На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

«Наполеон в юбке»: Санду «разморозит» конфликт в Приднестровье?

Санду: На конфликте с Приднестровьем Кишинев зарабатывает деньги — Новости  политики, Новости России — EADaily

 

30 ноября 2020 г. избранный на пост президента Молдавии прозападный кандидат от партии «Действие и солидарность» Майя Санду решила выступить в роли «Наполеона в юбке», потребовав вывести из Приднестровья Оперативную группу российских войск (ОГРВ), участвующую в миротворческой операции на Днестре и охраняющую один из крупнейших в Восточной Европе склад боеприпасов в селе Колбасна бывшей 14-й советской армии.

Так что не успело утихнуть эхо боев в Закавказье, завершившихся размещением в Нагорном Карабахе миротворческих сил России с согласия Армении и Азербайджана, как тут же появилась угроза «размораживания» другого конфликта на постсоветском пространстве, на этот раз посредством вытеснения российских миротворцев: их предлагается заменить на наблюдателей ОБСЕ, которые наверняка не станут противодействовать силовой ликвидации самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).

 

Избранный президент Молдавии призвала Россию к выводу из Приднестровья своих военных. Речь идет об Оперативной группе российских войск (ОГРВ), которая «находится на территории Молдавии без каких-либо официальных документов» и без согласия молдавской стороны, заявила М. Санду, выступая в Кишиневе, сообщает Deutsche welle.

Президент намерена вести переговоры с Москвой по поводу вывода войск. Она добавила, что в Молдавии, в соответствии с соглашением 1992 г, находятся также российские миротворческие силы, но так как в Приднестровье «давно нет опасности военных действий, миротворческую миссию нужно сделать гражданской» и проводить ее под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Как известно, Оперативная группа российских войск (ОГРВ) в Приднестровье, на сегодня насчитывающая около 1,2 тыс. солдат и офицеров, была создана 1 июля 1995 г., будучи преемницей 14-й общевойсковой армии, которая после распада СССР была переведена под юрисдикцию России.

Основными задачами ОГРВ являются участие в миротворческой миссии на Днестре в составе Объединенной контрольной комиссии (ОКК) как руководящего органа миротворческой операцией в Приднестровье и охрана одного из крупнейших в Восточной Европе склада боеприпасов в селе Колбасна Рыбницкого района ПМР.

 

Справка. В советское время склад боеприпасов был стратегическим арсеналом Западного военного округа. После распада Организации Варшавского договора (ОВД), там складировали основную часть боеприпасов советских войск, выведенных из стран Восточной и Центральной Европы.

По состоянию на 2000 г., объемы российских вооружений и боеприпасов в Приднестровье составляли около 42 тыс. тонн. С 2000 по 2004 г. отсюда было вывезено или уничтожено на месте около 50% вооружений, военной техники и боеприпасов. Всего за указанный период было вывезено 56 составов военной техники.

В настоящее время на складе хранится порядка 20 тыс. тонн боеприпасов: снаряды, авиабомбы, мины, гранаты, патроны объемом в 2500 железнодорожных вагонов. При этом 57% из них  просрочены и не подлежат использованию и транспортировке. Все вооружение и военная техника вывезены или уничтожены. По оценкам военных экспертов, возможная детонация оставшихся боеприпасов может быть сравнима со взрывом ядерной бомбы мощностью 10 килотонн, которая была сброшена американцами на Хиросиму в августе 1945 г.

 

Правовым основанием для размещения ОГРВ в Приднестровье является Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, подписанное 21 июля 1992 г. в Москве президентами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья.

Согласно его нормам, для обеспечения режима безопасности в зоне конфликта учреждается Объединенная контрольная комиссия (ОКК), состоящая из представителей России, Молдовы и Приднестровья (ст. 2). По последним данным, в совместные миротворческие силы входят 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских, 355 молдавских, а также 10 военных наблюдателей от Украины.

При этом остающиеся в Приднестровье части российской 14-й армии, которые после ее упразднения составили ОГРВ с функциями охраны находящихся там российских военных складов, будут строго соблюдать нейтралитет, тогда как вопросы о статусе армии, порядке и сроках ее поэтапного вывода будут определены в ходе переговоров между Россией и Молдовой (ст. 4).

Следует отметить, что на Стамбульском саммите ОБСЕ 1999 г., участники которого внесли поправки в Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 г., Россия обязалась вывести оружие и весь личный состав с территории ПМР к концу 2002 г.

Вместе с тем, как отмечает ИА REGNUM, «Стамбульские обязательства» 1999 г. в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, были выполнены досрочно еще в 2001 г. На данный момент в ПМР нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 г. РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством - членом НАТО, после чего 11 марта 2015 г. Россия окончательно вышла из ДОВСЕ.

Таким образом, озвученный М. Санду тезис о «незаконном» пребывании Оперативной группы российских войск на территории Приднестровья является юридически неправомерным, поскольку на сегодняшний день составной частью ОГРВ является российский миротворческий контингент, выполняющий свою миссию в составе ОКК, легитимность которого никаких сомнений у избранного президента Молдовы не вызывает.

При этом именно благодаря размещению в 1992 г. в зоне вооруженного конфликта российских миротворцев удалось прекратить кровопролитие на берегах Днестра и установить прочный мир в регионе, в результате чего миротворческая операция России в ПМР традиционно считается одной из наиболее успешных в современном мире.

В этой связи требование новоизбранного президента о выводе российских миротворцев из Приднестровья с целью их последующей замены на наблюдателей ОБСЕ необходимо расценивать как стремление М. Санду и ее западных покровителей к «размораживанию» конфликта, ведь не приходится сомневаться в том, что гражданская миссия ОБСЕ не окажет противодействия властям Молдовы в случае начала военной операции против ПМР с целью ликвидации самопровозглашенной республики силовым путем. Здесь нужно отметить, что президент страны имеет весьма ограниченные полномочия, поскольку Молдова является парламентской республикой, и поэтому для реализации заявленного курса М. Санду необходимо добиться проведения досрочных выборов в высший законодательный орган с целью получения подконтрольного парламентского большинства, которое сформирует коалиционное правительство. 

Свидетельством тому служит печальный опыт четырехсторонней разъединительной комиссии в составе России, Украины, Молдавии и Румынии, работавшей в Бендерах с апреля по июнь 1992 г., чья деятельность прекратилась в день начала Бендерской трагедии: попытки захвата города молдавскими силовиками, обернувшейся боевыми столкновениями с защитниками Приднестровья и гибелью гражданского населения. По данным ПМР, за время городских боев силовиками Молдовы были убиты 489 человек, из них 132 мирных жителя и 5 детей. Более 1 тыс. человек получили ранения, 87 пропали без вести.

Действия представителей четырехсторонней комиссии в сложившихся обстоятельствах описывает интернет-издание «Российский миротворец» в материале «Российские «оккупанты» Днестра» от 18 мая 2017 г. «Когда 19 июня вооруженные силы РМ попытались захватить Бендеры, международные наблюдатели, призванные обеспечить мир в городе, с первыми же выстрелами прекратили свои функции и спешно покинули его, бросив гражданское население на произвол судьбы. Кровопролитие смогла остановить только Россия, отправив в Бендеры своих десантников, которые развели стороны и положили начало процессу мирного разрешения конфликта», - говорится в публикации.

Более того, требование избранного прозападного кандидата М. Санду о необходимости трансформации российской миротворческой операции в Приднестровье в гражданскую миссию под эгидой ОБСЕ противоречит международным обязательствам официального Кишинева. Согласно Совместному заявлению президентов России, Молдовы и Приднестровья, подписанному 18 марта 2009 г. в Москве, трансформация миротворческой операции в наблюдательную миссию возможна только после окончательного политического урегулирования молдово-приднестровского конфликта. «Стороны отмечают стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе и исходят из целесообразности ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования», - сказано в ст. 4 Соглашения.

Что же касается возможного вывода из Приднестровья российских военных, охраняющих склады боеприпасов в селе Колбасна, то это вопрос двухсторонних переговоров Москвы и Кишинева, как это определено Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова 1992 г. Причем здесь нужно выделить два обстоятельства: во-первых, это возможно исключительно с согласия российской стороны, во-вторых, это может произойти только после ликвидации самих военных арсеналов.

Однако сейчас возможность такого сценария фактически заблокирована Украиной, поскольку 21 мая 2015 г. Верховная Рада в одностороннем порядке денонсировала Соглашение между правительством Украины и правительством Российской Федерации о транзите через территорию Украины воинских формирований Российской Федерации, которые временно находятся на территории Республики Молдова, подписанное 25 ноября 1995 г. в Сочи.

Соглашение было заключено в связи с выводом воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова, и регламентирует перевозку через территорию Украины лиц, входящих в состав воинских формирований, членов их семей и воинских грузов. Тем самым Верховная Рада, руководствуясь новоявленным принципом «Назло России обожгу себе уши», заблокировала вывоз пригодных к транспортировке боеприпасов из Приднестровья транзитом через Украину на утилизацию в Россию, собственноручно усадив нашу страну на «пороховую бочку», поскольку вполне очевидно, что находящиеся в зоне «замороженного» конфликта крупные склады боеприпасов представляют особую угрозу для населения Приднестровья, Молдовы, Румынии и Украины.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх