На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Ольга Васильева: Педагог – это не специальность, это миссия

За время, прошедшее с момента назначения на пост министра просвещения, Ольга Юрьевна Васильева дала много интервью и несколько раз выступила перед разными аудиториями. Портал profiok.com обобщил высказывания министра в одном материале, из которого читатели узнают, как будет выглядеть цифровая школа, почему не отменят ЕГЭ и как связана Конституция РФ с образовательными стандартами.

Что министерство просвещения унаследует от Минобрнауки?

После принятия решения о разделении Минобрнауки РФ на два ведомства – министерство просвещения и министерство науки и высшего образования – прошло не так много времени. Процесс разделения имущества и переключения финансовых потоков довольно сложен и продлится до конца календарного года. Большая часть финансирования перейдёт в Миннауки вместе с несколькими сотнями вузов и научных организаций. Как пишет РБК, в здании на Тверской останется ведомство Михаила Котюкова, а министерство просвещения переедет в здание поменьше на углу Каретного Ряда и Среднего Каретного переулка.

Напомним, что в ведении министерства просвещения остались детские сады и школы, а также среднее профессиональное и дополнительное образование. Поскольку Ольга Юрьевна Васильева осталась в должности министра, новое ведомство сохранит и основные провозглашённые ею установки: неразрывность образования и воспитания, обеспечение доступного базового образования для маленьких граждан в любом уголке нашей страны, благородная миссия учителя – не только предметника, но и человека, искренне любящего детей.

Цифровая школа: не только электронные книги

Когда кто-то произносит словосочетание «цифровая школа», большинству из нас воображение рисует учеников, вооружённых планшетами и увлечённо поглощающих онлайн-курсы. Однако речь вовсе не об этом. Суть цифровой трансформации – не только в школе, но и в экономике в целом – это качественное изменение процессов, которое начинается с создания необходимой инфраструктуры.

«Цифра» должна значительно облегчить жизнь учителям. У них больше не будет необходимости заполнять множество бумаг, поскольку всё можно будет сделать в электронном виде. Кроме того, большинство данных, необходимых контролирующим органам, будет размещаться на сайтах школ – а значит, их можно будет получить без всяких запросов в адрес школьной администрации.

Другое важное подспорье для учителей – проект РЭШ (Российская электронная школа), цифровая платформа, разработанная в Москве и переданная в Минобрнауки Сергеем Собяниным. Это цифровая платформа для учителей, своеобразный конструктор, с помощью которого можно будет подготовиться к любому уроку. Пройдя экспертный отбор, учителя смогут дополнять систему своими материалами, а пока на платформу загружены интерактивные уроки от лучших педагогов страны. С помощью платформы можно будет, скажем, пригласить детей в виртуальный музей, показать фрагмент фильма или театральной постановки, мультимедийный материал с изображением физических или химических опытов, что важно для тех школ, где нет своих лабораторий (таких школ тысячи). Правда, на сегодня далеко не все российские педагоги чувствуют себя уверенно в электронной среде. Их будут учить. «Через три года все учителя смогут пользоваться платформой РЭШ и всё там находить», – пообещала Ольга Васильева во время выступления перед участниками образовательной смены форума «Территория смыслов».

Со временем во всех российских школах планируется внедрить систему идентификации, основанную на распознавании лиц. По мнению экспертов, такая система значительно повысит безопасность по сравнению с турникетами, которые стоят сейчас в большинстве школ. Представители Департамента информационных технологий Москвы на урбанистическом форуме подтвердили, что в столице эта система начнёт тестироваться уже в этом учебном году.

Что касается полного перехода на электронные учебники то, по словам Ольги Васильевой (интервью «Российской газете» 06.06.2018 – прим. profiok.com), до тех пор, пока не будут проведены исследования, касающиеся влияния гаджетов на здоровье детей, технические средства в школе будут использоваться в строгом соответствии с действующими санитарными нормами, то есть дозированно. Любителей ссылаться на зарубежный опыт можно отправить в Европу (Германия, Австрия, Франция) или в Азию (Гонконг, Сингапур), где существуют явные возрастные ограничения на использование школьниками электронных устройств. Та же история с чистописанием: полной замены ручек и тетрадей на компьютерную клавиатуру не будет. К слову, страны, в своё время отказавшиеся от чистописания – например, Финляндия – сейчас столкнулись с необходимостью развивать мелкую моторику и возвращают на уроки ручки и тетради.

Итак, что такое электронная школа? Для учеников – электронный дневник и библиотека с подборкой мультимедиа, дающая навыки работы с цифровой информацией, для учителей – снижение административной нагрузки и море удобного контента под рукой, для родителей – возможность в режиме онлайн следить за успеваемостью ребёнка и отслеживать его физическое нахождение в школе в режиме реального времени. А ещё – безналичная система расчёта в школьной столовой, надёжная пропускная система, электронное делопроизводство и бухгалтерия в режиме «одного окна», в будущем – возможность прохождения аттестации в электронной форме.

Выглядит всё это как картинка из фантастического романа, но российские школы и правда станут такими в самом недалёком будущем. «Пилотный» экземпляр предъявят общественности очень скоро, буквально через несколько месяцев. Регион, в котором готовится «опытный образец» цифровой школы, Ольга Васильева называть не стала.

И всё же министр постоянно подчёркивает, что цифровые технологии – это всего лишь среда, инструментарий, дающий новые возможности, но при этом нисколько не умаляющий роль педагога-наставника, не только преподающего свой предмет, но и воспитывающего личность.

Образовательные стандарты, учебники и ЕГЭ: во имя Конституции и здравого смысла

«Моё глубочайшее убеждение как человека, учителя и министра: заканчивая школу, каждый ученик должен получить гарантированное Конституцией обязательное базовое образование», – говорит Ольга Васильева. По её мнению, эта задача может быть решена только за счёт построения единого образовательного пространства, то есть стандартов, определяющих, какие знания и в каком объёме должен получить ученик в каждом классе.

Ольга Васильева: Педагог – это не специальность, это миссияСпециально подчеркнём: никакого отношения к ограничению свободы педагогов или намеренном «усреднении» программы, лишающем талантливых детей возможности углублённо изучать предмет, такая постановка вопроса не имеет. Подобные вопросы министру задают везде и всюду, и Ольга Васильева спокойно и уверенно отвечает снова и снова: стандартизация, которой почему-то все так боятся, затрагивает только 60 процентов от объёма учебных программ. Это те самые обязательные базовые знания по школьным предметам, которые каждому ученику гарантирует Конституция. Оставшиеся 40 процентов времени ученики смогут спокойно тратить на углублённое изучение тех предметов, к которым у них есть интерес.

Ситуация с федеральным перечнем учебников, по словам Ольги Васильевой, тоже в ближайшее время разрешится (это какой же у кого-то личный интерес к этому списку, что министр образования твердит о его сокращении годами, но всё так и остаётся на уровне констатации! – прим. profiok.com). В этом перечне на сегодня числится 1376 наименований. На издание учебников ежегодно тратятся десятки миллиардов рублей из федерального бюджета, поэтому добровольно этот список ни одно издательство, конечно, не покинет. После введения стандартов по всем предметам будут пересмотрены и подборки учебников: в списке останутся по две-три линейки по каждому предмету.

Отменять ЕГЭ, как и следовало ожидать, никто не собирается. Это реальная возможность для талантливых детей из глубинки продолжить образование в столичных вузах. Вот данные статистики: 70 процентов студентов в крупнейших вузах Москвы и Санкт-Петербурга – иногородние. Разве до ЕГЭ такое было возможно?

Другое дело, что вокруг ЕГЭ нагнетается какая-то нездоровая истерика. Позиция Ольги Васильевой такова: если обучение в школе на протяжении 11 лет учёбы было выстроено должным образом, то для выпускника сдача ЕГЭ не будет представлять никаких проблем. С натаскиванием на сдачу ЕГЭ, которое процветает в некоторых школах, Минобрнауки будет нещадно бороться. Прежде всего – с помощью введения тех самых образовательных стандартов. Как объясняет Ольга Васильева, сейчас на ЕГЭ «проверяют то, чего нет»: утверждённого комплекса обязательных знаний нет, а их проверка – есть! (интервью «Интерфаксу» 26.06.2018 – прим. profiok.com).

Как российская система образования cможет сделать рывок вперёд?

Майским указом Владимира Путина перед отечественной системой образования поставлены две масштабные задачи: воспитание гармоничной личности и вхождение российской системы образования в десятку лучших в мире.

Первая предполагает работу с одарёнными детьми, развитие детей дошкольного возраста, внедрение новых методов обучения и воспитания, готовящих детей, в частности, к жизни в мире, наполненном цифровыми технологиями.

Что касается лидирующих позиций российской системы образования, то тут не так всё плохо, как кому-то может показаться. В международных исследованиях, связанных с качеством математического и естественно-научного образования (TIMSS – Trends in Mathematics and Science Study – прим. profiok.com), Россия и так занимает неплохие позиции. В рейтинге PISA (Programme for International Student Assessment – profiok.com), основанном на проверке знаний учащихся девятого класса, Россия пока на 36 месте. Следующее исследование будет проводиться в 2022 году, и те, кто его будет проходить, этой осенью пойдут в пятый класс.

Ольга Васильева считает, что за оставшееся время привести уровень образования этих школьников в соответствие с требованиями PISA вполне реально. Тем более, что видны «тонкие места»: оказывается, наши школьники показывают низкий результат при оценке навыков функционального чтения. Поясним: это умение прочитать страницу текста и двумя-тремя тезисами изложить содержание.

«Есть устрашающие цифры: у нас 22 процента населения не может функционально прочитать текст, – поделилась Ольга Васильева в выступлении на «Территории смыслов». – Бедолага читает страницу и не в состоянии пересказать, что он прочитал!»

Понятно, что в такой ситуации как ни излагай учитель свой предмет, подготовить такого ученика к ЕГЭ можно только путём тупого натаскивания. А вот если с начальной школы и до выпускных классов развивать и укреплять навык функционального чтения, глядишь, и проблема подготовки к ЕГЭ уже не будет стоять так остро.

Правда, функциональная безграмотность каждого пятого гражданина России продолжает тревожить. Даже если проблема решится для нынешних пятиклассников, с двадцати- и тридцатилетними-то что делать? Может быть, стоит всеобуч объявить?

Учитель: профессия, которая не исчезнет

Ольга Васильева: Педагог – это не специальность, это миссия– Современные дети недолюбленные. Их надо любить, – заметила Ольга Васильева в интервью Владимиру Легойде (радио «Комсомольская правда», программа «Откровенный разговор» от 06.07.0218 – прим. profiok.com).

– А можно ли научить этой любви? – был ответный вопрос.

– Мне кажется, это самое важное, о чём вы меня спросили, – ответила министр, – ей нужно учить.

По мнению Ольги Васильевой, учитель и преподаватель – в корне разные понятия. По данным ВЦИОМ, две трети современных учителей считают себя обязанными только обучать своему предмету и не берут на себя ответственность за воспитание своих подопечных.

«Приходить в класс и не иметь чувства любви к тем, кто сидит перед тобой, это невозможно, это страшно. Тогда не надо ходить в эту школу, надо заняться чем-то другим», – уверена министр.

Конечно, дети нынче непростые. Поэтому, например, начата подготовка психологов, которые со временем появятся в каждой школе. Ольга Васильева утверждает, что очень нужны фундаментальные научные исследования о сегодняшних детях, об их психологии, физиологии, привычках, закономерностях мышления. Такие работы очень помогли бы учителям в повседневной практике.

«Если ты не педагог, то хоть умри, ученик у тебя на уроке будет скучать и зевать», – уверена министр. По её словам, педагог – это не специальность, а миссия, а потому просто отрабатывать время у учителей не получится. Этой работой нужно жить. Кстати, в педагогических вузах недавно ввели вступительный экзамен, с помощью которого будут определять, готов ли человек к этой миссии или ему стоит поискать другую профессию.

Ольга Васильева уверена: профессия учителя не исчезнет, потому что ни роботы, ни гаджеты, ни самые современные обучающие программы не смогут заменить в системе образования главный элемент – личность учителя. А всё, что, казалось бы, столь радикально меняется вокруг, – всего лишь декорация…

Фото: пресс-служба ЦЭРС.

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=6721#ixzz5LnKFqcL1

Картина дня

наверх