Премьер-министр РФ выступил 17 апреля в Госдуме с отчётом о результатах деятельности правительства за 2018 год.
Отчёт правительства в Госдуме в этом году проходил по-новому. Дмитрий Медведев, всегда раскованный и даже слегка вальяжный, вёл себя сдержанно и выглядел напряжённым – видимо, не только ждал заранее известных вопросов, но и был готов к неожиданному развитию событий.
Однако четырёхчасовой марафон, а именно столько длился этот необычный «правительственный час», закончился мирно.Стоит напомнить, что и подготовка к отчёту велась по не слишком избитому сценарию. После позорного изгнания с думской трибуны главы Минэкономразвития Максима Орешкина, который не был готов к предметному разговору, Дмитрий Медведев серьёзно подстраховался. Он встречался и со спикером Госдумы Вячеславом Володиным, и с думскими фракциями. Часть вопросов, похоже, отпала в ходе этих встреч, остальные были вынесены в доклад, так что разговор был, по крайней мере, предметным. Правда, конструктива всё равно оказалось мало.
Подробности – в материале profiok.com.
«Большие цифры» вместо больших данных
По правде говоря, доклад Медведева можно было вообще пропустить, поскольку содержал он, в общем, известные цифры и факты. О национальных проектах, целях развития, планах по вхождению России в пятёрку передовых экономик мира говорилось уже столько, что речь премьер-министра с любого места мог бы продолжить, наверное, любой из присутствующих.
А на экранах тем временем мелькали цифры гигантских размеров, для пущей убедительности выделенные цветом. Этот визуальный креатив в правительстве отчего-то называют инфографикой.
Наверное, когда-нибудь «большие цифры» сменятся большими данными, но это в светлом будущем, до которого мы пока не дошли.Впрочем, в подготовку слайдов подчинённые Медведева и правда вложили немало креатива в попытке сделать невыразительные достижения более весомыми. Как это часто бывает в отчётах, в зависимости от ситуации достижения измеряются то в затраченных на проекты рублях, то в количестве вовлечённых в них людей, то в процентах роста. С процентами тоже интересно: на слайде, посвящённом промышленному производству, демонстрировался даже не рост, а рост роста. Причём на графике рост в 2,1 процента в 2017 году и рост в 2,8 процента в 2018 году различаются настолько, что никаких сомнений в скором прорыве быть не может.
Вот данные о культуре: в 2018 году театры посетили около 40,7 млн человек. Много ли это? Что говорит нам эта цифра об уровне культуры, о качестве постановок, о том, насколько этот показатель связан с деятельностью правительства? Или, к примеру, ОПК: Согласно слайдам, на сегодня 356 образцов техники производятся полностью из российских комплектующих. Цифра, наверное, интересная, но сама по себе гражданам ни о чём не говорит.
Возникает вопрос: на какие показатели ориентируется правительство при составлении планов и стратегических прогнозов? Как оценивает достигнутое? Может быть, конечно, есть вариант «для отчёта», а есть какие-то внутренние измерения, дающие полную и близкую к реальности картину?
Оказывается, это ещё только в планах. По словам премьера, уже скоро в правительство придёт цифровизация, и тогда чиновники смогут ориентироваться не на статистические отчёты, а непосредственно на картину, получаемую в режиме реального времени. «Сегодня официальную статистику ведут более 60 министерств и ведомств, причём в основном это всё делается, конечно, на бумаге, по старинке», – признал Медведев, добавив, что в такой ситуации неминуемо возникают разночтения, которые «сразу попадают под информационные лучи». Глава кабмина сообщил, что правительство заинтересовано в том, чтобы видеть реальную картину, понимать, «где трудности, а где достижения» (получается, что бумажные данные, полученные «по старинке», вообще никто не изучает? – прим. profiok.com). Пока премьер-министр смог привести в пример только Федеральную налоговую службу. Цифровизация Росстата – дело будущего.
Кстати, к Росстату у депутатов были серьёзные претензии, и о них сообщили премьеру. После перехода Росстата в ведение Минэкономразвития доверия к данным, которые предоставляет ведомство, явно поубавилось. «Сегодня очень трудно говорить о реальных экономических показателях, потому что после переподчинения Росстата в течение короткого времени были пересчитаны все экономические параметры и нам, мягко говоря, не очень верится в те показатели, про которые сегодня Росстат говорит. Когда контролируют то же, что охраняют, это неправильно», – заявил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Например, данные на февраль текущего года: грузоперевозки не растут, потребление электроэнергии тоже, а промышленное производство якобы показывает рост на 4,1 процента. Как это возможно без траты электроэнергии и без перевозок? То же и с инфляцией: Росстат показывает одну картину, а люди, приходя в магазин, – совсем другую.
«Ну, наверное, некоторые цифры нуждаются в выверке», – пожал плечами Медведев. По его словам, необходимости в передаче Росстата куда-то ещё он «не чувствует».
Что ж, при таком подходе не приходится удивляться даже самым поразительным высказываниям чиновников. Министр труда Максим Топилин, например, на днях сообщил о рекордном росте зарплат россиян. Что с него взять? Считает как умеет. Или как хочет…
Бедность как отправная точка
Дмитрий Медведев отлично понимает, что его выступлением в Госдуме интересуются не только депутаты. Поэтому он попытался обратиться к большинству слушателей, буквально в первых словах доклада сообщив, что правительство работает для 146,8 миллионов российских граждан.
«Никому из вас не нужно объяснять, что сегодня жизнь в нашей стране далека от того идеала, ради которого мы все работаем, – заявил премьер-министр. – Многим людям трудно, некоторые просто выживают. Сегодня в России почти 19 миллионов человек, которые бедны. Это означает, что 19 миллионов человек живут так, как жить не должны».
После прошлогоднего повышения МРОТ и индексации зарплат бюджетников и социальных выплат количество бедных людей уменьшилось на 400 тысяч человек, похвастался Медведев (может быть, просто вымирают? – прим. profiok.com).
Наверное, кому-то беспокойство главы правительства о тех, кто едва сводит концы с концами, даже показалось искренним. Однако морок быстро рассеялся: никаких особенных мер для радикального изменения ситуации правительство не планирует.
Как сообщил премьер, отныне с бедностью будут бороться адресно, в каждом конкретном случае выясняя её причины. Для этого создаётся специальный реестр малообеспеченных семей. Кому-то помогут пособиями и льготами, кому-то окажут помощь в трудоустройстве, получении образования, медико-социальной реабилитации и так далее. Если реестр создаётся так же, как Росстат собирает статистику, то на эффективность этих мер рассчитывать не приходится.
Сергей Миронов, выступая от фракции «Справедливая Россия», тоже выразил озабоченность тяжёлым положением большого числа наших сограждан. Он отметил, что меры по борьбе с бедностью «не прописаны в национальных проектах». Кроме того, в 2018 году уровень бедности если и сократился, то всего на полпроцента. Если двигаться такими темпами, то уже сейчас понятно, что к 2024 году сократить количество бедных в два раза никак не получится, хотя именно так сформулировал задачу президент. Выход, по мнению Миронова, – в пересмотре потребительской корзины и введении прогрессивной шкалы подоходного налога.
«Не может быть счастливой страна, где в массовом порядке нищает народ! – кипятился с трибуны глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов. – У нас полстраны живёт менее чем на 25 тысяч, а треть и менее чем на 12 тысяч, это жалкое существование. Не может быть стабильности в стране, где раскол превратился в пропасть, где 3 процента населения захватили всю собственность и основные финансовые ресурсы и не желают платить нормальные налоги».
По словам Зюганова, Россия четвёртый год подряд продаёт сырья на 20 триллионов рублей, но даже половины этой суммы в бюджете нет. «Почему у нас эти огромные средства прикарманила узкая группа людей и эти деньги не работают на каждого человека?» – задал риторический вопрос парламентарий. Вопрос этот, как можно догадаться, остался без ответа.
Сила – в стабильности: изменений не будет
Медведев отметил, что необходимое условие достижения национальных целей – сильная экономика: чем быстрее она будет развиваться, тем скорее поднимется уровень жизни. В 2018 году, как утверждает премьер, положительные тенденции в российской экономике не только сохранились, но и укрепились, несмотря на санкции.
