По оценкам экспертов, объём информации, доступной через Интернет, растёт с невообразимой скоростью: в любой момент времени до 90% данных, которые пользователь может найти в Интернете, было размещено в последние два года. Информационное поле разнородно и перенасыщено настолько, что даже граждане с интеллектом порой теряются в поисках адекватных источников информации. Но если задуматься, проблема глубже: нужен ли человеку такой колоссальный объём данных и фактов? В каком виде нужно утолять информационный голод, если он есть?
Иллюзия «настоящей жизни»
Всем интересующимся духовной литературой наверняка знакома повесть английского писателя Клайва Льюиса «Письма Баламута», появившаяся в середине прошлого века. Духовный подтекст при желании можно оставить за скобками, а сюжет в нашем случае весьма поучителен. Повесть состоит из писем опытного беса-наставника своему племяннику, начинающему бесу-искусителю. В этих письмах содержатся советы о том, как нужно действовать, чтобы сбить человека с истинного и праведного пути. Таким образом Льюис постепенно раскрывает природу человека и его отношения к добру, злу, греху, любви, истине.
По мнению беса, пресса – отличное изобретение дьявола, поскольку именно пресса и постоянный поток информации заставляют человека терять связь между мыслью и делом. Главное, считает герой Льюиса, не давать человеку задуматься – не приводить ни чётких фактов, ни убедительных аргументов, поскольку любые доказательства и малейшая логика пробуждают разум. Основная задача – полностью забить голову человека поверхностными и непрерывно меняющимися чувственными переживаниями: случайными эпизодами, обрывками разговоров чужих людей, внезапно всплывающими в памяти случайно прочитанными фразами и так далее. Человек должен быть полностью сконцентрирован на поверхностном и сиюминутном, постоянно эмоционально реагировать на ерунду и пребывать в полной уверенности, будто это и есть «настоящая жизнь». При этом в голове человека будет кружиться одновременно «добрая дюжина несовместимых воззрений», и вся эта тарабарщина будет создавать у него ощущение всезнайства, будто совокупность случайно почерпнутых сведений и есть квинтэссенция достижений современной научной мысли. В итоге человек перестанет задумываться сколь бы то ни было глубоко.
Наконец, продолжает бес, доброту и переживания подопечного стоит направить «на периферию», чтобы забота и сострадание, т.е. вся душевная работа, доставались тем, кого человек вообще не знает – тем меньше тепла и понимания получат его ближние, тем скорее его добродетель станет мнимой. Ежедневное потребление информации, на которую нельзя отреагировать действием, делает человека пассивным. «Чем чаще он погружен в чувства, не связанные с действием, тем меньше он способен к действию и в конечном итоге тем меньше он способен к чувству», – заключает Баламут.
Есть над чем задуматься, правда? Разумеется, человеку с интеллектом невозможно напрямую навязать ту или иную точку зрения, в этой связи мы даже не говорим о новостях как источнике зомбирования и пропаганды, это было бы слишком примитивно. Новости не могут заставить нас думать так или иначе, но новостной поток неминуемо подкидывает нам темы и инфоповоды, гипертрофируя значимость маловажных событий и нивелируя тем самым значимость действительно весомого и необходимого. Мы невольно начинаем думать о том, что услышали в новостях. «Настоящая жизнь» из плотного информационного потока, хотим мы того или нет, искусственно формирует для нас повестку дня. Реально необходимую нам? Отнюдь.
Новое и важное – разные вещи
Мы не всегда понимаем, как узнавание того или иного факта может отразиться на нашей жизни. Ответ простой: в большинстве случаев – никак. Более того, новостные агентства стараются дать в эфир яркие, а вовсе не важные события и проблемы. В итоге мы боимся возможного в каком-то далёком году падения на Землю огромного метеорита и не беспокоимся о том, что в России катастрофически не хватает квалифицированных рабочих, в результате чего промышленность может просто остановиться – и не через сто лет, а уже скоро. Все волновались, получит ли ди Каприо вожделенный «Оскар», но большинство почти ничего не знает о том, над чем трудятся отечественные учёные, а ведь от этого напрямую зависит будущее нашей страны, а значит, и наше. Мы с замиранием сердца слушаем репортажи о единичных случаях заражения экзотическим вирусом и не обращаем внимания на ужасающую статистику по инфарктам и инсультам, за улучшение которой вполне можно бороться, пропагандируя здоровое питание и физическую активность.
Факты, содержащиеся в новостях, не всегда реальны, прогнозы – как правило, несбыточны. Построить правильную стратегию, опираясь на информацию, полученную из новостей, невозможно: изменениями в мире и вокруг нас правят силы, о которых в новостях не говорится ни слова. Давно пора понять: ничего важного в новостях не может быть в принципе.
Сложившаяся в последние годы культура копирайтинга добавила происходящему абсурда: большинство поставщиков новостей просто воруют сюжеты друг у друга, слегка видоизменяя их и в меру своего непрофессионализма добавляя в описания событий абсурда, ошибок и неверных трактовок. Впрочем, человеческий фактор из новостного потока скоро исчезнет: в конце прошлого года «Яндекс» объявил о создании информационного агентства, в котором новостные тексты будут писать… роботы! Специальная программа будет отслеживать «горячие сюжеты», агрегировать информацию и выдавать на её основе «осмысленный» текст. Между прочим, отличить текст, написанный подобным роботом от «человеческого» практически невозможно. Остаётся только решить, хотим ли мы дополнять свою картину мира сюжетами, которые искусственный интеллект посчитал важными для нас.
Осторожно, нас используют!
Мы умышленно не затрагиваем в этом материале тему пропаганды. Пользоваться неискушённостью деревенской бабушки, которая, как встарь, верит газете – просто бессовестно, не будем об этом. Современный образованный человек – не собака Павлова, и с помощью газетных публикаций его уже вряд ли можно заставить совершить какие-то действия.
Тем не менее, современные СМИ поголовно озабочены проблемой монетизации, самое простое решение которой – реклама. Новостная индустрия – не исключение. Задача публикации новостей любым из СМИ – не расширение нашего кругозора и не донесение до нас важной информации, а показ рекламы в любом виде, будь то искусно зашитая в текст «джинса» или упоминание чьих-то фамилий или марок, раздутые инфоповоды или тупая открутка баннеров. В любом случае заголовок новости строится так, чтобы вы обратили на неё внимание – не потому, что она интересная или важная, а потому что за ваше внимание заплатит рекламодатель.
Приведём мнение, высказанное чуть более ста лет назад о тогдашних разносчиках газет, и с горечью признаем, что изменилась форма, но не содержание.
«Уличные мальчишки», «газетные огольцы-хулиганы», — вот нелестные называния, которыми именуют пеструю весёлую ораву продавцов газет сердитые люди. В наше исключительное время, когда каждый час приносит такие крупные события, эти мальчишки – знаменательные провозвестники, которые заставляют сердце то наполняться радостью, то сжиматься от боли: «Только что получены телеграммы! Кровопролитное сражение! Взято 20000 пленных! Большая победа! Разгром турок!»
На них сердятся, их обвиняют: «Газетчики всегда врут!» Но разве можно быть так требовательным к этим оборванным, босоногим детям, когда они, разгорячённые беготнёй и подстёгиваемые детской впечатлительностью, а может быть, и желанием побольше выручить своими выкриками, несколько предупреждают или преувеличивают события? Публика должна прощать им эту смелость; ведь за спиной каждого оборванца стоит нищая мать и неработоспособный отец или куча полуголых братьев и сестёр.
С. Рубин, 15 (02) августа 1915 года, газета «Вечернiй курьеръ»
Итак, основная цель – заработать. Теперь легко понять, отчего производителям новостей так нравится «лёгкий» контент – прогнозы экстрасенсов, интимные подробности из жизни звёзд, анекдоты и скандалы. Подобная информация проста для понимания, легко привлекает внимание, а главное – дёшево обходится её производство. Не надо сопоставлять и проверять факты, опрашивать экспертов, изучать контекст. Слепили «сенсацию», сопроводили яркой картинкой – и дело сделано, потянулись читатели, закрутился счётчик, потекли денежки. Никто не ставит задачу ни дать полную картину дня, ни объяснить происходящее в мире. Новости делают не для нас, нас тупо используют – вот о чём надо всегда помнить, отправляясь на новостной сайт за очередной порцией информации.
