На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Девять принципов министра Васильевой

В конце декабря 2019 года министр просвещения Ольга Васильева дала ряд подробных интервью, в которых рассказала о том, что ждёт сферу общего образования в 2020 году. И хотя вопросы министру носили, скорее, прикладной характер, по ответам Ольги Юрьевны вполне можно сделать вывод о её управленческих подходах и общечеловеческих установках.

О том, чем гордится и о чём мечтает министр просвещения, почему не отменят ЕГЭ и зачем человеку интеллектуальный кругозор, читайте в материале profiok.com.

Ориентироваться на качество

Комментируя в эфире РБК произошедшее в 2018 году разделение Минобрнауки на два ведомства, Ольга Васильева явно дала понять, что передача части функций и ответственности не нанесла никакого удара по её управленческим амбициям. Для министра важнее результат, а добиться ощутимых результатов, занимаясь столь широким спектром направлений, вряд ли получилось бы.

«Министерство, в которое я пришла в 2016 году, занималось и школой, и дошкольным образованием, и дополнительным, и средним профессиональным, и высшим, и огромным пластом науки, – напомнила Ольга Васильева, – Отработать качественно все эти шесть направлений в одном ведомстве невозможно, поэтому я изначально приветствовала реформу. Сейчас сфера, за которую я отвечаю, даёт мне возможность качественно работать».

Устранять причины, а не следствия

По тому, как Ольга Васильева реагирует на вопрос о чрезмерной загрузке школьников домашними заданиями, видно, что её спрашивают об этом постоянно.

«Я не помню чтобы я тратила больше полутора часов на уроки в старших классах. Самая большая загадка для меня сейчас, почему малыши по 3-6 часов делают домашние задания», – говорит министр.

Наверное, где-то встречаются учителя, пытающиеся «переложить» задачи по обучению на родителей школьников и злостно нарушающие действующие санитарные нормы. Но это лишь часть проблемы, и с этой частью Минпросвещения активно борется. «Всё, что необходимо ребёнку, должно быть пройдено в школе, а все домашние задания должны быть минимальны по времени», – утверждает министр.

Но есть и другая сторона. Если программы по ряду предметов в последние годы претерпели существенные изменения, то в программах по математике и физике ничего существенно не менялось на протяжении нескольких десятилетий. Как ни странно, советские дети с этими программами справлялись без особых проблем, а ещё успевали гулять и заниматься спортом.

Самый простой вариант – предположить, что детей плохо учат. Нельзя сказать, что у Васильевой нет претензий ни к педагогам, ни к качеству учебников. Но основная причина столь тягостных взаимоотношений школьников с домашними заданиями, по мнению министра, гораздо глубже.

Девять принципов министра ВасильевойВ 1986 году – в «застойные» советские годы – наша страна лидировала в международных исследованиях функциональной грамотности (PISA). Сейчас Россия скатилась ниже 30-го места. Оценка происходит на основе теста: молодому человеку дают прочитать страницу текста и предлагают пересказать его содержание двумя предложениями. В Советском Союзе такой тест мог пройти практически каждый. В современной России – только 75 процентов населения. Парадокс, но, проводя десятки часов у компьютера, многие дети не только не научились вдумчиво читать, но часто не представляют, в какой предметной области искать ответ на тот или иной вопрос.

«Мы заказываем много научных исследований и сейчас запустили масштабный проект по поднятию уровня функциональной грамотности», – поделилась Ольга Васильева. Новые образовательные стандарты будут включать в себя специальные интерактивные задания, которые будут развивать у детей навыки в сфере функциональной грамотности. По мнению министра, если ребёнок не умеет осознанно читать, то есть не понимает, что он читает, то выучить заданный параграф по истории или географии он не сможет ни за два часа, ни за пять.

Вдумчиво использовать успешный опыт

«Я историк, – любит повторять Ольга Васильева. – И я глубоко убеждена: опираться на то, что делали предшественники, очень разумно».

Например, в Советском Союзе управление высшим образованием, наукой и общим образованием курировали разные ведомства, и к этой практике в конце концов вернулись в современной России.

«Я искренне горжусь, что через большие тернии вернула в школы астрономию», – признаётся министр, добавляя, что российские школьники уже третий год подряд лидируют на олимпиадах по этому предмету. Зачем было исключать астрономию из перечня изучаемых предметов? На этот вопрос, как и на многие другие, ответа мы уже не найдём.

Вызывающее жаркие споры решение о запрете использования на уроках мобильных телефонов вызвало жаркие споры ещё до введения этого запрета. В данном случае чиновники тоже опираются на опыт, только не на исторический, поскольку мобильные телефоны появились недавно, а на общемировой. Использование на уроках гаджетов запрещено во Франции, во многих землях Германии, в Сингапуре. Впрочем, в России этот запрет пока носит рекомендательный характер: каждая школа сама принимает решение, разрешать или запрещать детям использование мобильных телефонов. Однако данные говорят сами за себя: в школах, где от использования телефонов в учебном процессе отказались, на 70 процентов повысилась внимательность и работоспособность учеников, снизилась тревожность, дети стали больше двигаться. Окончательное решение будет принято после анализа этих данных и изучения результатов исследований, заказанных министерством и посвящённых влиянию гаджетов на здоровье. У самой же Ольги Васильевой позиция однозначная: мобильных телефонов на уроках быть не должно (странно, что это приходится кому-то доказывать – прим. profiok.com). 

Следовать здравому смыслу

Девять принципов министра Васильевой«Чтобы что-то изменить, надо сначала захотеть это сделать, а потом начать делать», – поделилась рецептом успеха Ольга Васильева. Министр подчёркивает: во многих случаях надуманные или случайно возникшие проблемы можно решить быстро и эффективно, причём без особых финансовых затрат.

Например, многие родители жалуются, что дети не успевают позавтракать на десятиминутной перемене. По мнению Васильевой, проблема легко и просто решается, стоит директору школы и педагогам сесть и подумать, как лучше организовать логистику (проще всего – самим попробовать за это время успеть поесть и сходить в туалет – прим. profiok.com). 

«На взрослом языке это называется производительностью труда, на детском – правильным подходом», – объяснила Ольга Юрьевна. По её словам, проект «Умная школа», который сейчас тестируется в ряде регионов, это просто воплощённый в реальность здравый смысл (странно только, что всё, вплоть до расписания походов в столовую, приходится изобретать с нуля – прим. profiok.com).

Не иначе как здравым смыслом продиктовано решение Минпросвещения о том, чтобы закрепить за школами право не выставлять учащимся оценок по музыке, рисованию и физкультуре. И правда, если ребёнок любит петь, но лишён слуха, зачем портить ему аттестат «тройкой»? Может быть, со временем можно будет пойти дальше и ввести факультативный подход к другим предметам? Далеко не все дети способны к математике... 

Не делать резких движений

По мнению Ольги Васильевой, образование – это сфера, где торопиться не стоит. «Любая образовательная система консервативна, резких изменений в истории образования никогда не было», – утверждает министр.

Как считает Ольга Васильева, переходить к ЕГЭ было необходимо, но вряд ли стоило делать это за полтора десятка лет, а не за 150, как это происходило в Англии.

Ни о какой отмене ЕГЭ речь теперь не идёт. «Если это не натаскивание, а то, чем должно быть, то это большой социальный лифт», – говорит министр. Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге в вузах учатся около 70 процентов иногородних студентов, что до введения ЕГЭ было практически невозможно. Другое дело, что систему нужно постоянно совершенствовать, чем, собственно, и занимается Минпросвещения.

Впрочем, консервативность образовательной сферы вовсе не означает, что не надо ничего менять. «Мы должны отвечать на вызовы, – считает Ольга Васильева. – Например, у нас десятки лет не обновлялась программа по физике и биологии. Эти вызовы будут учтены: мы не можем учить детей, не давая им знаний о современных представлениях науки».

Все вопросы – к людям

Ольга Васильева придаёт большое значение человеческому фактору. «Всё зависит от людей, – постоянно повторяет министр. – История – это люди». Огромное количество вопросов, которыми читатели или слушатели забрасывают министра, можно было бы адресовать местной администрации или директору школы.

Люди на местах распределяют стимулирующую часть учительской зарплаты, в результате чего в ряде школ это происходит несправедливо. Люди, занимающие руководящие позиции, принимают решение о введении или исключении ставки школьного психолога. Те же руководители школ решают собирать деньги на ремонт с родителей учеников – вместо того, чтобы искать возможность привлечь финансирование, например, за счёт многочисленных грантов. Муниципальные власти, в свою очередь, распределяют средства между учреждениями образования, ЖКХ и культуры, исходя из собственных представлений о важном и необходимом.

Такая же ситуация возникает с организацией сбора денег на школьные праздники и различные мероприятия. «На мой взгляд, ресторанные посиделки и бальные платья в четвёртом классе – это дичь, сходили бы с детьми на каток!» – говорит министр.

По мнению Ольги Васильевой, родителям следует принимать активное участие в жизни школы, но при этом не противодействовать, а стараться договориться и найти точки соприкосновения, не требовать невозможного, а быть соучастником.

«Человеческие отношения – великая вещь», – считает Ольга Васильева.

Правда, люди проявляют себя очень и очень по-разному. Как заметила министр, в России есть поговорка, которая с трудом переводится на другие языки: «Закон что дышло: куда повернёшь, то и вышло». Если находятся на местах учителя, которые не ставят перед собой задачу научить, не помогут ни новые образовательные стандарты, ни прекрасные учебники, ни оборудованная по последнему слову техники школа.

Развиваться духовно и интеллектуально

Девять принципов министра ВасильевойОльгу Васильеву спросили, не считает ли она, что учителя напрасно отговаривают политизированных подростков ходить на митинги. Министр возразила: «О какой политизации можно говорить, они что, массово читают философов? Чтобы быть политизированным, надо очень много знать, понимаете?»

