ДАЛЕЕ ВСЕ КАРТИНКИ КЛИКАБЕЛЬНЫ, ОТКРЫВАЮТСЯ ПО КЛИКУ В ПОЛНОМ РАЗМЕРЕ
В конце июня российские школьники заканчивают сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ). Окончательные итоги ЕГЭ-2016 чиновники пока не обнародовали, но уже известно, что количество выпускников, не сдавших ЕГЭ по математике и русскому языку, в этом году вдвое меньше, чем в прошлом.
Но радоваться рановато: горячие споры вокруг ЕГЭ не утихают ни на день. И критиков у существующей системы оценки знаний, похоже, больше, чем сторонников.Математика: не все готовы к «неформату»
С 2015 года экзамен по математике разделён на два уровня: базовый и профильный. Профильный экзамен сдают те, кто выбирает технические вузы – будущие инженеры и учёные. Базовый экзамен обязательный, и его сдают все остальные – те, кто не связывает дальнейшую судьбу с точными науками. Однако этих людей, похоже, считают дебилами, иначе экзаменационные задачи всё-таки включали бы всю программу средней школы, а не только примеры из начальных классов.
Ивану Кузьмичу начислена заработная плата 20000 рублей. Из этой суммы вычитается налог на доходы физических лиц в размере тринадцати процентов. Сколько рублей он получит после уплаты подоходного налога? Эта задача решается в два действия. Для прохождения минимального порога базового экзамена по математике нужно решить шесть таких задач. Из двадцати! Зависимость очевидна: чем легче задание, тем больше детей с ним справляется. Это ли не источник гордости для итогового отчёта?
С профильным экзаменом по математике в этом году и вовсе вышел скандал. Дошло даже до составления коллективной петиции президенту России с просьбой понизить минимальный проходной балл по математике для технических вузов.
Впрочем, с эмоциональным напряжением и перегрузками можно было бы смириться, если бы процесс подготовки к ЕГЭ повышал уровень знаний школьников, а результаты экзамена в полной мере его отражали. К сожалению, многое говорит об обратном. Преподаватели вузов поголовно жалуются на низкое качество подготовки абитуриентов: часто вузовским лекторам приходится «дочитывать» программу средней школы, чтобы первокурсники смогли воспринимать вузовский материал. Исследования, которые проводились среди студентов вузов, показывают, что нередко «стобалльники», то есть выпускники, якобы продемонстрировавшие отличные знания, моментально скатываются по успеваемости, как только из головы выветриваются заученные формулы.
Экзамен по математике выявил и ещё одну существенную проблему школьного образования. Как только из экзамена убрали тестовую часть, так называемую «угадайку», выяснилось, что чем больше текстовых строк занимает условие задачи, тем больше ошибок делают в ней школьники. Иными словами, современные выпускники испытывают явные трудности с восприятием текста и не могут вдумчиво прочитать и понять условие задачи. Подобное явление сложно списать на стресс. Скорее, это системная проблема в изучении русского языка, о чём речь пойдёт ниже.
Русский язык и сочинение: ни шагу от шаблона
Предварительные результаты ЕГЭ по русскому языку уже успели порадовать чиновников. «Средний балл по русскому языку увеличился на два балла, это, по нашему убеждению, следствие реализации государственной программы по развитию русского языка и других действий, проводимых совместно с Минобрнауки», – цитирует ТАСС заместителя руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева. Ольга Голодец на заседании Совета по русскому языку заявила, что «у нас есть сдвиги» в повышении качества изучения русского языка: число «высокобалльников» (тех, кто получил на ЕГЭ от 80 до 100 баллов – profiok.com) в этом году выросло на шесть процентов. По мнению Голодец, это прямой результат проведения программы повышения квалификации педагогов и проведения в школах итогового сочинения.
Вывод, конечно, спорный. Введение итогового сочинения и педагоги, и общественность восприняли однозначно положительно, ведь умение излагать свои мысли, систематизировать материал, аргументировать точку зрения – важный навык современного человека. Беда лишь в том, что натасканные на шаблоны школьники точно так же шаблонно относятся к сочинению. Большинство из них, привыкнув к формату ЕГЭ, пишет сочинение по схеме: тема – аргументы – цитата. Какие уж там рассуждения или творчество!
Впрочем, в планах Минобрнауки есть изменение ЕГЭ по русскому языку и литературе. С 2017 года будет в тестовом режиме вводиться устная часть экзамена – сначала для девятиклассников, а впоследствии, если всё пройдёт хорошо, и для выпускников общеобразовательной школы.
ЕГЭ: к той ли цели движемся?
Изначально ЕГЭ задумывался с целью раз и навсегда победить вузовскую коррупцию и решить проблему равной доступности высшего образования для всех выпускников независимо от их места жительства и уровня дохода. Экзамен подразумевает единую систему оценивания и один и тот же уровень заданий в каждой школе во всех регионах страны. Часть этих задач удалось решить: действительно, на бюджетные отделения столичных вузов поступает всё больше школьников «из глубинки». Система ЕГЭ постоянно совершенствуется: исчезла ненавидимая всеми «угадайка», постепенно будут вводиться устные экзамены, с текущего года появилась возможность трижды пересдавать базовую математику и русский язык.
Отчего же педагоги, родители, преподаватели вузов, сами школьники так упорно и люто ненавидят ЕГЭ? Экзамены непрестанно критикуют. То тут, то там поднимаются волны протеста – то карельские депутаты направили в Госдуму законопроект об отмене ЕГЭ, то Национальный родительский комитет Татарстана написал обращение об отмене госэкзамена президенту РТ.
