На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светломир Пенев
    Вполне согласен,то же самое было и у нас,в Болгарии.Ужасы советского ...
  • Людмила
    так, киздуй в свою хохляндию и разуй СВОИ глаза, курица !  Это ты-то РУССКАЯ ?! Смешно !!!😂Это мы в нищете ж...
  • nyha
    Мудак! ты был им и СДОХНЕШЬРоссия резко вышл...

Дмитрий Ливанов: «Человек должен получать образование в течение всей жизни»

Глава Минобрнауки встретился 2 июля 2016 года с участниками первой смены Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме». Поскольку участниками этой смены были преподаватели общественных наук и молодые учёные в области социологии, политологии и философии, разговор шёл, в основном, о проблемах развития и преподавания гуманитарных и общественных наук.

Тем не менее, вопросы, на которые пришлось отвечать министру, касались и ситуации с образованием в целом.

Об изменении парадигмы образования

Дмитрий Ливанов на Территории смыслов. 02.07.2016Первый тезис, который выдвинул Дмитрий Ливанов, касался новой роли образования в современном мире. Чиновник объяснил, что образование XXI века существенным образом отличается от того, что было двести и даже сто лет назад. По его словам, человечество было в целом неграмотным, поэтому изначально целью образования была ликвидация дефицита знаний, которые взять было неоткуда, кроме как из объяснений преподавателя, передающего собственные знания своим ученикам. Так появились уроки и лекции в традиционной форме: учитель рассказывает, ученики запоминают, осмысливают, а затем применяют полученные знания в своей жизни. Во многом такая модель актуальна и сегодня. Но с появлением информационного общества преподаватели и учителя оказались лишены монополии на информацию и знания. Информация и предметные знания отныне доступны любому желающему, и каждый может их получить, не прибегая к посторонней помощи. Но появилась новая проблема: объёмы доступной информации растут с такой скоростью, что неподготовленному человеку сложно, а порой и невозможно найти требуемое, отличить истину от вымысла, полезную информацию от вредной.

В такой ситуации учитель, считает Ливанов, должен не просто быть человеком, владеющим определённым набором знаний и готовым этими знаниями делиться. Педагог XXI века должен учить работать с информацией, отличать плохое от хорошего, важное от неважного, передавать так называемые непредметные знания – способность действовать с применением полученной информации.

«Хотя знания важны и сохраняют актуальность, но они становятся второстепенными по отношению к способности человека действовать в конкретных, в том числе сложных и неожиданных ситуациях», – заявил Дмитрий Ливанов.

О воспитательной компоненте

Дмитрий Ливанов на Территории смыслов. 02.07.2016Способность человека действовать, уверен Ливанов, опирается на мотивы, которые, в свою очередь, определяются системой ценностей. Поэтому далеко не последнюю роль в современном образовании играет воспитание, в том числе патриотическое: образовательные учреждения должны помогать формированию сознательного гражданина. Педагог, по мнению министра, прежде всего должен передавать ученикам ценности – моральные и культурные, поскольку именно наличие общих ценностей обеспечивает устойчивость общества. Формирование «корпуса культурных и моральных ценностей» и его трансляция подрастающему поколению, заявил Ливанов, становится одной из важнейших задач гуманитарных и общественных наук.

О непрерывном образовании

Дмитрий Ливанов на Территории смыслов. 02.07.2016В современном мире, заметил глава Минобрнауки, предметные знания быстро устаревают. На наших глазах возникают новые профессии, о которых 20-30 лет назад никто даже не слышал. Сравнительно недавно вузы и колледжи начали готовить профессиональных веб-дизайнеров, но многие люди, работающие сегодня в этой профессии, получали её самостоятельно. Способность человека учиться, воспринимать и использовать новую информацию зачастую оказывается не менее важной, чем набор предметных знаний, даже самых глубоких. Глобальная конкуренция в современном мире, по мнению министра образования, всё в большей степени сводится не к конкуренции индустрий, ресурсов и технологий, а к конкуренции интеллектов и исследовательского потенциала. Поэтому полученное образование, уверен Ливанов, никогда не должно быть «последним», современный человек должен получать образование в течение всей своей жизни.

О развитии гуманитарных наук

Дмитрий Ливанов на Территории смыслов. 02.07.2016«XXI век – это век наук о человеке», – заявил Дмитрий Ливанов. К таким наукам министр образования относит не только медицину и биологию, но и науки об обществе и личности – антропологию, психологию, социологию, право и так далее.

Ливанов напомнил, что в советский период «наша гуманитарная социальная наука находилась под очень серьёзным идеологическим прессингом» и практически не развивалась. Для науки разрушение научных школ, династий, разрыв связей между разными поколениями исследований – раны, которые «очень трудно залечить». Даже эпизодически возникавшие школы в области лингвистики или социологии положения не спасают: в научных разработках участвовало столь малое количество людей, что все эти школы сегодня «практически прервались». На сегодня для России актуальна задача создания современных научных школ в социальных и гуманитарных областях. «К сожалению, это та область знания, в которой нашей стране ещё предстоит подтвердить своё мировое лидерство», – посетовал Ливанов и добавил, что в физике и математике у нас «всё относительно неплохо».

О вопросах и проблемах

Дмитрий Ливанов на Территории смыслов. 02.07.2016Надо сказать, что министр образования очень удачно выбрал смену на «Территории смыслов». Во-первых, философам, разумеется, свойственно философское отношение к жизни, во-вторых, заявление о благополучии в развитии естественных наук едва ли нашло бы понимание в среде технарей или журналистов. Зал был настроен в целом дружелюбно и покорно принимал расплывчатые ответы главы Минобрнауки на конкретные вопросы.

Красноречиво поглядывая на часы, сидящий на сцене Ливанов хвалил острые вопросы и применял на практике только что прозвучавшие собственные заявления о важности не перечисления конкретной фактуры, а умения научить действовать: большинство проблем, по словам министра, вполне способны решить сами вопрошающие.

«Нам пять дней твердят, что стране нужны гуманитарии, но фундаментальные гуманитарные науки душат финансово. Или мы должны питаться духовностью?» – спросила девушка из Калининградского университета, сообщив, что стипендии у студентов низкие, а преподаватели вместо занятий научной работой вынуждены подрабатывать частным извозом. «Это наша общая задача, и мы не можем её решать только в Минобрнауки», – сразу отказался от ответственности Ливанов, посоветовав учёным заниматься актуальными проблемами и получать гранты на исследования.

Дмитрий Ливанов на Территории смыслов. 02.07.2016На вопрос о том, что делает министерство образования, чтобы вывести гуманитарные науки на новый уровень, было сказано, что эти направления выделены Минобрнауки как приоритетные. Будущему преподавателю истории из Пензы, пожаловавшемуся, что на 40 выпускников в регионе только две вакансии, Ливанов посоветовал поискать работу в другом регионе или подождать, пока в школах начнут проверять педагогов на соответствие профессиональным стандартам, что, по мнению министра, должно повлечь за собой обновление и омоложение педагогических коллективов. Аспирантке, сообщившей, что стипендии едва хватает на дорогу до университета и заниматься наукой нет возможности, министр попенял на низкую активность – мол, надо настойчивее задавать этот вопрос руководству своего вуза. В ответ на вопрос о критериях эффективности научной работы, заставляющих учёных всеми правдами и неправдами повышать себе рейтинги в Scopus и WoS, Ливанов заявил, что политика его ведомства по данному вопросу состоит «в передаче вопросов разработки критериев эффективности научным сообществам».

Дмитрий Ливанов на Территории смыслов. 02.07.2016Министр даже признал существование проблем с качеством образования, о чём сразу же написали все популярные СМИ. «Безусловно, есть проблема качества образования – и школьного, и университетского. Безусловно, есть очень много сфер в образовании, которые пока не работают на высоком качественном уровне», – признался Ливанов, добавив, что над повышением качества образования должны работать сами образовательные организации, а от неэффективных вузов Минобрнауки будет избавляться.

На прощание Дмитрий Ливанов напомнил слушателям, что «прошёл путь от аспиранта до профессора, не пропустив ни одной ступени», пожелал быть активнее, чтобы «решать проблемы и помогать другим решать проблемы», и пообещал, что министерство образования «будет помогать».

Комментарий profiok.com

Удивительно, как Минобрнауки удалось подвергнуть пересмотру роль образования за сравнительно непродолжительный период времени. Всего лишь год назад на той же «Территории смыслов» Ливанов хотя и делал акцент на саморазвитии человека и необходимости формирования способностей принимать решения, но не отрицал важности возвращения к высоким стандартам системы образования, которые существовали в СССР, и упоминал значимость «ядра фундаментальных знаний».

В новой парадигме всё проще: достижение поставленных целей по формированию системы ценностей и развитию «способности действовать» невозможно оценить, а значит, никаких претензий к ведомству Ливанова у общества быть не может. Всё остальное – выходит, «дело рук самих утопающих». Качество образования – проблема образовательных организаций, эффективность научных исследований оказалась в сфере ответственности научных сообществ, повышение уровня знаний – задача каждого индивида, желающего сохранить конкурентоспособность на рынке труда.

Юрий Смыслов«В чём я готов безоговорочно согласиться с Дмитрием Ливановым – так это в вопросе необходимости постоянно расширять сферу своих компетенций, обновлять и освежать знания. Чтобы держаться «на плаву», постоянно учиться приходится людям в совершенно разных сферах деятельности от линейных позиций до топ-менеджеров, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Вокруг нас учатся все: сисадмины осваивают новое программное обеспечение, бухгалтеры и юристы отслеживают изменения в законодательстве, секретари и офис-менеджеры расширяют кругозор и совершенствуют навыки делового письма и коммуникаций. Руководители предприятий, люди, казалось бы, достигшие довольно серьёзных позиций в карьере, с радостью учатся в ИНЭС по программам повышения квалификации управленцев. При этом их интересуют, разумеется, не «корочки», а знания и навыки, которые, по их же словам, помогают более эффективно выстроить работу компании. Все понимают, что, как говорила героиня сказки Кэррола, даже чтобы оставаться на месте, надо бежать со всех ног, а чтобы куда-то попасть, надо бежать ещё быстрее. С уровнем навыков и компетенций сегодня всё происходит именно так». 

Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ, пресс-служба ЦЭРС.



Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3279#ixzz4Dp3pm1AW

наверх