На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Минобрнауки – 2017: новые задачи и новые принципы управления

На расширенном заседании коллегии Минобрнауки 3 апреля подвели итоги работы ведомства в 2016 году и рассказали о планах на текущий год. Основной акцент будет сделан на исполнении майских указов и реализации приоритетных проектов. О том, что означает переход Минобрнауки на проектное управление, какие цели ставит ведомство в сфере научно-технического развития, как будут готовить квалифицированные кадры и воспитывать молодёжь, – в материале profiok.com.

О майских указах

По мере приближения сроков, обозначенных в майских указах президента, нарастает ажиотаж, связанный с достижением заявленных в этих документах целевых показателей. За пять прошедших лет, безусловно, накопилось немало других постановлений, поручений и задач, возможно, достойных смены ключевых приоритетов. Но майские указы никто не корректировал и не отменял, а значит, их выполнение – как минимум, дело чести.

Вице-премьер Ольга Голодец строгим голосом сообщила, что о приближении часа X нужно «не просто помнить, а приложить все усилия, чтобы указы были исполнены точно в срок и безукоризненно». Порекомендовав коллегам осознать свою ответственность и «внутри своей ответственности просмотреть все риски», Голодец призвала работать «независимо от праздников, выходных и каникул», без сбоев «ни на день, ни на полдня», настроившись «на очень серьёзные темпы и ритмы». Например, ректорам, старающимся повысить позиции своих вузов в международных рейтингах, Ольга Голодец посоветовала двигаться «с большей интенсивностью, с большим шагом».

«Выполнение майских указов для нас превыше всего», – успокоила вице-премьера министр образования и науки РФ Ольга Васильева. К чести Минобрнауки, у ведомства есть все шансы своевременно достичь обозначенных рубежей. Только вот задач у министерства гораздо больше, чем перечислил президент пять лет назад. В докладе Ольги Васильевой, продолжавшемся чуть менее часа, то и дело упоминались «самые важные», «крайне важные» и «очень важные» задачи, которые вряд ли возможно ранжировать по приоритетности: всё это нужно делать прямо сейчас и как можно энергичнее. Ситуация, возможно, оказалась бы критической, если бы осенью прошлого года в правительстве не вспомнили о существовании особой управленческой методики – проектного управления (см. постановление правительства РФ №1050 от 15.10.2016 – profiok.com).

О проектном управлении

Минобрнауки-2017: новые задачи и новые принципы управленияПроектная деятельность затрагивает Минобрнауки в части стратегического направления «Образование». Ожидается, что нововведение повысит эффективность бюджетной поддержки и работы всей системы, как результат – вырастет качество образования. Основная суть в том, что модернизация будет проходить не поочерёдно, а одновременно на всех уровнях образования. Это означает, что неплохо было бы оперативно согласовывать изменения на каждом уровне, чтобы модернизация по всем секторам проходила параллельно и плавно, без разрывов. Для этого создаются проектные комитеты. В случае с Минобрнауки это большая межведомственная площадка, объединяющая представителей всех причастных ведомств, организаций, субъектов РФ – около 60 человек. Совместное обсуждение позволит, во-первых, принимать решения быстро и без предварительного согласования, а во-вторых – согласовывать действия сразу по всем проектам. «Главная задача – не реализация отдельных проектов, а развитие направления, в рамках которого все приоритетные проекты взаимосвязаны между собой», – объяснила замминистра образования Людмила Огородова.

Чтобы обеспечить эффективность работы, необходимо своевременно отслеживать ход выполнения проектов, корректировать параметры финансирования и целевые показатели. Для этого существует информационная платформа с различными инструментами, включая аналитические. Исполнители своевременно вводят данные по ключевым точкам – система отслеживает ход реализации проекта. Причём данные вводятся на всех уровнях – например, «зеркальные» проектные офисы созданы в регионах. В итоге руководители проектов имеют возможность отслеживать ситуацию практически в режиме «онлайн». Плюс к этому руководители федеральных проектов могут напрямую контактировать с ответственными коллегами на региональном уровне, то есть дистанция значительно сократилась – а значит, работа станет эффективнее. К работе проектных комитетов привлекаются экспертные группы, общественные советы, что повышает качество принимаемых решений. Поскольку программа проектного менеджмента в правительстве пока работает в пилотном режиме, индикаторы и целевые показатели могут корректироваться по ходу выполнения проектов.

«Такая организация обеспечивает создание качественной системы образования путём горизонтальной и вертикальной синхронизации деятельности большого количества сотрудников и даже граждан, которых волнуют вопросы образования в России», – уверена Людмила Огородова. Всё так, но до того, как система заработает в полную силу, ведомству предстоит непростой этап внедрения проектного управления. Исполнители, участники проектных команд должны как минимум освоить новый инструментарий, в идеале – начать мыслить в другой парадигме. Пока же замминистра Огородова с трибуны призывала зал иметь в виду, что «цифровые технологии – ключевой инструмент в нашей работе», и обещала решить «накопившиеся системные проблемы» во время селекторных совещаний.

Минобрнауки-2017: новые задачи и новые принципы управленияНапомним, что в рамках направления «Образование» Минобрнауки реализует пять приоритетных проектов, касающихся создания современной образовательной среды для школьников, цифровой образовательной среды, доступного дополнительного образования, центров инноваций в вузах и подготовки кадров для передовых технологий. Эти проекты рассчитаны на период до 2021-2025 года.

Важно отметить, что главой государства Владимиром Путиным была поставлена задача сделать работу по приоритетным проектам понятной для обычных людей, чтобы граждане видели, какие задачи ставятся и как они выполняются. С этой целью Минобрнауки подготовило публичную декларацию целей и задач на 2017 год, инфографикой из которой проиллюстрирована эта публикация.

О новых подходах к научной политике

Минобрнауки-2017: новые задачи и новые принципы управленияКак известно, недавно была утверждена Стратегия научно-технологического развития России. Как подчеркнул вице-премьер Аркадий Дворкович, это особенный документ: стратегия строится не по областям или отраслям науки, а по принципу выделения основных вызовов, которые стоят перед миром и нашей страной и на которые должна отвечать отечественная наука. Естественно, вызовы носят междисциплинарный характер – и именно по такому принципу впредь будет строиться работа.

Такой подход очень важен, поскольку нерешённые технологические проблемы влекут за собой расходование значительных финансовых и административных ресурсов, заметил Дворкович. Так, для обеспечения безопасности нашей страны операторам мобильной связи приходится хранить колоссальные объёмы данных – этого можно было бы избежать, если бы существовали технологии анализа больших данных «на лету».

В ближайшее время предполагается налаживать взаимодействие между фундаментальной и прикладной наукой, объединять усилия РАН, РФФИ, ФАНО, Российского научного фонда, обеспечивать слаженную работу научных организаций и университетов, привлекать к работе над российскими проектами ведущих учёных, создавать условия для поддержки научной карьеры отечественных учёных.

Ольга Васильева сообщила, что сейчас 43 процента учёных (около 8,5 тысяч человек) в России моложе 39 лет. «Пять лет назад о такой цифре нельзя было мечтать!» – сказала министр.

Минобрнауки-2017: новые задачи и новые принципы управленияИнтересно, что существенную роль в развитии науки стали играть вузы: количество исследований в секторе университетской науки сравнялось с академическим сектором, а доля конкурсного финансирования вузов вдвое превысила аналогичный показатель для академических институтов. Более того, Минобрнауки отмечает высокий потенциал вузов как поставщиков исследований, ориентированных на промышленное применение. Так, в 2016 году Южный федеральный университет заработал на интеллектуальной собственности 200 миллионов рублей. По сути вузы из учебных заведений постепенно превращаются в центры инноваций, в субъекты экономики, в поставщиков новых научных знаний.

Минобрнауки впервые за последние пять лет отмечает рост внутренних инвестиций в исследования и разработки, причём значительная часть этих инвестиций поступает из реальной экономики, что означает, что наука становится более востребованной.

Ольга Васильева сообщила, что сейчас Минобрнауки разрабатывает закон о научной и научно-технической и инновационной деятельности в РФ. По словам министра, в документе впервые «будут увязаны все стадии жизненного цикла от получения новых знаний до создания продуктов и услуг». По мнению Васильевой, закон станет эффективным инструментом для реализации утверждённой президентом Стратегии научно-технологического развития нашей страны.

О подготовке кадров для передовых технологий

Минобрнауки-2017: новые задачи и новые принципы управления«Акцент в последнее время делается на технику и технологии, потому что это необходимо стране для развития экономики», – объяснила расстановку приоритетов Ольга Васильева. Готовить детей к техническому творчеству начинают уже со школьной скамьи – через систему дополнительного образования. Во-первых, увеличивается охват детей техническими и естественнонаучными кружками – например, с использованием технопарков. Их в нашей стране уже 17, и в течение 2017 года будет открыто ещё столько же. Во-вторых, формируется система выявления и «сопровождения по жизни» талантливых детей – в частности, в центрах по модели «Сириуса». К началу 2017 года выявлено 11,5 тысяч одарённых детишек, которые вошли в ресурсный банк, сообщила Васильева.

В части совершенствования профессионального образования большие надежды связываются с движением WorldSkills. Эта система рассматривается не просто как набор отраслевых чемпионатов, а как инструмент для совершенствования образовательных программ. В рамках этого движения в нашей стране ежегодно будут готовиться 5 тысяч экспертов и 5 тысяч преподавателей. По словам Ольги Васильевой, это позволит «готовить не только чемпионов, но и всех остальных» (напомним, что к 2020 году половина выпускников техникумов и колледжей должна иметь квалификацию мирового уровня - profiok.com).

Как считает Людмила Огородова, движение WorldSkills поможет решить и другую задачу, не менее важную: построение эффективного диалога СПО с реальным сектором экономики.

Минобрнауки-2017: новые задачи и новые принципы управленияЗвучит неправдоподобно, но в 2016 году Минобрнауки впервые провело «ревизию» техникумов и колледжей: после того, как их передали в регионы, в министерстве точно не знали, сколько и каких именно учреждений СПО есть в нашей стране. Мониторинг отныне будет проводиться регулярно – как и мониторинг качества образования в этих учебных заведениях и мониторинг трудоустройства выпускников.

Похожая работа проводится в сфере высшего образования. Почти половина бюджетных мест в 2017 году будет отдана под технические и инженерные специальности, усовершенствована система целевого набора (теперь выпускник обязан либо отработать три года на предприятии, оплатившем его обучение, либо вернуть деньги), снижены административные барьеры для создания базовых кафедр, реализуется специальная программа по подготовке кадров для ОПК.

О молодёжной политике

Минобрнауки-2017: новые задачи и новые принципы управленияМолодёжная политика не вошла в перечень приоритетных проектов, поскольку число таких проектов ограничено – в противном случае в выделении приоритетов не было бы никакого смысла. Тем не менее, Ольга Васильева не перестаёт повторять, что образование – это не только обучение, но и воспитание. Молодёжная политика, реализуемая Минобрнауки, включает три направления: гражданское и духовно-нравственное воспитание, профориентацию и формирование привычек к здоровому образу жизни. К сожалению, в этой сфере сложно ввести какие-либо показатели эффективности, кроме количества проведённых мероприятий. Так, Ольга Васильева сообщила, что в 2016 году было проведено 30 мероприятий, «которые позволили повысить гражданскую ответственность за судьбу страны и способность российского общества противодействовать внутренним и внешним угрозам развитию государства». Кто и как оценил повышение этой ответственности и способности, глава Минобрнауки не пояснила. В текущем году деятельность по всем перечисленным направлениям будет продолжена. Кроме того, ведомству предстоит заняться развитием сети школьных музеев и поддержкой школьных библиотек.

Заметим, что несмотря на жёсткую систему метрик и показателей, в которой приходится выстраивать работу Минобрнауки, в ведомстве демонстрируют определённую гибкость и человечность. Так, Ольга Васильева живо откликнулась на инициативу московских учителей о том, чтобы провести в школах уроки, посвящённые творчеству Евгения Евтушенко. «Важное и нужное предложение, это не только гражданская позиция, но и человеческая», – сказала министр.

О важности формирования у школьников гражданской позиции говорил и министр Михаил Абызов, координирующий деятельность «Открытого правительства». По его словам, современные школьники и студенты находятся в плотном информационном потоке, и вопрос о том, стоит ли идти на митинг оппозиции, встаёт у них раньше, чем они приступают к изучению обществоведения. Здесь на первый план выходит личность учителя, считает Абызов. К сожалению, многочисленные примеры показывают, что современный преподавательский состав не всегда готов к этим вызовам. Значит, нужно формировать новый педагогический класс, возрождать и развивать славные традиции, которые всегда существовали в России.

Комментарий profiok.com

Роланд Шарифов«Сфера деятельности Минобрнауки такова, что результаты не всегда можно оценить сразу, а ошибки могут проявиться через несколько лет и не подлежать или с трудом подлежать исправлению, – комментирует директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – В этих условиях многократно возрастает важность точности поставленных целей, своевременная корректировка выбранного курса, основанная на глубокой аналитике и всесторонней экспертной оценке. На сегодня все инструменты у Минобрнауки есть. С приходом нового министра деятельность ведомства, наконец, стала обретать некие чёткие контуры. Появилась системная картина – пусть крупными мазками, но ясно, что, как и для чего делается, как это связано с другими направлениями, как поможет решить стратегические задачи, стоящие перед нашей страной. Появилось «человеческое лицо» – видно, что ведомство обращено к людям, это заметно по опубликованной декларации. Кстати, приятно, что при подготовке этих слайдов использовались не абстрактные картинки из первого попавшегося фотобанка, а реальные фотографии российских школьников.

Должен сказать, что внедрение методов проектного управления, сопряжённое с потоком текучки (ведь остальных обязанностей с сотрудников ведомства никто не снимал!), – непростая история. Сейчас, насколько я понимаю, закончена предварительная работа – расписаны роли, распределены обязанности. Образно говоря, музыканты расселись по местам. Но прежде чем оркестр зазвучит слаженно, всем придётся как следует потрудиться, и далеко не всё сразу будет получаться. На первых этапах будет казаться, что рутинной работы по заполнению форм, вводу данных, оформлению паспортов гораздо больше, чем эффекта от проектной деятельности. Этот этап нужно пережить: эффект проявится, когда система заработает без сбоев».

Фото: пресс-служба ЦЭРС. Иллюстрации: публичная декларации Минобрнауки на 2017 год.

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=4201#ixzz4dZLQefuA

Картина дня

наверх