На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Что такое идеология с критериальных позиций? Часть 1

 

Предисловие

В статье на начало 2015 года на основе критериальной логики (См. Критериальный анализ) показаны ловушки сознания и обосновано понятие идеологии как общего оценочного поля государства – его критериального поля. Доминантное положение главного критерия в общей картине государства как системы приводит к важным результатам: идеология есть производная от такой идеи, которая, будучи главной оценкой, не принадлежит самой системе. При одной и той же внутренней структуре системы она может иметь совершенно разные идеологии. Также проиллюстрирована типичная ошибка логики реформаторов, берущая начало в пренебрежении фактом, что любое государство имеет подчинённость высшей идее. Не учитывается, что эта высшая идея иногда может быть сознательно выбрана лидером или лидерами страны по их воле. Но даже когда о ней ничего неизвестно, она всё равно существует и оказывает доминирующее из всех возможных идей воздействие на государство.

Немного об истине

Если следовать человеческой логике, то всестороннее описание явления или предмета даёт нам знание истины об этом явлении или об этом предмете. Понятие демократии полностью основано на такой логике, называемой предикативной (описательной) в отличие от рассматриваемой нами критериальной (оценочной) логики. Например, процедура демократии согласно предикативной логике требует всестороннее описание проблемы и принятия коллегиального решения. Но коллегиальность ещё не означает истинность. Принятие лидерами человечества за закон Природы ложной логической посылки о демократии как об истине в силу незнания законов Природы не освобождает, однако, человечество от негативных последствий.

Мы не будем углубляться в анализ предикативной логики и её фатальной ошибки. Тем более, что классическое понятие предикативности несёт в себе неопределённость предиката в отношении истины. Идущая от Аристотеля классическая трактовка истины как соответствия наших утверждений действительности относится к тому же ряду умозаключений и с современных критериальных позиций легко становится неистинной. Ибо за объективную действительность можно принять, и, как правило, принимается множество агрессивных проявлений людей, закрывающих Будущее человечеству. Мы же полагаем, что истина всегда работает на развитие, что не может быть истины конца света, есть ложный вариант пути, не имеющий продолжения во времени.

Идеология и идея как понятия логики языка

Во всех понятиях идеологии до начала нашего века отсутствует формулировка самого понятийного ядра, высшей идеи. Вот, например, одно из определений:

«Идеология является социально-философской категорией, обозначающей уровень общественного сознания и представляющей собой «систему политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности».

Ясно, что идеология происходит от какой-то главной идеи. Вот, например, об идеи:

«Идея (др.-греч. — видность, вид, форма, прообраз) в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. В философии — умопостигаемый и вечный прообраз реальности. В. И. Ленин рассматривал И. как высшую форму теоретического освоения действительности» (там же).

Не будем перебирать понятия идеи, данные разными исследователями и философами. Остановимся на критериальных требованиях к этому понятию, требующих проявления в понятии ядра целостности. Таковыми являются требования по заключению в понятии его вершины в виде главной его собственной оценки, или критерия, несущего его меру во всём понятийном поле языка. Без соотнесения меры понятия с общим мерным понятийным полем языка говорить о любом понятии невозможно. Другими словами предикативность логики от описания разных сторон предмета в ряду подобных предметов переходит к описанию ядра целостности понятия в общем поле целостности предметов.

Без оценочного первичного поля никакой язык существовать не может.

Главное в идеологии

Из всех функций идеологии остановимся на одной: «оценочной, позволяющей индивиду выбрать адекватные его социальным интересам ценности и нормы, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни» (см. первую ссылку).

Итак, мы считаем, что в идеологии главным является её оценочная функция. Тогда вопрос: «Откуда берётся её оценочное поле? Что его задаёт». Скорее всего, как кажется, оценочное поле происходит от высшей оценки главной идеи, пронизывающей всю иерархию оценок идеологии.

Значит, первый принцип: идеология как оценка иерархична, в каждом уровне иерархии оценки определяются главной, или высшей, оценкой, заключающейся в высшей идее.

Критериальная логика вносит в рассуждения всего лишь одну важнейшую процедуру: максимизацию высшей оценки. Причём, что парадоксально, высшая оценка, или, по-другому, высший критерий любой системы (критерий по-гречески означает оценку, меру, мерило) заставляет эту систему максимизировать себя за счёт соответствующих изменений координат и ресурсов системы. Другими словами, главный критерий системы – это её бог, который всегда заставляет систему работать на себя.

Этот принцип, принцип максимизации главного критерия, является вторым основным принципом идеологии.

В соответствии с законами Природы получается, что выбрав для себя высшую оценку как некую высшую идею, человек, даже не понимая, отдаёт свою жизнь на заклание, становится рабом этой высшей оценки, включает своим выбором природный алгоритм максимизации этой оценки за счёт своих действий. Он думает, что действует самостоятельно. Но это не так. Его жизнь всегда полностью подчинена этому алгоритму максимизации главной оценки за счёт своих действий.

Вот этот парадокс подчинения действий и мыслей человека алгоритму, независящему от него, и есть главное, что не присутствует в поле сознания апологетов. Выбранная людьми или государством главная идея автоматически включает алгоритм построения массовой идеологии как массового оценочного поля их жизни. Вот почему не бывает государств без идеологии, ибо любой правитель – даже коллективный – обязан выбрать или сформулировать принципы своего правления, в которых обязательно присутствует «печка» оценок, от которой он будет «танцевать».

Как найти идеологию

Просто так идеологию в обществе или в государстве не выбирают и не назначают. Она сама организуется после выбора лидерами государства главного критерия (главной идеи, главной оценки) и формирования в обществе элементов его максимизации. Чем эти элементы обозначаются? Силовыми структурами, судебной системой, системой выборов руководящих органов, финансовой и экономической структурой, производственными отношениями, законами и нормами морали и прочее. Они поддерживаются в отношениях между собой и с главным критерием в иерархическом оценочном поле автоматически, сами собой. В этом автоматизме и содержится главный парадокс работы критериев.

Чтобы определить, какая идеология действует в каком-либо обществе, нужно проанализировать, что же такого максимизируется в обществе его общественными, производственными, этическими, экономическими, религиозными и политическими институтами. То есть найти главную идею в виде главного критерия.

Вот это «что-то» (вещь, идея, смысл, оценка, параметр) и будет означать главную идею, от которой как от вершинной оценки вниз по иерархии оценок в каждой части общества будут производится оценки своего уровня. Хотим мы этого или не хотим, в данном случае настройка всего оценочного, то есть измерительного, поля пойдёт независимо от нашего желания по законам Природы. Да так, что главная оценка, главная мера, будет за счёт этого максимизироваться. Без её максимизации нет целостности общества (Этот вывод следует из теории систем).

Другими словами, гражданское общество объединяется и цементируется вот этой главной оценкой, даже неосознанно принятой членами общества.

Совокупность всего оценочного поля общества и будет составлять его идеологию. Любая оценка во всей иерархии оценок этого поля производит особую работу в материальном и сознательном мире общества – она всегда направлена на максимизацию вершинной идеи как главной оценки.

Что такое идеология с критериальных позиций? Часть 2

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх