Единственный в мире российский атомный ледокольный флот переживает второе рождение. На «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге спущен на воду самый большой и самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика».
Крещение нового атомного ледоколапровел настоятель Николо-Богоявленского Морского собора, после чего спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко разбила бутылку шампанского о борт судна, а рабочие разрезали задержник, удерживающий атомоход на стапелях.
«Арктика» - головное судно проекта 22220, дающее начало группе «богатырей», которым предстоит ломать льды Северного Ледовитого океана. Ее планируется передать заказчику в конце 2017 года, следующие суда - в 2019 и 2020.
Из-за провала 1990-х в строительстве новых ледоколов возникла пауза, которая могла очень дорого обойтись в России: за последнюю четверть столетия ряд атомоходов был выведен из эксплуатации, и заменить их было нечем. Поэтому судостроителям приходится торопиться. Самый молодой на сегодняшний день ледокол «50 лет Победы» заложили аж 24 года назад, но в первое свое плавание отправился лишь в 2007 году. Затем некоторое время он находился в ремонте и сегодня готовится к первому своему путешествию в этом году.
Рабочее название самого типа новых ледоколов, первым представителем которого является «Арктика», - ЛК-60Я. Оно расшифровывается, как «Ледокол мощность 60 МВт с ядерной силовой установкой». Главные задачи судов проекта - обслуживание Северного морского пути и проведение арктических экспедиций.
«Арктика» – это уже не советская, а абсолютно новая российская разработка, проводившаяся в 2000-е годы с учетом особенностей эксплуатации ледоколов более старых серий.
Ледокол был заложен в ноябре 2014 года. Над ее созданием помимо специалистов «Балтийского завода», трудились представители ОКБМ им. И. И. Африкантова, ЦКБ «Айсберг» и ООО «НПО "ЛЭЗ"».
Длина корабля - 173,3 метра, ширина - 34. Водоизмещение составляет 33,5 тысяч тонн, что является абсолютным мировым рекордом. Экипаж судна составит 75 человек. Вести вперед его будет двухреакторная энергетическая установка с основным источником пара от реакторной установки «РИТМ-200» тепловой мощностью 175 МВт.
Помимо выдающихся размеров и мощности, особенностью кораблей данного типа является способность эффективно работать как на глубоководье, так и в руслах сибирских рек на мелководье. Добиться этого удалось благодаря использованию конструкторами переменной осадки.
Сколько бы ни построили ледоколов российские корабелы, востребованы они будут на все 100%. Проектов, в рамках которых они необходимы, сегодня более чем достаточно.
Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша:

В ближайшем будущем годовой объем перевозимых российскими ледоколами грузов будет составлять уже 10-15 миллионов тонн. И это не предел.
По оценкам американских экспертов, в Арктике находится сегодня порядка 30% неразведанных мировых запасов газа, 13% - нефти, 20% - газоконденсатов. И многие называют эти данные еще и заниженными. Азиатский и арктический регионы разведки углеводородов являются сейчас самыми перспективными. И по мере исчерпания известных месторождений, на которых добыча ведется уже много десятилетий, человечество двинется именно сюда. Поэтому законные права нашей страны на освоение Заполярья уже пытаются оспаривать не всегда добросовестные соседи, наращивающие помимо научной еще военную и экономическую активность в Арктике: США, Канада, скандинавские страны. И нам нужно быть готовыми указать зарвавшимся гостям на тот предел, пересекать который будет «невежливо».
Помимо сырьевых аспектов, в освоении Арктики есть и важнейшие инфраструктурные. Речь идет, в частности, о том, что в контексте происходящих сейчас климатических изменений уже в ближайшее время Севморпуть будет позволять экономить до 20% средств при доставке грузов из Тихого океана в Атлантический.
Американский эксперт Совета по международным отношениям Скотт Боргерсон:
«Если принять во внимание сборы за проход Суэцкого канала, стоимость топлива и другие показатели, определяющие тарифы на перевозки, Северный морской путь может снизить стоимость рейса крупного судна, перевозящего грузы в контейнерах, на целых 20 процентов — приблизительно с 17,5 до 14 миллионов долларов, что позволит сэкономить миллиарды долларов в год».
Кстати, останавливаться на достигнутом и ограничиваться ЛК-60Я Россия не собирается. Уже сейчас отечественные КБ заняты конструированием настоящих гигантов - атомоходов ЛК-110Я с вдвое более мощной силовой установкой, которые будут способны ломать лед толщиной до 3,7 метров и обеспечивать в одиночку, без поддержки второго ледокола, создание канала для провода крупнотоннажных грузовых судов. Подобных разработок больше нет ни у кого в мире.
Россия, захватившая еще в конце XIX века мировое лидерство в строительстве арктических ледоколов, создав благодаря усилиям адмирала Степана Макарова «Ермак», его уверенно сохраняет.
Итоги трудов российских ученых и кораблестроителей подвела сегодня глава Совета Федерации Валентина Матвиенко:

Олег Полевой
Свежие комментарии