На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

У РУКОВОДСТВА ЦБ ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЛИБО СО ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ, ЛИБО С СОВЕСТЬЮ. ИЛИ С ТЕМ И С ДРУГИМ?

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

У РУКОВОДСТВА ЦБ ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЛИБО СО ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ, ЛИБО С СОВЕСТЬЮ. ИЛИ С ТЕМ И С ДРУГИМ?

Двадцать с лишним лет назад умные люди предупреждали первый созыв российского правительства, что дружба Запада – штука очень коварная и изменчивая. Но в ельцинских верхах их не слышали – крышу снесло от перспектив.

Персональных.

Когда после законного присоединения Крыма к России на Западе заговорили о неких санкциях, вменяемые эксперты предположили, что главным направлением деятельности правительства РФ должно стать срочное закрытие так называемых «окон  уязвимости» российской экономики, которых за годы безраздельного правления доморощенных либералов было прорублено слишком много. Точнее, «птенцы гнезда Ельцина» распахнули для иностранных финансовых спекулянтов настежь все входы и выходы российской финансовой системы: валяйте, ребята, банкуйте, мы – ваши! Все  эти гайдары, чубайсы, нечаевы, ясины и прочая публика буквально пали ниц перед «дядей Сэмом».

Сегодня наружу вылезают все прорехи в перестройке и реформировании государства Российского, которые намутили господа либералы под крышей незабвенного БорисНиколаича.

Но дело не только в том, что задранные гайдар-чубайсами налоги для реального производства загнали его в полуголодное существование, которое усугубилось  кудринской «стерилизацией денежной массы», когда в экономике сократили количество денег настолько, что это можно сравнивать с «сокращением» количества крови в организме человека.  Главное – в построенной за 1990-е годы модели функционирования крупного российского бизнеса – штуке до безобразия примитивной и циничной и мало упоминаемой в наших СМИ.

Модель следующая. Предположим, некая нефте- газово- и прочая компания, зарабатывающая деньги на продаже за границу природных российских богатств, принадлежащих, согласно Конституции, всему нашему народу, получила по итогам месяца, квартала, года (ненужное зачеркнуть) большую прибыль. Что с ней делать? Господа предприниматели с Запада в таких случаях, четко следуя заветам К.Маркса, вкладывают эти деньги в расширение своего производства, чтобы получить еще больше денег, снова их вложить в расширение или новые предприятия, и т.д.

У наших вип-бизнесменов и топ-менеджеров принято по-другому: прибыли раскладываются по персональным кубышкам – будь то оффшоры, швейцарские банки или покупка (впрок!) дорогущих особняков подальше от Отечества. А поддерживать и развивать отечественное производство, в смысле – снабжать его инвестиционными и оборотными средствами - эти персонажи предпочитают заемными средствами, то есть взятыми в долг, главным образом, в западных банках.

Почему именно там? Да потому, во-первых, что наше государство в любой момент может захотеть отобрать у измученных и несчастных олигархов все «нажитое непосильным трудом», и поэтому кэш лучше сразу складывать подальше от рук родного правосудия. И, во-вторых, за взятые в кредит миллиарды в банках российских менеджерам придется отвечать или перед банкирами, или перед худо-бедно действующими отечественными правоохранительными структурами. Или, для особо высоких випов  – перед правительством. Так что они, сидя по шею в иностранных кредитах, при наступлении срока расплаты могут бухнуться в ноги самым высоким отечественным властям, пустить слезу и пожаловаться, что империалисты выкручивают им руки и хотят захватить российские стратегические предприятия, без которых Родине никак нельзя.

И высокие власти понимающе кивнут, пожалеют и стратегические предприятия и их не понятно кем избранных владельцев и простят  раскладывание прибылей по карманам. А значит, погасят иностранные долги отечественных нуворишей деньгами из  бюджета и резервных фондов. То есть, за счет все того же народа, трудами которого (и налогами!) были созданы все эти резервы.

Что, противная картинка? Однако, она, увы, соответствует нашим сегодняшним реалиям.  Именно так вел себя крупный, и, пардон, стратегический бизнес, когда западные кредиторы прижали его во время кризиса 2008 – 2009 годов. Именно так он ведет себя и сегодня. Наглядный пример: слезная просьба руководства компании «Роснефть» к правительству выделить ей 1,5 триллиона рублей из Фонда национального благосостояния для обслуживания внешних заимствований. То есть господа, буквально купающиеся в деньгах и старающиеся прикупить еще и еще доходных компаний, намерены по уши залезть в государственную копилку, предназначенную для стабилизации Пенсионного фонда и для вложений в будущее страны!

