На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

33 победы за Россию: 100 лет назад начался легендарный Ледяной поход

кадр из фильма Адмиралъ

Ровно сто лет назад несколько тысяч русских солдат, юнкеров и офицеров, сопровождаемые обозом из женщин и детей, покинули теплый и сытый Ростов-на-Дону, окруженный со всех сторон красными войсками, и выдвинулись в ледяную голодную степь. Они шли без надежды на победу, но не проиграли ни одного боя.

Они шли с фанатической верой, что зажгут "светоч, слабо мерцающий" среди охватившей Россию тьмы. И, конечно, они шли с любовью к той России, которой они присягали на верность и за которую не раз уже проливали кровь в схватке с врагом.

22 февраля 1918 года начался легендарный Ледяной поход, всего за три месяца скрепивший горстку добровольцев в Добровольческую регулярную армию. Это было начало Белого сопротивления большевикам на юге страны, сопротивления, которое, сложись обстоятельства иначе, не позволило бы России погрузиться в почти вековой ад.

В ночь на 23 февраля из Ростова по направлению к Екатеринодару (нынешний Краснодар) выступили около 4 тысяч солдат и офицеров под руководством боевых генералов Корнилова, Алексеева и Деникина, а также большой обоз беженцев, которые не желали оставаться под властью Советов. Они называли себя "армией", хотя по числу бойцов это был всего лишь полк из трех батальонов. Но именоваться так у добровольцев были по крайней мере две причины — во-первых, против них боролась сила, численностью в армию, а во-вторых, это была "соборная представительница" бывшей Русской армии.

"На всем необъятном просторе страны оставалось только одно место, где открыто развевался трёхцветный национальный флаг — это ставка Корнилова", — писал генерал Деникин в своих воспоминаниях.

Переправившись на левый берег Дона, добровольцы организовались в три пехотных полка.

В Сводно-Офицерском под командованием генерала Маркова все рядовые были в офицерских званиях вплоть до полковника, и все, несомненно, с боевым опытом, полученным на фронтах Первой мировой. Помните фразу из "Чапаева" - "Красиво идут!" - сказанную якобы про офицеров-каппелевцев? Вот примерно так и выглядел Марковский полк, плечи бойцов которого украшали знаменитые черные погоны с белым вензелем "М".

Второй полк — Корниловский ударный — состоял из особо отчаянных добровольцев - русских офицеров и солдат, а также из части текинского (туркенменского) конвоя, с которым генерал Корнилов, прорвался на Дон из Туркестана. Девиз полка "Родина или смерть". Форму мы все тоже хорошо знаем все по тому же "Чапаеву" — это фуражки с серебряным черепом и костями и черные мундиры с белыми кантами. (Вот только в психическую атаку с сигарами ни Марковцы, ни Корниловцы не ходили. Предпочитали беречь личный состав, при этом проявляя отчаянное мужество.)

В третий — Партизанский — полк входили в основном офицеры и казаки-добровольцы, хорошо знавшие местность и желавшие поскорее очистить Дон и Кубань от красных.

Был еще юнкерский батальон, состоявший практически из мальчишек, недоучившихся в военных училищах, и два кавалерийских дивизиона. Плюс 10 пушек. И многочисленные женщины и дети, которых приходилось защищать. Это всё!

Отчаянные люди, как нож масло, резали огромную территорию, где уже свирепствовали комиссары. По станицам ездили "спецотряды", которые под угрозой расстрела забривали всех, кто не успел убежать, в Красную армию — идейных на сытых Дону и Кубани было маловато. "Первопоходники" находились в ежедневном боевом контакте с превосходящими подчас в шесть раз силами большевиков.

В марте 1918 года к постоянным боям добавилась схватка со стихией. В степи резко испортилась погода: дождь сменился снегом, потом опять дождем, ночью бывали морозы до минус 20. А днем — опять оттепель. Размякший чернозем мешал продвигаться к Екатеринодару. Но люди шли в каменных ледяных шинелях вперед, а на привалах штыками откалывали от телег раненых.

"Армия шла по сплошным пространствам воды и жидкой грязи... — вспоминал генерал Деникин. — Люди шли медленно, вздрагивая от холода и тяжело волоча ноги в разбухших, налитых водою, сапогах. К полудню пошли густые хлопья липкого снега, и подул ветер…"

Тогда-то Добровольческая армия и стала называть свое передвижение "Ледяным походом". Тогда-то и была выработана особая тактика — только наступать, отступление равносильно смерти.

"Эта истина вошла в плоть и кровь добровольцев Белой армии, — вспоминал корниловец и участник Похода Александр Трушнович. - В каком бы численном превосходстве враг ни находился, он никогда не выдерживал натиска первопоходников... Во всех 33 боях Первого похода не было случая, чтобы численность большевицких сил не превосходила в шесть-десять раз числа добровольцев".

В апреле "Первопоходцы" дошли до столицы Кубани, однако взять Екатеринодар им не удалось. Потери при штурме составили 400 человек убитыми и полторы тысячи ранеными. Это огромные потери! Кроме того, командующий армией дерзкий и непредсказуемый генерал Корнилов был убит случайным снарядом, и армию возглавил Деникин, который был более склонен к аналитической работе. Ему-то и удалось в условиях непрекращающихся боев (большевики атаковали буквально со всех сторон) спасти армию от окружения и вывести ее за Дон.

12 мая Добровольческая армия, спаянная в единый кулак, вышла на юг Донкой области. Поход, ставший легендой Белого движения и навсегда вошедший в русскую военную историю, был окончен.

"Два месяца назад мы проходили это же место, начиная поход. Когда мы были сильнее — тогда или теперь? — вопрошал начальник штаба Добрармии генерал Романовский. — Я думаю, что теперь".

33 кровопролитных боя, 33 сокрушительных победы, 33 шага по мерзлому чернозему к созданию армии, способной противостоять силе, стремящийся погрузить Россию в кровавый хаос - вот итоги Ледяного похода.

Все участники Похода получили знак отличия — терновый венец с мечом на георгиевской ленте, который стал самой почитаемой наградой в Белом движении. Знаком № 1 посмертно был награждён Лавр Георгиевич Корнилов. А его славный преемник Антон Иванович Деникин проносил Знак до самой смерти в Америке в 1947 году. В 2005 году героический генерал был перезахоронен на родной земле — в московском Донском монастыре.

"Вести" интернет-газета" ("VESTI.RU")

Картина дня

наверх