Эксперты консалтинговой компании PwC, входящей в сеть PricewaterhouseCoopers International Limited, пришли к выводу, что для выживания в условиях возможного кризиса частным компаниям нужно активнее внедрять цифровые технологии. Об этом говорится в исследовании, опубликованном под названием «Цифровизация частного бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы». Аналитики утверждают, что в период экономической нестабильности надо пользоваться возможностями, которые открывает цифровизация. Компании, которые смогут это сделать, получат конкурентные преимущества. О выводах исследования PwC, в котором приняли участие 600 руководителей частных компаний региона, в том числе 90 российских, рассказывает портал profiok.com. Будущее за «большой восьмёркой»Проанализировав сотни новых цифровых технологий, аналитики PwC выделили так называемую «Большую восьмёрку». По их мнению, эти основные технологии окажутся коммерчески жизнеспособными и смогут оказать наибольшее влияние на компании, их сотрудников и поведение потребителей в ближайшие несколько лет. Эксперты PwC считают, что любая компания должна учитывать эти тренды в стратегическом планировании. Хотя, конечно, выбор конкретных технологий, как и их совмещение, – вопрос сугубо индивидуальный. Но их внедрение – это путь из условного «сегодня» в условное «завтра», говорится в исследовании. Итак, рассказываем, что представляет собой «большая восьмёрка», сформированная аналитиками PwC (технологии перечислены в соответствии с английским алфавитом, а не в порядке возрастания или убывания значимости – прим. profiok.com).
Значимость осознаём, но внедрять не спешим
По прогнозу PwC, к 2030 году использование искусственного интеллекта приведёт к скачкообразному увеличению ВВП ряда стран (о том же постоянно говорит Владимир Путин, призывающий нашу страну стать лидером в сфере ИИ, – прим. profiok.com). Однако руководители частных компаний относятся к искусственному интеллекту весьма сдержанно: лишь пятая часть компаний считает эту технологию значимой, и далеко не все эти компании собираются её использовать. В России ситуация ещё более яркая: технологии ИИ в том или ином виде используют 18 процентов компаний, при этом 86 процентов руководителей компаний не считают эту технологию достойной внимания. Интересно также, что наиболее значимой представители российских компаний назвали технологию дополненной реальности (63 процента), однако используют её всего 8 процентов компаний. В целом по всем технологиям картина примерно одинаковая: значимость новых технологий признают далеко не все, и ещё меньшее количество компаний использует их в реальности. Почему? Исследование PwC показало, что многие руководители (59 процентов опрошенных) уверены, что цифровизация поможет решить какие-то отдельные вопросы: отладить цепочки, выстроить процессы и так далее. Лишь треть респондентов (33 процента) считает, что комплексная цифровая трансформация компании в ближайшее время может принести серьёзный экономический эффект. Аналитики PwC полагают, что в момент экономической неопределённости компаниям не следует сбрасывать со счетов свои стратегические планы: кризис закончится (если, конечно, это не навсегда – прим. profiok.com), и к очередному периоду роста надо подойти в полной готовности. Более 60 процентов опрошенных руководителей компаний считают, что цифровизация в долгосрочной перспективе поможет их компании выжить на рынке, а во время кризиса даст возможность бороться с замедлением экономического роста. В России так считают 61 процент руководителей. Ждём кризиса?
В отчёте PwC говорится, что аналитики отмечают в текущем году участившиеся признаки рецессии. Специалисты связывают это с замедлением экономического роста в Китае, а также с неопределённостью, возникшей из-за торговой войны между Китаем и США, нестабильностью в Евросоюзе и ослаблением некоторых стран Западной Европы. «В период экономического спада частным компаниям в Центральной и Восточной Европе придётся пройти тест на выживание, – говорится в документе. – Тем не менее руководителям бизнеса следует задуматься о долгосрочной перспективе и точно рассчитать баланс между потенциальной экономией и необходимостью инвестиций в цифровые технологии». Дело в том, что снижение темпов роста, а возможно, и падение доходов компаний вынудит руководство сокращать расходы на инвестиции. Здесь важно всё же не потерять из виду стратегические цели и не оказаться безоружными перед вызовами будущего, напоминают аналитики PwC. По их мнению, руководителям и собственникам бизнеса следует уже сейчас заняться стратегическим осмыслением путей трансформации своих компаний. Именно цифровизация бизнеса может стать для таких компаний драйвером развития. «Мы, безусловно, понимаем, насколько сложно браться за трансформацию в компании в период экономической нестабильности, однако сейчас наступил момент, когда надо воспользоваться возможностями цифровизации», – пишут авторы исследования. Где взять финансы на «цифру»?
Кроме того, многие российские компании (70 процентов) планируют внедрять цифровые решения исключительно за счёт собственных средств, без привлечения внешних источников финансирования. По мнению аналитиков PwC, это тревожный тренд, поскольку в условиях кризиса эти средства почти наверняка будут пущены компанией на другие цели. Впрочем, авторы исследования признают, что брать банковский кредит в такой ситуации – тоже не выход, поскольку велик риск повышения банками кредитной ставки. Можно было бы привлечь ресурсы за счёт выпуска акций или ценных бумаг, но, как показал опрос, российские предприниматели такой вариант вообще не рассматривают. Аналитики PwC рекомендуют таким компаниям подумать о прямых инвестициях или венчурном капитале, которые, по их мнению, «позволяют получить не только финансирование, но и поддержку в управлении, а также необходимые компетенции». Специалисты: либо учить, либо искать новых
Кроме того, многие рассчитывают, что новые задачи под силу действующим сотрудникам. Однако даже те компании, которые сейчас переживают экономический подъём, могут оказаться неготовыми к будущим вызовам, говорится в исследовании. Далеко не всегда специалисты, которые обеспечивают успех компании сегодня, смогут решить задачи, которые встанут перед ней завтра, уверены в PwC. Всё дело в том, что решение новых задач может потребовать совершенно иных навыков, а значит, нужно или дополнительно обучать имеющихся сотрудников, либо приступать к поиску новых. Наконец, сопротивление изменениям может быть «прошито» на уровне корпоративной культуры, и в таких компаниях внедрение новых технологий всегда будет проходить с большими трудностями. Чтобы справиться с негативным влиянием этих факторов, аналитики PwC советуют привлекать квалифицированных специалистов, а также проводить обучение работников – как внутри компании, так и за её пределами.
Аналитики PwC рекомендуют собственникам частных компаний задаться вопросом: соответствует ли действующий состав совета директоров грядущим переменам и есть ли у него навыки для цифровой трансформации. Если нет, то, по мнению экспертов, самое время поискать предпринимателя с необходимыми навыками и квалификацией, чтобы он пополнил команду руководителей компании. Кроме того, авторы исследования рекомендуют ввести в наблюдательный совет представителей «цифрового поколения», чтобы иметь возможность использовать свежий взгляд на происходящее в компании, получать новые идеи и одновременно развивать у молодёжи необходимые управленческие навыки. * * * В заключение авторы исследования напоминают, что для того, чтобы цифровизация помогла компании выжить, нужна комплексная цифровая стратегия, а не «точечное» решение технических вопросов цифровыми средствами. «Помимо технологических решений, стратегия цифровизации должна охватывать вопросы кадровой политики и финансирования, а также подходы к изменению корпоративной культуры, – говорится в исследовании. – Руководителям частных компаний следует определить уровень собственных «цифровых амбиций» и провести тщательную оценку существующего положения дел в своей организации». На основании этого можно будет определиться с дальнейшими шагами, сосредоточившись при этом не только на разработке стратегии, но и на управлении персоналом и развитии его профессиональных навыков. Выражая благодарность коллегам из PwC за проведённое исследование и широкое распространение его результатов, портал porfiok.com задаётся вопросом: а что будет, если кризис уже никогда не закончится? Возможно, в ближайшие годы нам всем предстоит научиться жить и работать совершенно в другой парадигме, полностью изменив отношение к происходящему и прекратив написание стратегий, ведущих в никуда. ![]()
Для полноты картины читайте публикации profiok.com:
|
Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=10352#ixzz64x8j45BC
Свежие комментарии