Вот для подтверждения справка экспертов.

Запрашиваемая «Роснефтью» поддержка больше суммарных затрат федерального бюджета на здравоохранение, образование и ЖКХ в 2014 г., а также планируемых расходов на эти цели в 2015-2017 г.г. Необходимость такой помощи руководитель компании И.Сечин объясняет введенными против компании санкциями США: Минфин США запретил американским компаниям, банкам и гражданам, а также всем, кто ведет операции через США, предоставлять «Роснефти», «Новатэку», Газпромбанку и ВЭБу кредиты и займы более чем на 90 дней, а  у «Роснефти», якобы, образовался огромный долг после покупки в 2013 г. ТНК-ВР за 54 млрд. долларов. Под эту сделку компания оформила кредиты у пула международных банков на общую сумму в 31 млрд. долларов, и сейчас возникают проблемы с обслуживанием этих кредитов. Аналитики не исключают, что  «Роснефть» пытается заработать на панике из-за санкций, явно завысив возникшие у нее проблемы. Фактически, используются приемы 2008 года, когда влиятельные госкорпорации  предпочли гасить проценты по международным кредитам не за счет собственных прибылей, а из федеральных резервов.

Чистый долг «Роснефти» на конец июня составлял как раз 1,5 трлн. руб. (около 44,5 млрд. долларов). Общий долг нефтяной госкомпании — 2,2 трлн. рублей, но она получила от китайской CNPC 17 млрд. долларов предоплаты за поставку нефти в Китай, а всего получит 70 млрд. долларов. При этом эксперты отмечают, что общий финансовый резерв компании на середину года  равнялся 684 млрд. рублей -  эта сумма покрывает две трети потребностей компании в рефинансировании на ближайшие полтора года. А если «Роснефти» удастся договориться о предоплате с китайской Sinopec, то в ближайшие два года у компании не будет проблем с финансированием инвестпрограммы, погашением долгов и выплатой дивидендов. Другими словами, глава «Роснефти» в достаточно благополучной ситуации пытается получить дополнительные средства, необходимые для решения более острых проблем.

И, по примеру «Роснефти»,  подобные, мягко говоря, сомнительные требования стали выдвигать и другие крупные влиятельные корпорации.

Объяснения подобной антигосударственной (и антисоциальной!) практики ведения бизнеса в России искать недалеко: экономическая модель все годы «демократизации и реформ» выстраивалась исключительно под персональные интересы высоких государственных чиновников и их представителей в госмонополиях, изначально предполагая перекачку народных денег только в личные карманы уполномоченных бенефициаров. (Когда «акулы бизнеса» все же раскошеливались на замученные «культуру» и «социалку», это было всего лишь результатом одноразовых требований самых высоких властей).

И вот: то ли на Западе нашлись умные господа, то ли наши «высокие либералы» подсказали решение, но свободный доступ к иностранным финансовым ресурсам через западные же санкции нашим нуворишам сильно осложнили.

Беда? Да, если воспринимать происходящее лишь с позиций вышеописанной модели извлечения бизнесом денег из российской экономики.

Лекарство? Да, если вспомнить заветы не столько г-на Маркса, сколько иных классиков политэкономии, типа Ф.Листа, его теорию протекционизма и знаменитый труд «Национальная система политической экономии», где блестяще доказано, что, пока экономика любой страны не наберет силы и конкурентных преимуществ на внутренних рынках, ей самоубийственно выходить на рынки глобальные. Там ее просто съедят  страны с более сильной и продвинутой экономикой.

Но то ли наши доморощенные псевдолибералы работ Ф.Листа прочитать не удосужились, то ли присягнули на верность совсем не национальным святыням, но они поголовно уверены, что счастье страны – там, на Западе. И поэтому, расхватав кресла в правительственных кабинетах, верно служат тамошнему Мамоне.

Так или иначе, но все, прошу прощения, антикризисные действия правительства и иных подконтрольных либералам финансовых структур имеют негативный эффект именно для российской экономики.

Смотрим.

