На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Уроки августа. Кому нужна свобода от государства?

Уроки августа. Кому нужна свобода от государства?

Иногда происходят события, по поводу которых, даже спустя довольно долгий период времени, остаётся много вопросов. При этом с течением времени что-то проясняется, становится очевидным, а что-то наоборот, вызывает всё большие вопросы. Создание ГКЧП. Августовский путч. Странная изоляция Горбачева. Ельцин на танке. Что это такое было? Переворот? Буржуазная революция? Крушение социализма? Деструкция государства?

К началу 1991-го года многие представители правящего класса прекрасно понимали, куда катится страна, и по поводу Горбачёва уже не было никаких иллюзий. Многие понимали, что страна идёт вразнос, и что с этим нужно что-то делать. Но не делали. Боялись, надеялись, что «как-нибудь рассосётся», не решались и т. д. ГКЧПисты решились. Сделали замах… И отступили… Почему? Относительно ГКЧП, их действий, отсутствия действий и сейчас много неясного.

Вот лишь самые основные вопросы, которые, что называется, лежат на поверхности:

- Почему для удаления Горбачёва понадобилось нарушать Конституцию? Его нельзя было сместить законным образом?

- Почему, решившись на переворот, ГКЧПисты вдруг внезапно впали в ступор?

- Почему не сработал план, согласно которому на место Горбачева должен был придти Ельцин? С Ельциным не договорились?

- Если с ним не договорились, то почему тогда утром 19 августа Ельцин не был арестован?

- Почему вместо объявления внятной программы действий по ТВ было пущено «Лебединое озеро»?

- Что там на самом деле произошло в Форосе? Горбачев был изолирован? Или это была добровольная изоляция?

- Можем ли мы полностью исключить версию о том, что ГКЧП сознательно работал на распад страны?

На эти и другие вопросы даже и сейчас нет ясного ответа. Зато вполне очевидно, что эти странные, неуклюжие действия ГКЧП открыли прямую дорогу и к Беловежским соглашениям, и к дальнейшему социально-экономическому разгрому.

27 лет назад мы сыграли в напёрстки. И почему-то были уверены в скором выигрыше. Видимо не понимали, с кем играем и во что. А напёрсточники понимали всё, и поэтому выиграли. Ловко выиграли на обмане. Обещали свободу, демократию, рынок, сытую и богатую жизнь, правовое государство, европейскую модель развития. И теперь можно лишь горько усмехнуться, вспомнив какую замечательную «европейскую модель» мы получили в 90-е годы. Растоптанная Ельциным Конституция, пальба из танков по парламенту, бартер вместо денег, массовые задержки зарплат, сепаратизм и национализм в регионах, Аль-Каида в Чечне и законы шариата вместо прав человека. Всё совсем как в Европе… Население поверило напёрсточникам и получило за это по полной программе.

В чём заключалась суть этой шулерской игры? Почему удался этот колоссальный обман? Когда нам обещали сладкую, комфортную жизнь, постоянно шли отсылки к «передовому» западному опыту. Вы хотите жить как в Европе? Значит, будем делать как у них, и заживём, как там. Это была открытая часть программы. Этим соблазняли напёрсточники. На это повелось население. Закрытая часть программы заключалась в том, что никакую «европейскую модель» никто внедрять не собирался. Внедряли нечто совсем иное. Поскольку Запад, как справедливо отмечал немецкий учёный Марио Кеслер, перестраивает другие страны не «по своему образу и подобию», а по своим потребностям. И, если у хищника потребность раздобыть корм, то из страны готовят жертву на потребу хищнику. Этим и занимаются МВФ, МБРР и другие международные организации.

Запад прошёл долгий и трудный путь буржуазного развития. Десяти- и столетия ушли на формирование демократических институтов. В это время укреплялась частная собственность, постепенно создавались общественные движения, политические партии, парламенты. Заявляла о своих правах оппозиционная пресса, появлялись буржуазные свободы. Но параллельно с этим, и даже с некоторым опережением, шло укрепление государства и всех его институтов. Создавались государственные органы – полиция, суды, укреплялась законность, формировались армия и флот, возрастало международное влияние новых государств. Именно создание сильного современного государства в сочетании с развитием демократических институтов и регулируемых рыночных отношений, в конечном итоге и привело к формированию столь привлекательной для многих «европейской модели развития».

А что было сделано в России послеавгустовским режимом? Свободу нам дали, а государство отняли. Отняли во всех смыслах этого слова: СССР ликвидировали, а на его обломках появились квазигосударства, у которых были атрофированы все основные государственные функции. Новые квазигосударства оказались не способны поддержать социальный мир, пресечь возникающие социальные конфликты, сохранить территориальную целостность и суверенитет, обеспечить правопорядок и безопасность. Отсюда и «лихие девяностые»; бандитские разборки, и всеобщая криминализация. И масштабная коррупция, которая в те годы была побольше, чем сейчас, это тоже всё отсюда… На российской территории быстро образовался внегосударственный анклав – Чечня, где вообще уже не действовали никакие законы, кроме криминальных. Что такое свобода от государства довольно ярко показал Э. Багрицкий в поэме «Дума про Опанаса»:

Зашумело Гуляй-Поле

От страшного пляса,—

Ходит гоголем по воле

Скакун Опанаса.

Опанас глядит картиной

В папахе косматой,

Шуба с мертвого раввина

Под Гомелем снята.

Шуба — платье меховое-

Распахнута — жарко!

Френч английского покроя

Добыт за Вапняркой.

На руке с нагайкой крепкой

Жеребячье мыло;

Револьвер висит на цепке

От паникадила.

Опанасе, наша доля

Туманом повита,—

Хлеборобом хочешь в поле,

А идешь — бандитом!

Полетишь дорогой чистой,

Залетишь в ворота,

Бить жидов и коммунистов-

Легкая работа!

А Махно спешит в тумане

По шляхам просторным,

В монастырском шарабане,

Под знаменем черным.

Стоном стонет Гуляй-Поле

От страшного пляса-

Ходит гоголем по воле

Скакун Опанаса...[1]

Вот и у нас на территории бывших республик стали разгораться кровопролитные гражданские войны: Грузия, Азербайджан, Молдова… А в Таджикистане, судя по рассказам очевидцев, жизнь вообще превратилась в сущий кошмар:

«Октябрь 92-го. Душанбе в руках ваххабитов. Я на похоронах моего друга по университету. Несколько дней назад он не вернулся вечером домой. Наутро семья нашла его под мостом через реку Душанбинку с пробитой головой недалеко от дома. Через несколько минут предстоит ехать на кладбище. В этот момент подошедшая однокурсница сообщает: в русской школе (в какой именно — она не знает) в центре города (таких школ две, в одной из них учится моя дочь) исламисты захватили в заложники школьников».[2]

Всё это следствие слабости государства, его неспособности защищать свои границы и своих граждан. Такую свободу мы получили, победив ГКЧП. Свободу от государства, от закона, от права на жизнь. Вместо развития и прогресса возникла такая реальность, которая зачастую приобретала совсем уже варварские, архаичные формы.

Усилия российского руководства по восстановлению государственности, предпринимаемые с 1999-го года (восстановление властной вертикали, наведение порядка в Чечне и многое другое вплоть до действий российских ВКС в Сирии) говорят о том, что весь этот трагический послеавгустовский опыт не прошёл даром. Руководство понимает, что без укрепления государства (в широком смысле слова), страна обречена. И прилагает все усилия для его укрепления. А общество откликается на эти усилия доверием и поддержкой. Путин не желает быть Горбачевым, а страна не желает превращаться в слизь. Россия извлекла уроки из прошлого. А извлечённые уроки всегда приносят положительные плоды.

Картина дня

наверх