Достичь таких успехов, по словам Медведева, удалось благодаря «взвешенной и ответственной» бюджетной политике. Теперь задача не просто сохранить макроэкономическую стабильность, но и нарастить темпы роста и «уверенно закрепиться в пятёрке крупнейших экономик мира». Для этого государственных денег не хватит, поэтому нужно привлекать инвестиции.
Коммунист Николай Коломейцев поинтересовался, не собирается ли правительство корректировать кредитно-денежную политику или хотя бы заставить Центробанк отвечать не только за инфляцию, но и за рост экономики.
«У нас с вами несколько разные представления о том, каким образом строить нужно кредитно-денежную политику, – ответил Медведев. – Я не хочу сказать, что она идеальная, но эта политика позволила нам выстоять в самый сложный период. Мы смогли создать устойчивую макроэкономическую конструкцию. Полагаю, что в настоящий момент каких-либо существенных корректировок в этой сфере не требуется».
Алексей Диденко (ЛДПР) напомнил Медведеву о его же словах, произнесённых в 2013 году. Тогда Дмитрий Медведев заявил, что безоговорочно победить коррупцию в ближайшие годы не удастся.
«Я был прав!» – обрадовался Медведев, признав, что в этой сфере остаётся масса проблем, но у правительства есть план по борьбе с коррупцией до 2020 года.
По мнению Михаила Емельянова («Справедливая Россия»), предпосылки для роста у России есть, но ограничивающим фактором является макроэкономическая политика, которую проводят Центробанк и правительство.
Дмитрий Медведев с такой постановкой вопроса не согласился: «Я не считаю макроэкономическую политику, которая существует в нашей стране, в настоящий момент неэффективной. Именно она позволяет нашей стране развиваться в крайне трудных условиях» (в самом деле развиваться? – прим. profiok.com).
Словом, Медведев и сам ничего нового не предложил, и радикальные предложения парламентариев горячо отвергал, не утруждая себя объяснением деталей. Стало быть, никаких радикальных изменений в политике правительства не предвидится.
«Ваши министры и вы ведёте нормальные разговоры, но эти разговоры ничем не кончаются», – подытожил Геннадий Зюганов.
Сергей Миронов заявил, что фракция «Справедливая Россия» считает работу финансово-экономического блока правительства неудовлетворительной, поскольку «главные проблемы находятся именно здесь».
Но оппозиционные фракции в Госдуме, как известно, в меньшинстве, так что заявления эти оставили след разве что в стенограмме заседания.
По результатам обсуждения было решено создать совместную рабочую группу Госдумы и правительства, чтобы обсудить прозвучавшие идеи. Пожалуй, это самое главное отличие этого «правительственного часа» от множества предшествующих.
«Уважаемые друзья, как бы нам этого ни хотелось, мы с вами за всё в ответе», – с этой странной фразой глава правительства покинул зал заседаний. Возможно, он имел в виду, что парламентарии разделят с ним ответственность за всё, что происходит в стране. Что ж, дальновидно: чем больше ответственных, тем меньше вероятность, что кто-то на самом деле ответит за последствия своих деяний.
ЦЭРС ИНЭС советует правительству РФ во главе с Медведевым, да и депутатам Госдумы тоже, регулярно ездить по России, изучать обращения граждан, а в свободное время смотреть ОТР. Может быть, узнают что-то о жизни в стране.
P.S. Пока этот материал готовился к публикации, Росстат сообщил о снижении реальных денежных доходов россиян в первом квартале 2019 года на 2,3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
Для полноты картины читайте публикации profiok.com:
- Прогноз, основанный на целях: что не так с прогнозом социально-экономического развития России?
- «Это не болтовня, мы всё посчитали»: Путин о новом майском указе
- Все задачи нам по плечу – Медведев о правительстве
- Орешкина отправили на переподготовку
- Министр экономического развития должен отвечать за развитие – Орешкина оправили из Госдумы переписывать доклад
- Снижение бедности – наш ключевой индикатор. Топилин в Госдуме
Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=8736#ixzz5lWfR8bVC
Свежие комментарии