На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Всё кипит и всё сырое, или Рост, который видит только правительство

Прошедшая неделя ознаменовалась принятием Госдумой в первом чтении бюджета на ближайшую трёхлетку, официальным стартом реализации национальных проектов и заявлением министра труда Максима Топилина о «беспрецедентных темпах» роста зарплат.

О причудах статистики, профицитном бюджете, которого не хватает на национальные проекты, и задачах, исполнение которых невозможно отследить, рассказывает портал profiok.com.

В поисках роста

Во времена, когда министром экономического развития был Алексей Улюкаев, правительство было занято поисками дна. Если бы дно всё-таки удалось нащупать, это означало бы, что падать дальше некуда – согласитесь, неплохая новость для экономики, которую лихорадит не первый год. С недавних пор всё изменилось: про дно забыли, а объектом поиска стали признаки роста. С этим оказалось даже проще: достаточно подобрать систему координат, в которой одна величина будет больше другой. Например, можно сравнивать показатели текущего года с показателями прошлого, позапрошлого или десятилетней давности, рассчитывать их на душу населения, на каждого трудоспособного гражданина или, наоборот, на пенсионеров, переводить в доллары, сопоставлять или не сопоставлять с ценами – вариантов множество, найти нужный – задача для чиновников вполне посильная. Графики показывают президенту, и тот вполне уверенно говорит о позитивной динамике в развитии страны.

«Экономика всё-таки растёт, это очевидный факт, приписок никаких нет. <...> Мы вышли из рецессии и перешли в стадию уверенного развития», – заявил Владимир Путин на декабрьской пресс-конференции (14.12.2017 – прим. profiok.com). С тех пор выражать сомнения в том, что всё растёт, стало как-то не принято.

На совещании по экономическим вопросам в Кремле 16 октября президент вновь отметил, что «по ключевым параметрам картина в российской экономике в целом позитивная». По его словам, промышленное производство показывает «опережающую динамику», а инфляция и безработица держатся на «стабильно низких» значениях. Более того: как отметил Путин, растут также реальные доходы граждан и заработная плата – «правда, не во всех отраслях». В целом, по мнению президента, позитивная тенденция налицо, осталось лишь нарастить темпы роста, чтобы улучшение положения граждан стало «более ощутимым».

Народное творчество - рост зарплатКульминацией сюжета стало выступление в Совете Федерации главы Минтруда Максима Топилина («правительственный час» 24 октября – profiok.com), заявившего о том, что заработные платы в стране «растут и в реальном, и в номинальном выражении беспрецедентными темпами» – прежде всего, за счёт повышения МРОТ и исполнения майских указов 2012 года. Даже Валентина Матвиенко, обычно крайне сдержанная, вышла из себя. Она напомнила главе Минтруда, что он должен принимать решения, а не рассуждать: «Вы не эксперт, вы главный человек в правительстве, который отвечает за эту важнейшую сферу! Вы должны требовать с правительства, чтобы дома престарелых были приведены в надлежащее состояние, а не выглядели как богадельни. Я вам обещаю: лёгкой жизни у вас не будет!»

Понятно, что Топилин имел в виду рост зарплат в бюджетной сфере, но народ всё равно возмутился: любой, кто регулярно покупает продукты в магазинах или заправляет автомобиль, подтвердит, что цены в последнее время заметно выросли, а рост реальных доходов как-то запаздывает. Но Максиму Топилину такие частности претят. «Каждый по себе мерит», – обиженно пробурчал министр в ответ дотошным журналистам, попытавшимся добиться подробностей о беспрецедентном росте. Как оказалось, он «ничего от себя не придумывал» и опирался исключительно на данные Росстата. На прощание Топилин пожелал любителям критики научиться позитивно воспринимать хорошие новости.

И правда, статистика – вещь упрямая. Один съел курицу, другой не ел ничего, в среднем – оба сытно пообедали. Всё замечательно, нужно лишь убедить человека, оставшегося без обеда, в том, что у него всё в порядке. И дело тут вряд ли в отсутствии позитива.

Бюджет на трёхлетку: всё посчитали, но целей достичь не получится

Всё кипит и всё сырое, или Рост, который видит только правительствоРаз уж мы так уверены в росте, значит, и бюджет нужно планировать исходя из позитивных прогнозов. Правительство так и поступило: впервые за много лет бюджет на 2019 год планируется профицитным. Доходы превысят расходы на 1,932 трлн рублей, что составляет 1,8 процента ВВП.

Бюджет принят Госдумой в первом чтении 24 октября. Как сообщил парламентариям первый вице-премьер Антон Силуанов, политика, заложенная в бюджет, направлена на реализацию задач, которые поставил президент в майском указе. Среди этих задач – достижение темпов экономического роста выше среднемировых, рост зарплат, пенсий и продолжительности жизни, снижение бедности, а также вхождение России в пятёрку стран с самыми большими объёмами экономики.

По словам Силуанова, профицитный бюджет как раз и является залогом того, что все задачи будут выполнены. Ещё бы: полгода назад, представляя Госдуме Дмитрия Медведева в качестве кандидата на пост главы кабмина, Владимир Путин утверждал, что задачи майского указа поставлены не просто так и что аналитики «всё посчитали». Теперь любому, кто попробует заявить, что в текущей ситуации и с таким бюджетом поставленных целей достичь вряд ли получится, грозит в лучшем случае отставка. Критиковать бюджет дозволено лишь главе Счётной палаты Алексею Кудрину – его положение обязывает, несмотря на то, что он, по сути, является одним из идеологов проводимых реформ.

Всё кипит и всё сырое, или Рост, который видит только правительствоКудрин часто выступает и повсюду говорит о том, что достижение целей, сформулированных в майском указе, возможно «только в случае консолидации всей экономической политики», что нужно наращивать расходы на здравоохранение, образование и инфраструктуру, что рост ВВП на 3,5 процента способен снизить бедность в стране всего на треть, а не вдвое, как планируется.

10 октября на заседании правления РСПП Кудрин и вовсе заявил, что майский указ в условиях санкций выполнить не получится: «Мы должны четко осознать – если санкции будут наращиваться, то цели, которые поставил президент, практически недостижимы по многим показателям, в том числе технологическому и социальному развитию».

«Не устранив недостатки и риски, правительство не сможет достичь стратегических целей», – написал Кудрин в твиттере. Бюджет, впрочем, всё равно прошёл первое чтение. Рассмотрение его Госдумой во втором чтении планируется на середину ноября. К этому времени правительству предстоит увязать параметры бюджета с паспортами национальных проектов: как выяснилось, несмотря на то, что все эти документы готовились одними и теми же ведомствами, в них есть серьёзные расхождения.

Национальные проекты: не спать на ходу!

Всё кипит и всё сырое, или Рост, который видит только правительствоЗаседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, которое Владимир Путин провёл в Кремле 24 октября, разочаровало. Похоже, не только тех, кто смотрел трансляцию и изучал стенограмму, но и самого президента.

Владимир Путин призвал присутствующих «не засыпать на ходу» и не работать «как обычно», поскольку поставленные задачи требуют сложной и напряжённой работы.

В ходе заседания была озвучена «астрономическая сумма»: 28 триллионов рублей, которые должны быть направлены на реализацию национальных проектов в ближайшие шесть лет. Эти средства должны появиться в результате консолидации ресурсов регионов, государства и бизнеса.

Не успели присутствующие оценить масштаб грядущих перемен, как их тут же вернули с небес на землю: этих денег пока нет. То есть ничего пока не консолидировано, а бизнес так и вовсе не торопится никуда вкладываться, а условия, побуждающие его к инвестированию, ещё только предстоит создать. Просто всё будет разве что с госкорпорациями, для них участие в национальных проектах будет добровольно-принудительным. «Все мы ждём от руководителей ВЭБа, Газпрома, Ростеха, Ростелекома, Роснефти, Росатома и других структур с госучастием проработанных предложений по финансовому, технологическому, научному и кадровому вкладу в программы и проекты прорыва», – сказал Владимир Путин. Но хватит ли вклада этих гигантов для того, чтобы образовалась необходимая «астрономическая сумма»?

Что касается бюджета на ближайшую трёхлетку, то в нём заложено существенное отклонение от паспортов программ. «Это означает, что запуск целого ряда проектов на ближайшие три года замедлится или будет перенесён на более поздние сроки», – заволновался Алексей Кудрин. «Алексей прав, – согласился Путин. – Если мы будем всё время сдвигать, то мы не выполним в срок ничего, никаких задач не выполним, целей не достигнем».

