В октябрьском номере журнала «Вопросы экономики» вышла объёмная статья премьер-министра РФ Дмитрия Медведева под названием «Россия – 2024: стратегия социально-экономического развития»*. О ключевых положениях статьи, а также о том, зачем глава правительства, не будучи экономистом, пишет в научный журнал, рассказывает портал profiok.com.
«Турбулентное десятилетие»: достижения и уроки
Предыдущие десять лет, то есть период с 2008 по 2018 год, глава правительства называет турбулентным десятилетием (в 2008 году Медведев стал президентом России – прим. profiok.com). По его словам, глобальный кризис, который начался в 2008 году, ознаменовал собой «период нестабильности, быстрых перемен и низкой предсказуемости». Причиной тому Медведев видит «беспрецедентное ускорение технологического обновления», которое меняет все без исключения сферы жизни. Если раньше казалось, что переломным этапом в развитии нашей страны станет переход от плановой экономики к рыночной, то сейчас стоит говорить об эпохах «до и после интернета» или даже «до и после появления мобильных устройств» (хотя, наверное, стоило бы всё же говорить о глобальном переделе – прим. profiok.com).
Новые технологии развиваются так стремительно, что многие процессы в современном мире полностью потеряли предсказуемость (когда на первый план выходит человеческий фактор, любые законы и правда ни при чём – прим. profiok.com). Здесь глава правительства отмечает, что разработка долгосрочных стратегических планов теперь не слишком актуальна, хотя, конечно, пытаться «заглянуть за горизонт» необходимо. Однако, по мнению Медведева, более надёжным инструментом управления станут программы, охватывающие пяти- или шестилетний период (как, например, принятые недавно «Основные направления деятельности правительства» – прим. profiok.com).
Заодно глава правительства объяснил, почему так медленно растёт ВВП нашей страны. По его словам, всему виной «технологическая дефляция», в силу которой технологии очень быстро дешевеют. Из-за этого в структуре производства многое меняется качественно, уровень потребления растёт, а динамика ВВП «статистически» выглядит бледно, а то и вовсе показывает спад.
Медведев считает, что реальные темпы развития недооценены.Цифры цифрами, но темпы экономического роста интересуют правительство не сами по себе, а в качестве основы повышения благосостояния граждан нашей страны, вспоминает премьер-министр через пару абзацев. Поэтому важно сделать выводы из предыдущего опыта и двигаться дальше.
Выводы, которые делает Медведев, проанализировав развитие страны в минувшие десять лет, ошарашивают своей очевидностью. Во-первых, пишет премьер-министр, прекращение спада – это ещё не рост, хотя может рассматриваться как предпосылка роста. Во-вторых, денежной и бюджетной политики для преодоления стагнации недостаточно: они могут помочь только при условии, что делается что-то ещё. Стало быть, нужны реформы, направленные на совершенствование системы госуправления и инфраструктуры, а также на развитие человеческого капитала.
Ещё один важный момент, подмеченный Медведевым: удар по динамике российского ВВП нанесли не столько санкции, сколько падение цен на нефть. И удар это был «по крайней мере в два раза сильнее, чем принятие антироссийских санкций» (и, видимо, ударнее того, который спровоцировал развал СССР – прим. profiok.com). Правда, премьер-министр тут же выражает уверенность, что эти «важные, пусть и болезненные уроки» усвоены руководством страны. Это значит, что нужно снижать зависимость от нефтяной конъюнктуры и развивать неэнергетические сектора экономики, в том числе повышать долю несырьевого неэнергетического экспорта.
Из текста статьи следует, что Медведев в целом доволен тем, как Россия пережила эти непростые десять лет. «При всех выпавших на долю России сложностях страна смогла достойно ответить на вызовы турбулентного десятилетия, – пишет Дмитрий Анатольевич. – Мы предотвратили развёртывание макроэкономического (и особенно финансового) кризиса, смягчили острые финансовые проблемы, не допустив критического роста долговой зависимости, избежали кризиса банковской системы. Ещё важнее, что страна не попала в ловушку политического кризиса».
Судя по всему, если бы не цели, поставленные президентом в майском указе 2018 года, правительство могло бы и дальше спокойно почивать на лаврах, поддерживая достигнутую «стабильность» и подбирая показатели, которые демонстрировали бы экономический рост. «Однако успехи в противостоянии кризисам не снижают актуальность задачи институциональной и структурной модернизации», – констатирует Дмитрий Медведев.
Несколько раз оговорившись, что с новыми вызовами в том или ином виде сейчас сталкиваются «практически все» ведущие страны, глава правительства делает вывод о том, что глобальные тренды диктуют необходимость формирования новой модели роста. А новое качество роста, в свою очередь, даст возможность достичь национальных целей и выполнить стратегические задачи развития страны, сформулированные президентом.
«Суть работы правительства в настоящее время состоит в том, чтобы использовать позитивный потенциал и своевременно нейтрализовывать риски», – заключает Дмитрий Медведев.
Очень удобно: усилия правительства минимизируются, заводов-фабрик строить не надо, инфляция достигает целевых показателей, на бумаге всё хорошо. В магазинах, правда, не очень – прим. profiok.com.
Благосостояние и конкурентоспособность: взаимосвязанные цели
«Наши задачи, если сформулировать их в концентрированном виде, заключаются в обеспечении устойчивого роста благосостояния и конкурентоспособности – как каждого человека, каждой семьи, так и всего общества и государства», – постулирует глава правительства. Он поясняет, что вокруг этих двух целей, по сути, строится вся стратегия кабмина, а также разработанные недавно национальные проекты. Медведев подчёркивает, что цели взаимообусловлены, то есть проекты органично связаны и «должны усиливать друг друга в достижении национальных целей».
Вхождение России в пятёрку крупнейших экономик мира, по словам Медведева, «интегрально скрепляет» все направления проектов, выступает залогом внутренней стабильности и закладывает фундамент для уважительного отношения к России со стороны других стран. Однако в конце статьи Медведев снова напоминает, что «достижение этой цели важно не само по себе, а лишь как механизм обеспечения роста благосостояния и качества жизни россиян».
Словом, во главе угла политики правительства вроде бы оказывается человек, то есть мы с вами. Что же готовит для нас правительство?
Пенсионная система: замена фундамента
«Фундаментом социального государства служит пенсионная система», – пишет Дмитрий Медведев (непростое дело – менять фундамент, как бы вся постройка не зашаталась – прим. profiok.com). Повторив много раз звучавшие цифры о том, как в России растёт количество получателей пенсий по отношению к количеству работающих, глава правительства заявляет, что проблему можно было решить тремя путями.
Первый путь – повышение пенсионных взносов. В сегодняшней ситуации это невозможно, поскольку привело бы не к росту пенсионного фонда, а к уходу зарплат в «чёрный» сектор. Второй путь – понижение пенсий. Его тоже сразу отмели. Остался третий путь – повышение пенсионного возраста. По словам Медведева, это неизбежное решение.
Помимо этих выкладок, Медведев отмечает и другой аспект, связанный с пенсионной системой: продолжительность трудовой жизни. Он напоминает, что в довоенные годы люди начинали работать, как правило, с 14 лет и работали до 60 лет (женщины – до 55 лет). Получается, что в целом трудовой стаж среднестатистического гражданина нашей страны составлял 46 лет (41 год для женщин). Сейчас же молодёжь начинает работать в лучшем случае в 22 года. Кроме того, представители значительного количества профессий имеют льготы по досрочному выходу на пенсию. Это привело к тому, что продолжительность трудовой жизни на сегодня составляет немногим более 30 лет.
Судя по тону статьи Медведева, повышением пенсионного возраста реформа пенсионной системы не закончится. Например, он пишет, что вредные производства давно уже модернизированы, а значит, льготы по досрочному выходу на пенсию можно сокращать. Заодно правительство собирается продолжить работу с выплатой зарплат «в конвертах» и «содействовать развитию добровольного пенсионного накопления». (Вообще-то было бы достаточно доверия государству: люди бы несли свои денежки в банки и потом жили на ренту. Тогда пришлось бы доплачивать только тем, кто совсем ничего за жизнь не скопил. Но нет... – прим. profiok.com)
Цель и смысл всех этих преобразований – обеспечение роста реальных доходов пенсионеров, подчёркивает Медведев. Из его рассуждений следует, что момент для проведения реформы выбран невероятно удачно. Из-за демографической ямы 1990-х на рынке труда в ближайшие годы окажется намного меньше работников, чем требуется. Поэтому для лиц предпенсионного возраста минимизируется риск безработицы, а их присутствие на рабочих местах сокращает дефицит рабочей силы.
Преодоление бедности: ставка на адресную помощь
К теме бедности Дмитрий Медведев подходит издалека. Для начала он отмечает, что во всех развитых странах в последние годы обострились социальные проблемы, основная из которых – неравенство. «Для России тема неравенства особенно болезненна вследствие резких перемен в годы посткоммунистической трансформации», – уверен Дмитрий Анатольевич.
При этом он сообщает, что если в 1990-е годы за чертой бедности находилось 30 процентов населения нашей страны, то к 2012 году этот показатель достиг 10,7 процента. Правда, к 2017 году доля бедных вновь возросла до 13,2 процента. В значительной мере это было связано с ускорением инфляции, объясняет Медведев.
Но вот парадокс: сейчас уровень инфляции находится на историческом минимуме, однако роста реальных доходов что-то не наблюдается. «Для преодоления бедности низкой инфляции недостаточно», – делает вывод глава правительства.
Так что же предлагает кабмин? Решение состоит в том, чтобы усовершенствовать систему социальной помощи и оказывать поддержку тем, кому она действительно нужна. Между делом Медведев отмечает, что бедность – это вопрос не только дохода гражданина, но его доступа к социальным благам. «Кстати, применяемая оценка бедности по уровню текущего денежного дохода этого не учитывает», – замечает он в скобках, наводя читателя на мысль о том, что критерии бедности, как и критерии роста, видимо, будут пересмотрены. Скажем, возможность бесплатно отправить ребёнка на летний отдых косвенно увеличивает доход семьи.
Серьёзным шагом в направлении адресности социальной помощи, по мнению Медведева, станет цифровизация. С помощью специальной информационной платформы можно будет выявить (ещё не выявили? – прим. profiok.com) бедных граждан, определить причины их бедности и разработать способы её преодоления (например, в каких-то случаях достаточно помочь человеку найти работу).
Глава правительства отмечает также, что обострение социальных проблем провоцирует рост популистских настроений и даже поддержку населением политических сил, которые отражают эти настроения. «От популизма нельзя просто отмахиваться, – подчёркивает Медведев. – За ним нередко стоит реальное недовольство большинства населения».
Развитие человеческого капитала
По словам Дмитрия Медведева, ключевой инструмент, определяющий качество жизни и возможность реализации каждого гражданина, – это образование. Согласно майскому указу 2018 года, Россия должна войти в десятку стран-лидеров по качеству общего образования. Но рейтинги – не самоцель, подчёркивает Медведев. Важно научить школьников не просто зазубривать материал, а уметь применять полученные знания на практике.
Медведев пишет также о развитии системы дополнительного образования и повышении качества образования в университетах и вузах. При этом важно развивать не только ведущие вузы, но и транслировать лучшие практики на всю страну.
Помимо этого, Медведев подчёркивает, что в стране важно создать условия для дополнительного образования. По данным правительства, на сегодня различные виды повышения квалификации использует только двадцать процентов работающего населения. Но даже эти люди повышают квалификацию в среднем раз в пять лет, тогда как делать это нужно не реже, чем раз в полтора-два года.
Так что же обеспечит прорыв?
По мнению Медведева, конкурентоспособность экономики зависит от «постоянной технологической модернизации, которая будет выгодна бизнесу». Сейчас 70 процентов расходов на исследования и разработки в России покрывает за счёт бюджетных средств. Медведев считает, что это неприемлемо. Он пишет, что роль государства должна состоять не в финансировании инноваций, а в создание условий для их появления.
Глава правительства отмечает, что сейчас в России существует два вида предприятий, между которыми существует серьёзный разрыв. «Первые прокладывают путь, вторые не всегда даже пытаются им воспользоваться», – констатирует Медведев. По его словам, нежелание трансформироваться и инвестировать в развитие можно объяснять дефицитом кадров и нехваткой средств. Однако наиболее вероятной причиной Медведев считает «дефицит рыночной конкуренции и надежду на внерыночную, административную, бюджетную поддержку».
Выход – в наращивании лидерского потенциала в цифровой трансформации. По оценке Медведева, только в госсекторе сейчас нужно не менее миллиона руководителей, обладающих необходимыми компетенциями (многие СМИ написали, что Медведев хочет увеличить госаппарат на миллион человек, мы же считаем, что речь идёт об обучении государственных служащих – прим. profiok.com).
Помимо цифровой трансформации и совершенствования системы госуправления, в качестве ключевых движущих сил будущего прорыва Медведев упоминает рост инвестиционной активности и повышение производительности труда. При этом он, разумеется, отмечает, что рост производительности труда замедлился во всём мире, а не только в нашей стране. Кстати, саму производительность труда он определяет не как «ускорение действий работника на конкретном рабочем месте», а как «эффективную реализацию возможностей и раскрытия таланта человека в национальном масштабе». С таким определением, пожалуй, несложно будет продемонстрировать рост…
Зачем Медведев пишет в «Вопросы экономики»?
Статья, о которой идёт речь в этом материале, появилась в научном журнале и оформлена по всем правилам научных публикаций – с объёмным списком литературы, сквозными ссылками и перечнем ключевых слов и тезисами на английском языке. Дмитрий Медведев публикуется в «Вопросах экономики» не впервые: в 2015 году в этом журнале вышла его статья «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы», годом позже – статья «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики».
При подготовке этого материала мы изучили тексты статей, упомянутых выше. Честно говоря, они очень похожи: тот же набор очевидных истин, те же лозунги и призывы к трансформации, то же намерение совершенствовать работу госаппарата. Если взять отдельную цитату, читатель вряд ли догадается, к какому году её можно отнести. Скажем, в 2016 году Медведев утверждал, что экономическая политика «не даст ожидаемых результатов, если государственные институты не будут работать эффективно», а годом ранее писал: «Чтобы обеспечить наше успешное развитие, требуется радикально повысить качество государственного управления».
Почему же глава правительства публикуется в научном журнале? И почему журнал его публикует при явном отсутствии новизны его тезисов? Второй вопрос, впрочем, риторический.
«В статье Медведева нет ни одного явного ляпа и ни одного тезиса, с которым хотелось бы всерьёз поспорить, – рассказал порталу profiok.com директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Двадцать четыре страницы мелким шрифтом – и всё о том, что во главе угла стоит человек и что нужно собраться и сделать рывок, иначе мы безнадёжно отстанем. Если бы такую статью прислал в редакцию научного журнала человек со стороны, её бы, разумеется, не напечатали. Но в данном случае при принятии решения о публикации, конечно, работают иные факторы.
Что же касается мотивации самого главы правительства, то я думаю, что таким образом он убеждает самого себя, своих коллег и президента в том, что его действия осмысленны и всё, что происходит в стране, есть воплощение продуманной и взвешенной стратегии. Помните, как Владимир Путин уверял парламентариев, что рост реален, потому что в правительстве «всё посчитали»? Полагаю, придание стратегическим документам наукообразной формы призвано подкрепить этот тезис.
По большому счёту и в предыдущих статьях Медведева, и в публикации 2018 года всё сказано верно, даже придраться не к чему. Беда только в том, что за словами не следует никаких действий. Может быть, на этот раз что-то изменится?
Что же до статистики и подгонки цифр под чьи-то потребности, то этим грешат и на Западе. Экономисты и политики виртуозно жонглируют оценками производительности труда, журналисты ищут возможности зацепиться за яркую цифру и сделать из ничего сенсацию. На днях промелькнула публикация о том, что в Великобритании за год умерли 449 бездомных – более, чем по человеку в день. Факт назвали национальным скандалом, хотя реальные цифры, безусловно, ещё выше, да и данные за прошлые годы никто не поднимал – может быть, ситуация, напротив, становится лучше год от года. Словом, оценивать с помощью статистики благосостояние людей – занятие бесполезное. Разве что для отчёта пригодится».
_______________________
* Д.А. Медведев. «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития». – Вопросы экономики, 2018 № 10, с. 5-28.

Для полноты картины читайте публикации profiok.com:
- Прогноз, основанный на целях: что не так с прогнозом социально-экономического развития России?
- Медведев сформировал правительственную комиссию по модернизации экономики
- Разберитесь и доложите! – Путин устроил публичную порку министрам
- Как добиться повышения производительности труда?
- МНЕНИЕ. Капитализм умирает. Что дальше?
- МНЕНИЕ. Производительность труда: фактор развития или сюр?
- За что в Госдуме раскритиковали Орешкина?
- Тигр готовится к прыжку – Кудрин о новом курсе правительства
- Самолёт без приборов – Кудрин о том, как принимаются решения о нашем будущем
Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=7225#ixzz5U0b8mJk5
Свежие комментарии