На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светломир Пенев
    Вполне согласен,то же самое было и у нас,в Болгарии.Ужасы советского ...
  • Людмила
    так, киздуй в свою хохляндию и разуй СВОИ глаза, курица !  Это ты-то РУССКАЯ ?! Смешно !!!😂Это мы в нищете ж...
  • nyha
    Мудак! ты был им и СДОХНЕШЬРоссия резко вышл...

Провальный блицкриг и эхо Карабахской войны в Идлибе

Итоги развязанной Азербайджаном при поддержке Турции более чем месячной военной кампании против самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР), объявленной официальным Баку «контрнаступательной операцией», подтвердили очевидный провал азербайджанского «блицкрига»: несмотря на численное превосходство, основным успехом армии Азербайджана стало продвижение на южном участке фронта в четырех прилегающих к Карабаху районах.

При этом Турция продолжает расплачиваться за свои действия по «размораживанию» многолетнего конфликта в регионе: отклонив инициативы относительно ввода турецких войск в зону боевых действий по «сирийскому сценарию» и делегирования Анкаре статуса сопредседателя в Минской группе ОБСЕ, Москва демонстративно атаковала тренировочный лагерь протурецких боевиков на севере сирийской провинции Идлиб возле турецкой границы в качестве «ассиметричного» ответа на попытки усиления геополитического влияния Турции в Закавказье.

 

Карабахский фронт. На момент возобновления 27 сентября 2020 г. полномасштабной войны в Карабахе вооруженные силы НКР контролировали основную часть провозглашенной территории непризнанной республики в границах бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджанской ССР и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

В то же время Азербайджан контролировал часть территории непризнанного государства – около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районов бывшей НКАО, тогда как Армия Обороны НКР контролировала 7 прилегающих к республике районов бывшей Азербайджанской ССР, объявленных Степанакертом «поясом безопасности». Из них НКР полностью контролировала территории 5-ти районов - Кельбаджарского, Лачинского, Кубатлинского, Джебраильского и Зангеланского, и частично территории 2-х районов - Агдамского и Физулинского.

Судя по всему, ключевой целью разработчиков азербайджанской концепции «молниеносной войны» был стремительный захват стратегически важных автомагистралей Степанакерт – Ереван на южном и Мартакерт – Варденис на северном участке фронта, соединяющих Нагорно-Карабахскую Республику с Арменией, с целью последующего разгрома оказавшейся в «котле» Армии обороны НКР.

Однако по итогам более чем месячной военной кампании армии Азербайджана удалось отвоевать административные центры 4-х прилегающих к Карабаху районов на южном участке фронта: города Джебраил, Физули, Зангелан и Кубатлы со многими окрестными селами, что позволило отрезать НКР от границы с Ираном.

При этом попытки развить наступление от города Кубатлы в направлении Лачинского коридора, по которому проходит стратегически важная трасса Степанакерт – Ереван, оказались безуспешными. Как пишет российская газета «Взгляд», армянам удалось сконцентрировать достаточные силы, чтобы отрезать наступающую азербайджанскую группировку от снабжения и накрыть ее огнем РЗСО. В результате наступавшая батальонная тактическая группа (БТГ) азербайджанской армии была уничтожена, а поддерживавшие ее силы отступили к Кубатлы. Это первая серьезная тактическая победа армян на южном участке фронта после оставления практически всей «зоны безопасности» и потери выхода к иранской границе.

Столь же безуспешными оказались попытки продвижения на северном участке фронта с целью установления контроля над трассой Мартакерт – Варденис, которая является второй автодорогой, соединяющей Нагорный Карабах с Арменией, меньшей по пропускной способности, чем трасса Степанакерт – Ереван.

Успехом же азербайджанских военных стал захват поселка Гадрут, входящего непосредственно в состав НКР, что позволило им вплотную приблизиться к городу Шуши, который расположен примерно в 10 км к югу от столицы Республики Арцах, города Степанакерта. Контроль над этим стратегически и исторически значимым населенным пунктом Нагорного Карабаха позволит не только перерезать проходящую через город трассу Степанакерт – Ереван, но и использовать его в качестве плацдарма для дальнейшего наступления на столицу самопровозглашенной республики.

В то же время, как сообщил 30 октября 2020 г. представитель Минобороны Армении Арцрун Ованнисян со ссылкой на Информационный центр НКР, Армия обороны Нагорного Карабаха выбила диверсионные группы Вооруженных сил Азербайджана из нескольких сел недалеко от населенного пункта Карин Таг в районе Шуши - второго по величине города непризнанной Нагорно-Карабахской Республики.

Какова же цена «размораживания» многолетнего конфликта в Карабахе? Как известно, Азербайджан изначально запретил обнародовать данные о потерях среди своих военных, в то время как Армия обороны НКР регулярно публикует соответствующие сведения. По последним данным на 29 октября 2020 г., с начала боевых действий в Карабахе погибли 1119 армянских военнослужащих.

Вместе с тем, по сведениям российской стороны, с момента начала новой фазы боевых действий в Нагорном Карабахе с обеих сторон погибли около 5 тыс. человек, у каждой из сторон погибли около 2 тыс. человек. Такие данные озвучил 22 октября 2020 г. президент России Владимир Путин во время выступления на форуме «Валдай», назвав события в Карабахе «конфликтом в самом худшем его варианте». При этом президент России напомнил, что за десять лет войны в Афганистане погибли 13 тыс. советских военнослужащих.

 

Идлибская зона деэскалации. Пока Турция разжигала пожар новой войны в Закавказье, занимаясь подстрекательством союзного Азербайджана к «окончательному решению карабахского вопроса», Россия подготовила «ассиметричный» ответ на попытки усиления геополитического влияния Анкары на Южном Кавказе, в том числе посредством отправки в зону вооруженного конфликта подконтрольных сирийских боевиков.

26 октября 2020 г. Воздушно-космические силы (ВКС) России нанесли авиаудар по расположенному в 10 км от турецкой границы на севере сирийской провинции Идлиб тренировочному лагерю протурецкой группировки «Файлак аш-Шам», входящей в состав т.н. «Сирийской национальной армии».

По данным российских источников, в результате удара убито до 100 террористов, в том числе 13 полевых командиров, не менее 50 ранены. Ряд информационных ресурсов боевиков пишут о 140 раненых. Удар был нанесен с бомбардировщика Су-24 бомбами ФАБ-500 как раз по скоплению живой силы во время построения. В ходе атаки был уничтожен штаб группировки.

По сведениям военных экспертов, «Файлак аш-Шам» - это не простая протурецкая группировка. Именно через эту организацию Турция осуществляет финансирование всех остальных протурецких группировок в сирийской провинции Идлиб, именно «Файлак аш-Шам» отвечает за защиту турецкого присутствия в Идлибе.

Ранее российские военные наносили удары по террористическим группировкам «Хайят Тахрир аш-Шам» и «Исламская партия Туркестана», а также по радикальной протурецкой группировке «Джейш аль-Изза», тогда как другие протурецкие группировки попадали под удары только в случае конкретных агрессивных действий с их стороны. В то же время «Файлак аш-Шам» находится в ядре протурецких сил в составе «Сирийской национальной армии». Группировка принимала участие во всех военных операциях Турции в Сирии: «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и «Источник мира».

Эти события были болезненно восприняты Анкарой, поскольку удары по ключевой протурецкой группировке были нанесены на фоне вывода турецких войск из части занимаемых ими наблюдательных постов в Идлибской зоне деэскалации по инициативе России, потребовавшей от Турции передать эти посты правительственным силам Сирии, в окружении которых и оказались турецкие военные в результате успешной операции сирийской армии «Рассвет Идлиба» по освобождению провинции от радикальных исламистов.

С тех пор турецкая армия удерживала эти блокпосты в сугубо пропагандистских целях, делая вид, что она якобы что-то «контролирует» вокруг окруженных со всех сторон сирийскими военными наблюдательных пунктов, однако в конечном итоге была вынуждена согласиться на их эвакуацию по предложению российской стороны. Причем Анкара пошла на такой шаг в условиях циркулирующих слухов о подготовке сирийской армией масштабной наземной операции в южных районах провинции Идлиб, поскольку турецкая сторона не выполнила своих обязательств по разоружению действующих вдоль трассы M4 (Алеппо - Латакия) вооруженных группировок на исполнение Московского протокола, подписанного 5 марта 2020 г. президентами России и Турции.

Поэтому после удара по лагерю подготовки подконтрольных боевиков в Сирии уже 27 октября 2020 г. президент Турции Реджеп Эрдоган инициировал телефонные переговоры с президентом России В. Путиным для обсуждения ситуации вокруг Сирии, Нагорного Карабаха и Ливии.

При этом 28 октября 2020 г. президент Турции обвинил Россию в причастности к авиаудару по учебному центру оппозиции в сирийском Идлибе. «Нападение России на силы Сирийской национальной армии в районе Идлиба указывает на нежелание прочного мира и спокойствия в регионе», - заявил он.

И хотя Р. Эрдоган не стал связывать между собой события в Идлибе и Карабахе, однако вполне очевидно, что посредством нанесения авиаударов по протурецким боевикам возле турецкой границы Москва продемонстрировала серьезность намерений по сдерживанию неоосманских амбиций Анкары в рамках защиты собственных национальных интересов.

 

Кто виноват и что делать? Безусловно, не приходится сомневаться в том, что именно Турция использовала реваншистские настроения руководства Азербайджана для усиления своего геополитического влияния в Закавказье.

Как и в том, что именно азербайджанские войска перешли в наступление вдоль всей линии соприкосновения с самопровозглашенной Республикой Арцах с применением тяжелой артиллерии, бронетехники и авиации в рамках т.н. «контрнаступательной операции», предварительно обвинив армянскую сторону в организации серии вооруженных провокаций.

Однако было бы несправедливым возлагать всю полному ответственности за эскалацию конфликта исключительно на Анкару и Баку. Негативную роль в его «размораживании» также сыграл нынешний премьер-министр Армении Никол Пашинян, пришедший к власти в результате пресловутой «бархатной революции» 2018 г. и окруживший себя ставленниками американского финансового спекулянта и спонсора «цветных революций» Джорджа Сороса, которые принялись вытеснять российский бизнес и преследовать пророссийских политиков.

Новые прозападные власти начали травлю представителей т.н. «карабахского клана», экс-президентов Армении Роберта Кочаряна (1998-2008) и Сержа Саргсяна (2008–2018), ставших фигурантами уголовных дел, хотя именно эти пророссийские политики сыграли ключевую роль в победе в Карабахской войне 1992-1994 гг., итогами которой уже около 30-ти лет пользуется армянская сторона. Большой общественный резонанс также вызвало уголовное преследование действующего генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова (2017–2018) и бывшего министра обороны Армении Микаэла Арутюняна (2007-2008).

На этом фоне премьер Н. Пашинян выступил с откровенно провокационными заявлениями типа «Арцах это Армения, и точка!» или «У Арцаха для Азербайджана земли нет», подразумевая отвоеванные Армией обороны НКР исконно азербайджанские территории вокруг Карабаха, тем самым перечеркивая возможность политического урегулирования ситуации в спорном регионе и фактически подстрекая Азербайджан к военному способу разрешения конфликта.

Как известно, на сегодняшний день возможной «дорожной картой» урегулирования нагорно-карабахского конфликта являются «Мадридские принципы», подготовленные Минской группой ОБСЕ и положенные в основу «Казанского документа» или т.н. «Плана Лаврова», которые предусматривают передачу под контроль Азербайджана 7-ми прилегающих к Карабаху районов, размещение там миротворческих сил и предоставление Карабаху промежуточного статуса до окончательного определения его правового статуса на референдуме.

В этой связи можно с уверенностью сказать, что Анкара и Баку вполне удачно воспользовались произошедшим при нынешней прозападной власти ухудшением отношений Москвы и Еревана, развязав полномасштабную войну для установления контроля над Арцахом, что было просто немыслимо в период правления пророссийских президентов Р. Кочаряна и С. Саргсяна. Однако как бы там ни было, очевидно одно: Азербайджан и Армения должны прекратить огонь в Нагорном Карабахе без всяких предварительных условий, притупив к политико-дипломатическому урегулированию многолетнего конфликта в интересах двух некогда братских народов, за плечами которых – совместное учреждение СССР в составе Закавказской СФСР и общая Победа в Великой Отечественной войне над немецко-фашистскими оккупантами.

 

P.S. 31 октября 2020 г. премьер-министр Армении Н. Пашинян обратился к президенту России В. Путину с просьбой начать консультации для определения формы поддержки по обеспечению безопасности республики на основании второго пункта «Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Арменией» от 29 августа 1997 г.

В обращении премьера учитывалось приближение боевых действий к границе Армении, уже имевшие место факты посягательств на территорию республики. В ответ МИД России заявил, что согласно договору Россия окажет Еревану всю необходимую помощь, если боестолкновения будут перенесены непосредственно на территорию Армении. Позже представитель МИД РФ Мария Захарова пояснила, что все детали в связи с обращением Армении к России за консультациями по безопасности, в том числе конкретные форматы, будут обсуждаться дополнительно.

К сожалению, данное обращение лишний раз свидетельствует о том, что Азербайджан и Армения готовятся к затяжному конфликту, а не к бессрочному перемирию в Нагорном Карабахе.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

 

 

Ссылка на первоисточник
наверх