Первый вице-премьер и по совместительству глава Минфина Антон Силуанов на это ответил, что при необходимости можно будет «подтянуть ресурсы, которые есть в бюджете», то есть дофинансировать проекты, на реализацию которых будет недостаточно средств. Видимо, правительство серьёзно рассчитывает на то, что конъюнктура цен на углеводороды останется благоприятной. А если нет? Такие вопросы ни к чему. В кабмине нет места пессимистам. Но всё-таки хочется спросить, что же они там такое «посчитали», когда писали майский указ, что всё опять сводится к тяжести санкционного режима и ценам на нефть.

Роланд Шарифов«Я бы расценивал выступление Кудрина в РСПП как этакое коллективное «открытое письмо» экономического блока правительства, – объяснил порталу profiok.com директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Устами Кудрина кабмин сообщает, что в условиях санкций не сможет выполнить задачи, поставленные президентом. А раз так, на месте главы государства я бы, пожалуй, не затягивал с кадровыми решениями, пока рейтинг руководства страны не рухнул окончательно. Путин не может этого не понимать. А раз он ничего не предпринимает, выходит, что мы с вами, к сожалению, недооцениваем масштаб катастрофы, которая произошла с нашей страной в 1990-е годы».

Как считать будем?

Всё кипит и всё сырое, или Рост, который видит только правительствоНа совещании в Кремле была озвучена и ещё одна проблема, пожалуй, даже более важная, чем недостаток финансирования. Выяснилось, что у правительства пока нет чёткого понимания, как будет оцениваться исполнение приоритетных проектов и программ. Повторим ещё раз для тех, кому не верится: деньги выделяются, а понять, насколько правильно они тратятся и что получится в итоге, правительство не может.

По данным Счётной палаты, на сегодня нет методики оценки результативности 65 процентов (это две трети! – profiok.com) госпрограмм. Три четверти – 75 процентов – показателей, обозначенных в паспортах национальных проектов, пока статистически не наблюдаются или методик их оценки вообще не существует. Ещё бы выяснить, насколько качественно выбраны эти параметры оценки…

«Мы увеличим доступность наших культурных произведений в пять раз!» – тараторит вице-премьер Ольга Голодец, рассказывая об интернет-нововведениях в сфере культуры. «Важно ещё и качество этих культурных произведений, – прерывает её президент. – Можно и в десять раз увеличить».

«Читаю: задача и такая веха – создать к 2019 году нормативную базу для использования «умных городов». Создана база. И что? – обратился президент участникам совещания. – Базу создали – это разве задача? Эту базу использовать надо как‑то. Где это отражено? У нас же цель эффект увидеть, результат получить».

Всё кипит и всё сырое, или Рост, который видит только правительствоСтранно, что подобные вещи президент страны объясняет чиновникам самого высокого ранга в прямом эфире. Как это расценивать? Сможет ли правительство хотя бы после таких комментариев подготовить документы, с которыми можно работать? Получится ли организовать систему управления, которая позволяла бы отслеживать реализацию проектов ежедневно, а не по мере приближения очередных выборов? Поможет ли чиновникам переход к управлению на основе потоков данных, о котором часто рассказывает вице-премьер Максим Акимов в свете грядущей цифровой трансформации? Верится с трудом. Вот и президент, похоже, не очень верит. Наверное, поэтому он призвал «шире использовать накопленный опыт гражданского контроля» и попросил активистов и экспертов Общероссийского народного фронта действовать так же энергично, как и раньше (а толку-то? всё равно майские указы 2012 года на бумаге оказались выполненными – прим. profiok.com). Впрочем, если уж у правительства нет инструментов для объективной оценки исполнения майского указа, у ОНФ их нет и подавно.

«Здесь нужен именно содержательный контроль, контроль по существу, – подчеркнул Владимир Путин. – Нельзя подменить дело пустыми бюрократическими отчётами и формальным закрытием поручений, как это у нас иногда всё-таки бывает». Почему-то есть уверенность, что именно этим всё и закончится: Росстат не подведёт, новости будут только позитивными. Как всегда.

Фото: пресс-служба президента РФ, пресс-служба ЦЭРС.

Для полноты картины читайте публикации profiok.com:



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=7326#ixzz5VUmY8iYn

Картина дня

наверх