Портал profiok.com рассказывает о том, как Кудрин отчитался в Госдуме о работе Голиковой и где правительство ищет деньги для экономического рывка.
Антон Силуанов: повышение НДС – вклад бизнеса в обеспечение экономического развития
На прошлой неделе первый вице-премьер и одновременно министр финансов Антон Силуанов рассказал в Совете Федерации о том, как правительство собирается строить работу по достижению национальных целей развития нашей страны на период до 2024 года.
«Когда мы рассматриваем национальные цели развития, то, безусловно, имеем в виду те задачи и цели, которые поставлены президентом в майском указе текущего года», – обозначил предмет разговора Силуанов (майские указы 2012 года, похоже, уже никого не волнуют? – прим. profiok.com). Среди этих задач – обеспечение темпов роста экономики выше мировых, рост реальных доходов населения, который опережал бы рост инфляции, увеличение продолжительности жизни российских граждан и многое другое.
Как и предлагается в майском указе, по ключевым задачам до октября 2018 года должны быть сформированы национальные проекты. Эти проекты должны охватить «всё то, что должно внести вклад в экономический рост и обеспечить повышение благосостояния граждан»: это и поддержка предпринимательства, и развитие экспорта, и образование, и здравоохранение, и формирование соответствующей инфраструктуры, и цифровизация экономики. В национальных проектах будут чётко определены цели, ресурсы, контрольные точки, которые позволят отслеживать реализацию, и ответственные исполнители, которые будут лично отвечать за достижение поставленных целей.
Механизм работы, согласно докладу Силуанова, выглядит следующим образом: цели и задачи будут структурированы в национальные проекты, эти проекты будут обеспечены ресурсами – частично на федеральном уровне, частично на уровне субъектов РФ.
Всё это должно быть учтено при вёрстке бюджета на соответствующий период. А дальше останется только отслеживать ход достижения поставленных целей. На сегодня полная определённость есть только по вопросу ответственности: за реализацию национальных проектов будут отвечать профильные министры.Как ни удивительно, всё оставшееся время господин Силуанов выступал не в роли первого заместителя главы правительства, а в гораздо более привычной для себя роли министра финансов. Несмотря на то, что темой правительственного часа были меры, которые предпримет правительство для достижения поставленных президентом целей, разговор с сенаторами практически полностью был посвящён финансовой стороне вопроса.
В бюджете планируется создать специальный фонд развития. Формироваться он будет за счёт «заимствований на финансовом рынке», а средства из него пойдут на развитие инфраструктуры, цифровизацию, развитие экспорта и так далее. Силуанов оценивает объём этого фонда в 3,5 трлн рублей за шесть лет. По его словам, этих ресурсов будет достаточно, чтобы решить инфраструктурные задачи, а это, в свою очередь, позволит ускорить экономический рост. Куда именно будут вкладываться деньги, Силуанов не уточнил: по его словам, правительство сейчас занято поиском этих самых «точек роста». Откуда в этом случае известно, что вложенных средств будет достаточно? Вопрос риторический.
Антон Силуанов отметил также, что правительство планирует привлекать частные ресурсы и средства действующих институтов развития – например, ВЭБ или РФПИ. По его словам, это приведёт к синергетическому эффекту в ходе реализации инфраструктурных проектов.
Другое крупное направление, о котором рассказал глава Минфина, это вложения в человеческий капитал. Деньги на социальные проекты планируется получить посредством «налоговых новаций», например, увеличения НДС, постепенной ликвидации так называемых консолидированных групп налогоплательщиков, особого налогового режима для самозанятых граждан.
Сенаторы заволновались: вроде, целью ставится повышение уровня жизни граждан, а повышение НДС неминуемо приведёт к росту цен и скачку инфляции. Силуанов ответил, что цены действительно немного изменятся, но с инфляцией ничего страшного не произойдёт, потому что НДС повышается всего на два процента. Кроме того, по ряду направлений сохранится льготная ставка НДС. То есть, если верить Силуанову, то малообеспеченные граждане, которым государство уделяет «дополнительное внимание», роста цен вообще не заметят. С другой стороны, увеличение ставки НДС даст более 600 миллиардов рублей ежегодно, и если вкладывать эти деньги в образование и медицину, то граждане очень скоро почувствуют на себе позитивные изменения.
Как объяснил Силуанов, повышение налогов – это своего рода вклад бизнеса в обеспечение экономического рывка. Внести вклад предстоит и каждому гражданину лично: страну ждут «непростые изменения в пенсионной системе». Основная цель этой реформы – увеличение размера пенсий вплоть до 40 процентов от заработной платы. Изменения пенсионеры должны почувствовать уже в следующем году, их пенсии должны расти на 1000 рублей ежемесячно.
Понятно, что ряд задач будет решаться не на федеральном, а на региональном уровне. Известно также, что у большинства регионов дополнительных средств на развитие нет. Поэтому правительство намерено определить необходимый объём дополнительных расходов по каждому субъекту РФ и выделить необходимые средства.
Дальнейшее обсуждение показало, что чёткого взаимопонимания между правительством и сенаторами пока нет. Камнем преткновения стало финансирование, связанное с орфанными, то есть редкими, заболеваниями, требующими в каждом случае особого лечения. Правительство предлагает выделить средства регионам на закупку лекарств для таких больных. Сенаторы, напротив, уверены, что финансирование закупки медикаментов нужно осуществлять на федеральном уровне. Это позволит навести порядок в учёте таких больных, да и закупки в масштабах страны в итоге обойдутся дешевле.
«Поверьте, что региональные средства, что федеральные – это всё государевы деньги, – объяснила министру финансов глава Совфеда Валентина Матвиенко. – Не надо полумер, нужны системные решения: взяли проблему – закрыли её. Должна быть какая-то общая идеология».
Матвиенко также напомнила Силуанову о том, что федеральные программы необходимо обязательно согласовать и увязать с региональными стратегиями развития, чтобы в итоге получить «общестрановой» документ.
«Сегодня мы с вами в основном говорили всё-таки как с министром финансов, – заметила глава Совета Федерации, поблагодарив Силуанова за выступление. – Но вы уже не министр финансов, вы первый заместитель председателя правительства, ответственный за экономическое и социальное развитие, за финансовую стабильность. Если мы, закатав рукава, не начнём заниматься реструктуризацией экономики, модернизацией экономики, реальной экономикой, никакие планы мы не реализуем».
Алексей Кудрин: системы стратегического планирования у нас нет!
В этот же день, 20 июня 2018 года, в Госдуме выступал глава Счётной палаты Алексей Кудрин, представивший отчёт о работе ведомства за 2017 год. Понимая, что он демонстрирует результаты работы Татьяны Голиковой и её команды, Кудрин начал с благодарностей в их адрес и обозначил «чувство удовлетворения за достигнутые результаты».
Результаты действительно впечатляют: сумма выявленных нарушений по результатам 2017 года составила около 1,9 трлн рублей. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году, и в 3,5 раза больше, чем в 2015 году. В ходе выполнения представлений Счётной палаты в федеральный бюджет возвращено 18,8 млрд рублей. Ни у кого нет сомнений в том, что Счётная палата при Голиковой работала эффективно. Вопрос в другом: почему эти результаты не используются в дальнейшем столь же продуктивно? Конечно, не все 1,9 трлн рублей, о которых говорится в отчёте, украдены. Это и неэффективное использование средств, и нарушения в отчётности, и ошибки в планировании и бухучёте. Но не означает ли это, что руководители, допустившие эти ошибки, некомпетентны? Где же громкие отставки, не говоря уже об уголовных делах?
Взять, к примеру, майские указы 2012 года, о которых, оказывается, ещё помнят в Счётной палате. Накануне президентских выборов Дмитрий Медведев заверил Владимира Путина, что указы в основном выполнены, а где не выполнены, там результаты подтянутся в ближайшие месяцы. На деле же оказывается, что зарплаты бюджетникам подняли в первом квартале текущего года, чтобы отчитаться, а затем снова снизили. Производительность труда выросла всего на 3,8 процента, хотя должна была увеличиться в полтора раза. Доля инвестиций в ВВП к 2017 году составила 21,9 процента при целевом показателе 27 процентов. Планировалось создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, но как ни пытались чиновники изменять методику расчёта, чтобы выйти на нужный результат, насчитать удалось всего 16 миллионов. Получит ли кто-то из членов кабинета министров хотя бы выговор? И снова вопрос риторический.
Впрочем, подобные вопросы стоит адресовать, конечно же, не Счётной палате, которая устами Татьяны Голиковой методично и настойчиво год за годом твердила о недостатках государственной системы. Алексей Кудрин прямо заявил: «Система стратегического планирования у нас сегодня не работает». А раз так, какие претензии к исполнителям?
По оценкам Счётной палаты, 77,5 процента госпрограмм (четыре из пяти! – прим. profiok.com) расходятся с документами стратегического планирования. В разных документах ставятся разные задачи, которые никак не соотносятся между собой. Например, в новом майском указе говорится, что нужно поднять долю предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов, в стратегии инновационного развития РФ фигурируют 25 процентов, а в соответствующей госпрограмме – 7,9 процента. К тому же в ряде госпрограмм «плавают» расходы. По словам Кудрина, в госпрограммах никак не соотносятся деньги и результаты: «Бюджет живёт своей жизнью, а госпрограммы своей».
Алексея Кудрина спросили, не слишком ли много времени и сил тратит Счётная палата на обучение различных министерств и ведомств бухгалтерскому учёту и оформлению отчётности. Раз ликвидация этих нарушений не приносит средств в казну, может быть, стоит сосредоточиться на совершенствовании бюджетной системы, противодействию коррупции, а то и вовсе работе на опережение, чтобы предотвращать нарушения, а не ликвидировать их последствия? В ответ глава СП пообещал максимально автоматизировать рутинные операции, благо современные технологии позволяют обрабатывать данные в автоматическом режиме. Всё бы хорошо, но тут аудиторов Счётной палаты ждёт ещё одна беда: анализировать пока нечего.
«Для анализа нам с вами, коллеги, не хватает информации», – пожаловался Кудрин депутатам Госдумы. Так, сводный доклад правительства по выполнению показателей 2016 года появился в 2017 году только в августе, а по результатам 2017 года на портале Минэкономразвития есть данные только за три квартала.
«Я бы это сравнил с самолётом, в котором не работают приборы, – привёл доступную каждому аналогию Алексей Кудрин. – То есть мы примерно понимаем, где мы летим, на какой высоте примерно находимся, может, в окно что-то видно… Но этой информации недостаточно для того, чтобы пилоты могли принимать правильное решение по управлению самолётом».
Имея в руках такую нехитрую, но ёмкую аллегорию, можно было вообще ничего никому не объяснять. Кудрин же долго говорил о том, как Счётная палата будет фокусироваться на стратегическом аудите, начнёт использовать риск-ориентированный подход, то есть концентрацию внимания на зонах, выявленных аналитическими методами, как будут разрабатываться более точные методы оценки эффективности, как упор в работе будет делаться на оценку достижения конкретных результатов и выполнения стратегических задач. Глава СП даже пообещал впредь «чётко называть министерства и людей», допустившие нарушения. «Допустим, сегодня я мог бы привести 48 фамилий чиновников, которые получили очень серьёзные взыскания за нарушения, которые они запустили», – похвастался Кудрин, но так ни одну фамилию и не назвал.
«Месяц назад глава государства представлял в Госдуме кандидатуру Дмитрия Медведева на пост премьер-министра, – напомнил порталу profiok.com заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Одним из основных аргументов в пользу Медведева было наличие готовой программы дальнейшего развития страны, разработанной под его руководством. Теперь мы видим, что главу государства, мягко говоря, дезинформировали. Правительство в экстренном порядке ищет необходимые ресурсы, причём точные суммы чиновникам якобы известны, а «точки роста» – пока нет. И даже если эти «точки роста» будут расставлены правильно, что весьма и весьма непросто, найти и распределить по направлениям ресурсы – всего лишь полдела. Нужно будет добиться их эффективного расходования, а здесь, как следует из выступления Кудрина, у нас сплошные проблемы. Оценивая события ретроспективно и в связи друг с другом, теперь уже совершенно по-другому воспринимаешь и слёзы Татьяны Голиковой по случаю расставания с должностью главы Счётной палаты, и внезапную отмену её ежегодной декабрьской пресс-конференции. Но президент же сказал, что всё посчитали. Кто и как считал, кому что ночью приснилось, как Менделееву? Продолжая аналогию Кудрина, может быть, всё же не стоило поднимать в воздух самолёт, не убедившись в полной исправности авионики? Боюсь, о том, где и в чём ошиблись члены кабмина на пути очередных реформ, мы теперь узнаем только через год – из очередного отчёта Счётной палаты. И то – если пилоты справятся. Будем надеяться...»
Фото: пресс-служба Госдумы РФ, пресс-служба правительства РФ, пресс-служба ЦЭРС.

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:
- Тигр готовится к прыжку – Кудрин о новом курсе правительства
- «Это не болтовня, мы всё посчитали»: Путин о новом майском указе
- Прямая линия: можно ли превратить шоу в работающий инструмент?
- Владимир Путин: Недостаточно взять лопату, сам всё поле всё равно не перекопаешь
- Татьяна Голикова: «Главное – не бояться принимать решения»
- Татьяна Голикова: «Чтобы появился город-сад, нужно работать»
- Татьяна Голикова: «Система госуправления переразмерена»
Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=6569#ixzz5JNZ7bALS
Свежие комментарии