Утиные истории
С тех пор как сам факт прочтения читателем новости стал выгодным для редакций СМИ, публикация фейков и «уток» из разряда первоапрельских розыгрышей перешла в разряд общепринятых норм. Сто тысяч читателей кликнут по интересному заголовку, ещё двадцать тысяч следом прочитают опровержение – вот вам 120 тысяч показов оплаченных баннеров на страницах сайта. Новости живут меньше суток, вопросы репутации, доверия к изданию уже вообще никого не тревожат: пользователь, натасканный на клики по интригующим заголовкам, никуда не денется – завтра будет новый день и родятся новые «утки».
В плотном потоке информации отличить правду от кривды очень непросто. Никто и не старается – не только по причине дороговизны процесса факт-чекинга (проверки информации), но и потому, что публикация фейка приносит доход, а не позор. Какая разница редактору Lifenews, была ли похищена сумочка у уборщицы Газпрома, если фейковая новость принесёт сайту вожделенный трафик? Рекламодатели довольны, учредители аплодируют, читатели, которым всё равно что читать, прочитали, обсудили в соцсетях и забыли благополучно. В таких историях даже пострадавших нет, некому заявление в милицию писать.
Конечно, остались издания, где за халтуру журналиста могут уволить, где дорожат репутацией, наработанной десятилетиями… Но таких СМИ всё меньше. К тому же порог вхождения в журналистику значительно снизился. Экономическая целесообразность, будь она неладна, заставляет отдавать новостные ленты в руки полуграмотных копирайтеров, лишённых кругозора. Сайт «Эха Москвы», например, с лёгкостью перепечатал придуманную каким-то весёлым блогером новость о том, как пассажиры вынуждены были выйти из вагонов и толкать поезд. Хочется спросить, видел ли замечательный редактор, разместивший новость, поезд. Хотя бы издали. Впрочем, вопрос этот можно адресовать всем, кто перепечатал эту новость, и всем, кто, увидев заголовок, отправился читать и обсуждать. Коллективное помешательство? Похоже.
Одно из объяснений термина «газетная утка» отсылает нас к английским газетам начала прошлого века, где на материалах, содержание которых не было проверено, ставился гриф NT (not testified), созвучный немецкому Ente – «утка». Современным производителям медиаконтента, как и современным его потребителям, к сожалению, плевать и на грифы, и на адекватность… Пипл хавает, медиаконцерны зарабатывают, о здравом смысле вспомнить некому. Что уж говорить о т.н. блогерах вроде Навального? Их не сдерживает ни мнимая профессиональная этика, ни ответственность, декларируемая законом о СМИ.
Вывод неутешительный: похоже, количество «уток» и фейков в медиасреде в обозримом будущем будет только расти.
Информационный фаст-фуд
Популярный швейцарский писатель Рольф Добелли (Rolf Dobelli) в 2010 году опубликовал работу под названием «Избегайте новостей» (Avoid News). По результатам общения с Нассимом Талебом (автор знаменитого «Чёрного лебедя») Добелли сформулировал 15 причин, которые должны заставить читателя прекратить ежедневное потребление новостей. Часть из этих причин мы уже затронули выше, часть оставим за рамками этого материала, поскольку классифицируем их как спорные (например, манипуляция сознанием с помощью новостей). Сейчас же хочется остановиться на, если угодно, физиологическом аспекте потребления новостей.
Эволюция, пишет Добелли, завела человека в ситуацию, к которой не приспособлены ни его тело, ни его мозг. Подобно тому, как бездумное поглощение пищи разрушительно действует на организм и вынуждает человечество серьёзно относиться к диетам в попытках избежать эпидемии ожирения и диабета, бездумное чтение новостей, по мнению Добелли, калечит наш мозг, не предназначенный для потребления неограниченного количества информации. Независимо от содержания и качества, современные новости представляют собой небольшие порции простейшей информации, не требующей для усвоения никаких умственных усилий. «Влияние новостей на наш мозг подобно влиянию сахара на наш организм», – утверждает Рольф Добелли. Новости легко поглощать, они не требуют никаких усилий для переваривания, а значит, практически невозможно достичь насыщения. Новости – это наркотик. И чем больше разрозненных сюжетов крутится в голове, тем чаще мы проверяем новостные ленты – например, уговаривая себя, что делаем это в надежде найти что-то стоящее или боимся пропустить что-то важное.
Кроме того, подчёркивает Добелли, новости искажают восприятие нами мира. Во-первых, любой человек в потоке информации непроизвольно вылавливает факты, подтверждающие его уже сложившуюся точку зрения. Накопление большого числа таких фактов делает нас самоуверенными, в то время как наши сложившиеся убеждения могут быть ложными, а факты, их подтверждающие – фейковыми.
Во-вторых, наш мозг устроен так, что ему легко воспринимать «складные» истории, т.е. описание явления в связке с причинами, его вызвавшими, и последствиями, к которым оно приведёт. Но жизнь показывает, что подобные новости ничего общего с реальностью не имеют: причины зачастую притянуты за уши, а последствия и вовсе приплетены ради красного словца. Пора уже смириться с тем, что мы не понимаем истинных причин скачков цен на нефть и что большинство журналистов и даже экспертов, высказывающихся на эти темы, точно так же их не понимают. Получается, что мы тратим время на информационный мусор?
Наконец, замечает Добелли, неограниченное потребление новостей лишает нас концентрации, снижает способность к пониманию. Многие наверняка заметили, что нам всё сложнее воспринимать большие статьи или толстые книги. Это отнюдь не влияние возраста или отсутствия времени на длительное вдумчивое чтение. Дело в том, что потребление большого количества коротких разрозненных сюжетов перепрограммирует мозг, адаптируя его к многозадачности и лишая способности мыслить сфокусированно. «Клиповое мышление», свойственное современной молодёжи, – следствие длительной работы мозга в несвойственном ему режиме, приведшее к необратимым изменениям. Краткосрочная память современного человека постоянно переполнена. Хотим мы этого или нет, мы в курсе даже тех новостных сюжетов, внимания к которым хотели бы избежать. Далеко не всем интересна история взаимоотношений козла Тимура с тигром Амуром, но вы не найдёте человека, интересующегося новостями, который ничего о них не слышал.
Добелли также упоминает и о прямом вреде здоровью, который наносят новости. Это, например, постоянный стресс, приводящий к сбоям в иммунной системе, десенсибилизация (снижение реакции на внешние раздражители) и т.д.
С работой «Избегайте новостей» можно ознакомиться на сайте Добелли (часть 1 и часть 2) либо поискать переводы на русский язык, время от времени мелькающие в социальных сетях.
Есть ли выход?
Итак, мы пришли к выводу, что потребление новостей в лучшем случае – всего лишь развлечение, в худшем – путь к заблуждениям, удар по здоровью и способностям мозга. Видимо, стоит сместить фокус внимания на хорошие книги и фильмы, на чтение специализированной научной литературы, содержащей ответы на волнующие нас вопросы. Ни начало войн, ни финансовые кризисы, ни природные катаклизмы ещё никому не удалось предсказать, опираясь на сообщения новостных агентств. Отсутствие информации об очередном бредовом высказывании представителей либеральной оппозиции или скандальных депутатов Госдумы, прошедшее мимо нас сообщение об аварии в далёкой стране или незнание результатов соревнований по поеданию блинов вряд ли могут лишить нас жизненных ориентиров. Время и силы стоит тратить на то, что действительно стоит внимания, а не на информационный мусор. К счастью, у нас есть гениальные фильмы, захватывающие книги, интересные места для путешествий, достойные собеседники… Стоит только оглянуться. А если случится что-то действительно важное, мы об этом узнаем, даже не сомневайтесь.
Так что выход – в выборе. А что до журналистики, то, по нашему мнению, будущее – за вдумчивым и критическим изложением событий, за аналитикой, за экспертными мнениями, за попытками осмыслить происходящее, связать события, сформировать целостную, пусть и субъективную, картину. Будущее – за дискуссиями в поисках истины и смысла, за аргументами, за анализом, за диалогом, наконец. Именно такие материалы мы стараемся готовить для портала profiok.com, вкладывая в них своё время, свои мысли и свою душу, пытаясь разговаривать с читателем на темы, которые нам интересны и в которых мы пытаемся разобраться.
Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3148#ixzz4396j5jBQ
Свежие комментарии