На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

«Майданные флотоводцы»: Киев разрабатывает силовые сценарии в Азовском море

Звериная тактика

15 августа 2018 г. замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука заявил, что в связи с «российской блокадой» Азовского моря власти Украины могут обратиться в Совбез ООН или в НАТО с просьбой предоставить морской военный конвой для сопровождения гражданских судов, тогда как 12 августа 2018 г.

он уже допускал возможность одностороннего применения силы для «разблокирования» Азовского моря.

Однако при этом чиновник из МинВОТ промолчал как о действующем запрете на вхождение в Азовское море иностранных военных кораблей без взаимного согласия Москвы и Киева, так и о том, что российская сторона не нарушает нормы международного права при досмотре гражданских судов, о чем публично заявляли представители Госпогранслужбы и МИД, что само по себе ставит вне закона разрабатываемые «майданными флотоводцами» силовые сценарии в нашем внутреннем море.

Официальный Киев может обратиться в Совет Безопасности ООН или в НАТО с просьбой предоставить морской военный конвой для сопровождения судов в Азовском море, заявил замминистра по вопросам временно оккупированных территорий в эфире телеканала «112 Украина».

«Теоретически можно рассматривать две вероятные версии. Первая - это обращение в Совбез ООН с просьбой о морском конвое. Вторая версия, она менее вероятная, с моей точки зрения, это применение сил НАТО для сопровождения», - сказал Г. Тука, после чего тут же признал, что рассчитывать на помощь натовских вооруженных сил он бы не стал.

Вместе с тем ранее в интервью изданию «Апостроф» чиновник из МинВОТ сообщил, что руководство Украины изучает силовой сценарий «разблокирования» ситуации в Азовском море.

«Ситуация очень сложная, но я не могу сказать, что мы его потеряли. Я не готов обнародовать определенные сценарии, которые мы сейчас изучаем, в том числе применение силы относительно разблокирования. Вопрос очень сложный. И я просто не хотел бы сейчас, не имея определенного решения, рассказывать о предстоящих действиях», - заявил он.

По его словам, Россия откровенно злоупотребляет своим правом, задерживая суда в Азовском море.

«Согласно существующим нормам, действительно и украинские, и российские силовые структуры имеют право останавливать и осматривать корабли. Ограничений не существует. Речь идет не о нарушении права, а о злоупотреблении правом. Это абсолютно разные вещи. Мгновенного решения не существует, но надо в этом направлении работать. И мы будем работать», - резюмировал Г. Тука.

Как известно, правовой статус Азовского моря регламентирован Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г., согласно которому «Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины» (ст. 1).

В этой связи нормами межгосударственного договора определено, что «Военные корабли и другие государственные суда третьих государств, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой Стороной» (ст. 2).

А это значит, что ни один военный корабль НАТО не может зайти в акваторию Азовского моря для сопровождения следующих в украинские морские порты гражданских судов без согласия российской стороны, не говоря уже о том, что любые попытки провести через Совбез ООН юридически обязывающую резолюцию о конвоировании иностранными военными кораблями торговых судов в Азовском море будут заблокированы Россией.

При этом Россия действительно ужесточила правила досмотра следующих через Азовское море судов в порты Мариуполя и Бердянска в апреле 2018 г.

Формально это было сделано с целью обеспечения безопасности при строительстве Крымского моста, предотвращения попыток проникновения лиц, причастных к международным террористическим и экстремистским организациям, незаконных мигрантов, контрабандного перемещения оружия, боеприпасов и обеспечения безопасности мореплавания.

Однако усиление мер безопасности началось после состоявшегося 25 марта 2018 г. задержания украинскими пограничниками крымского рыболовецкого судна «Норд», которое под российским флагом осуществляло вылов рыбы в Азовском море.

Рыбаков обвинили в незаконном пересечении границы и оштрафовали, а в отношении капитана возбудили два уголовных дела. Восемь из 10 членов экипажа (все - граждане РФ, жители Керчи) до сих пор находятся на территории Украины: капитан - под домашним арестом, а остальные просто не могут покинуть страну, так как майданные власти отказываются признавать их российское гражданство.

В этой связи Россия не только ужесточила правила досмотра идущих в украинские порты гражданских судов, но также усилила контроль над собственными рыболовецкими судами в Азовском море: теперь там постоянно дежурят пограничные катера, а рыбаки должны ежедневно сообщать им о своих передвижениях.

В то же время российские власти особо подчеркнули, что проверки иностранных морских судов проводятся в соответствии с международным морским правом, при этом замечаний и претензий со стороны иностранных судовладельцев к российским пограничным органам не поступало.

Причем заявление российской стороны, как ни парадоксально это прозвучит на фоне русофобской политики Киева, подтвердили сами же майданные власти: 9 июля 2018 г. пресс-секретарь Госпогранслужбы Олег Слободян заявил, что при досмотре судов в Азовском море «россияне ничего не нарушают», после чего 21 июля 2018 г. аналогичную позицию озвучила замглавы МИД по вопросам евроинтеграции Елена Зеркаль, заявив, что действия российской стороны «фактически не противоречат международному морскому праву».

