На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Снижение бедности – наш ключевой индикатор. Топилин в Госдуме

В рамках «правительственного часа» в Госдуме 20 марта обсуждались меры, которые предпринимает кабмин для повышения уровня жизни и доходов граждан. С докладом выступил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

О том, почему пенсионеры не ощущают роста пенсий, а работающие граждане – роста зарплат, зачем изменяют методику расчёта граждан и какое слово в ходе «парламентского часа» звучало чаще других, рассказывает портал profiok.com.

Как победить бедность?

О чём бы ни заходил разговор в ходе «правительственного часа», рано или поздно в нём упоминалась бедность российских граждан и необходимость её снижения. В стенограмме двухчасового мероприятия слово «бедность» встречается 45 раз: значит, оно звучало чаще, чем раз в три минуты. Напомним, что в майском указе Владимира Путина к национальным целям отнесены обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение уровня бедности в два раза. «Это наш ключевой индикатор, который мы обязаны выполнить», – признал Максим Топилин.

По статистике Минтруда, 23 процента бедных семей – это семьи с детьми. Иными словами, если осуществлять меры по улучшению положения семей с детьми, то, по мысли Топилина, должна автоматически улучшиться картина с общим уровнем доходов граждан. Другой «точкой приложения усилий», по словам министра, должны стать сельские территории, где уровень доходов традиционно ниже, чем в городах.

Максим Топилин сообщил о старте пилотного проекта в ряде российских регионов. В рамках этого проекта предполагается «дойти до конкретных семей», то есть сопоставить общую статистику с реальной картиной и выяснить, какие именно сложности испытывает каждая семья, оказавшаяся за чертой бедности. После этого для каждой семьи будет разработан своего рода индивидуальный план по выходу из кризисной ситуации.

Аналитиков Минтруда насторожило следующее: количество людей, которые обращаются за социальной помощью, в среднем в два-три раза ниже, чем число семей, которые статистически отнесены к низкодоходным. Возможно, люди не знают о возможности получения помощи или у них не получается оформить необходимые документы. Впрочем, не исключены и другие варианты, например, какие-то неучтённые доходы.

Что касается семей, действительно оказавшихся за чертой бедности, то причины везде разные. Где-то невозможно найти работу, кому-то не хватает образования, многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами, очевидно, нужны какие-то субсидии и льготы. Отличие этого подхода от того, что делалось раньше, состоит в том, что помочь бедной семье предлагается не только за счёт выплат из бюджета, но и за счёт программ переобучения, помощи в развитии малого бизнеса или подсобного хозяйства. Иными словами, бороться предлагается с причинами, а не со следствием.

Правда, пока новая система отрабатывается в пилотных регионах, в федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография» никаких новых мероприятий не заложено. Аудитор Счётной палаты Светлана Орлова обратила внимание на этот факт и отметила, что федеральный проект «нуждается в доработке».

Снижение бедности – наш ключевой индикатор. Топилин в ГосдумеПо мнению экспертов Счётной палаты, это системная проблема. Например, госпрограмма «Содействия занятости» не содержит целей по повышению уровня жизни граждан, тогда как в документе под названием «Основные направления деятельности правительства РФ» она перечислена среди программ, направленных на повышение уровня жизни. В госпрограммах «Социальная поддержка граждан» и «Доступная среда» рост благосостояния граждан фигурирует в целях, однако никаких целевых показателей, связанных с уровнем жизни, в этих госпрограммах нет.

«Подобный подход представляется неправильным, поскольку показатели госпрограммы должны отражать реальные изменения в качестве и уровне жизни соответствующих категорий граждан», – подчеркнула Светлана Орлова.

По данным Росстата, в 2016 году уровень бедности достиг показателя 2007 года и больше не менялся.

«Ситуация с бедностью остаётся непростой, – резюмировала Орлова. – Меры, уже принятые в целях борьбы с бедностью, не доводятся до логического завершения. В настоящее время Минтрудом не принята методика оценки нуждаемости и установление её критериев при предоставлении регионами и муниципалитетами мер социальной поддержки».

Депутат Олег Нилов из «Справедливой России» напомнил, что перед правительством стоит задача «не только бороться с бедностью, но и победить её». Парламентарий поинтересовался, если в министерстве труда конкретный план действий и сколько миллионов наших граждан перестанут быть бедными в текущем году.

