На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Татьяна Голикова: «Чтобы появился город-сад, нужно работать»

24 ноября Госдума приняла в третьем чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Сейчас документ проходит согласование в Совете Федерации, затем его должен одобрить и подписать президент России. Однако, как правило, это уже формальные процедуры. Принятый Думой законопроект уже вполне можно рассматривать как реальность, которая всех нас ожидает в ближайшие три года. Портал profiok.com рассказывает об особенностях нового бюджета, о факторах, повлиявших на эти особенности, и о перспективах развития страны.

Бюджет роста?

Эпоха Улюкаева запомнилась постоянными и безуспешными поисками дна. Сейчас ситуация изменилась: все пристально всматриваются в статистические данные в надежде разглядеть в них признаки наметившегося роста. К примеру, глава Центробанка Эльвира Набиуллина порадовалась недавно, что российская экономика «практически преодолела» последствия шока от падения цен на нефть и растёт «темпами, близкими к потенциальным». Народ удивляется: сколько раз мы это уже слышали?!

И вот, наконец, появился документ, подготовленный с учётом этого самого роста. Впервые за последние три года принятый бюджет фиксирует не падение экономики, а её рост. Согласно тексту документа, в 2018 году доходы бюджета должны составить 15,258 трлн рублей, расходы – 16,529 трлн рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит 1,271 трлн рублей (это 1,3 процента ВВП). В последующие два года доходы должны расти, а дефицит бюджета – сокращаться.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин охарактеризовал принятый законопроект как «бюджет роста». Действительно, пресловутый рост явно виден в цифрах, характеризующих объём ВВП: 97,46 трлн рублей в 2018 году (рост на 2,1 процента), 103,23 трлн рублей в 2019 году (рост на 2,2 процента) и 100,24 трлн рублей в 2020 году (рост на 2,3 процента).

Татьяна Голикова: Чтобы появился город-сад, нужно работатьМинистр финансов РФ Антон Силуанов пояснил в эфире телеканала «Россия 1» («Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым 26.11.2017 – profiok.com), что «примерно так растёт Европа». Мировой рост экономики составляет в среднем около 3,5 процента в год, и задача, поставленная президентом, состоит в обеспечении темпов роста «не ниже мирового».

Татьяна Голикова в эфире канала «Россия 1» («Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым 26.11.2017 – profiok.com) выступила более скептично и охарактеризовала принятый бюджет не как «бюджет роста», а как «бюджет нормализации финансовой ситуации с элементами развития».

«Пока ещё далеко до какого-то такого роста, чтобы мы могли сказать, что завтра здесь будет город-сад. Чтобы появился город-сад, нам нужно работать и реализовывать уже понятные и очевидные для нас меры, которые связаны с изменением структуры государственного управления и с технологическими вызовами».

«Социалка» и развитие: как совместить несовместимое?

Денег, как известно, много не бывает. В случае с экономикой, ещё недавно шедшей ко дну, можно формулировать даже более жёстко: денег не хватает. В условиях, мягко говоря, ограниченного объёма средств бюджет на ближайшие годы должен решать одновременно две задачи: с одной стороны, обеспечивать выполнение социальных обязательств, взятых государством, с другой – создавать возможности для развития экономики. Ситуация непростая: если у граждан нет денег, они перестают покупать товары, что замедляет рост экономики. Но чтобы у граждан было больше денег, то есть росло их благосостояние, должна расти экономика! А значит, имеющиеся средства нужно, грубо говоря, не раздавать гражданам, а вкладывать в развитие, поднимать промышленность, развивать ключевые отрасли, наращивать активность бизнеса, повышать инвестиционную привлекательность российских регионов и так далее.

Конечно, майские указы Владимира Путина будут выполнены. На это заложены средства в бюджете, за этим пристально следят чиновники различных уровней. Кроме того, бюджет построен так, чтобы выполнение социальных обязательств государства было гарантировано, то есть независимо от внешней и внутренней экономической ситуации. Запланированный рост реальных зарплат в некоторых отраслях бюджетного сектора доходит до 15-20 процентов. Реальная зарплата в целом по стране должна вырасти в среднем на 4 процента за счёт низкой инфляции. Добавим, что в этом году произошло важное изменение: минимальный размер оплаты труда (МРОТ) приблизился, наконец, к прожиточному минимуму. Иными словами, государство делает всё, чтобы поддержать малообеспеченные слои населения и чтобы пенсии, пособия и зарплаты в госсекторе выплачивались в полном объёме. Тем не менее, социальные расходы в целом, конечно, приходится сокращать. Именно по этой причине, из-за сокращения расходов, думские фракции «Справедливая Россия» и КПРФ бюджет не поддержали.

