На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Новая норма для малого бизнеса. Фриц Морген

 



Не могу сказать, что малый бизнес стал сейчас жить хуже, чем, скажем, 10-15 лет назад. Про девяностые не вспоминаю — тогда малый бизнес напоминал скорее лихие приключения хоббитов, нежели нормальную работу. В начале нулевых однако уровень коррупции и бандитизма снизились до того уровня, когда умение считать деньги стало более важным, нежели умение договариваться с разными тёмными личностями.

Те годы (начало нулевых) отличались, с одной стороны, общей бедностью клиентов и заказчиков, а с другой стороны — низкими зарплатами сотрудников и недоразвитым рынком. Конкуренция практически во всех отраслях была очень низкой, что позволяло накручивать на товары и услуги от души: так, чтобы покрыть любые свои ошибки.

Дальше денег в стране постепенно становилось больше, конкуренция также увеличивалась... а потом грянул кризис 2008 года, и для сохранении прежнего уровня дохода бизнесменам пришлось прикладывать гораздо больше усилий. Если в 2007 году можно было сделать работу тяп-ляп, и получить за неё тысячу рублей, то в 2010 году за ту же тысячу рублей приходилось уже делать всё быстро и хорошо.

Осложнение отношений с Западом, которое особенно наглядно проявилось во время Украинского кризиса, только усугубило ситуацию. Денег стало ещё меньше, а упахиваться за них пришлось ещё сильнее.

Конечно, в разных отраслях ситуация была разной. Так, например, распространение торговых сетей выжгло катком целые сегменты малого бизнеса — в силу разных причин, конкурировать с торговыми сетями большая часть предпринимателей не умела и не могла. С другой стороны, резкое снижение курса рубля позволило некоторым начать производство товаров, которые раньше производить было невыгодно. 

Однако мы сейчас обсуждаем малый бизнес — а малый бизнес обычно работает только внутри своего города или региона, и конкурирует не с условным Джоном из Америки, а со своим же собратом-предпринимателем, живущим на соседней улице.

Некоторые полагают, что текущие сложности — временное явление, что скоро они закончатся, и мы вернёмся в сытый 2007 год. Замечу на это следующее.

Во-первых, память обманчива. Несмотря ни на какие кризисы, сейчас, в 2016 году, мы в среднем живём лучше, чем в 2007. Простой пример: мы привыкли думать, будто бензин постоянно дорожает, а зарплаты постоянно падают или стоят на месте. Тем не менее, в 2007 году на одну среднюю зарплату в России можно было купить 570 литров бензина, в 2016 году — 950 литров. Такой вот парадокс:

http://ruxpert.ru/Зарплаты_в_России

Я ни в коем случае не хочу сказать, будто мы живём сытно и богато, как глянцевые шведы из туристических проспектов. Вовсе нет — жизнь в России достаточно тяжела, в том числе и с чисто финансовой точки зрения. Однако доходы малого бизнеса обычно напрямую привязаны к средним зарплатам в стране, а средние зарплаты в России за последние 10 лет существенно выросли.

Таким образом, возвращаться в условный 2007 год нет особого смысла: жить будет легче, но... не прибыльней. Когда знакомые бизнесмены начинают жаловаться мне на жизнь, я прошу их вспомнить, на чём они ездили и где жили в 2007 году. У двух третей на этом жалобы заканчиваются.

Второй момент. Все эти годы в России развивалась инфраструктура для бизнеса. Бардака в целом стало меньше, купить разные нужные для бизнеса инструменты стало легче. Качество в среднем значительно выросло — какую бы отрасль народного хозяйства мы ни взяли. Я помню, 10 лет назад официанты в Петербурге еле шевелились, внешне многие рестораны были больше похожи скорее на дешёвые рюмочные, а вкус еды оставлял желать много лучшего. Сейчас среднее качество обслуживания возросло очень сильно — и это касается практически всего, от ремонта мобильных телефонов до пресловутой установки пластиковых окон.

Третий момент, который напрямую вытекает из первого. Люди научились нормально работать — и если даже волшебная фея вернёт завтра экономику в 2007 год, ваши конкуренты от этого не растеряют своих навыков. Клиенты не будут кушать вашу вчерашнюю солянку, любуясь при этом вашим кислым рылом — так как в заведении напротив дружелюбные официантки угостят их вкусным обедом, причём, что характерно, за цену ещё и ниже вашей.

В общем, коллеги, ситуация изменилась. Возврата обратно ждать не стоит — привыкайте к новой норме.