По словам Топилина, если в 2017 году за чертой бедности находилось 13,2 процента населения, то по 2018 году эта цифра снизится ориентировочно до 12,7 процента. Министр выразил уверенность, что в текущем году положительная динамика сохранится.

Правда, по-прежнему стоит вопрос о методике подсчёта числа бедных. По мнению многих парламентариев, здесь всё упирается в регулярное обновление размера потребительской корзины, от которого зависят, в частности, прожиточный минимум, пенсии и МРОТ. Согласно действующему законодательству, потребительская корзина будет пересчитана только 1 января 2021 года.

Как улучшить жизнь пенсионеров?

Снижение бедности – наш ключевой индикатор. Топилин в ГосдумеРеформа пенсионной системы, с таким трудом проведённая правительством в прошлом году, пока не принесла ощутимых результатов. Об этом говорили практически все выступавшие.

Отчасти причины объективные: быстрого результата проведённая реформа не могла дать в принципе. Но есть и объективные задачи, на решении которых ещё только предстоит сосредоточиться.

Светлана Орлова напомнила, что ещё в 2013 году в стратегии долгосрочного развития пенсионной системы говорилось, что коэффициент замещения трудовой пенсии по старости должен составлять не менее 40 процентов утраченного заработка. Такой подход соответствует 102-й Конвенции Международной организации труда, которую Россия ратифицировала в 2018 году. «Достижение этого ориентира требует большой работы, но только проделав её, мы сможем выполнить обязательства перед пенсионерами, не допустив их попадания в бедность», – отметила Орлова.

Кроме того, по мнению Счётной палаты, затянулась пауза в решении судьбы накопительных пенсий: на сегодня средний размер накопительной пенсии составляет 900 рублей, что никак не влияет на материальное положение пенсионеров.

Максим Топилин поблагодарил депутатов Госдумы за оперативную работу над законопроектом об изменении системы индексации пенсий. Министр заверил, что выплаты по новому порядку начнут производиться уже с мая.

Кроме того, недавно была принята поправка к закону, определяющая единый порядок расчёта прожиточного минимума для пенсионеров, проживающих в различных регионах. Дело в том, что в трети регионов этот показатель искусственно занижался, соответственно, пенсии не индексировались в достаточной степени. Теперь пенсии будут пересчитаны, причём задним числом, так что пенсионеры сразу заметят эту прибавку.

Снижение бедности – наш ключевой индикатор. Топилин в Госдуме«Когда простой рядовой неработающий пенсионер реально ощутит увеличение своей пенсии?» – задал прямой вопрос министру Игорь Сапко («Единая Россия»).

«Мы считаем, что эта работа сейчас ведётся», – ответил министр, посетовав, что «некое увеличение цен» в начале года несколько смазало эффект. Тем не менее, первая индексация составила 7,05 процента, и это в полтора раза выше прошлогодней инфляции. Иными словами, увеличение небольшое, но всё же есть.

Что касается граждан предпенсионного возраста, то им, похоже, предлагают пока не думать о пенсиях и заняться получением новых профессий, востребованных на рынке труда. В 42 регионах начато обучение предпенсионеров по программе «Старшее поколение». В течение ближайших шести лет планируется переобучить около 450 тысяч человек (не маловато ли на всю страну? – profiok.com).

Как поднять доходы работающих граждан?

Снижение бедности – наш ключевой индикатор. Топилин в Госдуме«Работающий человек не должен быть бедным», – заявил с думской трибуны Михаил Тарасенко, выступавший от фракции «Единая Россия». По его словам, «МРОТ, равный прожиточному минимуму, продуцирует бедность».

По мнению парламентария, необходима не индексация зарплат, которая в лучшем случае сохраняет покупательную способность населения на прежнем уровне, но никак её не увеличивает, а рост цены труда.

«Вроде бы средняя заработная плата растёт, но при этом доходы населения падают, как же так?» – задал вопрос Олег Шеин («Справедливая Россия»). Вопрос оказался риторическим, поскольку парламентарий тут же озвучил очевидный ответ. Статистика собирается по «официальному» сегменту экономики, где нужных цифр добиваются за счёт сокращения работников и перераспределения фонда оплаты труда между оставшимися сотрудниками.

