На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

В Стратегию российского авиапрома заложена совокупная выручка отрасли в 2,6 трлн рублей

Проект главного документа отечественного авиастроения Минпромторг представил на Съезде авиапроизводителей России
В Стратегию российского авиапрома заложена совокупная выручка отрасли в 2,6 трлн рублей
фото: uacrussia.ru
«Стратегия развития авиационной промышленности РФ до 2035 года» подготовлена экспертами министерства промышленности и торговли совместно с консалтинговой компанией Strategy Partners Group. Публичное обсуждение проекта документа состоялось в рамках Съезда авиапроизводителей России в подмосковном Жуковском. 

Главное условие успешного развития всех предприятий отечественного авиастроения - максимально глубокое погружение российского авиапрома в процессы международной кооперации. Выход из системного кризиса в гражданском сегменте отрасли обеспечат альянсы с США, ЕС, Китаем и Японией. Сотрудничать по военным сегментам предполагается с Китаем и Индией. 

Согласно проекту Стратегии, Россия к 2030 году станет одним из мировых лидеров по поставкам гражданских и военных самолетов, а также воздушных судов двойного назначения. Будет сформирован экспортно-ориентированный гражданский сегмент промышленности, российские поставщики будут встроены в глобальные цепочки поставок, экспортируя за рубеж готовые узлы и конструкции, собранные из отечественных материалов. Самые простые производства российские авиапроизводители будут отдавать на аутсорсинг. Такие перспективы будущего отрасли очертил на презентации документа партнер консалтинговой компании SPG Артем Малков. 

Реализация заложенных в Стратегии мер обеспечит стабильный приток выручки, причем с постоянным ростом экспортной доли и на фоне постоянно снижающихся издержек. Выручка, согласно этим планам, будет каждый год увеличиваться в среднем на 8,7%. К 2025 году совокупная выручка отрасли достигнет уровня в 2 трлн рублей, в следующие 10 лет ее рост снизится до 5,5% в год. В итоге к концу срока реализации проекта в 2030 году предприятия отрасли получат за свою работу и услуги 2,6 трлн рублей. 

Методику расчетов роста выручки презентация Стратегии не раскрывает, но в примечаниях к документу указывается, что использованы плановые значения из проекта новой редакции государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Прогноз дальнейшего роста выручки с 2026 по 2030 годы разработчики оценили, ориентируясь на темпы роста производительности в международных авиастроительных компаниях, прогноза Индекса потребительских цен по РФ, прогноза курса доллара. 

При постоянно растущих объемах выручки будет увеличиваться и ее валютная составляющая. Экспорт будет ежегодно увеличиваться в среднем на 5,5% и  достигнет к 2025 году 37% в объеме всей выручки. Затем темпы ежегодного роста доли возрастут до 8,2%. К 2030 году - 43% выручки авиапрома, по прогнозам разработчиков Стратегии, будет поступать из-за рубежа. 

Наконец, на фоне изменения этих финансовых показателей, будет меняться и производительность труда. К 2030 году этот показатель должен увеличиться по отношению к 2014 году в восемь раз. 

За Россией сохранится мировое лидерство в авиационных технологиях, сообщается в презентации Стратегии. Чтобы достичь таких показателей, планируют создавать продукцию, ориентированную на глобальный спрос и на Россию как его часть. В том числе необходим выход на устойчивое серийное производство в ключевых проектах отрасли - SSJ-100, МС-21, двигатели ПД-14, вертолеты Ми-38 и Ка-62. Необходимо найти пути развития производства самолетов малой авиации. 

Отечественным авиастроителям предстоит уделять значительное внимание всему жизненному циклу продукции, делая программы производства более гибкими: запуская изменения с учетом необходимости бизнеса и ресурсных возможностей. 

Планируется вовлекать бизнес не только в производство, но и в исследовательские задачи на всех этапах: от постановки задачи до проведения исследований и коммерциализации результатов, чтобы гарантировать востребованность результатов научных разработок. Необходимо будет сформировать приоритетные направления исследований, а систему подготовки кадров переориентировать на актуальные и перспективные потребности промышленности и науки. 

Но основной акцент Стратегии делается на международной кооперации. С учетом ее необходимости рассматривается большинство других положений документа. 

«Внутренний рынок России может стать хорошей стартовой точкой для продвижения отечественных ВС, но недостаточен для конкурентоспособного производства», - уверяют авторы Стратегии. По подсчетам SPG, внутренний рынок гражданской продукции РФ предполагает спрос на 48 пассажирских самолетов в год и этого недостаточно для окупаемости авиационных программ. При этом в ЕС годовая потребность составляет 455 самолетов, в Северной Америке - 457, в Китае - 331, включая широкофюзеляжные, узкофюзеляжные, региональные самолеты а также турбовинтовые машины средней и малой вместимости. Кроме того, конкуренты активно используют международную кооперацию для расширения рынка сбыта и получения наилучших комплектующих, объясняется в проекте Стратегии. 

Таким образом, на фоне кризиса в российской экономике, ярко выраженном в сегменте авиаперевозок, планируется существенная интеграция отечественного авиапрома в международный рынок. Делать это планируется одновременно тремя способами: экспортировать на мировой рынок готовую продукцию российского авиапрома, интегрировать российских поставщиков в международную систему разделения труда, то есть выполнять работу для иноcтранных производителей и налаживать партнерские отношения с зарубежными поставщиками. 

В расширенной версии презентации (есть в распоряжении Gudok.ru) определены экономически привлекательные направления международного сотрудничества. Приоритетными странами для поставок комплектующих из РФ (на основе данных о существующих объемах импорта авиационной продукции и товарообороте машиностроительной продукции в РФ) в первую очередь выглядят США, Германия Китай, во вторую - Франция, Великобритания, Япония. С этими странами уже налажены коммерческие связи. 

Для локализации производства в РФ (исходя из прогноза рынка авиационной продукции к 2030 году и стоимости производства в разных странах) или для разработки продукции под заказ лучшими партнерами России стали бы к 2030 году США, Китай, Франция. Вторая по привлекательности группа - Япония, Германия, Великобритания. 

В рейтинге стран по комплексному показателю привлекательности (исходя из прогноза производства авиационной продукции к 2030 году, данных о импорте и объемов затрат на отраслевые НИОКР) группа с приоритетом номер один - США, Китай, Франция, номер два - Германия, Великобритания и Япония. 

Тем не менее, в «целевом видении» авиастроения - то есть, в ключевой формулировке Стратегии - акцент на международных отношениях не делается. Отрасль будущего в первую очередь определяется как «экономически устойчивая, глобально конкурентоспособная», и лишь на втором месте указано, что она встроена в мировой рынок и процессы международного разделения труда. В то же время разработчики документа просят учесть, что при необходимости российские авиапроизводители и сами смогут самостоятельно обеспечить «всю производственную цепочку в военном и гражданском сегментах». Более того, документ, как указывают его разработчики, это инструмент целеполагания, он задает вектор действиям властей и бизнеса: формирует общие условия развития отрасли. 

Участники Съезда авиапроизводителей при обсуждении документа выразили скептическое отношение в связи с тем, что одним из приоритетов Стратегии предусмотрено глубокое международное сотрудничество. 

По мнению опрошенных участников съезда, задача, с которой не справилась отрасль при реализации предшествующей Стратегии, действовавшей с 2006 по 2015 год, остается актуальной и для новой Стратегии: производство пассажирских лайнеров и боевых машин должно быть сбалансировано. 

«Доля гражданской продукции в общей структуре отрасли должна была к 2015 году подняться до 43%. В действительности же весь период это соотношение оказывалось далеким от запланированного в конце периода - около 13%»,- сказал генеральный директор ОАО «Межведомственный Аналитический Центр» Сергей Колпаков. 

«Какая может быть сейчас Стратегия до 2030 года, если у нас объем перевозок в гражданской авиации собственными воздушными судами стремиться к нулю. Авиацию оставили без работы. Все что у нас летает: Су 35 - это обновленный Су 27, Миг 35 - это тот же Миг 29М, а Су 34 - это Су 27Б. А МС-21 это - Як 242 переделали, фактически угробив», - заявил бывший начальник вооружения Вооруженных сил, экс-замминистра обороны, генерал-полковник в отставке Анатолий Ситнов. По его мнению, ситуацию, когда авиакомпании закупают десятками импортные гражданские воздушные суда со средней стоимостью в 100 млн долларов, переломить будет не просто. 

Кроме того, он подверг критике структуру документа: «Стратегия должна определяться государством: содержать данные и об объемах переработки и об объемах перевозок. Должны быть названы конкретные системы, комплексы, которые планируется создать. Необходимо описать инфраструктуру. Только так получится обеспечить необходимость и достаточность, которые формируют потребность Стратегии. 

Участники Съезда авиастроителей постановили, что разработку и утверждение Стратегии развития авиационной промышленности РФ на период до 2030-2035 года необходимо завершить. Но приоритетом отечественной авиационной промышленности делегаты решили считать «всеобъемлющее обеспечение внутреннего рынка высококачественной авиационной техникой российского производства, конкурентоспособной и на мировом рынке». 

Константин Пукемов, Gudok.ru
 

Картина дня

наверх