На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Разберитесь и доложите! – Путин устроил публичную порку министрам

Владимир Путин провёл 10 сентября во Владивостоке выездное заседание президиума Государственного совета. На нём обсуждались вопросы социально-экономического развития Дальнего Востока.

Выяснилось, что многие проблемы до сих пор можно решить только в режиме ручного управления, а министры позволяют себе не готовиться даже к заседаниям столь высокого уровня. О том, как Путин ставил задачи и назначал ответственных, рассказывает портал profiok.com.

Как фамилия ответственного?

В России много проблем, и часть из них не решается по понятной причине: на всё сразу элементарно не хватает денег. Вдвойне обидно, когда денег не требуется, а решение проблемы зависит исключительно от организационных способностей конкретного управленца и его желания работать. Можно только догадываться, с какой тоской выслушивает Владимир Путин очередные доклады о том, что результатов опять нет, потому что могли, но не сделали. Кто виноват? Нет ответа…

– Мы будем в полном объёме исполнять решения, которые приняты: 5,5 процента от общего объёма финансирования субсидий, связанных со строительством, инвестициями будут направляться на территории Дальнего Востока, – бодро рапортует первый вице-премьер Антон Силуанов, отчего-то рисующий картину именно в будущем времени – «сделаем», «продолжим», «будем исполнять» и так далее.

Разберитесь и доложите! – Путин устроил публичную порку министрам– Антон Германович, вот эти 5,5 процента от общего объёма субсидий, которые должны направляться в регионы Дальнего Востока, – это важная мера развития региона, – останавливает Силуанова президент. – Вы сказали, что это будет исполняться. Почему до сих пор-то не исполнено? Кто это должен проконтролировать? Как будет осуществляться контроль за исполнением этого решения, какими механизмами?

По ответу Силуанова видно, что до этого момента о конкретных механизмах он ещё не думал. Поэтому он начинает неуверенно произносить какие-то общие слова о том, что распределение межбюджетных трансфертов, вообще говоря, проходит через Минфин.

– Министерство финансов будет осуществлять контроль! – выдаёт, наконец, ответ Силуанов, но этот ответ Путина не устраивает.

– Кто в Министерстве финансов будет за это отвечать? – допытывается президент.

– Курирующий заместитель министра, – конкретизирует Силуанов. Но этого опять мало.

– Кто? Фамилия его? – не отстаёт Путин.

– Горнин Леонид Владимирович, – наконец, назначает ответственного глава Минфина.

– Пусть он потом перед вами отчитается и мне ещё доложит, как это будет происходить, – облегчённо выдыхает глава государства. По крайней мере, по этому вопросу теперь есть с кого спросить.

Правда, через несколько минут приходится снова назначать ответственных. Помощник президента Андрей Белоусов поставил вопрос о том, что для получения субсидии из федерального бюджета региону неплохо бы за счёт своих средств хотя бы подготовить проектно-сметную документацию.

Разберитесь и доложите! – Путин устроил публичную порку министрам«А вот это должны проследить министр Козлов, который у нас отвечает за Дальний Восток, и Юрий Петрович Трутнев (вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе – прим. profiok.com)», – объяснил собравшимся президент.

Похожий диалог происходит и с министром энергетики Александром Новаком. Тот посетовал, что механизм выравнивания тарифов несовершенен: выгодоприобретателями становятся, в основном, крупные компании или бюджетники, а у малого и среднего бизнеса воспользоваться этим механизмом поддержки не получается.

– Мы хотели бы предложить повысить эффективность использования этих средств, – заявил Новак.

– А кто это должен сделать? Кто должен внести эти предложения? – поинтересовался президент.

– Правительство Российской Федерации, – отчеканил министр.

– Правительство большое, кто конкретно? – продолжал допытываться Путин.

– Федеральная антимонопольная служба? – произнёс Новак тоном ученика, пытающегося угадать правильный ответ. И угадал.

– Хорошо, – согласился президент.

Деньги есть, а результата нет

Не менее обидно находить в бюджете деньги под решение конкретных задач и с удивлением обнаруживать, что и при наличии средств никаких позитивных сдвигов не происходит. Составляются программы, фиксируются целевые показатели, отслеживается исполнение, готовятся отчёты, а реального, ощутимого результата достичь так и не удаётся.

Разберитесь и доложите! – Путин устроил публичную порку министрамК примеру, Юрий Трутнев пожаловался, что в 2019 году будут построены два моста через Амур, которые соединят Россию и Китай, а деньги на строительство пунктов пропуска на них появятся только в 2021 году. Речь идёт о мостах Нижнеленинское – Тунцзян и Благовещенск – Хэйхэ. Получается, что два года построенные мосты будут стоять просто так, без использования.

«Это просто смешно! – сказал Владимир Путин, хотя вряд ли ему было весело в этот момент. – Что же мы, получается, заморозили деньги? Построили мост, а по нему ни пройти, ни проехать нельзя будет? Зачем тогда строили?»

Антону Силуанову было поручено «обратить на это внимание» и перераспределить средства. Что ж, этим двум мостам повезло: на них обратил внимание лично президент. Но хочется узнать, много ли других мостов в никуда строится в нашей необъятной стране. Не зря же Андрей Белоусов попросил зафиксировать в перечне поручений по итогам заседания необходимость выделения субсидий на строительство того или иного объекта с планами по его использованию. Например, если в регионе строится культурный центр, то там как минимум должны быть люди, которые, хотя бы гипотетически, могли бы в этот центр ходить.

То же относится к авиаперевозкам. Прежде чем строить новые аэродромы, неплохо было бы разобраться с ценами на билеты: вдруг не найдётся желающих? «Выделение субсидий на пассажирские перевозки должно быть синхронизировано с расширением провозной способности этих аэропортов, а то получится, что мы аэропорты построим, а летать будет некому, потому что очень дорого», – констатировал Белоусов. Странно, но никто не удивился, что на столь солидном заседании приходится говорить о таких элементарных вещах.

Более того, Владимир Путин обратил внимание на ситуацию с портом Беринговский, где есть инвестор, готовый вкладываться в строительство порта, но дело не сдвигается с мёртвой точки, поскольку нет подъездной инфраструктуры.

Разберитесь и доложите! – Путин устроил публичную порку министрамМинистр транспорта Евгений Дитрих пришёл на заседание с самой увесистой папкой бумаг и выступил с самым объёмным докладом. На протяжении без малого двенадцати минут он сыпал цифрами – тысячи километров, миллионы пассажиров, миллиарды рублей. А в конце выступления министр предложил агрегировать средства, поступающие от акцизов, в Федеральном дорожном фонде, а затем распределять их по регионам «по специальному механизму».

«Я не думаю, что это хорошая идея, – прямо возразил президент. – Вы их соберёте, а кто будет контролировать, куда вы их направите? Федеральный дорожный фонд всё-таки должен заниматься тем, чем должен. Зачем там скапливать все деньги?»

Досталось и главе Минэкономразвития Максиму Орешкину, который оказался «не в курсе проблемы» со строительством двух паромов для сообщения между Камчаткой, Сахалином и Командорскими островами, о которой сообщил Юрий Трутнев.

«Вы же приехали на совещание по Дальнему Востоку, вы должны быть в курсе этой проблемы, – заметил Владимир Путин. – Я вас прошу выяснить и доложить отдельно».

За коллегу вступился глава Минфина Силуанов: «Деньги на два судна, о которых, Владимир Владимирович, вы говорите, они есть. Одно судно начиная с 2020 года, а другие суда начиная уже с 2018–2019 годов. Эти деньги есть в бюджете».

Эта информация президента не успокоила: «Деньги, может быть, и есть в бюджете, только суда не заложены и ничего не делается. Максим Станиславович, разберитесь и доложите мне, почему деньги есть, а запланированные мероприятия не выполняются».

Разберитесь и доложите! – Путин устроил публичную порку министрамМаксим Орешкин довольно оперативно выяснил суть проблемы и успел доложить об этом прямо в ходе заседания. Оказалось, что конкурсы на строительство этих судов не состоялись, потому что в бюджете на строительство была заложена одна сумма, а производители указывают другую, большую.

«Сейчас в той заявке, которая нам представлена, сумма, которой нет в бюджете, и обоснование отсутствует, поэтому мы не согласовываем это», – объяснил Орешкин.

При этом министр сразу нашёл виноватых: «Юрий Петрович [Трутнев] дал поручение «Росморречфлоту» уменьшить стоимость этих паромов, и оно не выполнено».

«Надо выполнять», – только и мог сказать Владимир Путин.

Причуды статистики и дефицит общения

После заседания президиума Госсовета складывается впечатление, что чиновники общаются между собой исключительно на таких мероприятиях, потому что всё остальное время уходит у них на мониторинг ключевых показателей по приоритетным проектам. При этом данные берутся не из реальной жизни, а откуда-то из недр ведомственных информационных систем. Цифровая экономика в действии...

В такой ситуации вполне оправданными кажутся опасения губернатора Магаданской области Сергея Носова относительно выполнения майских указов. Он отметил, что нельзя допустить ситуации, когда «средний показатель по стране будет выполнен за счёт других субъектов, а проблемы населения Дальнего Востока останутся».

Разберитесь и доложите! – Путин устроил публичную порку министрамУдивительно наблюдать, как губернатор Амурской области интересуется у министра транспорта, отчего Амурская область заняла второе место в России по качеству дорог, в то время как 80 процентов дорог в этом регионе – грунтовые и гравийные. Министр транспорта отвечает, что ориентировался на данные статистики.

В ответ на претензии губернаторов региона о недостаточном количестве фельдшерских акушерских пунктов замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева отвечает: «Геоинформационную карту пусть правильно регионы заполняют, мы по ней смотрим».

Глава Якутии Айсен Николаев интересуется у президента, смогут ли самолёты, которые придут на смену Ан-24, садиться в действующих аэропортах региона. Владимир Путин хором с главой Минпромторога Денисом Мантуровым отвечают, что да, Ил-114 отлично подходят для этих аэродромов. Неужели нельзя было задать этот вопрос в рабочем порядке, поручить выяснить своим подчинённым и не тратить время главы государства?

Неужели не мог Юрий Трутнев накануне заседания, если уж не намного раньше, позвонить Максиму Орешкину и разобраться, что случилось с судами, которые должны строиться для Камчатки?

Роланд Шарифов«Видеозапись и стенограмма заседания президиума Госсовета опубликованы на сайте Кремля, так что изучить их может любой желающий, – рассказал порталу profiok.com директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Я бы советовал ознакомиться с ней управленцам различных уровней: президент демонстрирует технику ведения переговоров, «выбивает» конкретные фамилии, привязывается к деталям, чётко проговаривает достигнутые договорённости. Даже не берусь обсуждать, было ли заседание заранее срежиссированной постановкой о хорошем царе и плохих боярах или президенту на самом деле постоянно приходится включать режим ручного управления. В качестве мастер-класса по достижению чётких договорённостей с не слишком усердными коллегами это заседание подходит идеально.

А вообще, несмотря на меткость выражений Путина, глубину его погружения в проблемы и своевременность его замечаний, несмотря на то, что народ давно устал от чиновничьих отписок и отсутствия внятной экономической политики в стране, «показательная порка» не доставляет удовольствия, а вызывает горечь. От уровня министров и чиновников накатывает оторопь: что же тогда творится на ступеньку ниже?».

Портал profiok.com напоминает, что на заседании президиума Госсовета Владимир Путин далеко не впервые устраивает публичную выволочку подчинённым. Например, в 2016 году на аналогичном заседании в Керчи он точно так же, наводящими вопросами, привёл к совместному решению тогдашнего министра транспорта и губернатора Краснодарского края, в 2017 году в Ульяновске ребром поставил вопрос реструктуризации кредиторской задолженности регионов.

Политологи отмечают, что, похоже, президент планирует со временем превратить Госсовет в полноценный орган государственной власти, расширив его полномочия. По крайней мере, в президентской администрации даже создано специальное подразделение – управление по обеспечению деятельности Государственного совета. Как бы то ни было, в условиях, когда министры и губернаторы не способны или не хотят решать вопросы напрямую, подходить к задачам системно и смотреть чуть дальше приготовленного листочка со статданными, наличие такой альтернативы правительству может расцениваться только положительно.



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=7045#ixzz5RO3i6Gvd

Картина дня

наверх