Снижение бедности – наш ключевой индикатор. Топилин в Госдуме«Пять лет доходы населения падают, в связи с чем принято принципиальное решение об изменении методики расчёта этих самых доходов, – заметил парламентарий. – Я полагаю, это будет самый главный вклад правительства РФ в преодоление бедности».

Шеин обратил внимание на тревожный симптом в виде роста кредиторской задолженности. По его словам, граждане попытались затянуть пояса, но одежда снашивается, бытовая техника выходит из строя, поэтому люди начинают жить в долг. «В среднем у гражданина РФ доходы превышают расходы на 336 рублей, это полная яма», – заключил Шеин.

Парламентарий уверен, что решением проблемы может стать введение прогрессивной шкалы налогов, а также снижение пенсионного возраста, поскольку сейчас даже молодёжь с трудом находит работу, а значит, люди предпенсионного возраста на рынке труда не нужны совсем.

Да и у молодёжи с поиском работы всё складывается не очень гладко. По официальным данным, средний уровень безработицы в стране в 2018 году составил 4,8 процента. Это не очень много, но существующие рабочие места не всегда обеспечивают необходимый уровень дохода. По мнению представителя думского комитета по контролю и регламенту Дмитрия Сватковского («Единая Россия»), это следствие архаичности рынка труда, где не хватает высокотехнологичных, а значит, и высокооплачиваемых рабочих мест (кто же мешал выполнять майский указ 2012 года? – profiok.com).

Заметим, что многие из прозвучавших вопросов стоит задать не Максиму Топилину, а правительству в целом. «Мы прекрасно понимаем, что действующее правительство в этом направлении работать не будет, здесь требуется совершенно другая государственная политика», – заключил Олег Шеин.

Система барахлит…

Стоит отметить, что Максим Топилин учёл печальный опыт своего коллеги, министра экономического развития Орешкина, которого пару недель назад позорно прогнали с «правительственного часа» из-за отсутствия конкретики.

При подготовке доклада в Госдуме Топилин встречался со всеми думскими фракциями. Все вопросы, переданные в Минтруда из Госдумы, нашли отражение в докладе, так что неожиданных для него вопросов в ходе «правительственного часа» не было. Соответственно, в ответах звучали конкретные цифры и сроки.

Кроме того, явно наметилась динамика в ходе реализации нацпроектов. К примеру, Топилин сообщил, что средства по нацпроекту «Демография» по всем составляющим проекта доведены до субъектов в полной мере. Более того, в регионах уже началось кассовое освоение этих средств: люди получают пособия, начато строительство детских садов и так далее.

Диалог парламентариев с министром проходил в рабочей, конструктивной атмосфере, и это не может не радовать. Наверное, «правительственные часы» всегда должны проходить именно так, а не в режиме «послушали – похлопали».

Однако решение основной задачи, о которой шла речь, – повышения уровня жизни граждан – требует комплексного подхода и реализации политики, выходящей далеко за рамки полномочий Минтруда.

«Мы с вами живём в уникальной стране, – отметил председатель думского комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР). – Огромное количество ресурсов, огромное количество трудолюбивых людей, огромное количество наработок, разработок, открытий, но при этом 20 миллионов людей у нас живут за чертой бедности. Исходя из того, что у нас происходит, можно сделать вывод, что система барахлит».

Снижение бедности – наш ключевой индикатор. Топилин в ГосдумеПо мнению Нилова, нужно прекратить сомневаться, что всё получится, и решать вопросы социальной сферы нужно как можно оперативнее, при этом анализируя все предложения, даже самые радикальные.

Парламентарий отметил, что когда нестандартные предложения звучат в Госдуме, чиновники отвечают, что на их реализацию нет денег. Однако деньги тут же находятся, стоит президенту спустя месяцы жёстко поставить похожую задачу.

«Невыполнимых задач нет», – согласился с Ниловым Максим Топилин, заверив, что совместными усилиями все задачи будут выполнены, в том числе задача по снижению бедности. А что ещё он мог сказать? Было бы желание работать над проблемой, а не над цифрами...



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=8494#ixzz5jAII3GxR

Картина дня

наверх