Россия не задерживала никаких судов в Азовском море, а только останавливала для осмотра, что является законным, сообщил «Украинской правде» пресс-секретарь Госпогранслужбы О. Слободян, комментируя заявление заместителя председателя Верховной Рады Оксаны Сыроид о задержании ФСБ России 7 судов на Азове.

«На самом деле речь идет не о задержании, а о досмотре судов. Осмотры судов РФ осуществляет, начиная с апреля месяца. И Госпогранслужба не раз акцентировала на этом внимание», - сказал он.

О. Слободян подчеркнул, что упомянутые 7 судов представители береговой охраны РФ останавливали для осмотра.

«В данном случае РФ продолжает осматривать суда, идущие в и из украинские порты на Азовском море. В этой ситуации мы заложники Соглашения о сотрудничестве между Украиной и Россией в Азовском море и в Керченском проливе», - пояснил О. Слободян.

Он уточнил, что согласно этому соглашению, Азовское море является морем внутреннего пользования для Украины и России.

«Поэтому любая из сторон может свободно передвигаться по всему бассейну моря и соответственно осматривать те суда, которые вызывают подозрение, или по каким-то другим причинам. Другое дело, что сейчас РФ использует этот досмотр судов как элемент политического и экономического давления на Украину. Но они не задерживают эти суда, они их просто осматривают, после чего суда следуют дальше своим курсом. Формально россияне ничего не нарушают», - сказал О. Слободян.

В то же время представитель пограничного ведомства н добавил, что Украина также досматривает суда, которые идут в или из России. «Мы проверяем те суда, которые следуют рекомендованными курсами, или те, которые находятся вблизи от берега материковой Украины. Но наши мощности сил морской охраны существенно уступают мощностям погранслужбы РФ», – сказал О. Слободян.

В свою очередь, комментируя в эфире «5 канала» ситуацию в Азовском море, замминистра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Е. Зеркаль заявила, что «вопрос Азова» в настоящее время имеет «искусственно созданное обострение в информационном поле», а действия россиян «фактически не противоречат международному морскому праву».

«Сейчас есть искусственно созданное в информационном поле обострение вопроса Азова. Он всегда существовал. Военное присутствие в Азовском море россиян больше нашего, это понятно. По всем канонам международного морского права военные корабли имеют право останавливать гражданские корабли для осмотра. Для этого не нужны никакие мандаты – ничего», - сказала она.

По ее словам протест на действия россиян в Азовском море можно заявить в случае жалоб капитанов и судовладельцев.

«Если это не превышает разумный срок задержания, нет жалоб от капитанов, судовладельцев, у нас есть возможность сказать лишь, что мы считаем. На основании чего? На основании информации в СМИ, что есть проблема с задержанием кораблей. Если у нас будут материалы, которые позволяют нам заявить протест против задержания, мы будем этим пользоваться», - подчеркнула она.

При этом Е. Зеркаль подчеркнула, что в настоящее время жалоб от капитанов и судовладельцев на действия россиян нет.

Следовательно, когда замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Г. Тука грезит о«разблокировании» Азовского моря либо силами ВСУ, либо же силами НАТО, попутно обвиняя Россию в мифическом«злоупотреблении правом» в Азовском море, то тем самым он демонстрирует собственную некомпетентность в этом вопросе, поскольку с юридической точки зрения никакой «российской блокады» не существует в природе.

И это публично признают даже майданные чиновники: по словам пресс-секретаря Госпогранслужбы О. Слободяна, украинские пограничники также досматривают торговые суда, следующие в российские порты, но при этом никто в России не обвиняет официальный Киев в «блокировании» Азовского моря, требуя на этом основании провести военную операцию по «разблокированию»морского судоходства.

В то же время эта история имеет и политический подтекст: очевидно, что российская сторона использует заложенные в двухстороннем договоре о статусе Азовского моря правовые механизмы для оказания дипломатического давления на майданные власти с целью освобождения незаконно удерживаемых на украинской территории российских моряков и для предотвращения аналогичных конфликтных ситуаций в будущем.

И киевские власти теперь поставлены перед выбором: отпустить задержанных российских моряков, впредь отказавшись от политики «государственного пиратства», либо быть готовыми к дальнейшему ограничению или же полному перекрытию коммерческого судоходства через Керченский пролив под различными предлогами, в том числе из-за необходимости обеспечить безопасность российских граждан в условиях экстремистской политики майданных поводырей.

И тогда можно будет слать челобитные хоть в НАТО, хоть в ООН, хоть в Лигу сексуальных реформ, только никто ничем не поможет, поскольку нормами межгосударственного соглашения Украины и России однозначно определено, что все спорные вопросы «разрешаются путем консультаций и переговоров, а также другими мирными средствами по выбору Сторон» (ст. 4).

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх