На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Сделано у нас. Новости науки и технологий в России (22 марта).

©Видео с youtube.com/

Российские учёные создают уникальное электропитание для летной техники. Водородные топливные элементы могут работать при низких температурах и отличаются от других источников энергии экологической безопасностью.

Разработанные в Институте проблем химической физики РАН топливные элементы превышают энергоемкость современных аккумуляторных батарей в три — пять раз.

Это, например, позволяет увеличить время полёта мультикоптеров до трех часов. Заведующий отделом функциональных неорганических материалов ИПХФ РАН Алексей Левченко уверен, что в ближайшее время сфера применения водородных топливных элементов будет расширяться, а мы будем выходить на международный рынок, в том числе на рынок стран БРИКС.

Кроме того, Российская газета, со ссылкой на ИПХФ РАН сообщает, что действующую модель летательного аппарата с силовой установкой на водородно-воздушных топливных элементах представят уже на международном военно-техническом форуме «Армия-2018».

По сообщению журналистов, сначала водородной вспомогательной силовой установкой собирались оснастить двухместный самолет МАИ-223 «Китенок». Но испытания отложили и от «Китенка» отказались. Теперь энергоустановку в качестве основного двигателя планируют поставить на новый двухместный самолет среднего размера, который специально спроектировали. Эту же энергоустановку рассматривают и для более крупных самолетов. Как рассказали в Институте проблем химической физики, если все пойдет по плану, то действующую модель представят на форуме «Армия-2018».

А вообще работать над проектом начали несколько лет назад. В 2015 году ученые лаборатории ионики твердого тела Института проблем химической физики провели несколько испытательных полетов беспилотных аппаратов с энергоустановкой на водородно-воздушных топливных элементах. Как заявил директор института академик Сергей Алдошин, беспилотники с топливными элементами могут находиться в воздухе около 40 часов, они надежны и могут работать в суровых российских погодных условиях, в том числе и на Крайнем Севере. В том же году беспилотник показали на авиасалоне МАКС, а потом испытали и в Сирии.

«Электрический самолет» — самолет с единой централизованной системой управления и энергоснабжения, который обеспечивает все энергетические потребности машины. Новая структура энергоисточников обеспечивает оптимальное управление бортовой энергией самолета и создает интеллектуальные бортовые сети.

©Видео с youtube.com/

Уникальная российская технология заморозки ягод, мяса и рыбы позволяет хранить продукты годами без потери качества. По словам разработчика, добиться таких результатов стало возможным методом акустического дробления кристаллов воды непосредственно внутри клеток. Кристаллы больше не разрывают клеточные мембраны и после разморозки продукты выглядят и обладают качествами свежих. Отмечается, что технология и оборудование будет иметь значительный экспортный потенциал. А производство будет организовано на территории России.

Кашица из ягод, обезвоженное мясо и рыба в «глазури» — прошлый век. В России нашли новый способ управлять холодом. Настоящим прорывом в пищевой промышленности стала акустическая заморозка. Почему её называют самой бережной в мире, и как долго замороженные по такой технологии продукты могут храниться рассказано в видеосюжете.

  • © wacker.com

Химический концерн Wacker развивает свое представительство в России и расширяет пакет услуг технического центра в Москве, где откроется новая специализированная лаборатория для исследований клеев и герметиков на основе силан-модифицированных полиэфиров (гибридных полимеров), нашедших широкое применение прежде всего в строительной индустрии.

«Российский рынок герметиков и клеев отличается высоким потенциалом, этот показатель был важным фактором для принятия решения об открытии новой лаборатории. Первоочередными задачами для нас являются максимально быстрая техническая поддержка клиентов и реакция на запросы местного рынка», — сказал на церемонии открытия генеральный директор ООО «Вакер Хеми Рус» Александр Серов.

Новая лаборатория позволяет вести испытания и разработки сложных рецептур на основе местных наполнителей и добавок.

УАЗ Гибрид

Компания УАЗ планирует выпускать гибридные автомобили. Об этом рассказал заместитель гендиректора по продажам и маркетингу «Ульяновского автозавода» Сергей Травкин.

По словам Травкина, новые модели увидят свет приблизительно через 2 года.

«План — 2021 год, скорее всего, это будет предсерия», — поведал он в интервью для «Ведомостей».
Гибридными называют автомашины, которые используют для передвижения более одного источника энергии. Обычно это двигатель внутреннего сгорания (ДВС) в комбинации с электродвигателем, реже – ДВС и двигатель на сжатом воздухе.

Разумеется, гибридные автомобили стоят дороже, но их эксплуатация позволяет существенно экономить. При этом, что немаловажно, гибриды не уступают обычным авто ни в мощности, ни в скорости, ни в способности к быстрому разгону и другим важнейшим характеристикам.

В то же время, сокращается необходимость их подзарядки по сравнению с авто, работающими только на электричестве. Но главное – это то, что из-за сниженного расхода топлива снижается уровень вредных выхлопов в окружающую среду. Таким образом, вероятно, за этими автомобилями — будущее.

Тем не менее, гибридные модели сложны в разработке. Как сообщает пресса, далеко не все крупные производители авто сумели создать собственные гибриды. Так, Porsche потерпели в этой области поражение, а Mitsubishi и вовсе решили сосредоточить свои усилия на работе с электромобилями. На данный момент больше всего удалось продвинуться в создании гибридных машин компании Toyota.

Фото: Виктор Толочко / РИА Новости

Действующую модель летательного аппарата с силовой установкой на водородно-воздушных топливных элементах представят на международном военно-техническом форуме "Армия-2018". Об этом информагенству Военное.РФ рассказали в Институте проблем химической физики Российской академии наук.

Сначала водородной вспомогательной силовой установкой собирались оснастить двухместный самолет МАИ-223 "Китенок". Но испытания отложили и от "Китенка"отказались. Теперь энергоустановку в качестве основного двигателя планируют поставить на новый двухместный самолет среднего размера, который специально спроектировали. Эту же энергоустановку рассматривают и для более крупных самолетов. Как рассказали в Институте проблем химической физики, если все пойдет по плану, то действующую модель представят на форуме "Армия-2018".

А вообще работать над проектом начали несколько лет назад. В 2015 году ученые лаборатории ионики твердого тела Института проблем химической физики провели несколько испытательных полетов беспилотных аппаратов с энергоустановкой на водородно-воздушных топливных элементах. Как заявил директор института академик Сергей Алдошин, беспилотники с топливными элементами могут находиться в воздухе около 40 часов, они надежны и могут работать в суровых российских погодных условиях, в том числе и на Крайнем Севере. В том же году беспилотник показали на авиасалоне МАКС, а потом испытали и в Сирии.

"Электрический самолет" - самолет с единой централизованной системой управления и энергоснабжения, который обеспечивает все энергетические потребности машины. Новая структура энергоисточников обеспечивает оптимальное управление бортовой энергией самолета и создает интеллектуальные бортовые сети.

В России начнут получать водородное топливо из отходов алюминия

Научный коллектив кафедры цветных металлов и золота Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" под руководством приглашённого профессора Александра Громова разработал способ получения экологически чистого топлива — водородного — из отходов алюминия и цветных металлов.

Алюминий и цветные металлы — самые дорогие отходы. К сортировке и переработке такого мусора подталкивает, во-первых, стоимость самих металлов, во-вторых, пропадающая топливная энергия, заключённая в химически активном металлическом алюминии, в-третьих, — забота о безопасности, так как при складировании алюминиевый лом постепенно окисляется и выделяет в воздух водород — взрывоопасный химический реагент.

Ёмкость российского рынка алюминиевой тары оценивается приблизительно в два-три миллиарда упаковок в год. Вес банки объёмом 0,33 литра составляет 15 граммов, соответственно, в год количество затраченного алюминия приближается к 30-40 тысячам тонн чистого металла. Срок "жизни" такой банки — от нескольких дней до нескольких месяцев. После использования пустая банка, как правило, попадает на свалку, как и другие алюминиевые отходы.

