланий предприятий (актуальность этого списка заслуживает отдельного разговора – profiok.com). После подготовки перечня специальностей (приказ Минтруда от 02.11.2015 № 831) были разработаны и утверждены 44 новых образовательных стандарта. С текущего учебного года более тысячи российских колледжей в 73 регионах начали обучение по новым программам – в соответствии с этими стандартами. Так, 16 колледжей отныне готовят специалистов по аддитивным технологиям, 4 учреждения – профессионалов, умеющих эксплуатировать беспилотники, в 23 колледжах можно научиться мобильной робототехнике или мехатронике. Правда, молодые люди предпочитают всё же более «традиционные» специальности: как заявила вице-премьер Ольга Голодец, самыми популярными профессиями в сфере СПО остаются повар, автомеханик, кондитер, а также строители и специалисты в сфере информационных технологий.

Заметим, что речь идёт о так называемом дуальном обучении: половину времени студенты будут проводить на производстве и получать практические навыки.

Ещё одно нововведение в подготовке специалистов в системе СПО – обязательный демонстрационный экзамен. Теперь выпускники колледжей будут не только демонстрировать теоретические знания, но и показывать свои умения на практике. Пока идёт апробация этой системы, а также рассматриваются различные варианты проведения демонстрационного экзамена. К примеру, это может быть успешное участие в олимпиаде по одной из специальностей СПО.

Кроме того, согласно президентскому указу №449, отныне лица, отличившиеся во время обучения по программам подготовки специалистов среднего звена, смогут получать президентские гранты в размере 20 тысяч рублей.

Словом, положительные изменения есть, они заметны, но пока речь идёт только о «пилотных» регионах и передовых колледжах. Осталось самое сложное: выстроить систему. Президент России на Восточном экономическом форуме отметил, что системе среднего профессионального образования на Дальнем Востоке нужна «комплексная модернизация». В других регионах ситуация, возможно, более обнадёживающая, однако проблема остаётся: необходимо выстроить систему подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных производств по всей стране. Мало того, вопрос касается не только студентов колледжей и техникумов, но и тех, кто уже сейчас трудится на предприятиях. Дело в том, что требования к профессии в наукоёмкой среде меняются очень быстро, и раз в несколько лет требуется перевооружение производства – а значит, повышение квалификации работников.

Отвечая на вопрос ведущего программы «Умники и умницы» Юрия Вяземского, министр образования и науки РФ Ольга Васильева признала, что «надо очень много ещё сделать, чтобы мы стали готовить высокопрофессиональных рабочих». Самое главное, что у нашей страны, кажется, появился ответ на вопрос, как это делать. Четыре года назад в Лейпциге, на мировом чемпионате по рабочим профессиям WorldSkills российская сборная заняла последнее место. 19 ноября 2017 года на финальной церемонии мирового чемпионата в Абу-Даби выяснилось, что сборная нашей страны стала первой по баллам в общекомандном зачёте и пятой по количеству медалей. Значит, можем, когда захотим?

WorldSkills: рывок в будущее

Когда в 2012 году Россия вступила в движение WorldSkills, многие (редакция портала profiok.com – не исключение) опасались, что всё будет как всегда: лозунги – и ничего за ними. Казалось, что на российских производствах специалисты «мирового уровня» просто ни к чему, у нас другие реалии, а значит участие сотрудников предприятий в таких чемпионатах – пустая трата времени. Потом стало понятно, что чемпионаты – не самоцель, а задача всего мероприятия – научиться быстро готовить высококлассных специалистов под любые заданные требования. В чемпионатах WorldSkills можно участвовать только один раз, поэтому о подготовке профессиональной сборной по аналогии со спортом тут говорить не приходится. Наоборот, требуется, чтобы сложившаяся система подготовки разрасталась как снежный ком и позволяла в короткие сроки готовить специалистов лучше, чем конкуренты.

Глава «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов неоднократно говорил о том, что работать по 20 часов в сутки, как рабочие КНР, или выигрывать за счёт физической силы, как команда из Бразилии, у нас не выйдет. Значит, нужно выигрывать умом, готовиться лучше и эффективнее, чем другие. Роберт Уразов ещё полгода назад утверждал, что необходимая методика вроде бы найдена. Разумеется, о подробностях ничего сказано не было, да и странно было бы хвастаться методикой до мирового чемпионата.

44-й чемпионат WorldSkills в Объединённых Арабских Эмиратах проходил с 14 по 19 ноября. Участники соревновались в навыках по 52 компетенциям. Россия поразила всех, выставив на состязания одну из самых многочисленных сборных: 58 россиян участвовали в соревнованиях по всем возможным компетенциям. До этого не додумалась ни одна страна. Всего же в состязании участвовали 1300 специалистов из 77 стран.

Ещё незадолго до чемпионата всё выглядело так, будто в победе российской сборной никто не сомневается. Бодрые комментарии давала замминистра образования Людмила Огородова, говорила о «позитивных ожиданиях» Ольга Голодец.

Но по ходу соревнований в соцсетях стали появляться «вести с полей»: соревнования сложные, конкуренты хорошо подготовлены, судят иногда предвзято, поэтому приходится подавать апелляции и биться за каждый балл.

Среднее профессиональное образование: можем, когда захотим!«От нас ждут только побед, а это невероятно сложно, – признавался Роберт Уразов. – У нас на мировом уровне ни разу не было медалей». (Наконец, признались, что два года назад в Сан Паулу получили просто медальоны за мастерство! А ведь заморочили тогда голову всей стране – profiok.com).

«Не понимаю, откуда такая вера в нашу команду? Мы ни разу не выигрывали на чемпионатах мира даже бронзовой медали, не говоря уже о золотых. И 14-ые в общем рейтинге. И 30-какие то в медальном. И Китай прёт. Откуда?» – вторил ему глава направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков. И даже Ольга Голодец в комментариях говорила, что как бы наши ребята не выступили, их участие в чемпионате – уже победа.

Словом, создавалось полное впечатление, что что-то пошло не так и что нас к этой новости старательно готовят. Похоже, у руководителей нашей сборной под конец всё-таки немного сдали нервы: слишком много было поставлено на кон. Ведь если бы случился провал, это означало бы, что найденная методика не работает, что время потрачено зря, что непонятно, как готовиться к следующему чемпионату мира, который пройдёт в Казани и до которого остаётся всего два года.

Тем приятнее было наблюдать за Closing Ceremony – финальной церемонией WorldSkills International, в ходе которой название нашей страны звучало много-много раз.

Среднее профессиональное образование: можем, когда захотим!На момент подготовки этой публикации официального сообщения на сайте чемпионата ещё не было, а в соответствии с церемонией результаты такие: у России шесть золотых медалей (веб-разработка, системное администрирование, ИТ-решения для бизнеса, логистика, холодильная техника, ювелирное дело), четыре серебряных (мобильная робототехника, парикмахерское искусство, обслуживание тяжёлой техники и дизайн витрин), одна бронзовая (обработка камня) и 21 медальон за профессионализм. В командном зачёте наша сборная стала пятой по медалям и первой по баллам. Наверное, можно было бы съязвить, что такая многочисленная сборная будет лидировать по баллам по определению, и страны, приславшие на чемпионат команды из 10 человек, по определению проиграют. Может быть, и так, однако Россия лидирует и в медальном зачёте тоже, а это значит, что победили мы не только числом, но и умением. Отдельно хочется отметить, что «золото» завоёвано нашими ребятами в технических специальностях, что вполне актуально в свете недавних решений руководства страны. Похоже, кадры для цифровой экономики, пусть пока «штучные», мы готовить умеем.

Кстати, в Абу-Даби отличились и младшие участники сборной, которые принимали участие в презентационных соревнованиях JuniorSkills. Соревнования, конечно, были пробными, и участвовали в них всего четыре страны – Россия, ОАЭ, Белоруссия и Финляндия. Но завоёванные российскими школьниками золотые медали – самые настоящие. Тем более, что во всех трёх компетенциях – графическом дизайне, электромонтаже и мобильной робототехнике – Россия оказалась лидером.

Среднее профессиональное образование: можем, когда захотим!Поздравляя российскую сборную в Абу-Даби, Ольга Голодец (нет, она ездила в ОАЭ не отдыхать, а принимать флаг WorldSkills, поскольку следующий чемпионат состоится в Казани – profiok.com) попросила ребят «написать плюсы и минусы» в системе среднего профессионального образования. Вице-премьер пообещала развивать систему образования в соответствии с этим экспресс-анализом. «Есть ещё значимый разрыв между подготовкой в колледжах и тем, что сегодня требуют мировые стандарты», – подытожила Голодец.

Как бы то ни было, образ системы СПО, отвечающей современным вызовам, уже прорисовывается. Однако сделать предстоит, как верно отметила министр образования, ещё очень много.

Комментарий profiok.com

Юрий Смыслов«На мой взгляд, 59 процентов молодых людей, предпочитающих среднее образование высшему, недостаточно высокий показатель, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Давно пора понять, что стране, обществу, экономике не нужно столько людей с высшим образованием. По сути, бакалавриат давно уже стал средним образованием, только практики меньше и полученные компетенции сильнее отличаются от того, что нужно работодателям. Массовая гонка за дипломами должна постепенно сойти на нет, а в вузах должны учиться 10-15 процентов из тех, кто заканчивает школу. И эти люди должны становиться специалистами высочайшего класса, а не получать диплом, который ничего не стоит, кроме родительских денег.

В истории России есть примеры, когда рабочие практически «вытаскивали» на себе страну – это эпоха индустриализации, производство в годы Великой Отечественной войны, восстановление того, что эта война разрушила, великие стройки и так далее. Сегодня перед нашей страной много не меньших по масштабу задач – взять хотя бы строительство Керченского моста или космодрома Восточный, возведение завода в Большом Камне или освоение Арктики. Труд рабочего человека – конечно, квалифицированного, трудолюбивого и ответственного – будет востребован ещё много лет».

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=5076#ixzz4wBTSx8m7

Картина дня

наверх