На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • nyha
    Мудак! ты был им и СДОХНЕШЬРоссия резко вышл...
  • Анжела Курова
    Твой президент - Зеленский, Катюха хохлопидорок. А о нашем Путине можешь только мечтать).Курс йены видели ...
  • Владимир Алтайцев
    😀😀😀😀😀😀😀😀😀😀😀😀Генеральная уборк...

Домой, в Россию, с мешком на голове

Андрей Бородин. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Андрей Бородин. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Сбежавших банкиров следует возвращать принудительно и судить на родине

Эпоха торжества российских нуворишей в первом поколении, любителей роскошной жизни, кажется, подходит к концу. Накануне как минимум двое представителей этой социальной прослойки пропустили чувствительные удары со стороны закона.

Суды арестовали активы беглых банкиров — Андрея Бородина и Сергея Пугачева — в Великобритании и Франции. Олигархи лишились замков, вилл и яхт в разных частях света. При этом оба выдают себя на Западе за жертв политических репрессий, в связи с чем «педагогический» эффект от конфискации сомнителен. По мнению экспертов, помимо системной охоты за украденными в России деньгами, для страны было бы полезно насильственное возвращение олигархов и суд над ними на родине. Миф о «честных бизнесменах», не являющихся таковыми, должен быть развенчан.

Наиболее впечатляющим активом среди арестованного имущества стал 300-летний замок Андрея Бородина, расположенный в городке Хенли-он-Темс в графстве Оксфордшир. Стоимость усадьбы Park Place, когда-то принадлежавшей принцу Уэльскому, оценивается специалистами в 140 млн фунтов стерлингов. Около 80 га земли, два поля для гольфа, конюшни и дом с 30 (!) спальнями  — все это перешло в собственность банкира, когда он уже стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве в России. Тверской суд Москвы согласился с доводами следствия о том, что речь шла об отмывании денег через вложение в недвижимость. Ранее было арестовано и другое имущество Бородина на общую сумму 400 млн долларов. Среди прочего — роскошная квартира в Риге, земельные участки, средства на счетах в швейцарских банках, эксклюзивные автомобили и акции.

В связи с расследованием данные Бородина фигурируют в розыскной базе Интерпола. Причем его карточка помечена красным цветом, что означает немедленный арест в любой национальной юрисдикции и отправку подозреваемого в страну, направившую запрос. То есть в Россию. Тем не менее Генпрокуратуре РФ пока не удается вернуть беглеца на родину. Эмигрировавший в Лондон после заката карьеры Юрия Лужкова банкир сумел убедить власти Великобритании предоставить ему политическое убежище. О мотивах такого решения можно только догадываться, однако, скорее всего, речь идет об игре против Владимира Путина. Поскольку решение об отставке мэра Москвы принимал именно он, то предоставление банкиру Лужкова политической «крыши» является формой поощрения Лондоном оппозиции президенту России. Или как минимум фрондой по отношению к нему, что в контексте последних мировых событий легко объяснимо.

Судьба арестованного имущества Бородина пока неясна. Скорее всего, из-за невыдачи банкира Великобританией его уголовное дело будет рассматриваться заочно, а после вынесения приговора материалы на его исполнение направят в Лондон. Тогда, возможно, начнется и движение имущества и средств. Отметим, что сомнений в незаконном характере деятельности Бородина нет даже у его идейных сторонников из либерального лагеря. Так, бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко вменяет купившему Банк Москвы государственному ВТБ несоблюдение неформальных договоренностей с беглым банкиром. Мол, желая приобрести долю Бородина, его пообещали не преследовать в судебном порядке, однако обещание не сдержали и теперь через суд пытаются отобрать средства, выплаченные за акции. Логика какого-то бандита, а не государственного деятеля. Если Бородин виновен, он должен ответить по закону.

Не лучше обстоят теперь дела и у коллеги Бородина по цеху Сергея Пугачева. Причем он имеет дело не только с российским, но и с западным правосудием. Суд Ниццы арестовал имущество, принадлежащее основателю Межпромбанка, во Франции, Люксембурге и на Каймановых островах. Речь идет о 47-метровой яхте производства компании Palmer Johnson, а также четырех виллах: Шато де Гаро, «Аннушка», шале «Вальберг» и вилле № 40, расположенной в Сен-Жан-Кап-Ферра. Арест является обеспечительной мерой по решению Арбитражного суда Москвы о взыскании с Пугачева более 75 млрд рублей. Информация стала известна из сообщения Агентства по страхованию вкладов (АСВ), по иску которого и было вынесено арбитражное решение. Попытка представителя беглого банкира опровергнуть эти сведения оказалась неудачной — АСВ предоставило в распоряжение РБК оригиналы судебных решений.

Сергей Пугачев

Сергей Пугачев. Фото: Антон Денисов/ТАСС

Отметим, что, подобно Бородину, Пугачев пытается использовать для решения своих проблем с законом уголовного характера политический фактор. На фоне антипутинской кампании на Западе беглый банкир не устает напоминать о своей осведомленности в закулисных вопросах российской власти. Так, в интервью газете Financial Times Пугачев утверждал, что он сыграл ключевую роль в приходе Путина к власти. Олигарх якобы первым предложил его кандидатуру в качестве преемника Бориса Ельцина. При этом он пытается «продать» реальный или вымышленный негатив, разменяв его на особое к себе отношение со стороны властей западных стран. Правда, не очень успешно. За неуважение к суду бывший сенатор от Тувы был осужден в Великобритании на два года лишения свободы, в связи с чем в настоящий момент вынужден скрываться во Франции.

Подобное пренебрежение законом, тем более со стороны бывшего государственного служащего и приближенного к мэру Москвы банкира, удивительно лишь в относительно стабильные времена. В контексте правового беспредела 1990-х, откуда вышли упомянутые олигархи, такое поведение считалось чуть ли не удалью и умением жить, а интересы общества, которые страдали от «умельцев», и вовсе не принимались в расчет. Сейчас отношение к организаторам многомиллиардных афер начинает меняться. Уже не только народ, но и представители государства считают нечистых на руку олигархов обязанными всерьез отвечать за содеянное. И задействуют для этого возможности страны. Истории с Бородиным и Пугачевым — первые признаки этого поменявшегося отношения. Вот только жесткости в действиях российских силовиков явно не хватает.

По мнению колумниста РП Эдуарда Лимонова, Россия должна задействовать всю свою мощь для преследования беглецов и возвращения уведенных капиталов на родину. «Я неустанно предлагаю оживить старые добрые традиции, отлавливать таких за рубежом и с мешками на головах привозить.
Кандидатов на такую доставку уже множество», — пишет Лимонов в своем блоге применительно к истории Бородина. При этом он живописует расправу над неправедно нажившими богатство олигархами и объясняет ее необходимость: «В вас уже вспыхнула классовая ненависть? Если не вспыхнула, то вы не человек, а амеба. В нас пытаются уничтожить чувство гнева и затоптать наше чувство справедливости. Насадить смирение. Не поддавайтесь. Если вам хочется, чтоб его на Красной площади на куски порубали, то это нормально».

Да, это художественный образ, однако в железной воле государства преследовать своих врагов есть, видимо, какая-то высшая справедливость. Причем решимость находить их везде и вывозить для суда на свою территорию свидетельствует о безусловном суверенитете страны, о ее действительной силе и независимости. До сих пор самыми известными были случаи преследования виновных в большой крови. Примеры для подражания можно найти в спецоперации израильских спецслужб, похитивших в Аргентине нацистского преступника Адольфа Эйхмана, в расправе кубинцев над виновниками гибели Че Гевары и даже в том, что творили США на базе в Гуантанамо. Все это явления одного порядка. Враги государства и народа должны быть наказаны. Случай с гибелью в Катаре Зелимхана Яндарбиева и недавняя смерть в Стамбуле брата полевого командира Ичкерии Руслана Исрапилова, видимо, из того же ряда.

Конечно, когда речь идет об относительно мирных делах, как то вывезенных за границу пусть и многомиллиардных капиталах, в брутальных расправах нет нужды. Но вот насильственная доставка в Россию и последующий суд — вполне приемлемая форма обеспечения законности, имеющая как политический, так и экономический смысл. Помимо восстановления справедливости, подобные меры имели бы громадное «воспитательное» воздействие на субъектов экономической деятельности. Подобно тому, как посадка Ходорковского отрезвила в свое время многих. Насмотревшись на тех же Бородина и Пугачева в клетке российского суда, многие предприниматели и думать забудут о попытках незаконного вывоза и сокрытия капиталов за рубежом. Чем потом заниматься кропотливой, дорогостоящей и не всегда успешной работой по возврату средств, не лучше ли упредить проблему?

Такого же мнения придерживается и другой российский банкир, глава Национального резервного банка, а некогда сотрудник КГБ Александр Лебедев. В своем интервью BFM он посетовал, что истории с арестом имущества Бородина и Пугачева — это лишь отдельные эпизоды. «У нас пока нет государственной политики по возврату грязных денег из-за границы. Мы идем такими маленькими шажками», — пояснил он и добавил, что «должна быть государственная политика, которая в состоянии и на уровне МИД, и на уровне любых российских ведомств, включая правоохранительные, предъявлять претензии нашим западным партнерам». «Вплоть до нот протеста, вызовов послов Монако или Панамы», — считает банкир. Чувствуется, что государственник в нем берет верх над бизнесменом.

Что ж, наступает время, когда отстаивать интересы страны почетнее, чем только лишь зарабатывать деньги. Не исключено, что в ФСБ в скором времени появится подразделение по возврату российских капиталов, незаконно уведенных за рубеж, проводящее системную работу по подобным случаям. В том числе по физическому возврату основных фигурантов подобных историй. Бородин и Пугачев в наручниках, с мешками на головах, спускаемые по трапу самолета, — такую телевизионную картинку российский зритель безусловно оценит и запомнит надолго.

 

 

наверх