Тем временем европейский рынок вторичного алюминия, бесполезно и бесконтрольно выделяющего водород в атмосферу при хранении на свалках, оценивается примерно в девять миллионов тонн. Более половины этого алюминия не используется, что в пересчёте на энергетический эквивалент составляет 130 тераджоулей пропадающей впустую энергии.

Конечно, в некоторых странах осуществляется сортировка отходов алюминия и цветных металлов, применяется технология переплавки во вторичный металл. Например, в Швейцарии утилизируется 90% бытовых алюминиевых отходов (данные за 2017 год). Но у этого способа утилизации есть недостатки, например, затраты на транспортировку, очистку и переплавку, а также высокая токсичность образующихся шлаков.

Исследователи из многих стран работают над различными технологиями переработки алюминия в экологически чистое водородное топливо (об одной из них мы подоробно рассказывали ранее). В частности, российские специалисты предлагают использовать металл в качестве реагента для генерирующей водород системы "металлический алюминий — вода".

Когда алюминий вступает в реакцию с водой, выделяется свободный водород, который затем можно сжигать или окислять с получением электричества в топливной ячейке. Химическая энергия, хранящаяся в каждой банке алюминия массой 15 граммов, составляет 255 килоджоулей.

В Петербурге придумали, как сделать сверхпроводник при комнатной температуре

Учёные Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики совместно с коллегами из других научных центров разработали теоретическую модель сверхпроводимости при комнатной температуре. Компоненты успеха просты: полупроводник особой структуры, металл-сверхпроводник (например, алюминий) и луч лазера. Результаты работы опубликованы в журнале Physical Review Letters.

Сверхпроводимость – это состояние, когда электрическое сопротивление материала строго равно нулю. Передача энергии без потерь не только экономит человечеству ресурсы, но и позволяет создавать сверхмощные магнитные поля, благодаря которым работает Большой адронный коллайдер и транспорт на магнитной подушке.

До сих пор рекордно высокой температурой сверхпроводимости остаётся отметка в минус 70 градусов Цельсия. Однако в 2010 году Алексей Кавокин(СПбГУ), Иван Шелых (Университет ИТМО) и Фабрис Лосси (Fabrice Laussy, Российский квантовый центр) выдвинули идею, которая поможет преодолеть эту планку.

Речь идёт о сверхпроводимости, которая появляется при облучении материала лазером. Взаимодействие света и вещества порождает квазичастицы поляритоны, о которых "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно рассказывали. Эти квазичастицы объединяются в конденсат Бозе (что это такое, мы тоже объясняли) и обеспечивают сверхпроводящие свойства.

Спустя несколько лет такая сверхпроводимость была продемонстрирована в лаборатории командой Андреа Каваллери (Andrea Cavalleri) из Института структуры и динамики вещества Макса Планка.

Новая работа группы Кавокина добавляет к теории важный элемент. Как поясняется в пресс-релизе, речь идёт о том, что эффективность процесса можно резко повысить. Для этого нужно добавить в облучаемый материал слой самого обычного металла, такого как алюминий.

Сам по себе этот металл будет сверхпроводником (как говорят специалисты, сверхпроводником Бардина-Купера-Шриффера) лишь при очень низких температурах, когда колебания кристаллической решётки "склеивают" электроны в куперовские пары. Однако в присутствии специально подобранного полупроводника, в котором излучением лазера создаются те самые поляритоны, металл превращается в сверхпроводник при гораздо более высокой температуре – возможно, близкой к комнатной.

В своей работе авторы обсуждают также дизайн строения структуры, пригодной для экспериментальной проверки построенной теории.

Борисов: вся российская авиация получит новые комплексы обороны

Всю российскую боевую авиацию планируют оснастить бортовыми комплексами обороны. Они эффективны почти на 100%. Поэтому в первую очередь БКО должны установить на ударные и транспортные вертолеты, заявил заместить министра обороны Юрий Борисов.

Сегодня военачальник посетил НИИ "Экран", который разрабатывает именно комплексы обороны, пишет агентство РИА Новости. Борисов отметил, что научно-исследовательский институт создал уже несколько поколений БКО и это направление будет развиваться дальше.

По данным из открытых источников, "Экран" выпускает комплекс "Президент-С". Он автоматически защищает летательные аппараты от ЗРК: засекает пуск вражеской ракеты и пытается сбить ее с толку. Если атакующий боеприпас имеет тепловую систему наведения, то БКО ослепит ее лазерным излучением и автоматически сбросит инфракрасные ловушки, а радиолокационную – подавит радиоэлектронными помехами.

Как утверждают разработчики, российский комплекс бортовой обороны должен спасать летательный аппарат в 90% случаев. Хотя испытания показали немного другую цифру – 98%.

Российские учёные создали из оксида вольфрама наночастицы, избирательно убивающие раковые клетки

Исследователи из России совместно с украинскими коллегами научились получать наночастицы оксида вольфрама и изучили их свойства. Среди многочисленных возможных применений новой разработки – лечение рака. Результат описан в научной статье, опубликованной в издании Journal of Photochemistry and Photobiology B: Biology.

Оксид вольфрама обладает многими интересными свойствами. В частности, это хороший антисептик, особенно под действием света. Уже сегодня его применяют при обеззараживании сточных вод.

Антимикробные свойства оксида вольфрама проявляются тем лучше, чем больше площадь его поверхности. Поэтому так важно получение именно наночастиц, чтобы при заданной массе вещества эта площадь была максимальной.

Стабильный коллоидный раствор наночастиц оксида вольфрама был получен учёными из Института общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова РАН (ИОНХ) и украинского Института микробиологии и вирусологии им. Д. К. Заболотного (ИМВ). Учёные исследовали их физические и химические характеристики. В частности, они доказали, что частицам присущи фотокаталитические свойства, которые проявляются даже при освещении, а тем более при облучении ультрафиолетом.

Биологи из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН(ИТЭБ) и уже упоминавшегося ИМВ исследовали влияние наночастиц на бактерии, грибы и клетки млекопитающих.

"Мы провели комплексный анализ цитотоксичности наночастиц оксида вольфрама на прокариотических микроорганизмах и эукариотических клетках. Все они обладают разной чувствительностью к воздействию наночастиц. По-видимому, это связано с морфологическими особенностями их клеточных мембран и разным метаболизмом", – объясняет соавтор исследования Антон Попов из ИТЭБ.

Оказалось, что оксид вольфрама ядовит для всех типов клеток, но опасные концентрации отличаются. Дозы, уже фатальные для бактерий, оставляют невредимыми клетки мыши. По-видимому, это связано с тем, что клеточные мембраны у прокариот и эукариот устроены по-разному.

Замечательно, что наночастицы обладают избирательной токсичностью по отношению к раковым клеткам. А ещё их можно использовать в качестве контрастного агента при компьютерной томографии. То есть возможно применение этих частиц в рамках тераностики – нового медицинского подхода, при котором средство ранней диагностики является одновременно средством лечения.

  • модернизированный Ил-76МД-М
  • модернизированный Ил-76МД-М
  • © arms-expo.ru

Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех наладил выпуск линейки деталей и узлов для комплектации гидроприводов ГП-26, которые ранее поставлялись украинскими предприятиями. Данные агрегаты используются на российских самолетах Ту-204 и Ил-76.

Холдинг «Технодинамика» реализует масштабную программу импортозамещения. Очередным шагом к замещению иностранной продукции российскими разработками стало начало производства гидроприводов ГП-26 для самолетов Ту-204 и Ил-76. Кроме того, холдинг в два раза увеличил объем выпускаемых на «МПО им. И. Румянцева» комплектов деталей и узлов для гидроприводов ГП-25, использующихся на самолетах типа Су-30 и его модификаций. Помимо этого, в качестве опытной работы были изготовлены комплекты деталей и узлов для сборки агрегатов ГП-22 для стратегического ракетоносца Ту-22М3.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх