CONTRPOST.COM Ну скажите, дорогой читатель, спасибо своей судьбе, спасибо за то, что вам довелось жить в такое открытое и информативное время. Каждый день мы просто участвуем в летописи этого века. На меньшее такие события не тянут.
Освобождение Михаила Ходорковского – событие малорадостное, но с точки зрения аналитики – любопытное. Каким образом господину МБХ удалось за одни сутки покинуть колонию, пролететь через полстраны, вылететь за пределы России, благополучно приземлиться в Германии и так же благополучно пересечь её границу? И главное, кто был в этом заинтересован?
Собственно говоря, уже все, кто был заинтересован высказаться на эту тему, высказались. Все печатные и интернет СМИ уже охрипли кричать на эту тему. Теперь, когда вал комментариев и интервью спал, пришло наше время рассмотреть кое-какие детали этого дела и дать возможность высказаться нашим читателям. Мы рассмотрим некоторые внешне малозаметные факты и кое-какие несостыковки, а также реакцию тех, кто, казалось бы, должны были быть рады, но, оказалось, оказались расстроенными фактом освобождения МБХ.
Нам упорно твердят о том, что признания вины для получения помилования не требуется, это неправда. Признание вины необходимо. Помилование возможно лишь для осужденных. Значит, и вина была. Можно пытаться вывернуть все наизнанку, но против логики не попрешь. Нам говорили, что Ходорковский ничего не писал, но оказалось, что писал. Адвокат Ходорковского говорил, что никакой просьбы о помиловании не было, но она была, и Ходорковский написал её еще в середине ноября. Это значит, что это была спецоперация. Всё было настолько глубоко засекречено, что даже адвокат ничего об этом не знал. Путин показал, что он в прекрасной профессиональной форме. Может возникнуть вопрос, почему, то есть, каким образом ему удается быть в такой замечательной форме, хотя он уже давно вроде бы отошёл от дел. Ключевое слово здесь «вроде». На самом деле Путин не отошел от дел, а по-прежнему участвует в разработке спецопераций, отсюда и сохранившиеся навыки.
И все же каким образом все произошло? Ну тут, вроде, всё понятно. Начиная с момента написания прошения о помиловании, было достаточно времени, чтобы успешно разработать операцию. Наверное, так, но с одной лишь разницей. Операция началась гораздо раньше. Написание прошения о помиловании - это уже спецоперация и, разумеется, не первый её этап. Первым этапом операции была её разработка. Так или иначе, Ходорковского вынудили написать такое прошение, возможно, мы никогда не узнаем, как это удалось сделать. Тем не менее, такой факт был, и, заметьте, ранее Ходорковский категорически отказывался от помилования, но теперь всё изменилось до ровно наоборот. Нам говорят, что он пошел на это из-за больной матери, но это - слабый предлог. Мать Ходорковского уже успешно прошла курс лечения и чувствует себя совсем неплохо. На момент освобождения она была в России, но Ходорковский стремительно покинул пределы России. Почему? Он не мог не знать, где находится его мать, но к ней он не поехал. Таким образом, становится понятным, что болезнь матери - всего лишь предлог.
Можно предположить, что Путину просто удалось запугать Ходорковского, возможно кто-то объяснил, что третье дело против него - это скорая реальность. Эта версия объясняет поспешность, с которой вывезли Ходорковского из России. Заявив Ходорковскому, что следующее дело начнется через несколько дней, спецслужбы практически сказали, что если он не уедет сейчас, он не уедет вообще никогда. Путину или тем людям, которые выполняли эту операцию, удалось запугать Ходорковского достаточно сильно, чтобы он сломался и потек по заготовленному для него желобу.
Теперь понятно, что это нужно было Путину. Зачем? Есть версии, что это необходимо для создания благоприятного отношения к России и Путину, чтобы государственные деятели согласились ехать в Сочи, так ли это? Вспомните, как Меркель жестко критиковала собственного президента за решение не ездить в Сочи. Кажется, Меркель боялась, что у Путина не выдержат нервы, и он на все плюнет и оставит Ходорковского в тюрьме. Чем в этом случае рисковала Меркель? Для того, чтобы понять чем она рисковала, давайте посмотрим, что Меркель выиграла от освобождения Ходорковского. Сейчас, когда все сложилось удачно, мы видим, что международный авторитет Германии вырос значительно. Авторитет США тускнет на фоне Меркель. США тоже давили на Путина, требуя освобождения Ходорковского, продолжалось это многие годы, но добиться этого не смогли. Упёртость США в различных международных вопросах вызвала отторжение этой страны Россией, а вот Германия, несмотря на продвижение своих интересов, тем не менее смогла сохранить такие отношения и даже увеличить свое влияние в мире и в России. То есть, если считать, что Германия в данном случае добилась поставленной цели и теперь всему миру стало понятно, что влияние Германии на Россию больше, чем влияние США, то именно этим Германия и рисковала. Для того чтобы проверить эту версию, необходимо посмотреть на события наступающей недели, какой резонанс в мире вызовет освобождение Ходорковского.
Есть всё же один вопрос, который должен получить нашу оценку. Почему все было сделано так стремительно? Дни, на которые выпала бы самая большая информационная нагрузка, оказались выходными. Случайно? Думается, у Путина ничего случайно не бывает. Это часть каких-то очень точных расчётов. Здесь важно всё. Вспомните, как было сказано об освобождении «заключенного номер один». Уже после окончания конференции, как о каком-то третьеразрядном вопросе стала известна информация о прошении МБХ. Если бы это случилось на конференции, то она была бы скомкана либеральными СМИ. К этой теме журналисты возвращались снова и снова. Почему же Путин сделал из нее «не главную тему»? Потому что она - сенсация, но в сложившихся обстоятельствах совсем не главная. У страны на носу Олимпиада, грядет Новый год, в мире по-прежнему бушует кризис, происходит много всего. Ходорковский - это вчерашний день, это история, которую лучше забыть. Путин старался помешать западным СМИ раздуть из освобождения МБХ информационный пожар. Кажется, ему это удалось.
Если считать, что эта операция сильно интересовала обе страны, чтобы оставить на обочине третью страну, то можно понять, как получилось то, что виза была готова и выдана прямо в аэропорту назначения. Но и российский заграничный паспорт тоже был выправлен в надлежащий срок. Непонятно иное. Как это все оказалось неизвестным США? Где же хваленые прослушки госпожи канцлерины со стороны АНБ, о которых нам говорил Сноуден? Может быть, США знали об этой операции, может быть даже скрыто участвовали в ней? Очень маловероятно. Иначе администрация Обамы уже не приминула бы сделать заявление по этому поводу. Однако ничего такого не произошло. Вот эта есть главная нестыковка в вопросе американской гегемонии. Гегемонии больше нет. Есть обиженный на весь свет президент, который сидит в Белом домике на берегу речки и по-онегински вздыхает: «Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей», но проза жизни в том, что жизнь эта не стоит на месте и в какой-то момент бывший первым - станет иным, просто еще одним, а не единственным. Вот к этой цели, вероятно, ведет Путин США, избрав себе в партнеры фрау канцлерину.
Если это так, то Путину и Меркель удалось переиграть Обаму и даже в каком-то смысле оставить его с носом. Теперь всему миру видно, что серьёзная политика возможна и без США. Раньше бы за такое Меркель не сдобровать. Вернитесь к событиям месячной давности, когда операция уже шла полным ходом, что доминировало в мире тогда? Скандал с прослушкой АНБ. То есть, пиная изо всех сил ЦРУ, Госдеп и Обаму, Германия и Россия под носом у США протаскивали проект «освобождение Ходорковского». Не у каждого бы выдержали нервы. Но у участников этой операции нервы выдержали. Это говорит не только о крепких нервах, но и особой степени доверия между спецслужбами России и Германии. Нужно сказать, самая большая сложность выпала на долю России, потому что в операции было задействовано много людей. Со стороны Германии об этом вообще мог никто не знать. В последний момент могло поступить указание офицеру пограничной службы отпечатать визу-вкладыш на такое то имя, быть в таком то Аэропорту во столько-то часов и передать этот вкладыш «этому господину». Хотя виза могла быть получена российскими спецслужбами и ранее, и её просто передали Ходорковскому перед вылетом в Германию.
Гораздо важнее, как все это происходило в России, здесь одним человеком было не обойтись. На всем пути следования Ходорковского были осведомлены люди о том, что будет происходить и ни одной утечки не произошло. Никто даже рта не раскрыл. Это позволяет думать, что в России структуры спецслужб по-прежнему под полным контролем Президента и здесь разболтанности нет. Российскому ФСБ по-прежнему доступны весьма серьёзные задачи. Значит, Путин держит порох сухим.
Свежие комментарии