Населению и правда приходится непросто. Недавно были опубликованы данные опроса, проведённые одной из рекрутинговых компаний. Лишь три процента респондентов признали уровень своей зарплаты достойным, а у 79 процентов основную статью расходов составляют траты на продукты.

Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин и вовсе называет существующий уровень бедности позором для нашей страны и считает, что расходы на здравоохранение и образование нужно увеличивать. Но где взять на это средства? Ведь чтобы экономика развивалась, нужно вкладывать в развитие?

Татьяна Голикова: Чтобы появился город-сад, нужно работатьМинфин предлагает попробовать достичь ощутимых результатов в социальной сфере, образовании и здравоохранении за счёт повышения эффективности использования средств. В частности, ведомство активно продвигает идею пересмотра системы социальных выплат. Как пояснил Антон Силуанов в эфире канала «Россия 1», эта система формировалась в условиях, когда цена на нефть была высокой и никаких внешних ограничений в отношении российской экономики не существовало. По мнению министра, поддерживать нужно тех, кто действительно нуждается, а не раздавать деньги поровну всем подряд. «Мы с советских времён по старинке всем по чуть-чуть нарезаем кусочками. Давно пора это поменять: тем, кто нуждается, дать больше, а кто не нуждается – зачем им от государства получать какие-то социальные пособия?» Пока в этой сфере не изменится сама система распределения средств, выделять дополнительные средства бессмысленно, считает глава Минфина.

По данным Счётной палаты, которые озвучила в телеэфире глава ведомства Татьяна Голикова, за 10 месяцев текущего года реальные доходы граждан снизились на 1,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Это тревожит», – констатировала Татьяна Алексеевна. По её словам, сформированный бюджет нацелен на улучшение жизни граждан «вдолгую», то есть на обеспечение экономического роста, а как следствие – роста доходов населения.

Конечно, можно было бы пойти и по другому пути: например, попросить денег у МВФ. Но это мы уже проходили и знаем, что за деньгами последуют требования, в том числе политические. «Мы на это никогда не пойдём. Это подрывает устои государства», – заявил Антон Силуанов.

Скромность – залог стабильности?

Нельзя забывать, что внешнеэкономическая ситуация для России по-прежнему остаётся непростой: цена на нефть непредсказуема, кроме того, возможно введение в отношении нашей страны новых санкций и ограничений.

Татьяна Голикова: Чтобы появился город-сад, нужно работать«На нас могут обижаться, что мы, может быть, скромны по наращиванию расходов. Но эта скромность диктуется внешнеполитической ситуацией, которая может заставить нас оперативно реагировать. Эта оперативность заложена в бюджет», – объяснила Татьяна Голикова.

Стоит отметить, что начиная с 2018 года в бюджете вновь заложено накопление средств в резервном фонде. «Страну, которая имеет резервы, уважают», – убеждена глава Счётной палаты.

Антон Силуанов утверждает, что предлагаемая бюджетная политика станет сдерживающим элементом в отношении установления для России каких-то внешних ограничений. «Бюджет подготовлен с учётом возможного ухудшения ситуации с санкциями и имеет запас прочности», – подчеркнул Силуанов.

Режим санкций, как оказалось, в значительной степени поспособствовал развитию внутренней экономики, сельского хозяйства. В этом году доходы от экспорта зерна и продуктов питания из нашей страны превысили доходы от экспорта вооружений. Задача государственной власти, правительства – создать условия для развития промышленности и бизнеса внутри страны. Здесь речь не только о бюджете – как известно, бюджет – всего лишь один из инструментов экономической политики. Например, Минфин готовит предложения по изменению налоговой системы, которая должна будет стимулировать развитие бизнеса, открытие новых производств.

Надо сказать, что кое-какие позитивные изменения уже становятся заметны: снизилась инфляция, пошли в рост инвестиции. Процесс это долгий, и на быстрый результат здесь вряд ли можно рассчитывать. Другое дело, что экономический климат в стране зависит не только от федерального бюджета. Есть ещё бюджеты регионов, и в эффективности их использования финансисты видят ощутимый резерв, не требующий никаких дополнительных вложений.

Пора учиться управлять!

Татьяна Голикова: Чтобы появился город-сад, нужно работать«К сожалению, мы фиксируем слабое управление финансовыми ресурсами регионов, – посетовала Татьяна Голикова. – Если на федеральном уровне мы более или менее научились этой системой управлять, то ситуация во многих регионах пока удручающая».

И дело здесь не только в том, что целый ряд субъектов РФ оказался в ситуации, когда почти треть доходов уходила на выплату процентов по кредитам. После известного заседания президиума Госсовета в Ульяновске (22.09.2017 – profiok.com), где на проблему обратил внимание Владимир Путин, всё поменялось: сроки возврата бюджетных кредитов продлены, коммерческие кредиты реструктуризированы. Подразумевается, что высвободившиеся средства регионы направят на развитие и на решение социальных задач.

Парадокс: вроде бы, деньги есть, но в их эффективном расходовании никто не уверен. Нет, речь не о хищениях и растратах, хотя такие случаи, конечно, встречаются. Но, по словам Татьяны Голиковой, гораздо более существенные потери происходят из-за неэффективного управления и непрофессионализма управленцев.

Судя по всему, именно этим были вызваны многочисленные губернаторские отставки, прокатившиеся по стране этой осенью. «Пришли молодые ребята, желающие показать, на что они способны и на что способна экономика их регионов с новым менеджментом, – пояснил Антон Силуанов. – Субъекты должны научиться зарабатывать, а не получать манну небесную из федерального центра. Для этого нужно приложить усилия: сформировать условия для бизнеса, привлечь инвестиции, создать новые рабочие места».

Стоит ли говорить, что от профессионализма конкретного управленца и его команды могут напрямую зависеть результаты работы целого ведомства или корпорации. Татьяна Голикова привела пример с передачи администрирования взносов для пенсионного фонда, фондов медицинского и социального страхования налоговой службе. В период с января 2017 года сборы выросли на 8,6 процента, попутно была ликвидирована недоимка в 100 миллиардов рублей. «Мы знаем, почему! Потому что человек, который там сидит, работает», – так прокомментировала Голикова впечатляющие результаты работы руководителя ФНС Михаила Мишустина.

Юрий Смыслов«Вряд ли кому-то нужно объяснять, что эффективность работы компании, организации, даже субъекта РФ напрямую зависит от эффективности системы управления, – считает заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Безусловно, не последнюю роль играют личные качества менеджера, но без отлаженной системы прогнозирования, планирования, контроля, мониторинга рисков и своевременного их нивелирования, без использования инструментария проектного управления говорить об эффективности невозможно в принципе. Руководители предприятий ОПК, с которыми мы работаем (слушатели спецкурса для руководства и кадрового резерва ОПК «Стратегическое управление» – profiok.com), нередко отмечают, что даже понимание принципов работы современных управленческих инструментов, не говоря уже о полноценном внедрении тех или иных систем, заметно повышает качество работы. Команда начинает мыслить в одной парадигме, обращать внимание на одни и те же факторы, расставлять приоритеты по одним и тем же принципам. Так что внедрение проектных принципов в работу правительства, министерств и ведомств, которым с некоторых пор занялось руководство страны, можно расценивать только позитивно. Кстати, буквально на днях Владимир Путин подписал указ, где чётко перечислены 24 параметра, по которым будет оцениваться эффективность работы губернаторов: это показатели рождаемости и смертности, оценка качества дорог, уровень оказания госуслуг, уровень безработицы, позиции субъекта РФ в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности, наличие условий для самореализации детей и так далее. Уверен, что как только этот механизм заработает, острые вопросы будут решаться не на очередной «Прямой линии», а непосредственно в регионе».

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=5378#ixzz4zoOyu14Y

Картина дня

наверх