В сентябре ЮНЕСКО опубликовала очередную версию Всемирного доклада по мониторингу образования (Global Education Monitoring Report). Выводы экспертов неутешительны: из-за войн и бедности мир отстал в решении поставленной задачи по всеобщему начальному образованию примерно на полвека. Если не ускорить прогресс в этой области, предупреждают аналитики, человечеству окажется не под силу решение стоящих перед ним глобальных проблем. Подробности – в обзоре profiok.com. Залог устойчивого развитияАвторы доклада подчёркивают, что от доступности и качества образования всецело зависит не только судьба каждого человека на планете, но и будущее человечества в целом. Не каждый обыватель задумывается о том, что с уровнем образования и грамотности населения напрямую связаны не только успехи в научно-технической сфере и развитие экономики, но и уровень культуры, успехи в здравоохранении, в защите окружающей среды, в развитии демократии и формировании системы ценностей. Например, эксперты ЮНЕСКО уверены, что поскольку в XXI веке обостряются экологические проблемы, следует повышать уровень базовой экологической грамотности, причём делать это нужно с самого раннего возраста. Статистика свидетельствует: в странах с высоким уровнем образования экологическая ситуация лучше, чем в странах с неграмотным населением. Анализ показал, что в тех странах, где отмечен низкий уровень образования, наблюдается повышенная конфликтность и более высокий уровень насилия. Аналитики делают вывод: образование может дать человечеству шанс научиться решать проблемы бесконфликтным путём, поскольку повышает коммуникативную грамотность.
Кроме того, образование, если оно в достаточной степени адаптировано к потребностям работодателей, облегчает трудоустройство населения и его востребованность для решения задач, стоящих перед экономикой. Исследователи делают вывод: чтобы образование могло отвечать на глобальные вызовы, его нужно реформировать, и чем скорее, тем лучше. Полувековое отставание
Самая неприятная ситуация сложилась в южной части Африки, там в начальную школу не ходит каждый пятый ребёнок, а доля молодых людей, прекративших учиться в 15 лет, вырастает до 60 процентов: достигнув трудоспособного возраста, они начинают работать и уже не могут уделять время учёбе. При этом на 10 миллионов мальчиков, которые никогда не научатся читать и писать, приходится 15 миллионов девочек, а в бедных странах этот разрыв ещё более заметен. По данным ЮНЕСКО, в восьми странах мира половина молодых людей имеет менее двух классов образования, в 21 стране считать умеет только каждый второй ребёнок.
Дефицит преподавателей
Кстати, язык преподавания – очень непростой аспект в образовании, особенно актуальный для многих стран Африки и Азии. Обучать детей на их родных диалектах и наречиях часто невозможно (в таких языках не всегда присутствует нужная терминология, многих слов просто нет! – profiok.com). По данным ЮНЕСКО, около 40 процентов учащихся во всём мире проходят обучение на языке, который плохо понимают. Это, конечно, затрудняет усвоение информации. Эксперты со ссылкой на данные института статистики ЮНЕСКО сообщают, что для обеспечения запросов мирового образования до 2030 года, то есть в ближайшие полтора десятилетия, потребуется дополнительно привлечь около 69 миллионов педагогов. Наихудшая ситуация наблюдается в африканских странах, располагающихся южнее Сахары: нехватка учителей ощущается в 90% стран региона. Помимо этого, остро стоит вопрос о квалификации преподавательских кадров. Так, на юге Африки необходимым уровнем подготовки обладает менее половины школьных учителей. Авторы доклада подчёркивают, что учитель – очень важная профессия. По их мнению, учителя должны получать качественную подготовку и иметь необходимую квалификацию, быть мотивированными, трудиться в приемлемых условиях и получать достойное вознаграждение за свой труд. Жизненно важные навыки
Тем не менее, мир всё больше автоматизируется, технологии развиваются семимильными шагами, и от человека XXI века требуется всё больше специальных навыков, без которых говорить об успешном трудоустройстве затруднительно. Минимальными необходимыми навыками эксперты называют умение читать и писать. Наличие этих навыков, по данным доклада, повышает шансы на получение работы практически в два раза. Кроме того, человек, умеющий читать и писать, способен получить образование, что поможет ему трудоустроиться. Не менее важной сейчас оказывается так называемая «цифровая грамотность», то есть умение пользоваться компьютером. К примеру, в европейских странах уровень цифровой грамотности взрослого населения в среднем составляет 44 процента. Правда, данные серьёзно разнятся в зависимости от конкретной страны: в Румынии производить простые расчёты в электронных таблицах могут 16% взрослых, в Финляндии – 63 процента. Сильно различаются данные и по выпускникам средней школы: так, если в Чехии свободно обращаются с компьютером 85% восьмиклассников, то в Турции только 9 процентов. Эксперты называют также важными такие некогнитивные навыки, как умение работать в команде и обладание творческим и критическим мышлением, а также базовую финансовую грамотность. Требования к системам профессионально-технического образования тоже меняются. Работодатели и потенциальные учащиеся должны иметь возможность оценить качество образования, предоставляемое учебными заведениями. Для этого необходимы стандарты, которые были бы зафиксированы в национальной системе квалификаций. Такой подход в том или ином виде наблюдается в 140 странах.
Наконец, заключают эксперты, процесс получения знаний не должен ограничиваться стенами учебных заведений. Просвещать и предоставлять важную информацию должно общество и СМИ, образование должно непрерывно продолжаться в обычной жизни и, разумеется, на рабочем месте. Наличие на производстве наставников и системы непрерывного повышения квалификации попадает в зону ответственности работодателя. Россия: не хуже других?
Впрочем, обольщаться не стоит. Заслугу по тотальной ликвидации безграмотности, по всей видимости, стоит приписать советскому прошлому. Не случайно в списке лидеров по охвату населения начальным и средним образованием оказалось столько стран постсоветского пространства и стран, относившихся к социалистическому лагерю. Задача современной системы образования – сохранить лучшее, что оставила нам образовательная система СССР, и развивать новые традиции и подходы в соответствии с глобальными вызовами и национальными задачами. Работы предстоит много. ![]()
История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:
|
Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3446#ixzz4NhyiX58X
Свежие комментарии