На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светломир Пенев
    Вполне согласен,то же самое было и у нас,в Болгарии.Ужасы советского ...
  • Людмила
    так, киздуй в свою хохляндию и разуй СВОИ глаза, курица !  Это ты-то РУССКАЯ ?! Смешно !!!😂Это мы в нищете ж...
  • nyha
    Мудак! ты был им и СДОХНЕШЬРоссия резко вышл...

"Но признайся, твой папа был прав". Маркс оказался прав

Пассионарность, рождаемость и жизнь нации

            Мы привыкли слышать афоризмы вроде: Меньше народу - больше кислороду,

Надо от количества перейти к качеству (имеется в виду рождаемость),

Зачем плодить нищету,

Лучше у меня один ребенок будет, но я дам ему хорошее образование

и т.д. в том же духе, хотя Маркс говорил, что именно количество и переходит в качество – и в этом прав был Гений, а не мы.

Изучая рождаемость в разных странах, я заметила некую закономерность: нации были наиболее славны именно в периоды своей наивысшей рождаемости.  Я думаю, рождаемость – как-то связана с пассионарность, и то, и другое – выражение энергии нации, а «без пассионариев нация не живет» (Гумилев).

 

ПИК СЛАВЫ НАЦИИ

Россия — пик Славы

 

Я сделала одно очень интересное и многообещающее наблюдение:  МНОГИЕ НАЦИИ ПРОХОДЯТ ПИК СВОЕЙ СЛАВЫ НА ПИКЕ РОЖДАЕМОСТИ, или в следующем поколении. Не знаю насчет всех стран – у меня нет такой эрудиции, но примеров много,  и  вот первый — Россия.

Когда был пик её славы? Начался он, на мой взгляд, где-то в 1860-1880-ых, на пике рождаемости —6- 7 детей на женщину. (1)  Конечно, вы помните эти времена — это начало нашей интеллигенции — явления, равного которому не было нигде. Образовался субъэтнос страстный, героический, субъэтнос, входным билетом, куда было требование «гореть на костре». «Гори только на моем костре, не смей гореть на других кострах!» - так выразил девиз интеллигенции того времени Корней Чуковский. Чего стоит одно хождение в народ — молодые люди стихийно, не сговариваясь, шли в народ — подвергали себя той самой нищете, которой вы так боитесь, лишениям, болезням, голоду,  каторге, и, при этом — непониманию того самого народа — так велико было стремление к подвигу.

 Это и наша Великая литература 19 века — её вторая генерация — Некрасов, Салтыков-Щедрин, Толстой, Достоевский, Чехов, Соллогуб.

Это живопись – художники-передвижники.

 Это гении науки —  Лобачевский, Менделеев, Павлов, Бехтерев.

А что же до этого, была ли рождаемость столь же высока? Как ни удивительно – нет.

Как ни расходится это с нашими представлениями, но в начале XIX века она не была так высока:

1805 – 1809 -    4,49 рождений на брак

1810 -  1814 -    4,32

1815 -  1829 -    4,79

1830 -  1834 -    5,3

1835 -  1839 –    4,84

1840 -  1844 -    4,56

1845 -  1849 -    4,46  (1)

 И это с учетом того, что статистика «крещений на брак» дает обычно чуть большую цифру, так как есть и не вышедшие замуж.

 

Зато потом мы наблюдаем резкий подъем:

1871 – 1875 -     6,84

1876 -  1880 -    6,90

1881 -  1885 -    7,08

1886 -  1890 -    7,11

1891 -  1895 -    7,12

1896 -  1900 -    7,20-7,30   (1)

 

Чем объяснить такой подъем?

Капитализмом? С его урбанизацией и индустриализацией? Вполне возможно.  Мы, в отличие от старых демографов, забыли , что Карл Маркс изучил много демографической статистики и написал несколько работ на эту тему.   Он считал, что  законы населения определяются характером производственных отношений, и что «капиталистическое накопление постоянно производит… относительно избыточное, а потому излишнее и добавочное население…  Это – свойственный капиталистическому  способу производства закон населения.»(2) И этот «закон», открытый Марксом, был хорошо известен нашим демографам, в отличие от теперешних.  Действительно, до конца 19 века именно при капитализме рождаемость только росла, так было в Англии, Германии – пока не пришел Бисмарк с пенсионами – в России, и во Франции, хотя и не росла, но до пенсий нисколько не падала(3). Маркс объяснял это тем, что капитализму нужна резервная армия безработных, но почему рабочие с такой готовностью поставляют капиталу эту армию – ведь никакой работодатель за это не платит – не указывал.

                А теперь - поразительно для всех - как объяснял сам Урланис  ПОВЫШЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ И УРБАНИЗАЦИИ в течение всего 19 века: крестьяне старались ограничивать свою рождаемость, потому что надел земли делился между всеми сыновьями, и средства для этого были - поздние браки, и вовсе запрет жениться, отдача в солдаты. В ГОРОДЕ же ЭТО ОГРАНИЧЕНИЕ СНИМАЕТСЯ, клочок земли теперь ничего не значит, более того - каждый новый член семьи означает дополнительный доход, и дитя может приносить в дом свой кусок, а детский труд тогда был очень распространен, до трети работающих были дети.
Логично, не правда ли?

                Еще вариант: оспопрививанье, которое продлевало жизнь. Тоже возможно.

                 Есть у меня и ещё одна версия – пассионарный подъем, который, как я заметила, очень часто совпадает с подъемом рождаемости. Именно в то время возникает наша знаменитая интеллигенция, субэтнос крайне пассионарный, который в следующие 20-30 лет как будто передает свою пассионарность всему народу. 

К 1917 году мы подошли с чуть меньшей, но высокой рождаемостью — около 6,0 ребенка на женщину. И вот результат —  Октябрьская Революция, попытка переустроить мир, весь мир, создать царство справедливости (другое дело, что этого не получилось — причины здесь обсуждать не будем), на самом деле Царства Божия на Земле, победили в Гражданской всю объединенную Европу, собрали страну из осколков,  создали промышленность, колхозы, ликвидировали неграмотность  (до Революции грамотны были лишь 20%) (6) – сделали колоссальный рывок без которого не смогли бы противостоять Германии в 1941. Рождаемость уже снижалась – но поколение-то было еще то же, к тому же тягчайшие условия жизни, несколько голодов (5)  не способствовали ей, другие , менее пассионарные,  нации при таких условиях вообще отказались бы рожать.  Несмотря на тяжелые, местами дикие условия, начало войны мы встретили с рождаемостью 3,5-3,6 ребенка на женщину (вдвое больше, чем сейчас) – и выдержали свирепейший натиск. Отстояли свое право жить (в этом был смысл Великой Отечественной).

Несмотря на страшные времена голодов, войн и репрессий, рождаемость снижалась медленно, и даже в голодные послевоенные 50-е она оставалась 3,5 – 3,7 ребенка на семью (на СЕМЬЮ, не на женщину, многие женщины тогда так и не смогли найти себе мужей). (3)

                Когда же идея коммунизма начала гнить? Моя датировка — начало 70-ых, Когда мы от идеала радостного, творческого труда перешли к идеалу потребления. Недаром в историю вошло поколение 60-ников, но поколений 70-ников, 80-ников уже нет. Именно в 70-е мы подсели на нефтяную иглу, и именно тогда преимуществом социализма стала объявляться не возможность «гореть на работе»( опять горение), а чисто материальные блага — бесплатные медицина и образование, самая низкая квартплата в мире, уверенность в завтрашнем дне. Мы вступили в состязание с западом по потреблению и, конечно, проиграли. По «совпадению», именно в 60-е рождаемость снизилась ниже смертности – это в мирное и неголодное время. (4)

 Чем же запомнится наше поколение?

Своим умом и культурностью? Ведь мы теперь по-умному, одного ребенка растим, зато – как нам кажется – качественно.  Нет — а тем, что эти «качественные»  добровольно уничтожили свою промышленность, отделались от окраин, буквально выпихнули Белоруссию, разоружились, и полностью легли под запад. А ещё — обезлюживанием огромных пространств, громадной эмиграцией и рождаемостью 1,2 ребенка на женщину — в мирное, неголодное время. И еще – упадком науки и искусств.

Итак, Пик нашей Славы приходится на 1860 – 1950-е, на пик нашей рождаемости и поколение спустя. Со снижением рождаемости наступает упадок.

                Вывод: именно тогда , когда нация многодетна, когда, казалось бы, условия для выращивания детей наихудшие, она и генерирует гениев, глобальные идеи в науке и мироустройстве, а также множество простых, но пассионарных людей, готовых эти идеи выполнять. А когда мы по-умному, как нам кажется, выращиваем одного благополучного ребенка — нация приходит в упадок.

Парадокс? Нет – утеря пассионарности, без неё нация не живет.

Продолжение следует

 

 

                

наверх