
Резкое падение нефтяных цен, составившее с июня более 25% и продемонстрировавшее трехлетний ценовой минимум, должно облегчить нагрузку на конечного потребителя. Но подтолкнет ли оно к точке перелома те режимы, которые живут за счет экспорта нефти?
Ответ отрицательный. Несмотря на мощную зависимость от нефтяных прибылей, правительства России, Ирана, Саудовской Аравии и Венесуэлы отнюдь не балансируют на краю пропасти.
Нет никакой «нефтяной арабской весны», в ходе которой снижение цен ведет к свержению правительств, а революция, как лесной пожар, распространяется от одного нефтезависимого авторитарного государства к другому. На самом деле, снижение цен не изменит даже их позиции по геополитическим вопросам, которые больше всего важны для Вашингтона.
Также ничто не помешает Владимиру Путину дестабилизировать Украину и сохранять свое влияние на нее. Россия переживет экономические последствия от санкций Запада и снижение цен на нефть — пусть даже они сохранятся во всей обозримой перспективе. Несмотря на мощный отток капитала и ослабление рубля, Путину хватит силы воли, валютных резервов и народной поддержки (его рейтинги достигли почти исторического максимума), чтобы продолжать свое наступление.
Пока Саудовская Аравия остается нефтяным поставщиком последней инстанции. Она может сокращать и увеличивать добычу, меняя мировую динамику спроса и предложения. Эр-Рияд накопил на черный день огромные денежные запасы и сумеет пережить бури типа нынешней. Саудовская Аравия будет участвовать в военной кампании Вашингтона против «Исламского государства» лишь в той мере, в какой это соответствует ее целям. Главная направляющая сила во внешней политике Саудовской Аравии — это противодействие шиитам. А снижение цен на нефть не имеет к этому никакого отношения.
Низкие цены создадут дополнительную нагрузку на недомогающую экономику Венесуэлы. Однако нефтяные цены в пределах 75-80 долларов не приведут страну к дефолту. Президент Николас Мадуро полон решимости погашать внешний долг страны, да и пространство для маневра у него имеется: скорее всего, Венесуэла проведет контролируемую девальвацию своей валюты и получит дополнительный оборотный капитал от продажи активов и за счет изменений условий кредитования со стороны Китая. Каракас какое-то время сможет справляться с возрастающей экономической нагрузкой, предотвращая неурядицы в обществе и политические волнения, которые могут заставить военных отказаться от поддержки Мадуро.
Понятно, что в долгосрочной перспективе чрезмерная зависимость этих режимов от нефтяных доходов создаст угрозу их выживанию. Но у каждого режима - свои собственные стрессы и внешние воздействия, и точки разрыва не являются неизбежными, да и взаимосвязь между ними отсутствует. Когда речь идет об устойчивости режима, не следует придавать излишнее значение падению цен.
Но есть одна общая тенденция, влияющая на все эти нефтяные государства. Речь идет о переменах в энергетическом ландшафте, из-за чего данные страны будут гораздо больше зависеть от Китая.
Это уже наглядно проявляется в России и Венесуэле. Венесуэла сделала ставку на китайские кредиты, которые она возвращает поставками нефти. Чтобы справиться с сегодняшним понижением цен на нефть, Каракас намерен выторговать для себя более мягкие условия кредитования. Москва в контексте резкого ухудшения отношений с Западом сделала ставку на заискивание перед Пекином. В мае две страны заключили газовый контракт на 400 миллиардов долларов сроком на 30 лет, когда Россия снизила цену предложения. А на прошлой неделе две страны подписали дополнения к этому соглашению.
В предстоящие годы сближение между Россией и Китаем ускорится в силу двух структурных изменений. Во-первых, грозя энергоресурсами как политическим оружием, Россия отвращает от себя европейских потребителей, активно ищущих сегодня новые источники поставок природного газа, за которые не придется платить высокую геополитическую цену. Во-вторых, революция нетрадиционных видов топлива в Северной Америке обеспечит такой источник и ослабит российские рычаги влияния на цены, предложив альтернативы и увеличив объем мирового предложения.
Революция нетрадиционных видов топлива в Северной Америке (это добыча методом гидроразрыва пласта, из битуминозных песков и из других источников) изменит геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке и в других местах. Американское Управление по информации в области энергетики дает прогноз о том, что к 2020 году более 80% потребляемой в США нефти будет поступать из Западного полушария. К тому моменту Соединенные Штаты могут стать самой крупной в мире нефтедобывающей страной, а к 2035 году они будут полностью обеспечивать себя энергоресурсами из внутренних источников (по данным Международного энергетического агентства). Из-за снижения зависимости от ближневосточных энергоресурсов США будут меньше полагаться на этот самый неспокойный в мире регион, и будут проявлять меньше интереса к участию в их геополитических обострениях. А Китай, чтобы обеспечить свою развивающуюся экономику и растущий средний класс, будет все больше привязываться к ближневосточным поставщикам энергоресурсов — и наоборот.
Такого рода тектонические сдвиги в нефтегосударствах с их отдалением от США и сближением с Китаем будут иметь далеко идущие последствия для них самих, для их соседей и для глобальной энергетической ситуации. Сторонящееся рисков китайское руководство не будет решать геостратегические проблемы и вопросы безопасности, которые идут рука об руку с добычей энергоресурсов в переменчивой Евразии и на неспокойном Ближнем Востоке. У Вашингтона нет официальной стратегии для вмешательства в интересах и от имени американских энергетических компаний, и американское участие не совпадает с этими связями и привязками. Например, в основе этого стратегического альянса лежат прочные энергетические связи между США и Саудовской Аравией. С Китаем, который все больше заменяет Соединенные Штаты в качестве ведущего мирового импортера энергоресурсов, такого не будет. Китай будет осуществлять коммерческое сотрудничество безо всякой привязки к политике и прочим вопросам. Он с радостью будет заключать выгодные энергетические контракты с российским руководством, но это отнюдь не означает, что Пекин будет брать на себя какие-то более глубокие геостратегические обязательства. А это абсолютно другой тип партнерства.
Скорее всего, Китай отдаст предпочтение именно такому практичному и деловому подходу к дипломатии, заполняя возникающий в этих регионах вакуум влияния. Прежде китайцы не проводили интервенционистскую дипломатию за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона, и вмешательство во внутренние дела далеких стран вряд ли будет особенно удобным для руководства, которое так верит в святость и нерушимость суверенитета и ревностно защищает свои внутренние дела от внешнего вмешательства. Непоследовательное и туманное китайское присутствие — единственная более проблематичная вещь, чем полное отсутствие лидерства.
Не следует переоценивать ближайшие последствия от свободного падения цен на нефть. Но даже если их снижение не приведет к падению этих режимов — или к их сближению с Вашингтоном — оно усилит и без того растущую зависимость от Китая. А это готовый рецепт усиления нестабильности и изменчивости глобального энергетического ландшафта.
Свежие комментарии