По словам Васильевой, идеи должны базироваться на знаниях и опыте, а чтобы быть политизированным, нужно осознавать, против чего или за что ты выступаешь, какие идеи поддерживаешь. Увы, современные школьники плохо знают историю и литературу, а их участие в митингах – всего лишь использование взрослыми манипуляторами обычного подросткового протеста. И этому явлению нужно противостоять, прежде всего за счёт воспитания и интеллектуального развития детей в школе и дома.

Министр посетовала, что в последние годы изменилось отношение к учёбе как к таковой. С одной стороны, школьники целенаправленно изучают только те предметы, по которым им предстоит сдавать ЕГЭ. С другой – учителей оценивают по баллам, которые набирают их ученики: если в классе есть победитель олимпиады, учитель получает определённые бонусы. В конечном итоге и школьники утратили интерес к учёбе, и у учителей нет никакого стимула «зажечь» своим предметом весь класс.

По мнению Ольги Васильевой, с натаскиванием в школах нужно бороться: дети должны осваивать все предметные области, чтобы расширять интеллектуальный кругозор и не становиться ущербными.

Например, министр убеждена, что каждый человек должен знать историю страны, в которой живёт. «Правда, учебники дурацкие, – признала Васильева, – и мы будем много делать, чтобы они такими не были» (хотелось бы всё-таки услышать что-то о сроках: или тут, как на изменение экзаменов в Англии, тоже нужно 150 лет?  – прим. profiok.com).

Кроме того, каждый гражданин должен уметь излагать свои мысли, красиво писать на родном языке. Для этого в школах снова ввели сочинение.

Невозможно жить в современном мире без знания иностранного языка, поэтому с 2022 года вводится ещё один обязательный ЕГЭ. «Систему можно совершенствовать, но язык надо знать, без него нельзя», – убеждена министр.

Удивил Васильеву и вопрос о том, не пора ли посвятить время, отведённое на изучение основ религиозной культуры и светской этики, робототехнике или финансовой грамотности.

«Эти предметы никак не противоречат основам культуры, истории и литературы», – заявила министр, приведя в пример великого Льва Ландау, который устраивал с учениками-физиками музыкальные вечера.

«Без базового культурного пласта нельзя стать ни большим учёным, ни просто человеком», – убеждена Ольга Васильева.

Так что преподавание в школе основ православия и других религий – предмет культурологический. Более того, посещать его дети могут только с согласия родителей. По мнению министра, во всех религиях, да и в светской этике, есть схожие ценности. К тому же европейская культура зиждется на христианстве, и с этим литературным, архитектурным, историческим наследием должен быть знаком каждый образованный человек.

Быть добрее

Ольга Васильева считает, что дети с особенностями здоровья и инвалиды должны иметь возможность учиться в обычных школах. По мнению министра, должны существовать и коррекционные школы, и обычные школы с инклюзией.

«Школе не хватает добра и любви, – говорит Васильева. – Главная наша задача – чтобы общество стало добрее и помнило, что инвалидом может стать любой».

Верить в то, что делаешь

Девять принципов министра ВасильевойНа вопрос о результатах своей работы Ольга Васильева ответила, что каждодневная работа в команде шаг за шагом приносит результаты. «Что-то должно обязательно получиться, – говорит министр. – Я верю, что можно что-то изменить, у нас великая страна с великими традициями и великими людьми, и потенциал у нас колоссальный».

При этом министр убеждена, что для того, чтобы достичь результата, человеку нужно верить в то, что он делает.

«Если ты сам не веришь в то, что делаешь, не занимайся этим: ничего не получится», – резюмировала Ольга Васильева.

Рассказывая о личных планах, Васильева поделилась мечтой, которую она обязательно хочет осуществить в дальнейшей жизни, когда-нибудь потом, когда оставит пост министра. «Я занималась историей церкви XX века и у меня есть герой, о котором я хочу написать большую книгу, это митрополит Никодим (Ротов)», – рассказала Ольга Юрьевна.

Мы уверены: книга выйдет обстоятельной, глубокой и, безусловно, достойной прочтения. Но очень хочется, чтобы прежде чем приступить к реализации мечты, Ольга Васильева успела закончить то, что задумала реализовать в сфере образования. В период с 2016 года в российских школах многое изменилось к лучшему. И ещё больше предстоит сделать. Пусть министр работает!

P.S. ЦЭРС ИНЭС от души поздравляет Ольгу Юрьевну Васильеву с юбилеем и желает ей крепкого здоровья, а также многочисленных стратегических, управленческих, профессиональных и творческих удач!

При подготовке публикации использованы ответы Ольги Васильевой на вопросы зрителей в прямом эфире РБК и на деловом завтраке в «Российской газете» в декабре 2019 года. 

 

 

 

Для полноты картины читайте публикации profiok.com:

 

 
 
 
 
 



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=10833#ixzz6AzH7OrWC

Картина дня

наверх