Спутник ГЛОНАСС / Фото: Роскосмос
Компания "Российские космические системы" (РКС) продолжает производство аппаратуры для спутников ГЛОНАСС, несмотря на трудности с поставками зарубежной электроники из-за санкций. "Мы работаем и обеспечиваем производство комплектующих для аппаратов ГЛОНАСС, они будут развертываться согласно программе.
Есть трудности, но это наша головная боль", - заявил журналистам в понедельник новый гендиректор компании Андрей Тюлин.

Андрей Тюлин / Фото: icdn.lenta.ru
По его словам, компания намерена вернуть специалистов, покинувших РКС в последние годы, это "задача №1". По данным Роскосмоса, точность системы ГЛОНАСС на территории России может стать меньше одного метра уже в 2014 году, когда начнет работать в полном объеме система коррекции навигационного сигнала "Луч". Таким образом, точность позиционирования ГЛОНАСС и американской GPS станут примерно сопоставимы, сообщило РИА Новости.
"Российские космические системы" - ведущее предприятие космической отрасли, специализирующееся на разработке, изготовлении, сопровождении и эксплуатации космических информационных систем. Среди основных направлений деятельности создание, развитие и целевое использование глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, космические системы поиска и спасания, геодезии, гидрометеорологического обеспечения, связи и ретрансляции, а также ряд других проектов космической направленности.
Техническая справка
2 апреля в системе ГЛОНАСС произошёл масштабный сбой. Все 24 спутника системы выдавали некорректные данные.
Отключение системы длилось более 10 часов — примерно с 00:30 до 11:30 по московскому времени 2 апреля 2014 г. Причина сбоя — человеческий фактор — ошибки в передаче на спутники неверных эфемерид (точных параметров модели движения спутника по орбите).
Из-за ошибки космические аппараты выдавали неверные данные о своём местоположении и предоставляли потребителям неверную навигационную информацию. Сейчас орбитальная система ГЛОНАСС работает в штатном режиме, проблем с определением координат пользователи не испытывают.

Система ГЛОНАСС / Фото: www.glonass-portal.ru
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Разработка ГЛОНАСС началась в СССР в 1976 году. Изначально система создавалась для военных нужд, но затем нашла гражданское применение.
Её используют для управления транспортными потоками на всех видах транспорта, для контроля перевозок ценных и опасных грузов, для контроля рыболовства в территориальных водах, во время поисково-спасательных операций, для проведения геодезических съёмок, при прокладке нефте- и газопроводов, линий электропередач, в строительстве и т. д.

Приёмник ГЛОНАСС, один из первых образцов / Фото: ru.wikipedia.org
ГЛОНАСС оснащают гражданские и военные суда и самолёты, а также баллистические ракеты. Система в обязательном порядке устанавливается на общественном транспорте и в автомобилях экстренных служб, а в скором времени может быть принят закон, обязывающий оснащать ей все автомобили в стране. С 1 января 2013 года коммерческий и грузовой автотранспорт, эксплуатируемый на территории России, должен быть оснащён системами ГЛОНАСС.
Для чего предназначена система ГЛОНАСС?
Основная цель ГЛОНАСС — определение местоположения (координат), скорости движения (составляющих вектора скорости), а также определение местоположения воздушных, наземных, морских объектов с точностью до одного метра. То есть любой объект (корабль, самолёт, автомобиль или просто пешеход) в любом месте в любой момент времени способен всего за несколько секунд определить параметры своего движения.
Сигналы ГЛОНАСС принимают не только GPS-приёмники, бортовые навигаторы, но и мобильные телефоны. Информация о положении, скорости и направлении движения через сеть GSM-оператора отправляется на сервер сбора данных. Данная система обеспечивает глобальное и непрерывное навигационное обслуживание всех категорий потребителей круглогодично, в любое время суток, вне зависимости от метеорологических условий. В любой точке земного шара потребители имеют доступ к сигналам ГЛОНАСС на безвозмездной основе и без ограничений.

КА "ГЛОНАСС-М" / Фото: Роскосмос
Гражданское применение системы ГЛОНАСС началось в 1993 году, к 1995 году на орбиту было запущено 24 спутника. К 2001 году число спутников из-за недостатка финансирования и выхода части из них из строя сократилось до шести. В 2010 году число спутников ГЛОНАСС увеличили до 26, основными являются 24, остальные резервные. В настоящий момент в системе ГЛОНАСС насчитывается 29 космических аппаратов, из которых 24 используются по целевому назначению, один — на этапе лётных испытаний, один — на этапе ввода в систему, три — в орбитальном резерве.

Пункт управления / Фото: РИА Новости, Сергей Пятаков
На сегодняшний день существует две системы глобальной спутниковой навигации. Кроме российской, есть ещё американская система навигации NAVSTAR GPS. Отличие двух систем в том, что спутники ГЛОНАСС в своём орбитальном движении не имеют синхронности с вращением Земли. Благодаря этому они более стабильны, и, соответственно, им не требуется дополнительной корректировки, но при этом срок их службы заметно короче. Спутники ГЛОНАСС вращаются на высоте 19 100 километров над Землёй.
Приёмники ГЛОНАСС позволяют определить:
- горизонтальные координаты с точностью 50–70 м (вероятность 99,7 %)
- вертикальные координаты с точностью 70 м (вероятность 99,7 %)
- вектор скорости с точностью 15 см/с (вероятность 99,7 %)
- точное время с точностью 0,7 мкс (вероятность 99,7 %)
Каждый спутник передаёт сигналы двух видов: открытые с обычной точностью и защищённые с повышенной точностью. Первый вид сигнала доступен любому приёмнику ГЛОНАСС, второй — только авторизованной аппаратуре Вооружённых сил РФ.
Кто курирует проект ГЛОНАСС?
Развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» («Российские космические системы»).
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ
www.arms-expo.ru
Свежие комментарии