На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Сергей Нарышкин: «Учебники – это полдела, главная ответственность лежит на плечах учителей»

Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин встретился с учителями истории, прошедшими в финальный тур Всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации». Подробности – в материале profiok.com.

Встреча проходила 2 октября 2017 года в стенах исторического здания на Большой Пироговской улице, где конце XIX века размещался Московский архив министерства юстиции. Сейчас здание относится к Архивному городку, а внутри расположился Выставочный зал федеральных архивов. Выбор места встречи был сделан из-за выставки «Ленин», которая проходит сейчас в этом здании. В год столетия революционных событий темой конкурса для педагогов стали вопросы, связанные со значением и причинами революций 1917 года, а также с выработкой творческих подходов, с помощью которых можно рассказывать об этих событиях школьникам. «Мне представляется, что посещение выставки поможет вам не только в ходе конкурса, но и в вашей дальнейшей преподавательской работе», – сказал учителям Сергей Нарышкин.

Глава РИО напомнил, что при подготовке новых учебников по отечественной истории был сформирован отдельный перечень так называемых сложных тем, к числу которых относятся вопросы, связанные с революционными событиями 1917 года. По мнению Нарышкина, новые учебники, по которым сейчас изучает историю большинство российских школьников, «достойные и доброкачественные». Однако этого мало.

«Хорошие учебники – это полдела, – считает Сергей Нарышкин. – Главная ответственность лежит на плечах учителей. Это ответственность за то, чтобы ученики смогли овладеть методикой личного осмысления исторической информации о тех или иных событиях отечественной и мировой истории».

Конкурс для учителей «История в школе: традиции и новации» проводится уже во второй раз. Организатор состязания – фонд «История Отечества», совет которого возглавляет Сергей Нарышкин. Среди задач конкурса организаторы называют популяризацию инновационных форм преподавания истории и повышение мотивации учителей к совершенствованию своего педагогического инструментария. «Мы исходили из того, что конкурс послужит не только поддержанию высоких стандартов преподавания отечественной истории в школе, но и поднимет в общественном сознании образ успешного учителя истории», – пояснил Сергей Нарышкин.

Первая часть состязания была заочной. Участники должны были написать эссе на заданную тему, подтвердить своё профессиональное развитие и предъявить достижения своих учеников. По результатам заочного этапа было отобрано 70 финалистов, которые прибыли в Москву для очных состязаний, чтобы продемонстрировать ораторское мастерство и навыки творческой подачи материала. Имена 24 победителей будут объявлены 5 октября. Они получат почётные грамоты и премии от фонда «История Отечества». Но педагогов интересуют, конечно же, не только премии.

Сергей Нарышкин: Учебники – это полдела, главная ответственность лежит на плечах учителей«Мы, жители Приморского края, немного отдалены от центральной части России. Причём отдалены не только территориально, но и в восприятии различных тем. Та же тема гражданской войны в Москве и на Дальнем Востоке воспринимается по-разному. Конкурс – отличная возможность набраться опыта, узнать, как преподают историю в Москве и других регионах, повысить свой профессиональный уровень», – объяснила в интервью порталу profiok.com преподавательница истории Ольга Карелина.

Сергей Нарышкин: Учебники – это полдела, главная ответственность лежит на плечах учителейЕё коллега из Белгородской области Наталья Кондрашева рассказала, что участвует в конкурсе уже во второй раз: «Это хороший стимул для учителя накопить за год достижения, которые нужно предъявить, чтобы попасть сюда. К тому же это обмен опытом: мы с другими участниками ещё только чуть-чуть пообщались, но уже понятно, что на вечер будет много разных тем!»

Судя по всему, после экскурсии по выставке «Ленин», которую провёл директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин, тем для разговоров у педагогов прибавилось. Ещё бы: на экспозиции, организованной Федеральным архивным агентством, Российским государственным архивом социально-политической истории и целым рядом ведущих российских исторических музеев, представлены около девяти сотен уникальных документов и артефактов. Многие документы показаны в оригинале, тогда как до сих пор даже профессиональные историки довольствовались фотокопиями. При этом организаторы постарались воздержаться от оценок и интерпретаций, предоставив возможность посетителям делать выводы самостоятельно. Выставка рассказывает о Ленине как о профессиональном революционере, о человеке, изменившем мир, о талантливом ребёнке, смыслом жизни которого стало сначала ниспровержение существовавшего тогда строя, а затем – построение нового.

Сергей Нарышкин: Учебники – это полдела, главная ответственность лежит на плечах учителей«Ученик весьма даровитый и аккуратный, успевает во всех предметах очень хорошо, ведёт себя примерно», – это запись, сделанная в 1885 году в «Кондуитном и квартирном списке учеников VIII класса» Симбирской гимназии. Как же так вышло, что отличник и законопослушный ученик впоследствии буквально опрокинул мир с ног на голову? Историки считают «узловой точкой» в биографии Ленина гибель старшего брата. С этого момента Владимир Ульянов начал методично и осознанно работать над собой, выбрав путь революционного деятеля.

