Возможный запрет торговым сетям делать прямые закупки за рубежом, несмотря на оправданность, может привести к очередному росту цен. Так считают эксперты, опрошенные Федеральным агентством новостей.
Ранее стало известно о подготовке законопроекта, запрещающего ритейлерам прямой импорт сельхозпродукции. Запрет вызван тем, что подобная практика закупок бьет по отечественным производителям
«Когда российская сеть заключает договор напрямую с импортером, российский производитель исключается из этой цепочки. Российской сети выгоднее работать с такими компаниями, чем с российскими производителями, даже если те предлагают хорошее качество и хорошие цены», — сказал первый заместитель главы комитета СовФеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Он отметил, что власти не заинтересованы в ущемлении интересов торговых сетей, но хотят обеспечить попадание в магазины местной продукции.
Готовящийся законопроект отражает реальную ситуацию. Действительно, крупные сети обычно формируют собственные логистические цепочки, позволяющие импортировать товары с минимальными издержками.
И возможное вето на такой прямой импорт даст российским товарам дополнительное конкурентное преимущество.
Однако тут есть один неприятный момент — возможный очередной всплеск инфляции — по той простой причине, что у сетей в случае запрета вырастут издержки. По итогам января продовольственная инфляция уже составила почти 21% в годовом выражении, напоминает аналитик «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. Дополнительное же ускорение роста цен приведет к социальной напряженности.
Кроме того, «запрет на текущий момент выглядит бессмысленным с точки зрения двукратного ослабления рубля, что и так привело к резкому повышению ценового конкурентного преимущества российских товаров», говорит эксперт.
Допуская, что практика прямого импорта ущемляет интересы местных производителей («есть такая тенденция, когда финские сети тяготеют к скандинавским продуктам, французские сети — к французским продуктам и так далее»), руководитель агентства Infoline Иван Федяков задается вопросом: что будет мешать ритейлеру создать прослойку между собой и зарубежным партнером в виде юрлица и делать то же самое — то есть покупать нужный товар почти напрямую?
«Забавная статистика: в первом квартале 2014 года 80% таможенных деклараций по импорту было оформлено юрлицом один раз. То есть даже сами импортеры регистрируют одно юрлицо под каждую транзакцию. Это позволяет избегать рисков для бизнеса, — говорит Федяков. — ак что я с трудом представляю механизмы контроля выполнения данных мер».
В целом любые запретительные меры носят контрпродуктивный характер, уверен эксперт. «Они расслабляюще действуют на работающие на рынке компании, что плохо сказывается на их конкурентноспобности», заключает Иван Федяков.
Игорь Кузьмичев
Свежие комментарии