Менеджмент Центробанка  и при прежнем начальнике С.Игнатьеве, и при нынешней патронессе Э.Набиуллиной с пеной у рта доказывает стране, что главная их цель – победить инфляцию. Что на, извините за выражение, «таргетирование инфляции» (мутный термин, словно специально запущенный в оборот, чтобы запутать общественность) брошены все силы, и именно ради этого ЦБ постоянно сокращает количество рублей в российской экономике. Там клянутся, что  если денег много, то и цены растут, а это совсем плохо. Поэтому, якобы, ЦБ держит очень высокой ставку рефинансирования (стоимость казенных денег для других банков). Сегодня она, названная ключевой ставкой, равна 8%.

Якобы, «дорогие деньги» бизнес в долг брать не будет и валюту на них не скупит, чтобы вывезти ее за границу. Но, во-первых, вывоз валюты, то есть, капитала, государство должно регулировать отдельными экономическими и политическими механизмами, чего у нас, практически, не происходит. Во-вторых, борьба с инфляцией через увеличение ставки рефинансирования оборачивается полной противоположностью. Если предприятие берет для расширения производства более дорогие кредиты, то это неизбежно увеличивает себестоимость его продукции. То есть – цены! Или не так?!

И где тут борьба с инфляцией?! Похоже, у руководства ЦБ есть проблемы либо со здравым смыслом, либо с совестью! А, скорее всего, и с тем, и с другим…

И американская Федеральная резервная система, и европейский ЦБ держат ставки рефинансирования (продают деньги коммерческим банкам для их дальнейшего перетока в национальный бизнес) на минимальном уровне 1-2 % годовой прибыли, особенно в кризисные периоды. Понимая, что без дешевых денег их экономика накроется даже не медным тазом. Но почему-то наши прозападные либералы именно этот опыт западных экономических регуляторов полностью отрицают.

Не лишне также напомнить, что ЦБ повысил ключевую ставку, сделав кредиты для реального сектора еще более дорогими, практически одновременно с санкциями Запада, который ставил цель лишить российский бизнес денег для развития. То есть, как только западные банки закрутили гайки для российского бизнеса, так то же самое сделал и наш ЦБ! Любопытное совпадение?!

Обо всей этой крайне порочной политике финансовых властей, плотно контролируемой российскими либерал-экономистами, неоднократно предупреждали серьезные экономические эксперты, прямо указывая, что при искусственно созданном дефиците кредитных и оборотных ресурсов промышленность в лучшем случае обречена лишь выживать, но никак не развиваться.  Есть среди этих экспертов и те, кто имеет сегодня достаточно высокий официальный статус. В частности, давно призывает ЦБ и правительство пересмотреть подходы к финансовой политике помощник президента РФ Андрей Белоусов.

О том же неоднократно заявлял советник президента РФ Сергей Глазьев: «У нашей страны есть немалые резервы для экономического роста, И вопрос стоит о замещении импорта не только и даже не столько товаров, сколько финансов, а именно — внешних кредитов. Но этот ключевой вопрос: где найти источники для финансирования программ импортозамещения и расширения производства, — пока остается и без ответа, и за пределами любого открытого или закрытого обсуждения.

Главное противоречие текущего момента заключается уже не в полемике сторонников той или иной экономической концепции, а в удивительном разрыве между требованиями реального сектора экономики, руководителей регионов и федерального правительства, с одной стороны, — и полным отсутствием реакции на эти требования со стороны финансовых властей. Прежде всего, Центробанка и Минфина, которые должны эти требования выполнять.

Если мы сейчас посмотрим на опубликованный недавно ЦБ проект основных направлений его кредитно-денежной политики, то с удивлением обнаружим, что все требования президента и правительства в позиции ЦБ не учтены, они отсутствуют. Центральный банк по-прежнему декларирует, что единственной целью его деятельности является сдерживание инфляции в тех рамках, которые они сами себе обозначили — 4% в год. Между тем, весь, уже более чем двадцатилетний, опыт работы в рамках нынешней кредитно-денежной системы показывает, что попытки бороться с инфляцией исключительно монетарными методами, путем сжатия денежной массы, успеха не приносят, и единственным результатом такой политики оказывается стагфляция, то есть сочетание высокой инфляции с отсутствием экономического роста».

