На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светломир Пенев
    Вполне согласен,то же самое было и у нас,в Болгарии.Ужасы советского ...
  • Людмила
    так, киздуй в свою хохляндию и разуй СВОИ глаза, курица !  Это ты-то РУССКАЯ ?! Смешно !!!😂Это мы в нищете ж...
  • nyha
    Мудак! ты был им и СДОХНЕШЬРоссия резко вышл...

МНЕНИЕ: Скандал взамен шедевра, или Страсти по «догонянию»

Зачем Улицкая сказала, что Россия отстала от Европы? Как отреагировали на её заявление федеральные телеканалы? Почему XX век в нашей стране породил множество шедевров, а XXI век переполняет наш мозг интеллектуальным мусором? Об этом – в редакторской колонке портала profiok.com.

Что хотела сказать Улицкая?

Для тех, кто пропустил, перескажем завязку сюжета. Писательница Людмила Улицкая на днях дала интервью телеканалу «112 Украина». В ходе этого интервью она сделала ряд интереснейших заявлений. По словам Улицкой, между различными странами существует некая «разница догоняния». В частности, Россия отстала от Европы на 150 лет. Более того, разрыв, похоже, увеличивается, потому что Россия постепенно «превращается в мировую провинцию, уплывающую куда-то в архаику и обратную сторону от прогресса». В окружении писательницы, конечно же, есть «цивилизованные люди, знающие языки», но в целом наш народ отличается бескультурьем, необразованностью, отсталостью и агрессивностью.

Новость предсказуемо оказалась в топе: ещё бы, такая сенсация! Прокомментировать скандальную тему для любой медийной персоны – шанс бесплатно получить упоминания в СМИ и лишний раз озвучить свои собственные тезисы. Наверное, грех такой возможностью не воспользоваться. Вот и не ослабевает вал комментариев – даже от тех, кто заверяет, что на слова Улицкой вообще не стоит обращать внимания.

Скандал взамен шедевра, или Страсти по догоняниюПри этом каждый, споря с Улицкой, твердит о своём. Политолог Михаил Ремизов рассказывает о концепции общественной модернизации, писатель Александр Проханов – о русском богосознании, историк Михаил Артемьев – о зарождении в XIX веке идеи отставания России от Запада, парламентарий Алексей Пушков – о том, что Россия давно находится в центре внимания всего мира, писатель и драматург Юрий Поляков – об «интеллигентском вывихе» культурных деятелей определённого направления.

Ситуация, в общем, нормальная. Всё это мы переживали уже сотни раз: известный человек что-то брякнет – и волны ещё долго-долго расходятся в информационном поле. Плохо другое: Улицкая – не «брякнула». Она чётко отрабатывает сценарий, а уважаемые и вроде бы неглупые люди отчего-то с лёгкостью клюют на её уловки.

Скандал взамен шедевра, или Страсти по догоняниюТелеведущий Артём Шейнин («Время покажет» на Первом канале от 26.06.18 – прим. profiok.com) смачно и многократно повторяет жуткий неологизм «догоняние» и несколько раз благодарит писательницу Улицкую за то, что та нашла время выйти в эфир по скайпу из Италии. Для Улицкой такая возможность – ценный ресурс, и она им пользуется в полной мере. За несколько минут мы слышим от неё и про свалку в Волоколамске, и про петиции на «орг чендж» (видимо, с интернетом у писательницы Улицкой дружба так себе, иначе бы не путалась с change.org – прим. profiok.com), и про то, как в Москве сосредоточились «колоссальные деньги», которые тратятся на бордюры, а заброшенные поля в Вологодской области в это время зарастают репейником, и про Шанинку, которую лишили аккредитации, и про «ужасное сокращение» в РАН (тут, видимо, писательница Улицкая, закончившая биофак МГУ полвека назад, не до конца разобралась – прим. profiok.com), и даже про благородного Навального, который «очищает страну от коррупции». Повезло: за несколько минут выложила всю программу, полностью отработав паёк. Надо же как-то оплачивать пребывание в итальянской провинции, пока нивы на Вологодчине не заколосились и крестьяне не выучили иностранные языки.

– Почему вы сказали, что Россия – мировая провинция? – интересуется Шейнин.

– Это литературное выражение, – объясняет Улицкая, моментально подменяя тему, – а вот во что превращается российская провинция – это серьёзно.

Скандал взамен шедевра, или Страсти по догоняниюДальше всё в точности как у кролика с удавом: Улицкая в красках рассказывает о вымирающих деревнях в Вологодской области. Видимо, эта дама хочет, приезжая из итальянской провинции, видеть вокруг себя колосящиеся поля и счастливых крестьян, радующихся её прибытию. А ведущий Шейнин заворожённо слушает, напрочь забыв о вопросе, который только что задал:

– Большое спасибо! Прекрасный разговор! Очень важно слышать друг друга!

Сюрреализм в чистом виде: начали, вроде, с возражений, а после беседы впору свечку ставить за здравие этой прекрасной женщины, хотя каждый остался при своём мнении. Может быть, всё же не стоит выпускать в прямой эфир ведущих, которых так просто сбить с темы?

Скандал взамен шедевра, или Страсти по догоняниюУ Соловьёва («Вечер с Владимиром Соловьёвым» от 26.06.2018 – прим. profiok.com) публика более «продвинутая», оттого и обсуждение вроде как интеллектуальное – люди книги, люди слова, Гумилёв, Чаадаев, Герцен… И рефреном: Улицкая – великолепная писательница, явление в отечественной литературе, в её словах слышится любовь к Родине, давайте-ка разберёмся, что же она имела в виду и отчего мы так болезненно реагируем на её высказывания. Ну бред же! Какую любовь к Родине можно разглядеть в словах человека, поливающего грязью свою страну в эфире зарубежного телеканала? Такую же, как у Звягинцева?

И тут кинорежиссёр Карен Шахназаров высказал трезвую мысль. Эта схема обретения дешёвой популярности появилась ещё в советские времена: «написал – вырезали – бах! – фестиваль – известность».

И правда: с чего бы мы сейчас вдруг вспомнили Вахтанга Кикабидзе? А он не даёт о себе забыть: то пошутит, что хотел бы попросить на Украине политического убежища, то расскажет, как напился, когда праздновал распад СССР, и как ненавидел советский герб. Усилий минимум, а фамилия в новостном топе несколько дней (хотя, может быть, он просто не смог отказать Жанне Немцовой, бравшей интервью, женщина всё-таки – прим. profiok.com).

Так и с Улицкой: одно небольшое интервью – глядишь, следом и продажи книг подрастут. Иными словами, Улицкая сказала именно то, что хотела сказать. И даже добилась ровно того, к чему стремилась. Скандал – отличное топливо для пиар-кампании. Особенно в случае, когда с шедеврами туговато.

Откуда берутся шедевры?

Несколько дней назад ушёл в мир иной Андрей Дементьев, незадолго до него – Станислав Говорухин. «Уходит эпоха», – тяжело вздыхаем мы в таких случаях. Действительно, советская эпоха породила массу поистине великих людей. А вокруг нас гениев что-то не видно, только и остаётся – ценить наследие и наслаждаться им. Но где же современные шедевры?

Скандал взамен шедевра, или Страсти по догоняниюС одной стороны, человеческий мозг сейчас настолько забит сетевой жвачкой, что на шедевры нет, что называется, социального заказа: люди просто не в состоянии оценить и осмыслить никакие шедевры. С другой стороны, есть, видимо, и объективные причины. Актриса Екатерина Гусева недавно процитировала своего педагога: «Все великие классические произведения в любом жанре культуры и искусства рождаются на грани предела, жизни и смерти. А в счастливое, сытое, довольное, спокойное время, как правило, ничего сверхмощного и интересного не происходит».

Может быть, и правда так любимая либералами свобода слова не преумножает ценности, а уничтожает их? Вот ведь парадокс: при наличии цензуры художники умудрялись создавать великие произведения, но стоило её отменить – поток стал иссякать. После развала Советского Союза полки книжных магазинов были завалены изданиями якобы «запрещённых цензурой» произведений, долгие годы пылившихся в ящиках и шкафах. Но – увы и ах! – ничего особо ценного среди этих художественных произведений не оказалось. Выходит, по-настоящему талантливые, интересные, яркие произведения советская цензура всё-таки пропускала. Взять хотя бы Высоцкого – бунтаря, который пробился, ни разу, кстати, не полив грязью свою страну.

Наряду с откровенной антисоветчиной отсеивались слабые, низкокачественные произведения. Творцам приходилось тянуться, чтобы перешагнуть установленную высокую планку, а заодно и напрягать интеллект, если они всё-таки хотели, чтобы их идеи дошли до масс через сито цензуры. Тарковский снял «Андрея Рублёва», едва окончив ВГИК. Что снимают нынешние студенты, освобождённые от необходимости держать планку и соблюдать какие бы то ни было ограничения?

Скандал взамен шедевра, или Страсти по догонянию«Я сожалею, что нет цензуры, – признаётся Андрей Кончаловский в интервью «Медузе». – Цензура никогда не была препятствием для создания шедевров. Сервантес во время инквизиции создавал шедевры, Чехов писал в прозе всё то, что не мог из-за цензуры написать в пьесе. Вы думаете, что свобода создает шедевры? Никогда. Шедевры создают ограничения. Покажите мне эти толпы гениев, которых жмёт цензура! Да нет таких». Как мы видим, из самых лихих либералов и борцов с режимом порой выходят «гранитные» консерваторы. Хотя это относится только к тем, у кого ума и духа хватает.

А вот что говорит фотограф Владимир Клавихо-Телепнев: «Художнику нужна упругость воздуха и сопротивление. Как только сопротивления нет, художнику очень сложно держать структуру, конструкцию себя. В искусстве XIV-XV веков есть очень сложная духовность, которая была под запретом инквизиции. Это сейчас нам кажется, что обнажённые девушки Босха – это легко. За это же можно было на костре сгореть! И всё равно эти люди что-то делали, занимались живописью, воплощали свои идеи…»

О каких шедеврах можно говорить в наше время, когда любой графоман – писатель, любой насвистевший «Мурку» – композитор, любая куча мусора – арт-объект, а вопрос популярности, как, впрочем, и вопрос продвижения любой идеи, легко решается деньгами и связями? Сон разума, как мы помним, рождает чудовищ.

Вот и нет их, шедевров, и ждать не стоит, можно расслабиться. Взамен «гениальная» писательница Улицкая вещает по скайпу что-то про «догоняние», а мы обсуждаем и препарируем, будучи не в силах сопротивляться информационным потокам.

Прав был Давид Самойлов:

Вот и всё. Смежили очи гении.
И когда померкли небеса,
Словно в опустевшем помещении
Стали слышны наши голоса.
Тянем, тянем слово залежалое,
Говорим и вяло, и темно.
Как нас чествуют и как нас жалуют!
Нету их. И всё разрешено.


Илл.: Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ. 1797 г.



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=6594#ixzz5JnjPMLcl

наверх