Сергей Нарышкин: Учебники – это полдела, главная ответственность лежит на плечах учителейНа стенах и витринах – тюремные фото Надежды Крупской и Владимира Ульянова, протоколы допросов, медные кольца – память о венчании в Шушенском. На цифровом табло – вся переписка Ленина с Инессой Арманд. Рядом – брошюра Ленина с дарственной надписью Георгию Гапону (всем ли известно, что они были настолько близки?). По документам видно, как в 1905 году Ленин формулирует мысль о необходимости развёртывания террора, а вот в скорой победе революции сомневается даже в конце 1916 года: «Мы, старики, может быть, не доживём до решающих битв этой грядущей революции». И буквально через год: «Революционная диктатура пролетариата есть власть, не связанная никакими законами».

Сергей Нарышкин: Учебники – это полдела, главная ответственность лежит на плечах учителейСейчас принято рисовать то время в мрачных тонах. Безусловно, оно и было мрачным – что может быть страшнее гражданской войны? Но не стоит забывать и о конструктивных моментах, о попытках созидания – хотя бы о пресловутой «электрификации всей страны», которая, будучи приплюсованной к советской власти, якобы вела прямиком к коммунизму. Кстати, не надо представлять себе Ленина как зашоренного фанатика, не готового ни на йоту отступать от собственных убеждений. В его политической биографии было место и анализу, и раздумьям. Вот это, к примеру, написано в конце 1921 года: «Мы наэкспроприировали намного больше, чем сумели учесть, контролировать, управлять и т.д.»

Сергей Нарышкин: Учебники – это полдела, главная ответственность лежит на плечах учителейГолод 1920-х, восстание в Кронштадте, тысячи погибших, доклад чекиста Якова Агранова: никаких контрреволюционных элементов или намёков на подрывную деятельность не обнаружено. Выходит, дело и правда в голоде? Не эти ли события ускорили переход к новой экономической политике (НЭП)? Не голод ли навёл на мысль об изъятии церковных ценностей? «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок», – это строки из письма Ленина Молотову, написанные в марте 1922 года. Движешься от документа к документу – и обнаруживается некая логика в событиях, проступают некие взаимосвязи. Впрочем, всегда следует помнить, что хронологические совпадения вовсе не означают, что одно событие вытекает из другого.

Сергей Нарышкин: Учебники – это полдела, главная ответственность лежит на плечах учителейНа выставке представлены, в основном, документы, но есть и личные вещи Ленина, его одежда, рабочий кабинет, перевезённый из Горок Ленинских, книги, которые он держал в руках и с которыми работал. В залах развешаны наушники: можно услышать записи речей Ленина. Деталей столько, что поневоле начинаешь чувствовать эпоху, а сквозь архивные строки проступает человеческое, как ни старались организаторы выставки сконцентрироваться на Ленине-политике. Слишком уж много было в тот период «человеческого». Да вот хоть у Крупской, умолявшей после смерти вождя «не давать печали уходить во внешнее почитание его личности». Не вняли, воздвигли Мавзолей. Что ж, у каждого своя правда и свои представления о целесообразности. И даже спустя сто лет ни отдельным поступкам Ленина, ни его личности в целом невозможно дать однозначную оценку. Да и не стоит, пожалуй. Не случайно заключительный зал экспозиции оформлен словами известной песни, восклицательные знаки в которой заменены на вопросительные: «Ленин всегда живой? Ленин всегда с тобой?..» Ответы на эти вопросы каждому придётся давать самостоятельно.

Сергей Нарышкин: Учебники – это полдела, главная ответственность лежит на плечах учителей«Следует признать, что Великая российская революция – это крупнейшее историческое событие, которое повлияло на ход исторического процесса. Нужно признать и роль Ленина как человека, который, без преувеличения, перевернул мир. Столетие этих событий мы расцениваем, конечно, не как праздник, а как дополнительный повод более глубоко, осмысленно и объективно оценить те события, проанализировать их причины и значение для нашей страны и всего мира», – подчеркнул Сергей Нарышкин.

Для читателей profiok.com добавим, что выставка «Ленин» будет работать до 19 ноября (ул. Большая Пироговская, дом 17, вход бесплатный для всех желающих с 12 до 18 часов, кроме понедельника и вторника. Для входа в здание нужен документ, удостоверяющий личность).

Есть радостная новость и для тех, кто хотел бы, но не сможет ознакомиться с экспозицией лично. Российское историческое общество и фонд «История Отечества» готовят виртуальный тур по выставке. Возможность изучить все экспонаты онлайн появится через несколько месяцев.

Фото: пресс-служба ЦЭРС.



Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=4978#ixzz4uWdo6U4e

Картина дня

наверх