(На всякий случай оговорюсь, что я живописую ситуацию на текущий момент, на конец 2016 года. Развитие новых технологий, а также некоторые события могут сделать мои построения неактуальными. Есть, например, сценарии, при которых в Россию массово хлынут инвестиции с Запада... к добру это в итоге не приведёт, но несколько жирных лет у нас с вами тогда вероятно будут).

Идём дальше. Кто же сможет нормально жить и работать при этой новой норме?

Начнём снова с 90-х годов. Типаж успешного кооператора конца восьмидесятых и первой половины девяностых годов — лихой авантюрист, любящий и умеющий рисковать. Важный момент: я не говорю сейчас ни о людях с «советскими» связями, ни о бандитах — там совсем другие истории. Я говорю о тех, кого дурманящий воздух свободы заставил сменить куртку слесаря на кожаную куртку успешного ларёчника. Сами в своих ларьках авантюристы обычно не сидели — им было не до того. Они покупали и продавали всё подряд, следя за тем, чтобы наваривать на каждой сделке не меньше 50%.

К середине тысячелетий авантюристы в массе своей или успокоились, морфировав в эдаких ленивых рантье, или поразорялись. Им на смену пришли хитрые жуки: «знающие жизнь» тёртые ребята, исповедующие принцип «не обманешь, не продашь». Сверхприбыли их конторы уже не приносили, вырасти в несколько раз за год уже не могли. Заниматься всем подряд хитрые жуки также уже не могли: они сидели эдакими надзирателями в своих офисах, следя за тем, чтобы сотрудники поактивнее работали и поменьше воровали.

Сейчас естественный отбор отправляет на пенсию и этих хитрых жуков. Успешнее всего выживают — как ни пафосно это звучит — как раз те предприниматели, про которых нам рассказывали либералы во время горбачёвской Перестройки. Труженики и мастера, которые не стесняются лично встать за прилавок или взять в руку гаечный ключ.

Представьте себе обычную кафельную плитку, и несколько бригад, которые её кладут.

Условный авантюрист берёт с клиента предоплату (побольше), находит мастеров (подешевле) и, положив себе в карман половину денег, уходит. Дешёвые мастера делают всё плохо и медленно, но авантюриста это не волнует — он уже в другом месте, берёт предоплату на организацию корпоративной вечеринки.

Условный «хитрый жук» берёт у клиента деньги, приводит к нему своих плиточников, и стоит у них над душой, наблюдая, чтобы те особо не прогуливали и не косячили. Себе в карман он кладёт уже не так много, процентов 20 от общей суммы. Больше не получается: конкуренция не даёт ни задирать цены, ни опускать зарплаты.

Условный «мастер» берёт у клиента денег и... кладёт плитку самостоятельно, причём ровно и качественно — так как по-другому он просто не умеет. Деньгами он делится с помощниками, которые замешивают раствор и выполняют прочие вспомогательные работы. Заказчик остаётся весьма доволен результатом и рекомендует мастера своим знакомым.

Теперь представьте себе мощный пресс конкуренции, который давит на рынок сверху. Кого естественный отбор вышвырнет с рынка?

Очевидно, «авантюристов» и «хитрых жуков». Они банально не смогут конкурировать с «мастерами» по качеству и цене. Нет, за счёт личного обаяния, за счёт умения пролезть без мыла в каждую дырку, при помощи талантов руководителя и навыков точного планирования некоторые смогут кое-как выживать среди «мастеров». Однако основную долю рынка через какое-то время неизбежно захватят именно «мастера» — что, повторюсь, мы с вами сейчас и наблюдаем в России.

Подведу итог

Сейчас, в 2016 году, стратегия «работай качественно и постоянно учись» по-прежнему актуальна. Вернусь к кафельной плитке, хорошо знакомой каждому бизнесмену материи. Есть работники, которые и в предпенсионном возрасте кладут плитку криво и косо — так, что она через полгода начинает осыпаться. Есть работники, которые постоянно пытаются сделать хорошо, и которые через несколько лет набивают руку достаточно, чтобы при той же скорости работы делать всё близко к идеалу.

Первые (халтурщики) часто сидят без денег. У вторых работа есть почти всегда — причём с зарплатой, как правило, выше средней.

Так вот. Сейчас эта стратегия — «работай качественно и постоянно учись» — становится актуальна не только для рядовых строителей, но и для практически любого малого бизнесмена. Если вы собираетесь лезть наверх, в средний или крупный бизнес, вам, возможно, эта стратегия и не пригодится. Но если вы хотите извлекать хорошие деньги из своей булочной или автомастерской, стратегия «работай качественно и постоянно учись» будет, пожалуй, самой надёжной.

PS. Это двадцать третья статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России
 

 Фриц Моисеевич Морген (fritzmorgen

 

Картина дня

наверх