Глава Минобрнауки О.Ю. Васильева рассказала, как продвигается реализация приоритетных проектов ведомства. Полуторачасовая встреча министра с журналистами прошла 15 ноября в медиацентре «Российской газеты». Публикация портала profiok.com – о том, как связаны шахматы и математика, почему Минобрнауки будет бороться с платными кружками в школах, зачем России иностранные студенты, а взрослым людям – онлайн-курсы. Раз проект, два проект…Как известно, с конца прошлого года подавляющее большинство отечественных министерств и ведомств перешли на проектную деятельность. Если раньше для решения задач – например, сформулированных в майских указах – создавались федеральные целевые программы (крайне неэффективные, как считает глава счётной палаты Татьяна Голикова – profiok.com), то теперь приоритетные части этих программ выделены в проекты, и управление ими осуществляется по всем канонам проектного управления.
Создание проектных офисов в регионах, подробное описание проектов, чёткая стандартизация и постоянный контроль явно приносят свои плоды: министерство образования не просто получает конечные данные, а контролирует процесс в любой момент времени. На сегодня у Минобрнауки шесть приоритетных проектов. Они связаны со строительством новых школ, развитием системы дополнительного образования, совершенствованием системы подготовки рабочих кадров, модернизацией системы высшего образования, привлечением в вузы и колледжи студентов из-за рубежа (так называемый экспорт образования) и созданием в стране современной цифровой среды. Эти проекты многолетние, поэтому итоги можно подвести только промежуточные, то есть оценить, что было сделано за 2017 год. Впрочем, и эта оценка предварительная: окончательная статистика будет собрана и обработана весной 2018 года. Тем не менее, уже понятно, что чёткость и контроль положительно сказываются на эффективности. «Ситуация полностью под контролем министерства», – не раз повторила Ольга Васильева. Министр уверенно называла цифры и сроки, опираясь на которые можно сделать вывод: майские указы будут выполнены. Да и с результатами по текущему году всё должно быть в порядке. «До конца 2017 года мы обеспечим все условия для решения задач, которые перед нами поставлены», – заверила Ольга Юрьевна. Взять, к примеру, строительство школ. «Мы оперативно распределяли федеральные субсидии, регионы очень хорошо отработали, и мы вместе смогли открыть 82 новые школы суммарной мощностью на 55 тысяч новых школьных мест. Это на восемь тысяч больше, чем было запланировано», – рассказала Васильева. К сожалению, ситуация со школами оказалась, мягко говоря, запущенной: в стране до сих пор есть тысячи школ, построенных 40 или даже 60 лет назад, а несколько школ вообще стоят с конца XIX века. За два года исправить это, конечно, невозможно, но программа модернизации школ рассчитана до 2025 года, и за оставшееся время все российские школы станут современными, пообещала министр. Причём речь тут идёт не только о самих школьных зданиях – уютных и безопасных, но и о техническом оснащении классов и лабораторий. Кружки должны быть бесплатными!
Работа по обеспечению доступности дополнительного образования ведётся сразу в трёх направлениях. Во-первых, создаётся инфраструктура – например, так называемые модельные центры. Пока они появились в девяти пилотных регионах. Со временем их станет больше, и они составят «ядро системы дополнительного образования». Руководители центров уже прошли обучение, да и в дальнейшем будут непрерывно повышать квалификацию. Во-вторых, готовятся кадры. Энтузиасты, которые занимаются с детьми, не имея при этом профессионального педагогического образования (по оценке Минобрнауки, таких около 25 процентов, то есть четверть), смогут пройти соответствующие курсы, в том числе онлайн. Кроме того, планируется привлекать к работе в кружках студентов педагогических вузов, как это было принято в советские времена. В-третьих, формируется методическая база, которая будет распространяться, например, через модельные центры. Министр напомнила, что вся кружковая работа в школах должна быть бесплатной. Некоторые школы идут на хитрость: убеждают родителей в необходимости «подтянуть» детей по тем или иным предметам и тут же организуют платные занятия. «С этим мы будем бороться!» – заявила Ольга Васильева. По её мнению, решению проблемы может поспособствовать передача школ регионам в части содержания образовательных программ. Сейчас Минобрнауки, к сожалению, не имеет прямого влияния на школы. Кроме того, формирование единого образовательного пространства со временем позволит контролировать результаты обучения в школах, поскольку будет ясно, что дети должны знать по окончании очередного учебного года. «Платное дополнительное образование – проблема исключительно мегаполисов, где у родителей есть возможность выбора, а спрос, как известно, рождает предложение – прокомментировала порталу profiok.com директор департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки Анна Хамардюк. – А ведь платное далеко не всегда лучше! Известны случаи с частными языковыми школами с высоким уровнем обучения, когда оказывалось, что всё качество держалось на одном-единственном учителе». В отношении статистики по охвату школьников различными кружками и секциями уже много лет существует проблема, отчего-то с трудом решаемая даже в эпоху перехода к цифровой экономике. Дело в том, что организации дополнительного образования относятся к разным ведомствам и все данные собираются по отдельности. В итоге если ребёнок занимается, к примеру, в музыкальной школе и в спортивной секции, то официальная статистика его учитывает дважды. Как же узнать, выполнен ли указ президента по охвату школьников дополнительным образованием? С этим вопросом мы обратились к Анне Хамардюк.
Математика и шахматы: недорого и результативно!Есть ещё один важный аспект дополнительного образования, о котором следует сказать особо. В рамках этой системы можно, по выражению Ольги Васильевой, создавать в каждом регионе маленькие «Сириусы», то есть центры выявления и поддержки талантливых детей. «Все наши дети способные, за всеми нашими детьми будущее, но дети, которые проявили способности в той или иной отрасли, – это более осмысленное будущее», – объяснила свою логику министр. В частности, через систему дополнительного образования планируется выявлять и развивать детей, проявивших способности к математике. По мнению Ольги Васильевой, традиционных математических центров, работающих по советским методикам, уже недостаточно, нужно заниматься с детишками из 5-7 классов по новым методикам. Аналогичные программы сейчас развиваются во всех странах, поскольку все понимают: эпоха цифровой экономики основана прежде всего на математике. По убеждению Ольги Юрьевны, недорогой и эффективный путь развития математических способностей – игра в шахматы. Это подтверждается примерами из мировой практики: президент Армении – глава федерации шахмат – добился обязательного обучения игре в шахматы в начальных классах, и высокие результаты школьников на математических олимпиадах не заставили себя ждать. Позиция Минобрнауки такова: нужно вводить хотя бы один обязательный урок по игре в шахматы в неделю для учеников 1-4 класса. Если удастся научить и заинтересовать детей, а методика обучения уже есть, то потом желающие смогут заниматься в шахматных кружках. В школах Чувашии, например, установили большие напольные шахматы, в которые дети с удовольствием играют на переменах. «Если мы хотим развивать нашу математику, а мы хотим, то у нас есть все основания обучать детей игре в шахматы, взаимосвязь очевидна», – резюмировала министр. Жалобы на перегруженность школьников как контраргумент не рассматриваются. Ольга Васильева пообещала, что перегруженностью тоже займутся: учебные программы должны быть составлены так, чтобы дети успевали усвоить необходимые знания в разумное время. Образование на экспортСейчас в российских вузах и колледжах обучаются 243 тысячи студентов из 177 стран мира. Плановый показатель 2025 года – 710 тысяч иностранных студентов. Почему это важно?
Активная работа в этом направлении начата совсем недавно, а финансирование проекта начнётся с 2018 года. Планируется изменение правовой базы, чтобы в Россию можно было приезжать по студенческой визе. Кроме того, создан центр компетенций для подготовки и повышения квалификации сотрудников международных служб российских вузов. Наконец, Минобрнауки прорабатывает возможность использования летних лагерей для привлечения иностранных школьников, чтобы они приезжали в Россию в каникулы и изучали русский язык. Ведомство ведёт совместную работу с российским МИДом и посольствами, а также планирует продвижение отечественного образования в сотрудничестве с Российским экспортным центром. Цифры о «цифре»Представим себе ситуацию: студент учится в региональном вузе, а для получения специальности, которую он выбрал, ему нужно прослушать курс, которого в его вузе нет – например, по композитным материалам. С развитием цифровой образовательной среды проблема будет решаться просто: можно прослушать нужный курс онлайн, сдать экзамен или зачёт и получить сертификат. Это вопрос самого ближайшего будущего. Сейчас разрабатываются и сами курсы, и нормативная база для того, чтобы сертификаты учитывались всеми вузами страны, то есть чтобы система онлайн-образования работала в режиме «одного окна». «Мы не подменяем живое общение, живое чтение лекций, лабораторные работы, семинарские занятия, то есть традиционное университетское образование, к которому мы привыкли. Мы его расширяем», – пояснила Ольга Васильева. Важно, что сказанное выше относится не только к студентам. С развитием технологий многим людям потребуется смена профессии или развитие имеющихся компетенций. Онлайн-образование позволит людям любого возраста проходить переподготовку в течение всей жизни, и для многих такой путь оказывается максимально доступным. Конечно, лётчика или хирурга подготовить в режиме онлайн не получится, а научить человека, скажем, программировать вполне возможно. По результатам особого конкурса были отобраны вузы, которые будут создавать контент для единого портала онлайн-образования. Сейчас на платформе «Открытое образование» размещено 254 сертифицированных курса. До начала 2018 года обучение на этих курсах должны пройти 140 тысяч человек. К окончанию проекта количество слушателей, прошедших онлайн-обучение, должно превысить три миллиона. Особый уникальный проект – российская электронная школа. Московское руководство передало Минобрнауки техническую платформу, что-то вроде конструктора, на базе которого можно развивать проект. Эта огромная платформа – неоценимая помощь школьным учителям. Там появятся модули, которые можно будет интегрировать в свои уроки, виртуальные музеи, записи спектаклей, электронная библиотека. Кроме того, каждый учитель при желании сможет разместить на этой платформе свои уроки – разумеется, после экспертной оценки специалистов министерства. Рабочие кадры: если не достижения, то явные подвижки
В 2017 году 59 процентов выпускников, закончивших девятый класс, выбрали продолжение обучения через систему среднего профессионального образования. По всем пятидесяти перспективным профессиям и специальностям, список которых в 2015 году утвердило Минтруда, разрабатываются профессиональные стандарты. На сегодня 1000 колледжей и 58 вузов, которые имеют внутри себя среднее профессиональное образование, получили лицензию по реализации программ по этим новым стандартам и уже начали обучать по обновлённым программам молодых людей. Для этого более 5000 мастеров производственного обучения из всех субъектов РФ прошли повышение квалификации с учётом новых стандартов. В 2017 году прошла апробация демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. В 26 пилотных регионах экзамен сдали 14 тысяч студентов СПО из 242 колледжей. По словам Ольги Васильевой, в 2018 году в пилотном, а с 2019 года – уже в обязательном режиме демонстрационный экзамен станет частью государственной итоговой аттестации. Сейчас разрабатываются соответствующие поправки в закон. «Иначе для чего его проводить?» – задала резонный вопрос министр. Кроме разработки стандартов, деятельность Минобрнауки затрагивает и другие направления. Например, в рамках проекта создано 7 образовательных площадок в регионах – межрегиональные центры компетенций (МЦК). На таких площадках можно собирать одновременно до двух тысяч человек – студентов колледжей вместе с преподавателями и мастерами производственного обучения. Проделана работа – появились и результаты. На мировом чемпионате рабочих профессий WorldSkills в Абу-Даби российская сборная выступила намного лучше, чем несколькими годами ранее. Во время пресс-конференции министр образования несколько раз обратилась к представителям СМИ с просьбой «не жалеть полос» и опубликовать список 50 перспективных профессий, о которых идёт речь. Видимо, у коллег из федеральных СМИ есть какие-то ограничения, не позволяющие это сделать. Портал profiok.com публикует этот список. Список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Утверждён приказом Минтруда РФ №831 от 02.11.2015.
Инфографика: Минобрнауки РФ. Фото: пресс-служба ЦЭРС. ![]() История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:
|
Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=5282#ixzz4yfyOY2CP
Свежие комментарии