«Если мы хотим сохранить Россию, то нам надо отказаться от практики ЕГЭ в средней школе. Я это говорю как преподаватель, который по полгода исправляет в вузе ошибки этого самого ЕГЭ. И я очень хочу, чтобы виновные во внедрении этого подрывного элемента в нашу систему образования понесли заслуженное наказание», – заявил недавно историк Андрей Фурсов.
Родители школьников жалуются на стресс, который испытывают их дети при подготовке и сдаче экзамена, на непомерные расходы, связанные с необходимостью нанимать репетиторов по предметам, которые предстоит сдавать. Заметим, что с недавних пор всё большую популярность обретает легальный способ обхода ЕГЭ – поступление в техникум или колледж. По статистике за последние несколько лет количество поступить в средние профессиональные учебные заведения троекратно выросло, а количество абитуриентов вузов вдвое сократилось. Чиновники Минобразования пытаются выдать эти цифры за показатель роста интереса к рабочим профессиям, но это несколько лукавая интерпретация. Скорее, кризис повлиял на доходы родителей, которые уже не могут пристроить своих чад на платные места в вузах, а усложнение профильного ЕГЭ по математике снизило шансы для поступления «на бюджет». В такой ситуации гораздо проще поступить сначала в техникум или колледж, а уже с этими оценками отправляться в вуз.
Есть претензии к организаторам ЕГЭ и у Счётной палаты. Аудиторы раскритиковали методику, которая используется для расчёта минимальных пороговых баллов ЕГЭ. В заключении говорится, что Рособрнадзор намеренно занижает пороговые значения, необходимые для получения аттестата и поступления в вуз, исходя из «недостаточного уровня подготовки учащихся». Кроме того, нет сравнимых между собой шкал для сопоставления баллов по разным предметам, в итоге средний балл выпускника, вычисленный по результатам сдачи математики, русского языка и других предметов, ровным счётом ничего не отражает. Баллы, полученные выпускниками разных лет, тоже несопоставимы, что ставит выпускников текущего года и тех, кто пробует поступать в вуз второй раз, в неравные условия.
Но основная претензия общественности к системе ЕГЭ – катастрофическое падение уровня знаний школьников. Во-первых, формализованные экзамены располагают к зубрёжке и натаскиванию, в результате чего дети тренируют в большей степени память, чем умение сопоставлять факты, анализировать и делать выводы. Во-вторых, более-менее определившись с выбором будущей профессии, школьник знает, какие предметы ему предстоит сдавать на ЕГЭ и занимается только этими двумя-тремя предметами, не обращая внимание на всё остальное. В результате у российского общества есть шанс со временем погрузиться в мрачное средневековье: в представлениях людей об истории, географии, биологии вот-вот обнаружится невосполнимый провал.
В министерстве образования проблему не то чтобы не видели. «Очень важно, чтобы в десятом-одиннадцатом классе старшеклассники не только готовились к тем трём или четырём экзаменам, по которым они будут сдавать ЕГЭ, но и осваивали всю школьную программу», – заявил недавно глава ведомства Дмитрий Ливанов. Как заставить старшеклассников обращать внимание на «непрофильные» предметы? В Минобрнауки обсуждается предложение дать вузам возможность учитывать при приёме не только баллы ЕГЭ, но и общий средний балл школьного аттестата, участие школьника в олимпиадах и его творческие успехи. Возможно, будет расширен список обязательных государственных экзаменов. Словом, реформаторы системы образования медленно, но верно движутся к модели, которая долго и успешно существовала в Советском Союзе. Стоило ли ломать то, что хорошо работало? Вопрос риторический.
В Минобрнауки заявляют, что все изменения в системе ЕГЭ будут происходить после 2018 года. В ближайшее время всё останется по-старому. Вопрос отмены ЕГЭ не обсуждается вовсе.
Комментарий profiok.com
Понятие «клиповое мышление», которым принято характеризовать современную молодёжь, к сожалению, вообще не имеет отношения к мышлению. Этим летом одним из популярных запросов в поисковиках был вопрос о том, куда можно спрятать при сдаче ЕГЭ мобильный телефон. Советские школьники, похоже, отличались куда большей сообразительностью и изобретательностью. Они вполне успешно решали проблему со шпаргалками самостоятельно, не прибегая к помощи «коллективного разума» для поиска готового ответа. Деградация – пожалуй, самое верное название тому, что происходит с подростками в современной школе. Отсутствие способности мыслить таит немало опасностей. Не спасёт и интернет, где, как известно, большая часть информации, мягко говоря, недостоверна.
Корень проблемы не в ЕГЭ. Да и стресс при сдаче экзамена – не самое страшное зло, в советское время выпускные и вступительные экзамены тоже сдавались не без стресса. Страшно другое: уродливая система, в которую попытались внедрить неплохую, в общем-то, задумку, исказила изначальную цель до неузнаваемости. Благие намерения – социальный лифт, прозрачность, доступность и так далее – без должного надзора привели систему образования в очередной тупик. И до тех пор, пока критерием оценки труда преподавателя будут показатели ЕГЭ, пока работу министерства образования будут оценивать по количеству «сдавших» и «не сдавших», школьное образование так и останется дрессировкой, тупым натаскиванием всё более одебиленных школьников на решение всё менее сложных задач. Положительная обратная связь – так это называется в теории управления.
Что делать? Вариантов много. Например, как это принято во многих европейских странах, принимать в вузы всех желающих и отсеивать их уже потом, по результатам первых сессий. Например, заниматься повышением общего культурного уровня граждан, формировать общество, где не знать историю, географию, физику и писать с ошибками было бы попросту неприлично. Но это – не для тех, кто управляет системой образования в сегодняшней России. Нынешнему министерству образования куда интереснее реформы, не затрагивающие сути, ничего не отражающая статистика и благие намерения, ведущие в никуда.
Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3244#ixzz4CxGbXpRM
Свежие комментарии