15 декабря 2018 г. в Софийском соборе в Киеве состоялся пресловутый «объединительный собор» с целью объединения т.н. «трех ветвей украинского Православия» в некую «единую поместную церковь» при участии президента Петра Порошенко, который лично возгнездился в президиуме с духовенством, всем своим напыщенным видом демонстрируя полное «невмешательство» майданного режима во внутрицерковные дела.
Однако вместо обещанного «объединительного собора» состоялся «учредительный собор» филиала Константинопольского патриархата, созданного посредством подчинения Фанару двух раскольнических структур – УПЦ КП и УАПЦ, которые сугубо формально получили от Стамбула столь вожделенную «автокефалию», тогда как каноническая УПЦ проигнорировала данное мероприятие, несмотря на гонения со стороны властей, отлучив от Церкви митрополитов-предателей Симеона (Шостацкого) и Александра (Драбинко) за самовольное участие в этом псевдоцерковном шабаше.
Данное мероприятие проходило в закрытом режиме в стенах Софийского собора в сопровождении собравшейся на Софийской площади «группы поддержки» в 3-4 тыс. человек: по данным СМИ, основной костяк членов секты «Свидетелей получения Томоса» составляли бюджетники, согнанные в центр Киева при помощи административного ресурса для участия в этой чисто политической акции.
По его результатам, «предстоятелем» новой структуры в статусе «митрополита Киевского и всея Украины» был избран «митрополит Переяславский и Белоцерковский» раскольнической УПЦ КП Епифаний (Думенко) – «правая рука» лжепатриарха Филарета (Денисенко).
Избранный «предстоятель» должен получить Томос об автокефалии для «Объединенной православной церкви в Украине» 6 января 2019 г. из рук Константинопольского патриарха Варфоломея.
При этом о своем желании отправиться в «турецкий поход за Томосом» уже заявили президент П. Порошенко и «спикер со справкой» Андрей Парубий (куда же без него?).В этой связи «объединительный собор» следует расценивать как провальный для президента П. Порошенко и Константинопольского патриарха Варфоломея как главных организаторов церковной авантюры на Украине по заданию своих кураторов из США, поскольку Банковая и Фанар хотели видеть во главе новосозданной структуры собственных ставленников.
Как известно, П. Порошенко лоббировал кандидатуру митрополита Винницкого и Барского Симеона, который был единственным епископом канонической Церкви, не подписавшим Постановление Собора епископов УПЦ от 13 ноября 2018 г. о разрыве евхаристического общения с Фанаром.
Такое решение было принято в знак протеста против незаконного вторжения Константинополя на чужую каноническую территорию и попытки решать украинский церковный вопрос с участием власти и раскольников, игнорируя голос канонической Церкви. По этой причине Собор епископов УПЦ назвал невозможным участие епископата, духовенства и мирян в процессах по получению т.н. Томоса об автокефалии, при этом осудив Варфоломея за игнорирование призывов не узаконивать раскол под предлогом создания автокефалии.
В то же время патриарх Варфоломей лоббировал кандидатуру архиепископа Телмесского, представителя Константинополя при Всемирном совете церквей Иова (Гечи), в результате чего, по сведениям издания «Страна», между Банковой и Фанаром был достигнут компромисс по данному вопросу: П. Порошенко от имени Варфоломея предложил митрополиту Симеону стать заместителем руководителя будущей «поместной церкви», которую мог возглавить Иов.
Здесь нужно особо подчеркнуть, что демарш митрополита Симеона спровоцировал церковный бунт в Винницкой епархии: 15 ноября 2018 г. в Виннице прошло экстренное собрание духовенства, участники которого поддержали митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и заявили о полной поддержке решений Собора епископов УПЦ.
В этих условиях уже 19 ноября 2018 г. на собрании благочиния Винницкого района митрополит Симеон заверил священнослужителей Винницкой епархии, что собирается выполнять решения Собора епископов УПЦ, назвав их «обязательными для всех», однако вскоре отрекся от собственных слов и попросту предал православную веру.
По этой причине глава Информационно-просветительского отдела УПЦ, архиепископ Нежинский и Прилукский Климент (Вечеря) объявил, что митрополиты Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко), самочинно принявшие участие в «объединительном соборе», больше не принадлежат к канонической Церкви.
«К УПЦ они больше не имеют никакого отношения. Мы констатируем, что они перешли в раскол, и сообщим в поместные церкви, что в диптихе канонических епископов Украины они больше не значатся», - отметил владыка Климент.
Исходя из этого, основным выгодополучателем от состоявшегося мероприятия следует по праву считать печально известного расстригу Филарета, который фактически добился от Банковой и Фанара выполнения собственных требований, изложенных в письме на имя Варфоломея, опубликованном 16 ноября 2018 г. порталом Znaj.ua.
Как известно, в своем письме глава «киевского патриархата» выдвинул три главных условия для снятия своей кандидатуры на «объединительном соборе»: сохранение за собой пожизненного статуса «почетного патриарха», председательство на Священном Синоде новой «поместной церкви» и поддержка Константинополем кандидатуры «митрополита» Епифания.
Однако в ответ в Константинопольском патриархате, как говорилось в публикации портала Znaj.ua, отвергли эти предложения, поскольку «Вселенский Патриархат готов дать Томос об автокефалии только в руки своему ставленнику», более того, как сообщало издание, во избежание эксцессов Филарета якобы даже заставили не присутствовать на «объединительном соборе».
В конечном же итоге, все эти условия Филарета, по сути, были реализованы по итогам «объединительного собора»: главой новосозданной структуры избрали филаретовского ставленника Епифания, тогда как сам Филарет получил пожизненный титул «почетного патриарха» и пост «постоянного члена синода»новоявленной «объединенной автокефальной церкви», наряду с бывшим главой УАПЦ Макарием и бывшим митрополитом УПЦ Симеоном, в то время как главой синода стал Епифаний.
Перед нами – ремейк событий периода лихих 1990-х, когда Филарет попытался подмять под себя раскольническую «автокефальную церковь», объявив ее имущество собственностью новоявленного «киевского патриархата», созданного 25-26 июня 1992 г. на учредительном соборе в Киеве путем объединения подконтрольной ему части УПЦ и УАПЦ.
При этом сам Филарет формально довольствовался должностью «заместителя патриарха» новосозданной УПЦ КП, лицемерно изображая из себя «смиренного раба Божия», будучи на самом деле «серым кардиналом», сконцентрировав в собственных руках всю полноту реальной власти в этой схизматической группировке.
Разница заключается лишь в том, что в ту далекую пору Филарет временно подмял под себя конкурирующую раскольническую группировку при помощи государственной власти, регистрация Устава УАПЦ была восстановлена Советом по делам религий при Кабинете Министров 5 июня 1995 г., тогда как уже в наши дни ему удалось повторно достигнуть этой цели при помощи государственной власти и Константинопольского патриархата, которых расстрига использовал в качестве «полезных идиотов» для реализации собственных задач.
В то же время было бы наивным полагать, что именно Филарет будет безоговорочно «рулить» новой церковной группировкой, поскольку новосозданная структура, незаконно сформированная Константинопольским патриархатом путем объединения под своим омофором раскольников из УПЦ КП и УАПЦ, будет чисто формально называться «автокефальной».
Свидетельством тому служит утвержденный на «объединительном соборе» устав новой религиозной организации, который опубликовало агентство «РБК-Украина». Его предоставил изданию один из участников данного мероприятия, по словам которого, именно этот вариант устава был окончательно утвержден на «объединительном соборе».
Вместе с тем, как показывает анализ данного документа, он практически ничем не отличается от исходного проекта устава, подготовленного 27-29 ноября 2018 г. Синодом Константинопольской церкви.
Ключевые положения проекта устава опубликовало 4 декабря 2018 г. украинское издание «Вести», сообщив о том, что новая структура будет подчиненной Фанару митрополией, после чего уже 5 декабря 2018 г. эти сведения подтвердило греческое издание Romfea.gr. По его данным, т.н. «украинская поместная церковь» будет создана по модели Критской православной церкви (другое официальное название - Критская Архиепископия), имеющей статус полуавтономной церкви в составе Константинопольского патриархата.
Эти же нормы вошли в окончательный вариант устава, опубликованный агентством «РБК-Украина», согласно которому первым лицом фейковой «автокефалии» фактически станет Константинопольский патриарх, получивший право оказывать влияние на выборы Киевского митрополита, вмешиваться в работу Священного Синода, выдавать миро для таинства миропомазания, давать согласие на канонизацию святых, принимать апелляции от духовенства подконтрольной церковной структуры.
Судя по всему, из окончательной редакции устава исчезла норма о праве Константинопольского патриархата утверждать статуты церковных единиц новоявленной «поместной церкви», однако в документе сохранились положения о праве Фанара напрямую управлять приходами украинской православной диаспоры за пределами Украины и руководить собственными ставропигиями (независимыми от местной епархиальной власти) на территории самой Украины.
Документом также определено, что устав вступает в силу после предоставления Константинопольским патриархатом Томоса об автокефалии. При этом все спорные вопросы, которые не предусмотрены уставом и требуют урегулирования, будут рассматриваться смешанной комиссией, назначенной Вселенским патриархом и Автокефальной церковью в Украине, однако в случае возникновения противоречий между Киевом и Фанаром по вопросам применения устава преимущество принадлежит Томосу.
Такова история учреждения Стамбульского филиала в стенах Софийского собора, в результате которого Константинопольский патриархат в ходе очередного в многовековой церковной истории «разбойнического собора» объединил между собой две группировки раскольников в лице УПЦ КП и УАПЦ, ранее безуспешно пытавшиеся слиться в одно целое, в единую схизматическую структуры под собственным контролем.
Формальным главой этой лжецеркви был избран типичный «зиц-председатель» Епифаний, зависимый как от Банковой, так и от Фанара, за которым явно виднеется тень Филарета, получившего пожизненный титул «почетного патриарха» в новой раскольнической группировке, тогда как для полноты картины пожизненный титул «нечетного патриарха» следовало бы предоставить П. Порошенко, чтобы они совместно и управляли новосозданной структурой: расстрига – по четным, президент – по нечетным числам.
Главное – не перепутать, кто и когда из них будет «рулить» этой конторой «Рога и копыта» по заданию «Вашингтонского обкома»во избежание возможных конфликтов между двумя «великими комбинаторами», каждый из которых будет неизменно позиционировать себя в роли «главного томононосца», приписывая исключительно себе любимому «пэрэмогу» в деле подчинения двух раскольнических структур турецкоподданному патриарху Варфоломею, предпочитая не распространяться о том, что официальный отказ от участия в «объединительном соборе» единственной канонической Церкви сделал его незаконным сборищем.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Свежие комментарии