Нынешние допущенные к управлению экономикой либералы, проникшиеся своей безнаказанностью еще во времена их «крестного отца» Б.Ельцина, на одно только упоминание о С.Глазьеве реагируют как бесы на брызги святой воды. Они делают все возможное – включая подконтрольные СМИ – чтобы представить советника президента РФ чем-то вроде исчадия ада и главного врага российской экономики. В  смысле – их модели экономики! По некоторым данным, на то, чтобы не допустить продвижения идей С.Глазьева, А.Белоусова и их единомышленников в жизнь из-за кордона брошены огромные суммы в иностранной валюте.

Видя все происходящее и понимая, что времени для закрытия «окон уязвимости» у государства осталось совсем немного, свои претензии на спасение экономики страны (и ее самой!) стали все активнее предъявлять главы некоторых регионов.

На недавнем заседании Госсовета, посвященном развитию отечественного бизнеса, президент В.Путин весьма недвусмысленно заявил: «Нужно обеспечить доступность кредитов, создать новые конкурентоспособные по мировым стандартам условия финансирования бизнеса. И мы с вами все хорошо помним и знаем, эта тема является ключевой для нас, даже вне всякой привязки к каким бы то ни было санкциям, мы давно об этом говорим. И не раз говорили, что процентные ставки по кредитам часто превышают рентабельность проектов, ставят участников экономической деятельности по существу за рамки экономического здравого смысла. Правительству и Банку России было поручено проработать эти вопросы, проработать вопросы снижения уровня процентных ставок для кредитования промышленных предприятий, в том числе с помощью механизма проектного финансирования…».

Четко, жестко и однозначно. Никто из тех либералов, кто рулит у нас финансово-кредитной политикой, возражать президенту не осмелился, но и не поддержал на том заседании его требование. Однако на том же Госсовете выступил губернатор Белгородской области Евгений Савченко.

«Мы должны отказаться от укоренившегося в нашем сознании еще с 90-х годов мифа, что мы не можем себя накормить, одеть, обуть, обеспечить товарами длительного пользования и так далее. Импорт продовольствия, изделий легкой, химической промышленности, обуви, бытовых товаров не уменьшается, а растет… Мы должны отказаться от явно непропорциональных, если не сказать дискриминационных отношений между кредитными финансовыми организациями и реальным сектором нашей экономики, сделать кредитные ресурсы доступными для бизнеса. О каком экономическом развитии может идти речь в обрабатывающих отраслях, в сельском хозяйстве – главных локомотивах будущего экономического роста, если половина полученной ими прибыли уходит на оплату процентных платежей, а вторая половина – на возврат кредитов. То есть весь инвестиционный ресурс, прибыль этих отраслей уходит кредитным организациям. Утверждение о том, что у нас дорогие деньги, потому что высокая инфляция, не соответствует элементарной экономической логике, все с точностью наоборот. Рост инфляции генерируют кредитные учреждения высокой процентной ставкой. Если в ближайшее время учетная ставка Центрального банка станет примерно такой же, как у западных финансовых регуляторов, то инфляция снизится до 2–3 процентов в год, а экономика начнет набирать обороты – при условии, конечно, заслона перетоку денег в спекулятивный оборот».

Это выступление произвело большое впечатление как на всех присутствующих на Госсовете и на экспертное сообщество. Фактически, в нем увидели некую программу по выводу из кризиса реального сектора экономики, озвученную Евгением Савченко от имени как группы адекватных, эффективных губернаторов, так и руководителей крупных промышленных предприятий. Совсем не случайно подавляющее большинство либеральных СМИ постаралось всеми силами «замолчать» изложенные Е.Савченко программные тезисы. А высокопоставленные либералы сначала от растерянности «лишились дара речи», а потом все же посулили реальному сектору продолжение «таргетирования инфляции».

То есть, вот вам - как гнули свое, так и будем!

Очевидно, что противостояние между теми, кто хочет возрождения российской экономики, и силами, де-факто работающими по своим либеральным методичкам в интересах иностранных бенефициаров, после сентябрьского Госсовета вышло на качественно новый уровень.

И понятно, что эта борьба день ото дня будет обостряться. Поскольку ставки слишком уж высоки.

Алексей ВОРОБЬЕВ, политолог

Информация взята с сайта www.patriotrus.ru

Рекомендуем
Популярное
наверх