На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Денис Мантуров: «Мы не можем оставить предприятия ОПК у разбитого корыта»

В августе текущего года глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров дал несколько развёрнутых интервью по вопросам развития отечественного промышленного сектора в ближайшей перспективе. Специалисты ЦЭРС ИНЭС проанализировали и сгруппировали основные тезисы руководителя Минпромторга.

Импортозамещение: цели и задачи

 

Россия уже два года живёт в условиях санкций и снижения курса рубля. Эти факторы заставляют промышленность страны учиться выживать и развиваться в режиме импортозамещения, создавая новые технологии или возвращаясь к утраченному опыту. При этом, подчёркивает Денис Мантуров, следует чётко понимать, что задача «вслепую заместить всё и вся» не ставится. Речь об импортозамещении уместно вести по отношению только к тем отраслям, продукция которых может быть успешно реализована не только на внутреннем, но и на мировых рынках, по двадцати таким отраслям есть соответствующие планы и проекты. Кроме того, необходимо наладить импортозамещение на тех производствах, которые связаны с национальной безопасностью. В первую очередь это касается продукции для ОПК, которая производится на Украине или в странах НАТО. В этой сфере, безусловно, должна быть обеспечена технологическая независимость. Денис Мантуров в интервью «Коммерсанту» пояснил, что в ряде случаев можно пробовать искать поставщиков в странах, со стороны которых в отношении России никаких ограничений нет. Но в некоторых ситуациях это нецелесообразно – как, например, в случае с производством оборудования для работы на шельфе.

Поскольку сроки реализации шельфовых проектов из-за сложной экономической ситуации затягиваются, было решено использовать это время и создать в этой области собственные компетенции. На эти цели уже выделены средства из государственной программы развития гражданской морской техники и Фонда развития промышленности.

Денис Мантуров: Мы не можем оставить предприятия ОПК у разбитого корытаГлава Минпромторга пояснил, что следует различать текущие отраслевые планы и политику импортозамещения, которая была заложена в государственных стратегиях и программах за много лет до присоединения Крыма и введения санкций. Утверждённые годом ранее отраслевые планы касаются, в первую очередь, продукции, производство которой необходимо наладить «с нуля». Поэтому итоги реализации этих планов, даже предварительные, подводить рано, первую отдачу министр рассчитывает ощутить не ранее 2017-2018 года. Тем не менее, в ряде сегментов целевые показатели по уменьшению доли импорта удалось превысить: это тяжёлое машиностроение, фармацевтика, автомобильная промышленность и другие отрасли.

В проекты импортозамещения в 2015 году было инвестировано 560 миллиардов рублей. Это не только бюджетные деньги, но и средства Фонда развития промышленности, собственные средства компаний и привлечённые кредиты. Помимо финансирования, Минпромторг оказывает компаниям и поддержку иного рода, связанную с регуляторными и административными механизмами. Это, например, вступающий в силу закон о стандартизации или ФЗ-44, регламентирующий государственные закупки.

Понятно, что мгновенного эффекта даже при солидном объёме финансирования ждать не приходится: существуют длинные инвестиционные и производственные циклы, создание новых технологий – вопрос явно не одного дня. Тем не менее, в целом по итогам 2015 года импорт промышленных товаров сократился на 40 процентов, а экспорт – вырос на 6 процентов (импорт-то сократился, но разве это означает, что эти товары заместили отечественными?  – profiok.com).

Судостроение

Денис Мантуров: Мы не можем оставить предприятия ОПК у разбитого корытаПо словам Мантурова (Денис Мантуров является председателем совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) – profiok.com), в работе Минпромторга в области судостроения есть два важнейших вектора: импортозамещение в военном кораблестроении и локализация производств в гражданском судостроении. Работа по этим направлениям позволит значительно уменьшить риски выполнения гражданских и военных отраслевых программ и обеспечить технологическую независимость отрасли. В текущем году, помимо прочего, акцент будет сделан на пассажирское судостроение, в частности, на строительство больших круизных лайнеров, которого никогда не было не только в России, но и в СССР. В целом ОСК ведёт планомерную системную работу по диверсификации портфеля заказов, расширение продуктовой линейки и увеличение как заказов в рамках ВТС, так и доли гражданской продукции.

Авиапром

Денис Мантуров: Мы не можем оставить предприятия ОПК у разбитого корытаВысокотехнологичное производство, каким является производство воздушных судов, в современных условиях может быть рентабельным только тогда, когда его продукция конкурентоспособна на мировом рынке. Все существующие авиакорпорации так или иначе интегрированы в международную кооперацию. Россия в этом смысле – давний и надёжный партнёр. Как сообщил Денис Мантуров (Мантуров – председатель совета директоров Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) – profiok.com), многие отечественные производители за последнее время «сильно прибавили в технологиях и в качестве» – а значит, могут доказать свою конкурентоспособность в международных проектах. Начать можно с производства комплектующих для отечественного ближнемагистрального самолёта SSJ-100.

Вообще SSJ-100 – это первый со времён распада СССР опыт продвижения российского гражданского самолёта на мировой рынок. По словам Мантурова, сейчас производство этого лайнера «вышло на требуемые темпы», и в текущем году будет произведено 26 новых самолётов. Лайнеры будут поставлены авиакомпаниям «Аэрофлот» и «Ямал». С ирландской компанией CityJet заключён контракт на лизинг 15 машин. Идёт процесс сертификации SSJ-100 в Китае, ведутся переговоры с Ираном, где из-за многолетних экономических санкций авиапарк давно устарел.

«Весь опыт, полученный при выводе на рынок SSJ 100, пригодится для продвижения и МС-21», – уверен Денис Мантуров. В отличие от «Суперджета», в МС-21 все ключевые компетенции будут отечественными, и доля российских комплектующих будет значительно больше. Сконструированный специально для МС-21 российский двигатель ПД-14, относящийся к новому поколению авиадвигателей, сейчас проходит интенсивные испытания. В начале 2017 года запланирован первый полёт нового авиалайнера, а к 2023 году, по словам Мантурова, можно рассчитывать на выход на производство до 70 машин в год.

«Главная задача в гражданском авиапроме – создавать конкурентоспособные на мировом рынке самолёты и вертолёты, привлекательные и для России, и для зарубежных авиакомпаний», – считает Денис Мантуров.

Станкостроение

Денис Мантуров: Мы не можем оставить предприятия ОПК у разбитого корытаЭто один из самых проблемных, по мнению Мантурова, сегментов промышленности, где в постсоветское время «мы много упустили». В 2014 году доля импорта составляла 90%, в настоящее время это 80%, а к 2025 году стоит задача снизить этот показатель до 40%.

«Невозможно заниматься всеми видами продукции: мы все-таки должны исходить из того, что имеет более массовый спрос. В эту нишу мы и направляем средства и ориентируем наши предприятия», – говорит Денис Мантуров. Иными словами, средства и усилия тратятся не просто на модернизацию производств, но и на смещение акцентов в сторону производства высокотехнологичного оборудования. В развитие отрасли инвестирует не только государство на этом рынке, заметил Мантуров, есть много «крупных частных игроков». Так, благодаря консолидации активов группой «Стан» количество произведённых и реализованных фрезерных обрабатывающих центров выросло в полтора раза, и это вполне конкурентоспособная продукция. Есть рост и по металлорежущим станкам – около пяти процентов. Не стоит думать, что наметившийся в станкостроении рост был достигнут в период с 2014 года. Денис Мантуров пояснил, что в прошлом году, наконец, проявился эффект от инструментов поддержки, которые работали на протяжении нескольких лет – соответствующая федеральная целевая программа по развитию технологического оборудования и т.д.

Есть у ведомства Мантурова и опыт привлечения зарубежных инвесторов с целью развития локализованных производств. Так, компания DMG Mori построила завод в Ульяновске, где будет производить обрабатывающие токарные и фрезерные центры. С компанией заключён так называемый специнвестконтракт (СПИК), в рамках которого предполагается открытие инжинирингового центра, где российские разработчики будут принимать участие в разработке оборудования на базе технологий компании.

Автопром

Денис Мантуров: Мы не можем оставить предприятия ОПК у разбитого корытаПо данным Дениса Мантурова, на сегодня 90% автомобилей, которые продаются на отечественном рынке, производятся на территории России – конечно, с разным уровнем локализации производства. «Это серьёзный мультипликатор: чем выше уровень локализации, тем больше добавленная стоимость для экономики, – поясняет Мантуров. – Поэтому мы всегда готовы идти по отношению к автопрому на максимальный компромисс. Если компания готова реализовывать с государством согласованный путь развития, всегда найдем решения для неё, потому что мы заинтересованы в этом сегменте автопрома».

Осенью текущего года Минпромторг представит обновлённую стратегию развития отечественного автопрома. По словам Мантурова, основным ориентиром станет глубокая локализация за счёт создания в России производства комплектующих. Объём производства вполне позволяет это сделать: в прошлом году в России было продано 1,6 миллиона машин, а объём производства комплектующих за первое полугодие текущего года вырос в денежном выражении почти на 10%.

Более того, Мантуров считает, что ситуация в стране сейчас такова, что Россия вполне конкурентна для организации производства автокомпонентов на экспорт – условия здесь подходящие «от коммунальных расходов до заработной платы». Ещё одно стратегическое направление – экспорт готовых машин. Помимо этого, необходимо заинтересовать компании не только в сохранении производств, но и в дальнейшем их наращивании. Предложения Минпромторга будут внесены в правительство уже в октябре 2016 года.

Глава Минпромторга убеждён, что ориентировать отрасль исключительно на российский рынок нельзя, нужно создавать механизмы, которые ориентировали бы российских производителей («как аутентичных, так и иностранных») на внешний рынок, тем более, что на сегодня создано мощностей намного больше, чем требует внутренний рынок. Теперь придётся думать о государственной поддержке автопроизводителей и их льготному кредитованию, чтобы они могли продвигать свою продукцию за пределы России.

О трёхлетней перспективе

Денис Мантуров: Мы не можем оставить предприятия ОПК у разбитого корытаВ бюджете на ближайшие три года, который сейчас обсуждают в правительстве, рост расходов на развитие промышленности предусмотрен не будет. Тем не менее, глава Минпромтога уверен, что рост промышленного производства возможен даже в таких условиях, ведь в развитии любой отрасли «по мере оздоровления экономики должны начинать доминировать рыночные механизмы». Мантуров пояснил, что в этом случае речь, конечно, не идёт об отраслях, «где у нас априори неравные отношения с зарубежными партнёрами».

В целом, по мнению Дениса Мантурова, 2017 год «должен быть более позитивным», поскольку «мы уже нащупали дно и должны двигаться вверх». К тому же правительство не прекратит поддерживать отечественную промышленность – видимо, объём финансирования будет «явно меньше, чем в прошлом и этом годах», но этих средств должно хватить на то, чтобы поддержать отрасли промышленности, «где задан хороший темп». Существенного роста уровня промышленного производства Мантуров не прогнозирует, но говорит о том, что по обрабатывающим отраслям промышленности «мы должны оказаться по крайней мере в положительной зоне», то есть показать рост более одного процента. В базовом сценарии прогноза на 2017 год этот параметр составляет 1,1%.

Особо стоит вопрос о дальнейшем развитии оборонно-промышленных компаний. Если в других отраслях экономики можно продать активы в частные руки просто с целью пополнить бюджет, то с оборонкой ситуация иная.

«Если правительство принимает решение по снижению объемов финансирования этого сектора, тогда нужно искать альтернативные решения, как сохранить динамику развития. Мы не можем, просто снижая гособоронзаказ и госинвестиции, оставить предприятия опять у разбитого корыта, как в 1990-е годы. Мы этого не допустим», – заявил Денис Мантуров.

Минпромторг не исключает возможности приватизации пакетов акций компаний. Более того, этот процесс уже идёт – в частности, он касается холдингов, входящих в ГК Ростех. Так, в руки частных инвесторов ушёл пакет акций концерна «Калашников», альянс «Рено-Ниссан» приобрёл контрольный пакет акций АвтоВАЗа, в процессе согласования находится продажа пакета акций «Вертолётов России».

О приватизации ОСК и УВЗ, ответил Мантуров на вопрос РИА Новости, речь сейчас не идёт. Однако, по мнению Дениса Мантурова, «на все активы без исключения нужно искать либо портфельных, либо стратегических инвесторов». Всем холдингам, по которым будет принято решение о приватизации, Мантуров предлагает искать внебюджетные источники, поскольку «бюджетные источники будут сжиматься, а программы развития предприятий нужно реализовывать».

Комментарий profiok.com

Юрий Смыслов«Минпромторг – пожалуй, одно из немногих ведомств, к работе которого нет каких-то глобальных претензий – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – В этом министерстве давно начали внедрять современные управленческие технологии, и видно, что чиновники Минпромторга не только контролируют ситуацию в подведомственном сегменте промышленности, но и осуществляют действия, обеспечивающие рост даже в столь непростых условиях.

Однако предприятиям ОПК вряд ли стоит целиком полагаться на государственную промышленную политику: времена, судя по всему, предстоят непростые, а объём ГОЗ начнёт сокращаться уже очень скоро. Многие руководители предприятий это понимают. Мы это видим хотя бы по наполненности групп интенсивного спецкурса для кадрового резерва оборонных предприятий «Стратегическое управление»: взрослые люди, у которых немало сиюминутных производственных проблем, осваивают навыки управления инновациями и проектного менеджмента, изучают кейсы в области маркетинга и финансового управления, делают наброски прорывных стратегий и подробно разбирают их с экспертами спецкурса. Это радует: с таким подходом руководства предприятий ОПК к развитию управленческих квалификаций будущее, несмотря на сложную экономическую ситуацию, видится в светлых тонах. Очевидно, что судьба предприятий отечественной оборонки в значительной степени будет зависеть не только от государственной политики и поддержки, но и от компетентности управленцев всех уровней, их готовности выстраивать стратегию в изменившейся реальности».

Фото: пресс-служба Минпромторга РФ, пресс-служба ЦЭРС.

 

 

 



Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3345#ixzz4J5qkzm5O

 

Рекомендуем
Популярное
наверх